Энсо искусство Дзен в чистейшем смысле — Художники
В большом материале о японской живописи Дзен мы вскользь упоминали о самостоятельном искусстве полуживописи полукаллиграфии Энсо. Настал момент уделить несколько больше внимания этому важному моменты искусства традиционной японской живописи.
Японский круг Энсо — вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.
Энсо — это картина круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс духовной реализации.
История японского круга началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.
Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: «Свет добродетели — навык не важен».
Хакуин Экаку (1685-1768)
Энсо, или Дзен-круг, является одной из наиболее привлекательных тем Дзен-искусства. Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: «форма и есть пустота, пустота и есть форма». Поэтому в картинах круга можно увидеть, что пустота и форма взаимозависимы и, по сути, определяют друг друга.
Ямада Рейрин (1970)
Пожалуй, наиболее простым из приведенных здесь примеров является живопись и подпись к ней Ямада Рейрин (умер в 1970-х): «Круг подобен Вселенной!»
Ранзан Сёрю (1718-1797)
Самый ранний пример картины Энсо кисти Ранзана Сёрю приведен на иллюстрации. Подпись гласит: «Вселенная замедляется; я склоняю голову».
Тоя (1960)
Не все произведения созданы известными людьми. Нет никаких упоминаний о жизни человека, создавшего картину, изображенную на иллюстрации 3. Известны лишь его имя и возраст (указаны в подписи на картине): «Все мудрецы из десяти направлений нашли это! Нарисовано 76-ти летним парнем Тоя, ранее Синкутсудзи.»
Канкей Дзёмин (1876-1934)
Один из методов медитации — просто сидеть и наблюдать за своими мыслями, а затем, после исчезновения мыслей, созерцать пустоту и тишину ума. Возможно, именно это хотел сказать Канкей Дзёмин: «Пробудить сознание, не давая ему обустроиться в другом месте».
Манней (1790-1860)
Энсо иногда представляет форму Луны, как и картина Маннея использует ее образ: «Кто может сказать, что мое сердце подобно Осенней Луне?».
Дзенские картины круга создаются как некий тип воплощения медитации в движении. Отсюда, в отличие от обыкновенных художников, стремящихся к разнообразию колористики и оригинальности композиции, художники Дзен обращаются к единственному образу снова и снова, используя один и тот же шаблон мазка кисти. Однако все круги друг от друга отличаются. Нет ни одного похожего. Их невозможно подделать.
Обезьяна Тайкю (1945)
Картина Тайкю (6) изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: «Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную».
Нантембо (1839-1925)
Энсо чаще всего рисуются пустыми внутри. Из-за это на двух последних картинах смысл кажется еще более усиленным. Надпись в круге Нантембо: «Мы рождаемся во вращающемся круге жизни. Сердце человека должно быть наполненным».
Айсан Синко (1740-1815)
Энсо Айсан Синко содержит внутри символ сердца. Подпись: «Оставайтесь сосредоточенными здесь и сейчас, тогда ничто не сможет нарушить покой».
Искусство Дзен сочетает слова и картинки, давая созерцателю намек на глубинный смысл. Цитата из опыта просветления Омори Роси дает дополнительные подсказки о реальном значении символизма Энсо:
«В нужное время, Ты сможешь прорваться к состоянию небытия. Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга. Но чтобы пребывать в центре бесконечного круга в человеческой форме, необходимо быть самим Буддой».
В живописи суми-э круги Энсо могут быть нарисованы двумя способами: как замкнутая окружность или в виде окружности с небольшим разрывом. Замкнутая окружность являет собой завершенную целостную совокупность опыта и жизни. Разорванная окружность указывает на несовершенство всех вещей, и мы должны прекратить стремление к совершенству.
Рисование начинается с легкого надавливания в «точке неподвижности». Далее, поворачивая запястье, кисть плотно прижимается к бумаге. Нажим кисти уменьшается в форме конической точки в конце Энсо.
Рисование картин Энсо дает замечательную возможность увидеть себя в конкретный момент, проявить, сделать явными, визуализировать некоторые черты своего характера.
Тэг:
zen-designer.ru
Значение татуировки энсо
Встречалось ли вам изображение разорванного круга? Как будто кистью кто-то рисовал и что-то его прервало? Это не незаконченный рисунок. Это энсо.
С геометрической точки зрения эта окружность совсем неидеальная. Но с духовной – абсолютно совершенна. Энсо, или дзен-круг, считается символом целостности, перерождения, внутреннего «Я», просветления, силы, изящности, пустоты и в то же время наполненности.
Для людей, которые глубоко увлечены буддизмом, энсо – важный символ. Сам по себе круг символизирует цикличность, повтор, взаимосвязь конца и начала, единение прошлого, настоящего и будущего. Внутренне пространство означает пустоту, которая со временем должна наполниться, в процессе саморазвития, самопознания.
Иногда в дзен-круг могут быть вписаны разные элементы:
• Дерево, как символ единения с природой, желания уйти от всего мирского и соединиться с силами окружающего мира, стать чище духовно, созерцать и наслаждаться этим. Владельцы таких татуировок не любят находиться среди людей, но их одиночество не доставляет им дискомфорта.
• Лотос – символ жизни, начала нового пути, возрождения. Татуировка энсо и лотоса означает соединение жизни и смерти, вечное существование и счастье.
• Точка в центре дзен-круга символизирует циферблат, время, его скоротечность. Те, кто имеют такую татуировку, управляют своей жизнью, временем, очень ответственны и знают, что делают.
• Знаком воинственности, силы духа, уверенности, стойкости, а иногда и агрессии выступает татуировка энсо, внутри которой изображен воин или дракон.
• Надписи внутри или рядом с тату энсо отображают жизненный девиз человека, желание соответствовать этим словам, черпать силу и энергию из них для достижения поставленных целей.
• Изображение монаха с энсо – символ мудрости и самопознания, стремления к духовному равновесию и внутренней гармонии.
Татуировка энсо универсальна, она одинаково подходит и мужчинам, и женщинам. Чаще всего изображение дзен-круга наносят на плечи, руки, ноги, грудь или спину. Традиционно это изображение довольно крупное по размеру, но маленькие варианты также встречаются и ничем не уступают масштабным тату.
Тату энсо достаточно лаконична в исполнении. Но при желании и взаимодействии с профессиональным тату-мастером можно создать уникальное изображение. Например, в технике акварель, дополнив рисунок размытыми цветными пятнами. Кроме того, можно экспериментировать, сочетая круг дзен с изображениями Будды, других восточных элементов. А учитывая, что символ энсо тесно связан не только с буддизмом, но и с японской каллиграфией, то не лишними будут и японские иероглифы в создании уникального эскиза тату.
Круг Дзен » Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать
Истина — это так просто.
1. Дзен — это понимание самого себя
Однажды в Провиденс Дзен Центр пришёл ученик из Чикаго и спросил Сеонг Сан Соен-са: “Что такое Дзен?”
Соен-са поднял свою Дзен палку над его головой и сказал: “Понимаете?”
Ученик сказал: “Я не знаю”.
Соен-са сказал: “Этот не- знаю- ум и есть вы. Дзен — это понимание самого себя”.
“Что вы понимаете обо мне? Учите меня”.
Соен-са сказал: “На кондитерской фабрике различные изделия выпекаются в форме животных, автомобилей, людей и самолётов. У всех у них различные названия и формы, но все они сделаны из одинакового теста, и одинаковы на вкус. Точно так во вселенной — солнце, луна, звёзды, горы, реки, люди и т. д. — имеют различные названия и формы, но все они сделаны из одной и той же субстанции. Вселенная организована в противоположные пары: свет и тьма, мужчина и женщина, звук и молчание, добро и зло. Но все эти противоположности одно и то же, потому что они сделаны из одной и той же субстанции. Их имена и формы различны, но субстанция одна и та же. Имена и формы созданы вашим мышлением. Если вы не думаете и не привязаны к имени и форме, тогда вся субстанция едина. Ваш не-знаю-ум обрезает всякое мышление. Это ваша субстанция. Субстанция этой Дзен-палки и ваша собственная субстанция одна и та же. Вы есть эта палка; эта палка есть вы.”
