Архангелы — это… Что такое Архангелы?
Архангелы — Архангелы. Ангел златые власы . новгородская икона 12 в. Русский музей. АРХАНГЕЛЫ (греческое, единственное число archangelos), старшие ангелы. Архангел Михаил . Икона московской школы. Музеи Московского Кремля … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Архангелы — (иноск. шутл.) блюстители порядка полиція (намекъ на карающаго Архангела, изгнавшаго прародителей изъ рая). Ср. Чего заорали, чертовы угодники? Забыли, что здѣсь не въ лѣсу? Городъ здѣсь, ярманка! Оглянуться не успѣешь, какъ съѣдутъ съ берега… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АРХАНГЕЛЫ — (греческое, единственное число archangelos), старшие ангелы … Современная энциклопедия
АРХАНГЕЛЫ — (греч. ед. ч. archangelos) (ангелоначальники), одна из категорий ангелов … Большой Энциклопедический словарь
АРХАНГЕЛЫ
Архангелы — (греч. «ангелоначальники»), в христианских представлениях старшие Ангелы; в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо Дионисием Ареопагитом (V нач. VI вв.), А. восьмой из девяти чинов ангельских (занимают… … Энциклопедия культурологии
Архангелы — У этого термина существуют и другие значения, см. Архангел (значения). Собор архангела Михаила (русская икона, XIX век) Архангел ( … Википедия
архангелы — (иноск. шутл.) блюстители порядка, полиция (намек на карающего архангела, изгнавшего прародителей из рая) Ср. Чего заорали, чертовы угодники? Забыли, что здесь не в лесу? Город здесь, ярманка! Оглянуться не успеешь, как съедут с берега архангелы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
архангелы — (греч., ед. ч. archángelos) (ангелоначальники), одна из категорий ангелов. Христианская традиция называет по имени трёх старших архангелов: Михаила (военачальника), Гавриила (посланника) и Рафаила (целителя). * * * АРХАНГЕЛЫ АРХАНГЕЛЫ (греч., ед … Энциклопедический словарь
Архангелы — в христианстве «старшие» ангелы. В структуре ангелов восьмой из девяти «ангельских чинов». Известен архангел Михаил основной противник дьявола. Архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил выполняют свои специфические функции … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
spiritual_culture.academic.ru
Архангел Гавриил — это… Что такое Архангел Гавриил?
Арха́нгел Гаврии́л — один из ангелов в иудаизме (Гавриэль (ивр. גַּבְרִיאֵל)) и христианстве (греч. Αρχάγγελος Γαβριήλ), а также в исламе (где он известен под именем Джабраил). Это имя означает буквально «Всевышний — сила моя».[1]
В иудаизме
В иудаизме Гавриэль — один из четырёх ангелов (Гавриэль, Михаэль, Уриэль и Рефаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Уриил и Рафаил), стоящих по четырём сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира (Ханох 9, 1). Эти четыре архангела, которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе.
Каждые три колена Израиля имеют своих ангелов-хранителей в лице этих четырёх архангелов (Бэмидбар Рабба 2, 10). Михаэль и Гавриэль защищают евреев от преследователей (Ялкут Хадаш 57б) и молятся перед Божьим престолом о благополучии всего рода человеческого и об освобождении еврейского народа из неволи. [1]
Кроме того, Гавриэль играет роль ангела смерти. Он приходит как посланник «верховного суда» за праведниками с идеально ровным ножом в руках и забирание им души праведников сравнивается с «кошерной шхитой». За грешниками же приходит Самаэль с зазубренным ножом и то, что делает Самаэль с грешниками, — это «шхита некошерная».[2]
В христианстве
Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. |
Кроме того, согласно церковному преданию, архангел Гавриил передал Деве Марии весть о её кончине за несколько дней до неё.[3]
На иконах архангел Гавриил часто изображён с цветущей райской ветвью или лилией. Также встречаются изображения со сферическим зеркалом в руке, а порой со свечой внутри светильника. Архангел Гавриил часто изображается на северных дверях иконостаса. Также он — один из щитодержателей на Гербе Российской империи.
Джабраил открывает Мухаммеду Коран (Ночь предопределения) — Коран (66:4).