Ученик сказал: “Философы говорят, что такая субстанция — это энергия, или разум, или Бог, или материя. Что здесь истина?”
Соен-са сказал: “Четверо слепых пришли в зоопарк и навестили слона. Один слепой потрогал его бок и сказал: “Слон, как стена”. Другой слепой потрогал хобот и сказал: “Слон, как змея”. Следующий слепой потрогал ногу и сказал: “Слон, как колонна”. Последний слепой пощупал хвост и сказал: “Слон, как швабра”. И затем четверо слепых начали драться, так как каждый считал своё мнение правильным. Каждый понял только ту часть, которой коснулся; никто не понял целого.
Субстанция не имеет ни имени ни формы. Энергия, ум, Бог, материя — всё это имя и форма. Субстанция — это абсолют. Имея имя и форму, имеешь противоположности. Поэтому весь мир похож на тех слепых, дерущихся друг с другом. Непонимание себя — это непонимание истины. Вот почему между нами идёт борьба. Если бы все люди в мире поняли себя, они достигли бы абсолюта. Тогда во всём мире был бы мир. Мир в мире — это Дзен”.
Ученик сказал: “Как можно, практикуя Дзен, делать мир в мире?”
Соен-са сказал: “Люди желают денег, славы, секса, пищи и отдыха. Все эти желания — мышление. Мышление — это страдание. Страдание означает отсутствие мира в мире. Отсутствие мышления — это отсутствие страданий. Отсутствие страданий означает мир в мире. Мир в мире — это Абсолют. Абсолют — это Я”.
Ученик сказал: “Как я могу понять Абсолют?” Соен-са сказал: “Вы должны понять себя”.
“Как я могу понять себя?”
Соен-са поднял свою палку и сказал: “Видите это?”
Затем он быстро ударил по столу палкой и сказал: “Слышите это? Эта палка, этот звук и ваш ум — это одно и то же или разное?”
Ученик сказал: “Одно и то же”.
Соен-са сказал: “Если вы скажете, что это одно и то же, я ударю вас 30 раз. Если вы скажете, что это разное, я всё равно ударю вас 30 раз. Почему?”
Ученик молчал.
Соен-са закричал: “КАТЦ 1 !!!”
Потом он сказал: “Приходит весна, трава растёт сама собой”.
2. Круг Дзен
Однажды вечером в Провиденс Дзен Центре Сеонг Сан Соен-са произнёс следующую Дхармовую речь:
“Что такое Дзен? Дзен — это понимание себя самого. Что такое Я? Я объясняю Дзен с помощью круга. На этом круге отмечены 5 точек: 0, 90, 180, 270 и 360. 360 находятся в той же точке, что и 0.
Мы начинаем от 0 до 90. Это область мышления и привязанности. Мышление — это желание, желание — это страдание. Всё разделено на противоположности: добро и зло, красивое и некрасивое, моё и твоё. Мне нравится это; мне не нравится это. Я пытаюсь достичь счастья и избежать страдания. Поэтому жизнь здесь — это страдание, а страдание — это жизнь.
После 90 идёт область сознания или кармического я. Ниже 90 — привязанность к имени и форме. Здесь же привязанность к мышлению. До рождения вы были 0; сейчас вы 1; в будущем вы умрёте и опять станете 0. Поэтому 0 = 1, а 1 = 0. Все вещи здесь суть одно и тоже. Потому что они одной и той же субстанции. Все вещи имеют имя и форму, но их имена и формы пришли из пустоты и вернутся в пустоту. Это всё ещё мышление.
На 180 мышления нет совсем. Это опыт восприятия истиной пустоты. До мышления нет ни слов, ни речи. Поэтому тут нет ни гор, ни рек, ни Бога, ни Будды, совсем ничего. Там есть только …”. В этом месте Соен-са ударил по столу.
“Далее идёт вплоть до 270 область магии и чудес. Здесь находится полная свобода без каких-либо ограничений в пространстве и времени. Это называют живым мышлением. Я могу изменить тело в тело змеи. Я могу прокатиться на облаке до западных небес. Я могу ходить по воде. Если я хочу жизнь, я имею жизнь; если я хочу смерть, я имею смерть. В этой области статуя может кричать, почва не тёмная и не светлая, у дерева нет корней, у долины не эха.
Если вы остановитесь на 180, то вы привязываетесь к пустоте. Если вы остановитесь на 270, то вы привязываетесь к свободе.
В точке 360 все вещи такие, какие они есть; истина — просто как это. “Как это” означает, что тут нет никакой привязанности к чему бы то ни было. Эта точка находится там же, где точка 0. Мы прибыли туда, откуда начали. Разница в том, что 0 — это привязанное мышление, тогда как 360 — это мышление не привязанное.
Например. Вы ведёте машину с привязанным мышлением, ваш ум будет где-то ещё, и вы проедете красный свет. Не привязанное мышление означает, что ваш ум всё время ясен. Когда вы ведёте машину, вы не думаете, вы просто ведёте машину. Поэтому истина — просто как это. Красный свет означает “стоп”, зелёный свет означает, что можно ехать. Это интуитивное действие. Интуитивное действие значит действовать без всяких желаний и привязанностей. Мой ум, как чистое зеркало, отражает всё таким, каким оно есть. Приходит красное, и зеркало становится красным; приходит жёлтое, и зеркало становится жёлтым. Бодхисаттва. У меня нет желаний для самого себя. Мои действия для всех людей.
0 — это малое я. 90 — это Кармическое я. 180 — это пустотное я. 270 — это я свободы. 360 — это большое я. Большое я — это бесконечное время, бесконечное пространство. Поэтому там нет жизни, и нет смерти. Я хочу лишь спасти всех людей. Если люди счастливы, я счастлив, я счастлив; если люди печальны, я печален.
Дзен — это достижение 360. Когда вы достигнете 360, все градусы на круге исчезнут. Круг — это просто учебный инструмент Дзен. Он не существует в действительности. Мы используем его, чтобы упростить мышление и проверить понимание ученика”.
Затем Соен-са поднял книгу и карандаш, сказав: “Эта книга и карандаш одно и то же или разное? На нуле градусов они различны. На 90, поскольку все вещи — это одно, книга это карандаш, карандаш это книга. На 180 всё мышление обрезано, поэтому там нет ни слов, ни речи. Ответ только …”. Здесь Соен-са ударил по столу. “На 270, там совершенная свобода, поэтому хорошим ответом будет: книга сердится, а карандаш смеётся. Наконец, на 360 истина — просто как это. весна приходит, трава растёт сама собой. Внутри свет, снаружи тьма. Трижды три будет девять. Всё такое, какое оно есть. Поэтому ответ здесь: книга это книга, карандаш это карандаш.
Потому в каждой точке ответ будет разным. Каким будет правильный ответ. Вы понимаете?
Теперь вот вам ответ: все пять ответов не верны.
Почему?”
Подождав несколько секунд, Соен-са закричал: “КАТЦ !!!”, а затем сказал: “Книга синяя, карандаш жёлтый. Если вы поймёте это, вы поймёте самих себя.
Но, если вы понимаете самих себя, я ударю вас 30 раз. И, если вы не понимаете самих себя, я всё равно ударю вас 30 раз.
Почему?”
Подождав несколько секунд, Соен-са сказал: “Очень холодно сегодня”.
3. Моя Дхарма слишком дорого стоит
Однажды к Дзен Мастеру Хиянг Бонгу пришёл ученик и сказал: “Мастер, научите меня, пожалуйста, Дхарме”.
Хиянг Бонг сказал: “Извините, но моя Дхарма очень дорога”.
“Сколько она стоит”.
“Сколько вы можете заплатить?”
Ученик сунул руку в карман и вытащил несколько монет. “Это все мои деньги”.
“Даже, если вы предложите мне кучу золота, величиной с гору,” — сказал Хиянг Бонг, — “моя Дхарма всё же будет слишком дорога”.
Поэтому ученик ушёл практиковать Дзен. После нескольких месяцев усердной тренировки он вернулся к Хиянг Бонгу и сказал: “Мастер, я отдам вам всю свою жизнь, я сделаю для вас всё, я буду вашим рабом. Пожалуйста, учите меня”.
Хиянг Бонг сказал: “Даже если бы вы предложили мне 1000 жизней, моя Дхарма всё же стоила бы слишком дорого”.
Совсем отверженный ученик ушёл опять. Ещё через несколько месяцев усердной тренировки он вернулся и сказал: “Я дам вам свой ум. Теперь вы будете меня учить?”
Хиянг Бонг сказал: “Ваш ум — это сосуд с вонючими отбросами. Мне он не нужен. И даже, если бы вы предложили мне 10000 умов, моя Дхарма всё же стоила бы слишком дорого”.
Опять ученик ушёл, чтобы заниматься усердной тренировкой.
Через некоторое время он пришёл к пониманию, что вся вселенная пуста. Поэтому он вернулся к мастеру и сказал: “Теперь я понимаю, как дорога ваша Дхарма”. Хиянг Бонг сказал: “Сколько же она стоит?”
Ученик закричал: “КАТЦ !!!”
Хиянг Бонг сказал: “Нет, она дороже”.
На этот раз ученик, уйдя, был в полном смущении и глубоком отчаянии. Он поклялся не видеть Мастера вновь до тех пор, пока не достигнет высшего пробуждения. Со временем такой день пришёл, и он вернулся. “Мастер, теперь я действительно понимаю: небо синее, трава зелёная”.
“Нет, нет, нет”, — сказал Хиянг Бонг. “Моя Дхарма даже ещё дороже этого”.
Тут ученик разозлился. “Я уже понял, мне не нужна ваша Дхарма, вы можете запихать её себе в задницу!”
Хиянг Бонг засмеялся. Это ещё больше разозлило ученика. Он резко повернулся и бросился из комнаты. Когда он уже выходил через дверь, Хиянг Бонг позвал его: “Подожди минуточку!”
Ученик повернул голову. “Не потеряй мою Дхарму”, — сказал Хиянг Бонг.
Услышав эти слова, ученик просветлел.
4. Совет новичку
16 февраля, 1975 год.
Дорогой Соен-са-Ним.
В пятницу вечером я была на обсуждении, которое вы провели в Йеле с помощью двух учеников. Я была очень заинтересована просто увидеть вас, услышать ваши слова и увидеть других интересных лютей, потому что мой интерес к Дзен до сих пор развивался, благодаря моим собственным усилиям, и моё знание о нём приходило только из книг. При таком подходе Дзен казался далёким и непреложным к этому времени, к этой жизни. Это, в свою очередь, вызвало чувство, что мой интерес к Дзен — это нездоровая попытка убежать из этого мира, который я не понимаю. Встреча с другими живыми людьми, легко функционирующими в этом мире, погасила часть моих чувств и поддержала мой интерес к Дзен. Такое прямое соприкосновение с Дзен пробудило также целый поток вопросов о практике Дзен. Тут, наконец, мы подходим к сути этого письма.
Не можете ли вы порекомендовать особый метод Дза- дзен для новичка? Я около месяца практиковала, сидя и считая выдохи до 10. Рекомендуете ли вы продолжать мне этот метод, или надо сменить его? Не могли бы вы также дать совет о том, как надо действовать изо дня в день, пока не пришло полное понимание? Я пытаюсь делать то, что должно быть сделано, без отвлеченного мышления. Даже с некоторым успехом; но я не избавилась от убеждения, что существует или должна существовать, более конкретная линия поведения. В частности, я думаю о некоторых обязательствах, о которых я читала, 16 всего. Существуют ли все эти обязательства только для тех, кто достиг понимания — образа действия, которое исходит только из этого понимания? Или же они внешне приложимы и для человека без окончательного понимания, служа точкой отсчёта для действий на пути к достижению понимания.
Я читала также о том, что называется сейшн, в котором мирские люди проводят неделю или около того в храме или центре для того, чтобы практиковать и общаться с мастером. Проводят ли такие мероприятия ваши центры? Если да, то прошу сообщить детали. Я также встречаюсь с определёнными затруднениями в том, как соотносится фактическая практика с историей Дзен, словесные примеры и объяснения окончательного понимания и т. д. Я читала истории, примеры и объяснения настолько, что чувствую возможность интеллектуального согласия и воспринять их рассудком. Но я не понимаю все существом, потому что прямого опыта у меня не было. Поэтому, я согласна с теми, кто говорит, что мы не можем достичь понимания через слова; оно должно прийти через практику. Однако вы используйте слова, чтобы помочь ученикам понять. А я не понимаю. Читая, я думала и думала, и думала, и всегда натыкалась на ту же кирпичную стену, за которой слова пройти не могут. Поэтому, я довольно основательно прекратила попытки рассуждать о том, на что могут указывать слова, и стараюсь заниматься только практикой, т.е. сидеть в дза-дзен и думать о том, кто или что пишет эти слова, ест, спит и т. д. Но, может быть, я отказываюсь от слов, не используя их по-настоящему? Боюсь, что это путанный пересказ путанных мыслей, но, может быть, вы сможете видеть сквозь них мои заблуждения.
Я отняла у вас достаточно много времени, но очень хочу, чтобы вы уделили внимание моим вопросам.
Искренне. Патриция.
23 февраля, 1975 год.
Дорогая Патриция.
Спасибо за ваше письмо. Как вы поживаете?
В своём письме вы сказали, что прочли много книг о Дзен. Это хорошо. Но, если вы думаете, вы не сможете понять Дзен. Всё, что может быть написано в книге, всё, что может быть сказано — всё это мышление. Если вы думаете, тогда все книги о Дзен, все Буддийские сутры, все Библии — это слова демонов. Но, если вы читаете умом, который отбросил всякое мышление, тогда книги о Дзен, сутры и Библии — всё истина. Точно так же лай собаки или крик петуха: всё учит вас каждый момент, и эти звуки даже более хорошее учение, чем книги Дзен. Поэтому Дзен означает удерживать ум в состоянии до-мышления. Науки и академические учения идут после мышления. Мы должны вернуться к состоянию до-мышления. Тогда мы постигнем наше истинное Я.
В своём письме вы сказали, что вашей практикой было считать выдохи до 10. Этот метод ни хорош, ни плох, им можно пользоваться, когда сидишь. Но, когда вы ведёте машину, разговариваете, когда смотрите телевизор, когда играете в теннис, разве можно тогда считать свои дыхания? Сидеть — это лишь небольшая часть практики Дзен. Истинное значение сидячего Дзен — в том, чтобы обрезать всякое мышление и удерживать неподвижный ум. Поэтому я спрашиваю вас: “Кто вы? Вы не знаете; есть только: я не знаю”. Всегда держитесь этого незнающего ума. Когда этот незнающий ум станет ясным, тогда вы поймёте. Поэтому, если вы удерживаете его, когда ведёте машину, то это Дзен вождения машины. Если вы удерживаете его, когда вы разговариваете, то это Дзен разговора. Если вы удерживаете его, когда смотрите телевизор, то это телевизионный Дзен. Вы должны удерживать незнающий ум всегда и везде. Это истинная практика Дзен.
Великий путь не труден,
Если вы не делаете различия.
Отбросьте нравится и не нравится,
И всё станет совершенно ясно.
Поэтому отбросьте все мнения, всякое нравится, не нравится и держитесь лишь ума, который не знает. Это очень важно. Незнающий ум — это ум, который отбрасывает всякое мышление. Когда всякое мышление отброшено, вы становитесь пустым умом. Это до-мышление. Ваш ум до-мышления, мой ум до-мышления, всех людей умы до-мышления — одно и то же. Это ваша субстанция. Ваша субстанция, моя субстанция и субстанция всей вселенной становится одним. Поэтому дерево, гора, облако и вы становятся одним. Теперь я спрашиваю вас: “Гора и вы одно и то же, или разное?” Если вы скажете “то же самое”, я ударю вас 30 раз, если вы скажете “разное”, я всё равно ударю вас 30 раз. Почему?