Образ в искусстве
- В кинематографе и на телевидении
- «Легион» — архангел Михаил противостоит другому архангелу — Гавриилу, восставшему против плана Бога, пожелавшего уничтожить людей.
- «Константин: Повелитель тьмы» — в роли нефилима — потомка смертной женщины и архангела Гавриила — актриса Тильда Суинтон. Здесь он показан как пытающийся превратить Землю в ад, сговорившись с сыном Сатаны.
- «Ангел Света» — архангел Гавриил — Божественный вестник — послан с небес, чтобы вновь разжечь утраченный Свет и низвергнуть власть Тьмы.
- телесериал «Сверхъестественное» — архангел Гавриил представлен как воюющий за человечество.
- «Пророчество» — архангел Гавриил возглавляет одну из сторон в войне ангелов. Он ненавидит людей за то, что Бог дал им душу, и Гавриил хочет уничтожить человечество.
- «Ван Хельсинг» — архангел Гавриил (Гэбриэл), левая рука Бога, послан на землю уничтожить первого вампира — графа Дракулу. Во время первой битвы он отсек у Дракулы палец с печаткой и взял её себе. По сюжету фильма, не помня кто он на самом деле, назывался Ван Хельсингом, до тех пор когда Дракула рассказал о его прошлом.
Интересные факты
22 сентября 1972 года папа римский Павел VI подписал апостольское письмо архиепископу венскому, по которому Архангел Гавриил является патроном почты и филателии. По ходатайству венского архиепископа на основании этого письма австрийская почта издала в 1973 году почтовую марку с изображением архангела (1490 год) и текстом «Архангел Гавриил — защитник и патрон филателии».[4]
См. также
Примечания
Ссылки
biograf.academic.ru
Михаил Архангел — это… Что такое Михаил Архангел?
Архангел Михаил (מיכאל) | |
---|---|
«Михаил Архангел, побеждающий дьявола», Рафаэль, 1518 год | |
Пол: | мужской |
Толкование имени: | «Кто как Бог?» |
В иных культурах: | Микаил (ислам) |
Занятие: | архангел, предводитель небесных воинств |
Упоминания: | три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды — в послании ап. Иуды (9) и один раз в Откровении св. Иоанна |
Связанные события: | Страшный суд; битва с драконом, преследовавшем Жену Апокалипсиса |
Атрибуты: | изображается попирающим дьявола; в рост — с доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами |
Характерные черты: | крылат |
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. מיכאל, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Празднование — 19 (6) сентября, 21 (8) ноября.
Этимология и интерпретация имени
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. מלאך «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».
«Ми ка эл» (ивр. מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Канонические тексты
Ветхий Завет
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:- «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
- «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
- А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. |
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».[2] Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».[3]
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним |
Христианская эсхатология
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[4] на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел Христианские апокрифы).
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.[5] Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».[6]
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.[7]
Апокрифические сказания
Книга Еноха
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
|
Еврейские апокрифы
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом[9].
Христианские апокрифы
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
|
|
- «Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое».[13] Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В еврейской традиции
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль.
В исламе
Персидская миниатюра. Пророк Магомет в окружении четырех ангелов
В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.
Почитание в христианстве
В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.[15]
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитатся как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.[16]
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).[17]
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил.[17] Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
Страж рая
Дабы он к Древу Жизни не простер |
Джон Мильтон. «Потерянный рай» |
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах.[18] На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.[19] Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
|
Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».[20]
Чудеса и явления архангела Михаила
«Чудо архангела Михаила в Хонех»,византийская икона, начало XII века
- Чудо архангела Михаила в Хонех:
Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью.[21]Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).[22]
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
- Спасение Сипонта:
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.[23]
- Спасение отрока близ Афонской горы:
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.[23]
- Спасение наследника:
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получит крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.[7]
- Спасение Новгорода:
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. [24] Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».[25]
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[26]
- Чудо о Флоре и Лавре:
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[27] Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
Празднование
Православная церковь
Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).
Католическая церковь
В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние Века он считался обязательным, но c XVIII века утратил своё значение торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:
Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии (Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии)
В годы контрреформации Архангел Михаил стал символом воинствующего католицизма.