Ум, который стал одним целым со вселенной, находится в состоянии до-мышления. “То же самое” и “разное” — слова противоположности; они идут из ума и разделяют все вещи. Вот почему я ударю вас, если вы скажете хоть так, хоть этак. Так какой же ответ будет хорошим? Если вы не понимаете, то какое-то время держитесь только незнающего ума и вскоре вы будете иметь хороший ответ. Если это случится, пожалуйста, пришлите его мне.
Вы спросили, почему я пользуюсь словами, чтобы учить, если понимание через слова невозможно. Если вы привязаны к словам, вы не можете вернуться к своему истинному “Я”. Если вы не привязаны к словам, то вы вскоре достигните просветления. Поэтому, если вы думаете, то слова очень плохи. Но, если вы не думаете, то все слова и все вещи, которые вы можете видеть слышать, обонять, ощущать на вкус или касаться, будут помогать вам. Поэтому для вас очень важно отбросить ваше мышление и вашу привязанность к словам. Вот стихотворение для вас:
Будда сказал, что всё имеет природу Будды.
Джо-Джу сказал, что у собаки нет природы Будды.
Кто прав?
Если вы откроете рот, то попадёте в ад.
Почему?
КАТЦ !!!
Облака поднимаются в небо,
Дождь падает вниз на землю.
Искренне ваш С. С.
P.S. Сейшн — это японское слово, означающее “медитационное уединение”. По-корейски это называется Йонг Менг Джонг Джин, что значит “во время сидения прыгать как тигр”. Мы проводим одно уединение каждый месяц в каждом из наших центров: 7-дневное уединение в Провиденсе с 1 по 7 число каждого месяца; и 3-дневные уединения в Нью-Хавене (начиная со 2-ой Пятницы каждого месяца), в Кембридже (начиная с 3-ей пятницы) и в Нью-Йорке (начиная с 4-ого четверга). Добро пожаловать на любое из этих уединений.
6 апреля, 1975 год.
Дорогой Соен-са-Ним.
Спасибо за ваш ответ, за ваше последнее письмо. Я пыталась делать как вы посоветовали, удерживая незнающий ум во время любой деятельности, но с трудом. Часто трудности, которые встречались, опускали меня. так как казалось почти невозможно расчистить весь мусор, который я накопила за все эти годы. Когда мой ум возвращается к вопросу о том, одно и то же или разное я и гора, я часто плачу и отступаюсь от ответа. Этот вопрос кажется довлеющим.
Вначале я была полна энтузиазма, была радостной, результативной. Мой энтузиазм рассеялся, я не очень радостна и не очень результативна. И понимание этого делает меня ещё менее радостной. Что вы посоветуете против упадка духа?
Жду, когда откроется Дзен Центр в Нью-Хавене. может быть, дружба и возможность поговорить с вами и другими оживит мою практику.
Очень искренне Патриция.
11 апреля, 1975 год.
Дорогая Патриция.
Спасибо за ваше письмо. Вы говорите, что трудно удерживать незнающий ум. Если вы проверяете свой думающий ум, тогда это трудно. Вы не должны проверять свой думающий ум. Мышление — о’кей; не заботьтесь об этом. Если вы не обеспокоены своим думаньем, тогда не трудно удерживать незнающий ум. Сначала вы сможете удерживать его лишь короткое время. Но, если вы практикуете искренно, то такие промежутки будут расти сами собой.
Ваш ум как море. Когда поднимается ветер, там очень большие волны. Когда ветер утихает, волны становятся меньше и меньше, и, наконец, ветер исчезает совсем, а море становится как ясное зеркало. Тогда горы, деревья и всё остальное отражаются на поверхности моря. Сейчас в вашем уме много волн-мыслей. Но, если вы продолжите практиковать незнающий ум, то это мышление будет постепенно становится меньше, пока, наконец, ваш ум не будет всегда ясным. Когда ум становится ясным, он похож на зеркало: приходит красное — и зеркало красное; приходит жёлтое — и зеркало жёлтое; приходит гора — и зеркало гора. Ваш ум — это гора; гора — это ваш ум. Это не два. Поэтому очень важно не быть привязанным как к мышлению, так и к отсутствию мышления. Вас не должно волновать ничего из того, что проходит в вашем уме. Всего лишь не горюйте и держитесь незнающего ума.
Вы сказали, что в начале вы были полны энтузиазма, а теперь вы разочарованы. Обе крайности не хороши. Это как с гитарной струной: если вы её перетянете, она выйдет из лада и скоро лопнет; если вы сделаете её слишком свободной, она тоже выйдет из лада и перестанет играть. Вы должны настроить её просто правильно. Ум Дзен — это повседневный ум. Вы должны удерживать этот ум во время любого действия — еда, разговор, игра в теннис, когда вы смотрите телевизор. Всегда удерживайте незнающий ум. Самое важное — как вы удерживаете свой ум вот в этот самый момент. Сиюсекундный ум. Если у вас есть свободное время, хорошо заняться сидячей медитацией. Если у вас нет свободного времени, тогда просто делайте Дзен-действия. Но будьте очень осторожны в отношении желания получить просветление. Это нехорошая Дзен-болезнь. Когда вы держите ясный ум, то вся вселенная — это вы, а вы — это вселенная. Поэтому вы уже достигли просветления. Хотеть просветления — это только думанье. Это нечто излишнее, всё равно, что пририсовывать ноги для змеи на картинке. Змея цельна, как она есть. Истина уже перед самыми вашими глазами.
Наш Дзен Центр в Нью-Хавене вскоре откроется. Очень верно, что контакт с другими учениками Дзен поможет вашей практике. Совместное действие очень важно для учеников Дзен. Совместные поклоны, совместное пение, совместное сидячее медитирование, совместный приём пищи — это значит, что ваша собственная ситуация, ваше положение и ваши мнения могут исчезнуть много легче. Работа Дзен — это становление пустым умом. Стать пустым умом значит потерять все свои мнения. Тогда вы испытываете настоящую пустоту. Когда вы испытаете настоящую пустоту, то вы достигнете своей правильной ситуации, своего положения, и своих правильных мнений. Надеюсь, что вы часто будете приезжать в Дзен Центр в Нью-Хавене, усердно тренироваться, вскоре достигните просветления и спасёте всех людей от страданий.
Искренне ваш С. С.
14 апреля, 1975 год.
Дорогой Соен-са-Ним.
Очень благодарю вас за ваш ответ на моё письмо. Оно очень поддержало меня и выправило мою практику и ум.
У меня всё ещё некоторые трудности в практике, тем не менее. Я в первый раз заинтересовалась Дзен около 4 месяцев назад, после чтения книг о Дзен. Эти книги послужили разрушением большинства остаточных верований в моей жизни и оттолкнули меня от берега. Тогда до меня дошло, что я ничего не понимаю, и всё оказалось под вопросом. Теперь, практикуя, если я спрашиваю “кто я?”, то я знаю, что я не знаю. Именно поэтому трудно с большой интенсивностью спрашивать в этом конкретном смысле. Я могу слушать и наблюдать, но чётко задать вопрос мне трудно, потому что у меня не конкретной точки, с которой задать вопрос. Наверное, меня заботит форма вопроса, которая не важна, и мне следовало бы, напротив, просто спрашивать в любой форме всем своим существом. Правильно это?
Есть ещё один момент, на который бы мне хотелось обратить внимание. Сейчас, когда я более полно понимаю Дзен как естественную функцию в моей жизни, я чувствую, как в меня вливается любовь от ваших писем, от Му Гака и других учеников, с которыми я говорила, и от меня самой. Я люблю свою семью и друзей как никогда раньше, и этот мир мне кажется более прекрасным, чем когда-либо я знала. Даже если я никогда не достигну просветления, всё же я могу быть благодарна Дзен-практике за то, что она подарила мне так много.
Искренне ваша, Патриция.
3 мая, 1975 год.
Дорогая Патриция.
Спасибо за ваше письмо. Извините меня, пожалуйста, за задержку ответа, но я до последнего времени был в Нью-Йорке, где прошло открытие нашего Дзен Центра, и ваше письмо мне не переслали. Поэтому я получил его только вчера.
Вы сказали, что мы помогли вашей практике. Это очень хорошо. Дзен-практика имеет величайшее значение. Вы должны решить практиковать и очень строго придерживаться вашего решения. Это требует большой веры, большого мужества и больших вопросов.
Что такое большая вера? Большая вера означает, что вы во всякое время удерживаете ум, который решил практиковать, при любых обстоятельствах. Это как курица, сидящая на яйцах. Она сидит на них, постоянно заботясь о них и давая им тепло, чтобы вылупились цыплята. Если она станет беззаботной или небрежной, яйца пропадут, и цыплята не вылупятся. Поэтому Дзен ум означает всегда и везде веру в себя. Я даю обет стать Буддой и спасти всех людей.
Затем, что такое большое мужество? Это означает свести свою энергию в одну точку. Это как кот, охотящийся на мышь. Мышь убежала в норку, но кот ждёт снаружи часами без малейшего движения. Он полностью сконцентрирован на мышиной норке. Это ум Дзен — отбросить всякое мышление и направить всю свою энергию в одну точку.
Затем, большой вопрос. Это как ребёнок, который думает только о своей маме, или человек, умирающий от жажды и думающий только о воде. Это называется Один Ум. Если вы вопрошаете с большой искренностью, то остаётся только незнающий ум.
Если вы будете держаться всех этих трёх условий — большой веры, большого мужества и большого вопроса — вы вскоре достигнете просветления. В своём письме вы сказали, что практика трудна. Это думанье. Дзен не труден. Если вы говорите, что он труден, это значит, что вы проверяли себя, проверяли свою ситуацию, своё положение, свои мнения. Поэтому вы говорите, что Дзен труден. Но если вы удерживаете ум, который до-мышления, то Дзен не труден. Он также не является лёгким. Он просто такой, какой он есть. Не создавайте трудного, не создавайте лёгкого. Просто практикуйте.
Вы сказали, что книги о Дзен, которые вы прочли, разрушили ваши верования. Это хорошо. Но разрушен — это не разрушены. Прежде ваш взгляд был замутнённым взглядом. Теперь это правильный взгляд. То, во что вы верили, раньше было подобно желанию удержать радугу. Но радуга вскоре исчезает. Она никогда в действительности не существовала. Все вещи подобны этому. Прежде вы считали, что все вещи существовали. Но сейчас вы понимаете, что все вещи — это пустота. Несмотря на это, вам надо сделать ещё один шаг. Вера или неверие, разрушены или не разрушены — это область противоположностей. Вы должны выбросить эти противоположности. Тогда истина будет — только как это. Вы сказали, что всё было разрушено. Но это “разрушено” всё ещё является привязанностью к имени и форме. Изначально существует только пустота. Там не ни разрушенного, ни не разрушенного. Это область Абсолюта. Абсолют — это истинная пустота. Истинная пустота существует до-мышления. До-мышление существует как это. Форма — это форма, пустота — это пустота. Поэтому ваш не знающий ум — Это истинная пустота, это до-мышление, это Абсолют, это ваше истинное “Я”. Названия все эти различны, но все они называют ясный ум. Изначально ясный ум не имеет ни имени, ни формы. Для него нет слов. Поэтому, если вы открыли рот, вы уже не правы. Вот почему всегда, когда Мастера Лин-чи спрашивали, он только кричал: “КАТЦ !!!”. Док Сан отвечал только ударяя спрашивающего. Ку Джи просто поднимал палец. Если вы не привязаны ни к “КАТЦ !!!”, ни к удару, ни к пальцу, тогда вы поймёте, что все эти действия указывают только на ясный ум. Невозможно объяснить ясный ум словами, поэтому Дзен Мастера для объяснения пользовались криком, ударом или поднятием пальца. Вам следует бросить это! КАТЦ — это только КАТЦ, удар — это только удар, палец — это только палец. Вы должны понять это. Когда вы говорите: “я знаю, что я не знаю”, то это не хорошо. Не проверяйте свой не знающий ум.
Жизнь — это Дзен. Но некоторые люди говорят, что жизнь — это страдания. В чем тут различие? Если вы создаете “Моя жизнь — это Дзен”, тогда ваша жизнь становится Дзен. Если еще кто-нибудь создает “Моя жизнь — это страдания”, тогда жизнь этого человека становится страданием. Поэтому все здесь зависит от того, как вы удерживаете свой ум прямо сейчас, вот в этот самый момент! Этот сиюсекундный ум длится и становится вашей жизнью, как одна точка длится и становится прямой линией. Вам нравится Дзен, ваша жизнь стала Дзен. Теперь вы думаете, что мир прекрасен. Если вы достигните просветления, то вы поймете, что все люди сильно страдают, поэтому, ваш ум тоже будет страдать. Это большое страдание. Поэтому вы должны вступить на великий путь Бодхисаттвы и спасти всех людей от их страданий. Надеюсь, вы будете держаться только незнающего ума всегда и везде. Тогда вы вскоре достигнете просветления и спасете всех существ. Вот вам вопрос: Некто однажды спросил Мастера Док Сана: “Что есть Будда?” Док Сан ответил: “Три фунта льна”. Что это значит.
Буду ждать хорошего ответа.
Искренне ваш С.С.
5. Внутри, снаружи
Однажды в четверг вечером, после Дхармовой беседы в Дзен Центре Нью—Хавена, ученик спросил Сеонг Сана Соен-са: “Похоже, что в Христианстве Бог находится вне меня, тогда как в Дзен, Бог внутри меня, поэтому Бог и я — одно. Правильно?”
Соен-са сказал: “Где внутри? Где снаружи?”
“Внутри — это здесь. Снаружи — это там”.
“Как вы можете разделить? Где граница?”
“Я внутри моей кожи, а мир снаружи ее”.
Соен-са сказал: “Это кожа вашего тела. Где кожа вашего ума?”
“У ума нет кожи”.
“Тогда же где ум?”
“Внутри моей головы”.
“Аа, ваша голова очень маленькая (громкий смех в аудитории). Вы должны держать свой ум большим, тогда вы поймете, что Бог, Будда, и целая вселенная умещается в вашем уме”. Затем, подняв свои часы, Соен-са сказал: “Эти часы снаружи вашего ума или внутри его?”
“Снаружи”.
“Если вы говорите снаружи — я ударю вас. Если вы говорите внутри — я все равно ударю вас”.
“Мне безразлично, — я все равно говорю: снаружи!”
“Если они снаружи, то откуда вы знаете, что это часы? Разве ваш ум вылетает из ваших глаз, касается часов и летит обратно?”
“Я вижу часы. Я — внутри, а часы — снаружи”.
Последовало несколько секунд молчания. Соен-са сказал: “Не создавайте внутри или снаружи. О’кей?”
“Ученик все ещё с сомнением поклонился.
6. Ребенок спрашивает о смерти
Однажды вечером, после долгой болезни умерла черная кошка с белым хвостом, которая жила в Кембриджском Дзен центре. Семилетняя дочка одного из учеников Сеонг Сана Соен-са была опечалена смертью. После похорони пения АМИТА БУДДЫ она пришла к Соен-са для разговора.
Соен-са сказал: “У тебя есть какие-нибудь вопросы?”
Гита сказала: “Да. Что случилось с Катци? Куда она ушла?”
Соен-са сказал: “Откуда ты пришла?”
“Из живота моей мамы”.
“Откуда пришла твоя мама?”
Гита молчала.
Соен-са сказал: “Всё в этом мире приходит из одного и того же. Это как кондитерская фабрика. Много разных видов производится — львы, тигры, слоны, дома, люди. Они все имеют разную форму и разные названия, но все они сделаны из одного и того же теста и одинаковы на вкус. Поэтому все различные вещи, которые ты видишь — кошка, человек, дерево, солнце, этот пол — все эти вещи в действительности одно и то же”.
“А что они такое?”
“Люди дают им много различных названий. Но сами они не имеют имен. Когда ты думаешь, то все вещи имеют разные названия и разные формы. Но когда ты не думаешь, то все вещи — одно и то же. Нет слов для них. Люди делают слова. Кошка не скажет: “Я кошка”. Люди скажут: “Это кошка”. Солнце не скажет: “Мое имя — Солнце”. Люди скажут: “Это Солнце”. Поэтому, когда кто-нибудь спросит тебя: “Что это?” Как тебе следует ответить?”