Источники образа
Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»[14].
В мистике и оккультизме
«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра»[14].
В искусстве
В изобразительном искусстве
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.[28] Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.[29]
Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».
Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
Знаменитые скульптуры
В архитектуре
См. Список церквей и соборов, освященных в честь архангела Михаила
В геральдике
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева [30], а также ряда других городов и изображён на их гербах.
В фалеристике
Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера
В топонимике
- Архангельск — город, названный в честь архангела Михаила.
- Многочисленные топонимы, включающие часть Сан-Мигел (порт. яз.), Сан-Мигель (исп. яз.) и Сан-Микеле (итал. яз.)
В литературе
В кинематографе
Фильм «Майкл» — о возвращении архангела на землю в ХХ в. В роли Михаила — Джон Траволта.
В музыке
- Архангел Михаил — один из персонажей рок-оперы «Жанна д’Арк»
Примечания
- ↑ Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- ↑ Соборное послание Святаго Апостола Иуды (Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина)
- ↑ А. Традиго. Иконы православной церкви. Образы, сюжеты, символы. 2008. С.46-47
- ↑ Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей
- ↑ Филипп Арьес Час смерти. Память о жизни // Человек перед лицом смерти.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1992
- ↑ Молитвы ко Святому Архангелу Михаилу
- ↑ 1 2 Гомилия об архангеле Михаиле
- ↑ Книга тайн Еноха
- ↑ Война сынов света против сынов тьмы
- ↑ Евангелие от Никодима
- ↑ Откровение Павла
- ↑ Хождение Богородицы по мукам
- ↑ Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова
- ↑ 1 2 3 Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
- ↑ Архангелы (статья в Православной энциклопедии
- ↑ Мифы народов мира. М., 1982. С. 160
- ↑ 1 2 Ткач С. Св. Михаил Архангел
- ↑ Архангел Михаил, с деяниями в 20-ти клеймах
- ↑ Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель святой Троицы (Из наследия преподобного Андрея Рублева)
- ↑ Из «Золотой легенды»
- ↑ Преподобный Архипп Херотопский
- ↑ Чудо в Хонех: история и святыни // Московские епархиальные ведомости. 2004 г. № 9-10
- ↑ 1 2 Чудеса архангела Михаила
- ↑ Историки считают, что поход Батыя на Новогород был остановлен весенней распутицей, которая заставила его уйти в Половецкие степи
- ↑ Волоколамский патерик
- ↑ Фрагменты из книги «Жанна д’Арк» Марии Йозефа, Крук фон Потурцин. Стр. 86
- ↑ Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре
- ↑ Фартусов В. Д. Руководство к написанию икон святых угодников. М., 1910, стр.226
- ↑ Архангел Михаил // Христианская икона. Центр Восточнохристианской культуры
- ↑ В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dal.academic.ru
Михаил (архангел) — это… Что такое Михаил (архангел)?
Архангел Михаил (מיכאל) | |
---|---|
«Михаил Архангел, побеждающий дьявола», Рафаэль, 1518 год | |
Пол: | мужской |
Толкование имени: | «Кто как Бог?» |
В иных культурах: | Микаил (ислам) |
Занятие: | архангел, предводитель небесных воинств |
Упоминания: | три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды — в послании ап. Иуды (9) и один раз в Откровении св. Иоанна |
Связанные события: | Страшный суд; битва с драконом, преследовавшем Жену Апокалипсиса |
Атрибуты: | изображается попирающим дьявола; в рост — с доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами |
Характерные черты: | крылат |
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. מיכאל, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Празднование — 19 (6) сентября, 21 (8) ноября.
Этимология и интерпретация имени
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. מלאך «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».
«Ми ка эл» (ивр. מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Канонические тексты
Ветхий Завет
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
- «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
- «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
- А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. |
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».[2] Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».[3]
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним |
Христианская эсхатология
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[4] на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел Христианские апокрифы).
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.[5] Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».[6]
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.[7]
Апокрифические сказания
Книга Еноха
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
|
Еврейские апокрифы
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом[9].