“Мне не нужно пользоваться словами”.
Соен-са сказал: “Очень хорошо! Тебе не следует пользоваться словами. Поэтому, если кто-нибудь спросит тебя: “Что есть Будда?” Какой будет хороший ответ?”
Гита молчала.
Соен-са сказал: “Теперь ты спроси меня”.
“Что есть Будда?”.
Соен-са ударил по полу.
Гита засмеялась.
Соен-са сказал: “Теперь я спрашиваю тебя: “Что есть Будда?””
Гита ударила по полу.
“Что есть Бог?”
Гита ударила по полу.
“Что такое твоя мама?”
Гита ударила по полу.
“Что есть ты?”
Гита ударила по полу.
“Очень хорошо! Именно из этого созданы все вещи в мире. Ты, и Будда, и Бог, и твоя мама и целый мир, все это — одно и тоже”.
Гита улыбнулась.
Соен-са сказал: “У тебя есть еще какие-нибудь вопросы?”
“Вы все еще не сказали мне, куда ушла Катци”.
Соен-са наклонился вперед, посмотрел ей в глаза и сказал: “Ты уже понимаешь”.
Гита сказала: “О!” и ударила по полу очень сильно. Затем она засмеялась.
Соен-са сказал: “Очень, очень хорошо! Именно так ты должна отвечать на любой вопрос. Это истина”.
Гита поклонилась и вышла. Открывая дверь, она повернулась к Соен-са и сказала: “Но я не собираюсь отвечать таким образом в школе. Я буду отвечать как нужно!”
Соен-са засмеялся.
Отрывок из книги
Сеонг Сан «Посыпание Будды пеплом. Учение Дзен» (zip, 159 Kb)
yaunikum.ru
Круг дзен (энсо) / Дзэн, Чань / Мир Адвайты
Однажды вечером в Провиденс дзен-центре Сунг Сан Сон Са Ним произнес следующую речь Дхармы:«Что такое дзен? Дзэн — это понимание себя самого. Что такое «Я»? Объясню дзен с помощью круга. На этом круге отметим 5 точек: 0°, 90°, 180°, 270° и 360°. 360° находятся в той же точке, что и 0°.
Мы начинаем от 0° до 90°. Это область мышления и привязанности. Мышление — это желание, желание — это страдание. Все разделено на противоположности: добро и зло, красивое и некрасивое, мое и твое. Мне нравится это, мне не нравится это. Я пытаюсь достичь счастья и избежать страдания. Поэтому жизнь — это страдание, а страдание — это жизнь.
От 90° до 180° идет область сознания или кармического «я», область привязанности к имени и форме. Здесь же привязанность к мышлению. До рождения вы были 0, сейчас вы 1, в будущем вы умрете и опять станете 0. Поэтому 0 = 1, а 1 = 0. Все вещи здесь суть одно и то же. Потому что они одной и той же субстанции. Все вещи имеют имя и форму, но их имена и формы пришли из пустоты и вернутся в пустоту. Это все еще мышление.
На 180° мышления нет совсем. Это опыт восприятия истиной пустоты, «до-мышление» т.е. нет ни слов, ни речи. Поэтому тут нет ни гор, ни рек, ни Бога, ни Будды, совсем ничего. Есть только… (в этом месте Сон Са Ним ударил по столу).
Далее идет область вплоть до 270°, область магии и чудес. Здесь находится полная свобода без каких-либо ограничений в пространстве и времени. Это называют живым мышлением. Я могу превратить свое тело в тело змеи. Я могу прокатиться на облаке до западных небес. Я могу ходить по воде. Если я хочу жизнь, я имею жизнь; если я хочу смерть, я имею смерть. В этой области статуя может кричать, почва не темная и не светлая, у дерева нет корней, у долины нет эха.
Если вы остановитесь на 180°, то вы привязываетесь к пустоте. Если вы остановитесь на 270°, то вы привязываетесь к свободе. В точке 360° все вещи такие, какие они есть, истина — «просто как это». «Как это» означает, что нет никакой привязанности к чему быто ни было. Эта точка находится там же, где точка 0°. Мы прибыли туда, откуда начали. Разница в том, что 0° — это привязанное мышление, тогда как 360° — это мышление не привязанное.
Интуитивное действие — это, значит, действовать без всяких желаний и привязанностей. Мой ум, как чистое зеркало, отражает все таким, каким оно есть. Приходит красное, и зеркало становится красным; приходит желтое, и зеркало становится желтым. Бодхисаттва означает, что у меня нет желаний для самого себя, мои действия для всех людей. 0° — это малое «я». 90° — это кармическое «я». 180° — это пустотное «я». 270° — это «я» свободы. 360° — это большое «я». Большое «я» — это бесконечное время, бесконечное пространство. Поэтому там нет жизни и нет смерти. Я хочу лишь спасти всех людей. Если люди счастливы, я счастлив, если люди печальны, я печален.
Дзэн — это достижение 360°. Когда вы достигнете 360°, все градусы на круге исчезнут. Круг — это просто учебный инструмент дзен. Он не существует в действительности. Мы используем его, чтобы упростить мышление и проверить понимание ученика.
Затем Сон Са Ним поднял книгу и карандаш: Эта книга и карандаш одно и то же или разное? На нуле градусов они различны. На 90°, поскольку все вещи — это одно, книга это карандаш, карандаш это книга. На 180° все мышление обрезано, поэтому там нет ни слов, ни речи. Ответ только (удар по столу.) На 270° совершенная свобода, поэтому хорошим ответом будут слова: «Книга сердится, а карандаш смеется». Наконец, на 360° — истина «просто как это». Весна приходит, трава растет сама собой. Внутри свет, снаружи тьма. Трижды три будет девять. Все такое, какое оно есть. И ответ здесь: «Книга это книга, карандаш это карандаш».
Потому в каждой точке ответ будет разным. Каким будет правильный ответ. Вы понимаете? Теперь вот вам ответ: все пять ответов не верны. Почему?
Подождав несколько секунд, Сон Са Ним закричал: «КАТЦ!!!» Книга синяя, карандаш желтый. Если вы поймете это, вы поймете самих себя.
Но, если вы понимаете самих себя, я ударю вас 30 раз. И, если вы не понимаете самих себя, я все равно ударю вас 30 раз. Почему?»
Подождав несколько секунд, Сон Са Ним сказал: «Очень холодно сегодня».
(Круг Дзен
Я пустоты
Нет формы и нет пустоты
3×3 = 0
180
!
Я свободы
Я кармы
270×1 = 0
3×3 = 10000 90
0 малое я
3×3 = 9
360
большое Я
3×3 = 9)
Митчел Стефан — Посыпание Будды пеплом(Учение Дзен Мастера Сеонг Сана) -PDF
advaitaworld.com
Энсо / Дзэн, Чань / Мир Адвайты
Созерцая аватарку Nobody я задумался…«а что это за кружок такой?» и вот влекомый любопытством набрел на статью с которой и решил вас ознакомить, возможно кто-то также задавал себе вопрос «ачто же этоза кружок такой?»))))voskresenye.beon.ru/14693-704-net-nu-kak-vam-jeto-nikneim-kotor.zhtml
«… Продолжая тематику работ мастеров Дзен, первым делом я коснусь важного момента. Почти во всех картинах и каллиграфических работах просматривается этот, можно сказать, ключевой аспект, идея. Речь идет об Энсо (яп. «круг») — это каллиграфический символ в виде окружности, обычно и ассоциируемый с дзен. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, Вселенную, его еще называют кругом просветления.
Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — считается, что характер и мастерство художника проявляется в том, как он рисует энсо. Только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо.
В поэме Синдзинмэй (SHINJINMEI) мастера дзен Созана (Sozan) есть слова:
…
Если мы останемся на двух концах, то как сможем понять целое?
Если не сконцентрироваться на первоначальном, то достоинства двух концов будут потеряны.
Не останавливайтесь на обоих предрассудках и не ищите дуализма.
…
В тексте идет глубокое понятие, что круг — словно громадное пространство, не испытывая недостаток ни в чем, и ничто не держа в избытке — всё уравновешенно. Это утверждение часто и используется на картинах с энсо.