Христианские апокрифы
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
|
|
- «Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое».[13] Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В еврейской традиции
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль.
В исламе
Персидская миниатюра. Пророк Магомет в окружении четырех ангелов
В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.
Почитание в христианстве
В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.[15]
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитатся как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.[16]
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).[17]
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил.[17] Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
Страж рая
Дабы он к Древу Жизни не простер |
Джон Мильтон. «Потерянный рай» |
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах.[18] На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.[19] Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
|
Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».[20]
Чудеса и явления архангела Михаила
«Чудо архангела Михаила в Хонех»,византийская икона, начало XII века
- Чудо архангела Михаила в Хонех:
Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью.[21]Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).[22]
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
- Спасение Сипонта:
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.[23]
- Спасение отрока близ Афонской горы:
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.[23]
- Спасение наследника:
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получит крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.[7]
- Спасение Новгорода:
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. [24] Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».[25]
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[26]
- Чудо о Флоре и Лавре:
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[27] Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
Празднование
Православная церковь
Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).
Католическая церковь
В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние Века он считался обязательным, но c XVIII века утратил своё значение торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:
Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии (Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии)
В годы контрреформации Архангел Михаил стал символом воинствующего католицизма.
Источники образа
Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»[14].
В мистике и оккультизме
«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра»[14].
В искусстве
В изобразительном искусстве
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.[28] Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.[29]
Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».
Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
Знаменитые скульптуры
В архитектуре
См. Список церквей и соборов, освященных в честь архангела Михаила
В геральдике
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева [30], а также ряда других городов и изображён на их гербах.
В фалеристике
Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера
В топонимике
- Архангельск — город, названный в честь архангела Михаила.
- Многочисленные топонимы, включающие часть Сан-Мигел (порт. яз.), Сан-Мигель (исп. яз.) и Сан-Микеле (итал. яз.)
В литературе
В кинематографе
Фильм «Майкл» — о возвращении архангела на землю в ХХ в. В роли Михаила — Джон Траволта.
В музыке
- Архангел Михаил — один из персонажей рок-оперы «Жанна д’Арк»
Примечания
- ↑ Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- ↑ Соборное послание Святаго Апостола Иуды (Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина)
- ↑ А. Традиго. Иконы православной церкви. Образы, сюжеты, символы. 2008. С.46-47
- ↑ Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей
- ↑ Филипп Арьес Час смерти. Память о жизни // Человек перед лицом смерти.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1992
- ↑ Молитвы ко Святому Архангелу Михаилу
- ↑ 1 2 Гомилия об архангеле Михаиле
- ↑ Книга тайн Еноха
- ↑ Война сынов света против сынов тьмы
- ↑ Евангелие от Никодима
- ↑ Откровение Павла
- ↑ Хождение Богородицы по мукам
- ↑ Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова
- ↑ 1 2 3 Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
- ↑ Архангелы (статья в Православной энциклопедии
- ↑ Мифы народов мира. М., 1982. С. 160
- ↑ 1 2 Ткач С. Св. Михаил Архангел
- ↑ Архангел Михаил, с деяниями в 20-ти клеймах
- ↑ Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель святой Троицы (Из наследия преподобного Андрея Рублева)
- ↑ Из «Золотой легенды»
- ↑ Преподобный Архипп Херотопский
- ↑ Чудо в Хонех: история и святыни // Московские епархиальные ведомости. 2004 г. № 9-10
- ↑ 1 2 Чудеса архангела Михаила
- ↑ Историки считают, что поход Батыя на Новогород был остановлен весенней распутицей, которая заставила его уйти в Половецкие степи
- ↑ Волоколамский патерик
- ↑ Фрагменты из книги «Жанна д’Арк» Марии Йозефа, Крук фон Потурцин. Стр. 86
- ↑ Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре
- ↑ Фартусов В. Д. Руководство к написанию икон святых угодников. М., 1910, стр.226
- ↑ Архангел Михаил // Христианская икона. Центр Восточнохристианской культуры
- ↑ В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
Архангел Михаил — это… Что такое Архангел Михаил?