Самое раннее упоминание энсо в живописи Дзен берет свое начало приблизительно в восьмом столетии.
Монах cпросил Мастера Исана (Isan) показать что представляет собой просветление, пробуждение, каким образом это можно изобразить? На что Мастер с недоумением ответил: «Это — прямо перед твоим носом, почему я должен пытаться выразить это посредством кисти и чернил?»
Тогда монах обратился к другому мастеру — Киозану (Kyozan) для разъяснения. Киозан на куске пергамента нарисовал круг и сказал: «Думая, размышляя над этим и поняв это — лучшее второе; не думая, не размышляя над этим и поняв это — лучшее третье»* (но он не сказал, что является лучшим первым).
После того круги Дзен стали центральной темой искусства Дзен. Энсо изображают в разнообразнейших формах: от ровного симметричного круга к целиком кривому и смазанному (порой в несколько мазков), от тонкого и деликатного к толстому и массивному. У большинства картин есть сопровождающая надпись, которая дает зрителю «намек» относительно окончательного значения специфического круга Дзен.
Можно выделить некоторые первичные типы Энсо:
1. Зеркало Энсо: простой круг, без сопроводительной надписи, опираясь только на интуицию зрителя. Я так понимаю, что наблюдающий сможет увидеть в этом свою суть, свое отражение, от того и название — зеркало.
2. Вселенское Энсо: круг, который представляет собой космос, воплощение абсолюта.
3. Лунный Энсо: полнолуние, яркое и ясное, молча иллюминируя все существования без дискриминации, символизирует просвещение человека, пробуждение Будды — своего естества.
4. Нулевой Энсо: все есть одно (а точнее не-два) и все есть ничто, время и пространство «пусты», и в то же время они порождают все существование.
5. Колесо Энсо: все меняется, ничто не постоянно, вся жизнь вращается подобно колесу.
6. Сладкий кекс Энсо: круги дзена глубоки но они не абстрактны: быть просветленным, и проживание повседневной жизни, — «попивание чая со сладким кексом», — это есть одно и тоже, это есть истинный дзен.
7. «Что является этим?» Энсо («What is this?» enso): чаще всего в живописи Дзен использовалась надпись рядом с Энсо, значение которой было приблизительно таковым: «Не позволяй другим наполнить вашу голову теориями о Дзен; обнаружьте значение для себя!»…»©
advaitaworld.com
Тату Энсо или Дзен-круг — Tattoo Today
Энсо — это обычная окружность, которую рисует дзен-буддистский монах. Он не идеален, в математическом смысле этого слова, но он совершенен — наполнен энергией чистого духа, жизненной силой мастера.
Только человек, находящийся в состоянии полного слияния с существованием, по традиции дзен, способен на это. Многие корпорации берут себе за основу своим логотипом изображение энсо, визуализируя его каждый день, наполняя его предельно лаконичную форму абсолютного своими устремлениями. «Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга». Тату энсо выражает собой истинную таковость, шпаргалку в облик реальности, в своё первоначальное лицо, настоящий момент времени, здесь и сейчас. Помнить что мир прост и наполнен, находится в равновесии и гармонии, у всего есть конец и начало, под всеми масками есть истинная природа реальности. Суть просветления, с точки зрения психонейроиммунологии, когда человек через свои внутренние состояния (свои эмоции, психологическое отношение, образность и намерения) корректирует свою физиологию, своим эмоциональным состоянием и мироощущением. Слиться с энсо — означает постигнуть суть своего истинного «я».
tattootoday.org
Tanaharshi Zen Кадзуаки круги | Йога сети
Кисть погружается в жидкость, блестящие. Мастер с облегчением, непрерывное движение, кланяется вверх. В том же режиме что при вдыхании преобразует в выдохе, есть пауза, незаметные в саммите, а затем кисть возвращается к Джиро и мало-помалу идет о принципе. По Конча сосен Пей
Танахасши Кадзуаки Это главный японский каллиграф, Дзен Мастер, автор и переводчик буддийских текстов с японского и китайского на английский. Это пионер жанра под названием «картина движения», а также создатель красочные круги «ЭНСО» (Zen круги). Его манера письма с гастролями многие международные выставки, галереи, музеи и университеты по всему миру. Танахасши также редактировал несколько книг трудов Догэн (ваш перевод) Shobogenzo Он взял его 20 лет). Его первая встреча с Сюнрю Судзуки был в 1964 году, прочитав книгу Suzuki Zen разум, разум для начинающих, сказал: «наконец видел Shobogenzo язык является языком, который является простым и очень ясно». Она помогла заметно Дзэн подготовки учителей, как Джон Дайдо Лури. Он является членом Всемирной Академии науки и искусства, но принципиально это эколог, пацифист и Неутомимый работник.
http://www.brushmind.net/index.html
Конничива Казуаки Танахасши Sen (Бьенвенидо мастер Казуаки Танахасши) на эти страницы, которые не являются круги…
Круги во всех частях работы, видели и не видел, микроскопические, телескопические, клеточный и небесной. Круги нас в природе и в человеческих изобретений, в духе и в искусстве, в мистическую силу, которая сопровождает все времена и все культуры. Они представляют собой космос, циклический характер жизни, полноте бытия, основным источником, который работает как в Священный символ и Священный инструмент, в небе и в воздухе.
По всей Азии и Западного сознания — понял, что круг Инь и Ян Даосский символ — представляет мужчин и женщин, всех противопоставлений мира, где все вращается в жизни. В кругу маленький черный круг в середине черный есть белый круг. Ничего не хватает, ничего не так много, все непрерывно вращается в сфере бесконечности.
Поттер сосредоточены кусок глины на токарном станке, слайд пальцы на обеих сторонах глины вверх, как повороты совершенной горы. По искусству магии кажется круглой ступицу стены тонкие круглые. Трава душицы нити сплетаются формирования корзины; клубок шерсти — круглая нить, чтобы быть вплетены. Круги являются все ремесла из всех видов и ритуальных искусств мира: колеса медицины, Dreamcatcher коренных народов Северной Америки, спираль татуировки маори Новой Зеландии, сангаку, предкрылки древесины, формируя круги и эллипсы в аллюзии к современной pre-matematicas Японии, эфемерной пигментированной «мечтатели» Австралия песчаные круги , картины круг Hildegaard фон Бинген, мечи в Джуди Чикаго ужин тарелки и ювелирные изделия, серьги, цепочки, браслеты и все «кольцо», что символ союза между целостностью и вечности. Действительно неисчерпаемый разнообразие культурных смыслов через тысячи лет истории человечества, и все они сходятся с точки зрения тишины спиннинг колесо.
Мы находимся в нашей круглой планеты, потому что мы всегда даем обратно к солнцу, круги чувство, что мы поддерживаем и освободить нас, циклы лунные приливы, времена года, рождения и смерти, выгоды и потери, ингаляции и выдоха. Мы бросили камень в пруд и летающих кругах волны. Наши предки вышли из своих пещер и круглой формы круги судов предложили им сделать гнезда, скалы и цветы под небесной сферы. Они сделали раунд жилье: в севере иглу; в условиях умеренного климата Типи, в разгар Африки грязи хижина; в Европе, каменные круги. С изобретением круга вина с богатой фантазией архитектуры: колесо, сверкающие купола и минареты ислама, купол скалы в Иерусалиме, Парфенон греческих и римских соборов с его сверкающими куполами, указывая ввысь, башни Европы с розовым окнами, куполов до современных резиденций. Может быть, это было усилия по рационализации иррациональных, которая привела к значительным изменениям в архитектуре кругах наши улицы, наши дома, наши городской среды.
Круги являются основой нашей социальной организации от короля Артура священных танцев. Мы танцевали в круг, символ единства и целостности. У нас есть энергия круга, узоры, ритмы и танцевальные шаги… чувство глубокую связь с собой, другими и мире. Мы в кругу дома и являются страхование, что сами и разделяют нашу энергию с нашей, будь это медитация в тихом движение игривый смех. Наши круги создают сакральных пространств. Мы имеем внутри нас круг и создать и воссоздать наш космос и наши реалии через Священное пространство.
Он был в Риме, в XIV веке, когда Папа Бенедикт планирует заказать серию картин о Сан-Педро; Я хотел, чтобы выбрать лучший артист земли. Придворный был отправлен в Сиену и Флоренцию, чтобы встретиться с несколькими мастерами живописи и мозаики и принести репрезентативные образцы. Когда он пришел к мастерской Джотто, он заимствовал, небольшой рисунок чтобы показать Pope. Giotto немедленно взял лист бумаги, смоченной в красной чернилами и держа его руку, прочно сделал идеальный круг. Он вернулся в суд и сказал: «Вот рисунок для папы». Придворный сказал ему: «Нет больше рисунок это?». «Это достаточно и тоже»,-сказал Джотто. Когда папа увидел круг, он заявил, что Джотто является крупнейшим художником своего времени.
Giotto, круг представляет само совершенство. Это был образ Божественного милосердия, Господь абсолютного квинтэссенцию. В живописи эпохи Возрождения, круг изобилует. Николай Кузанский говорит, что круг «символ которого окружность нигде не и чей центр везде, круг бесконечного радиуса».
Какова разница, учитель, дзен или ЮОЭН круг и мазком Азии, асимметричный, аритмия, непредсказуемая, вне центра?
ЭНСО отличается от совершенства и полноты понимания, прямой и спонтанное разум безусловные, просветил выражение, неограниченное присутствие. Путь мудрости self линейна, достигнет взаимопонимания через концентрическое полей и связанных фигур. Когда мы говорим о концентрации на одной точке, сами слова уже говорят, возвращение к центру. Для достижения этой цели, сами слова подразумевают способность сосредоточиться центр и отказ от нашей привязанности к линейным процессом. Только тогда, по-видимому, появляется ответ на наши ноги, что привело нас вниз извилистый путь: «Oh, я достиг отправной точкой, — мы говорим-. Он был там все время.»
Расскажите мне о Sunryu Suzuki…
Когда он был игуменом Дзэн центра Сан-Франциско, он был одним из первых учителей Дзэн в западе и приближается к его смерти. Ученик опустился на колени рядом с ним и спросил его: «Роси, где мы встретимся снова?». Изношенные руки мастера вышли из-под одеяла, ладони вместе и проведение пальцем в воздухе, нарисовал круг в воздухе… Возвращение воедино свои руки снова. Он воплощал жизни практики Дзэн и буддийского понимания этого простого жеста. Позже друг спросил ученик, что мастер имел с этим. По словам Zen: «Не знаю»; По словам Юмор Дзэн, возможно, хотел сказать что-то вроде: «Посмотрите на ваш вокруг».
ЭНСО?
ЭНСО в учитель или символический круг, рисунок без следа в воздухе или вытягивать кисти на белой бумаге, показывая полноте бытия, не обусловлено танец ума. Форма возникает из вакуума, поддерживает вакуум и, глядя на круг, только мы понимаем пространство внутри и вокруг линии огромного бесформенного realm.
Каков круг?
Zen круг выражает ум просыпаются и яркий, дома, в целостности настоящего момента. Ее ориентир природных является полная луна. В XIII веке Eihei Догэн Дзен Мастер сказал: «просветление, как отражение луны в воде. Луна не мокрой или воды разбивает его. Хотя его свет большая и широкая, луна отражается даже в лужу дюйма в ширину. Луны и неба, отражены в каплях росы на траве и даже капля воды». От радикальной простота их ЭНСО для них отправить их, все технологии духовного буддизма, СМИ, работающих на пробуждение истинную природу вселенной, что является Шуньята: вакуум плодородный, неограниченное.
Слово Мандала в санскрите означает круг и круг Эзотерический буддизм, как и в Западной религиозной иконографии, обращается с высокой точностью. Мандалы являются визуальными представлениями мистического объединения наиболее мощных ритуальных инструментов космоса. Это архитектурный чертеж священного пространства, дворец, особняк. Мандала активируется через специальные методы медитации и чтение секретных мантр для божеств, представляющих.
Круг как мандалы представляют собой пересечение — земное царство жадности, гнева и невежество — сансары и нирваны — царство освещения через последовательные изображения в кругах в квадраты и круги.
И нулевой что можете ли вы сказать мне?
На экзотерической уровне математики, оглядываясь назад в историю мы находим, что круг, который мы называем ноль, уже используется вавилонян, это был простой заполнитель. В его системе count однако, является проклятием для греческого. Бесконечные полномочия ноль и вакуум мощные греки. Отклонение к нулю, западные человек дал свое видение вселенной прочность. Индия обнял его, был не боится бесконечной или значение nothing. Это большая разница между Востоком и Западом.
Затем западные человек не сделал никогда мир с нуля?
Архитектор Филиппо Брунеллески был первым, чтобы создать реалистичные магический квадрат через точку схода, но на этом раннем этапе математики знали немного больше, чем Художники на свойства zero. На самом деле Леонардо да Винчи написал руководство для рисования в перспективе… Ноль изменила мир искусства
Давайте вступить в ноль, мастер?
Давайте иметь круг как точка отсчета. Для мастер Дзэн и художник-это же человек-круг вводится и открывает через найти яркие с этим временем.
Что является круговая картина для вас?
Это акт сопереживания и социальной совести, поскольку это означает, что духовный союз. Иногда даю людей, которые умрут круг, чтобы напомнить им о целостности его жизни и полнота его любви. Круг является катализатором для исцеления, даже когда не все попытки вылечить болезнь. Глубокий и сознательное дыхание является основной формой тела, чтобы войти в круг. Через изучение медитативный искусства, с помощью кисти, я узнал, что визуализировать дыхание улыбаться и петь, что действие является полезным.
Многие из этих визуальных исцеления медитации под названием чудеса каждый момент, в честь дожа. Мы являемся дыхание жизни. Не каждое дыхание накопление бесчисленных чудес? Это не каждая встреча плод неизвестных чудес?
Вы говорили о «сострадания кругов»…
Проект был представлен в хосписе Калифорнии, в июле 2006 года. Рисовать круги это простое упражнение, чтобы помочь тем, кто имеет серьезное заболевание или умрёт, включая те, которые сопровождают их в процессе смерти. Это простое упражнение можно узнать, воспитателей и тем самым значительную выгоду от релаксации, внимания и внимания во время операции или процесс умирания. Осознавая ценность жизни в каждый момент, пациенты могут уменьшить ваши тревоги и сохранить свою жизненную силу. Пациент нарисовать круг и является бесконечным способом выражения сострадания.
Вы, мастер Танахасши, славится своей общественных работ, его гигантские круги…
Да, они мои визуальный вклад в дело мира и экологической активности. Они имеют большой и приглашаю ассоциаций различного происхождения, рас, возрастов, национальностей, пола и религии для участия в процессе. Как круг Организации Объединенных Наций. Эти проекты представляют собой священный взаимосвязанность всей жизни и указывают на необходимость обратить внимание на уязвимость нашей планеты и всех ее форм жизни в это время. Ликвидировать разрыв, иллюзорное между художественного творчества и духовной истины, исследования и сообщества.
Некоторые обвинили его «искусство пропаганды»?
Да, как только он выступает на группы по искусству и духовности и говорит, что слово «пропаганда», касающееся моего искусства было преднамеренным мистификацией. Если мы хотим иметь дело с проблемами мира, справедливости и искусство, все должно быть этические и органические. Иногда мы создаем искусство для искусства, и иногда мы считаем необходимым отправить сообщение. В период глобального кризиса, катастрофы или войны художник должен сделать выбор. Мы должны выбрать где поставить наше искусство и где могут иметь большую выгоду.
Круг является напоминанием о том, что каждый момент не только настоящее, но и включает в себя все прошлые моменты и ответственности, что один имеет на будущее. Наше видение и воображение может создать позитивный и надежды в будущем.
Аригато ГОДЗАИМАС (спасибо). Жаль, что я могу видеть вас скоро в Испании, мастер. Благодарим вас за вашу щедрость.
Конча сосны Пей
P.S. Спасибо Шерри Chayat для своей книги Бесконечные обет: Путь Дзэн Soen Накагава.
www.yogaenred.com