Архангел Михаил (др.-евр. מִיכָאֵל) | |
---|---|
«Михаил Архангел, побеждающий дьявола», Рафаэль, 1518 год | |
Пол: | бесплотный дух, изображается в виде юноши или мужчины |
Период жизни: | вечность от сотворения |
Толкование имени: | «Кто как Бог?» (в значении «никто не равен Богу») |
Имя на других языках: |
|
В иных культурах: | Микаил (ислам) |
Занятие: | архангел, предводитель небесных воинств |
Упоминания: | пять раз в Библии (Дан.10:13,21, Дан.12:1, Иуд.1:9 и Откр.12:7-9) |
Связанные события: | Страшный суд; битва с драконом, преследовавшим Жену Апокалипсиса |
Атрибуты: | изображается попирающим дьявола; в рост — с доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами; в деисусных чинах может изображаться безоружным, с зерцалом в руке. |
Характерные черты: | крылат |
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. מִיכָאֵל, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов (см. Почитание в христианстве).
Празднование — 6 (19) сентября, 8 (21) ноября
Этимология и интерпретация имени
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».
«Ми ка эл» (др.-евр. מִיכָאֵל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Канонические тексты
Ветхий Завет
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
- «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
- «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
- А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. |
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого это сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождение или Вознесение Моисея».[2] Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».[3]
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним |
Христианская эсхатология
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[4], на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел Христианские апокрифы).
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.[5] Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».[6]
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.[7]
Апокрифические сказания
Книга Еноха
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
|
Еврейские апокрифы
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом[9].
Христианские апокрифы
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
|
|
- «Апокрифическое Откровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гавриил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое»[13]. Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В еврейской традиции
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль.
В исламе
Персидская миниатюра. Пророк Магомет в окружении четырёх ангеловВ Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.
Почитание в христианстве
В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла[15].
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо[16].
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину)[17].
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил[17]. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
Страж рая
Дабы он к Древу Жизни не простер |
Джон Мильтон. «Потерянный рай» |
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах[18]. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая[19]. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
|
Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде»[20].
Чудеса и явления архангела Михаила
«Чудо архангела Михаила в Хонех»,византийская икона, первая половина XII века
- Чудо архангела Михаила в Хонех:
Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью[21]. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие)[22].
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.
- Спасение Сипонта:
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее на гору Гарган с огнём, дымом и молниями. Это что устрашило их и обратило в бегство.[23] Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от арианской ереси.[24]
- Спасение отрока близ Афонской горы:
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.[24]
- Спасение наследника:
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.[7]
- Спасение Новгорода:
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород.[25] Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».[26]
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[27]
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[28] Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
Празднование
Православная церковь
Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).
Католическая церковь
В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:
Папа Лев XIII распорядился читать после каждой читаной мессы (missa lecta) ряд молитв, в том числе молитву архангелу Михаилу. В современном ординарном чине мессы чтение этих молитв не предусмотрено.
Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии (Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии)
В годы контрреформации Архангел Михаил стал символом воинствующего католицизма.
Источники образа
Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»[14].
Архангел Михаил в немецких верованиях
Этот персонаж Нового Завета, победитель Сатаны, считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан).
Установленный церковью День Святого Михаила (29 сентября) находится в тесной связи со старинным германским обычаем отмечать праздником окончание уборки урожая.
Изображение архангела, начиная с IX века, неизменно присутствует на боевых знамёнах. Существует легенда, что победа при Лехфельде в 955 году была одержана благодаря вмешательству Архангела на немецкой стороне (апокалиптическая битва Михаила с сатаной воспринималась, как «первое деяние воинской и рыцарской доблести»[29]). В этой битве у города Аугсбурга Оттон Великий нанёс сокрушительное поражение мадьярам, что существенно ослабило постоянную угрозу созданной им Священной Римской империи германской нации (возникла в 962 году, когда Оттон был коронован в Риме папой Иоанном XII как император) со стороны воинственных венгров.
В немецком искусстве имеется тенденция проведения параллели между архангелом и победителем червя-дракона легендарным национальным героем Зигфридом[30][31].
В мистике и оккультизме
«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра»[14].
В искусстве
В изобразительном искусстве
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.[32] Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.[33]
Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».
Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».
Образ архангела Михаила присутствует в сюжетах, где силы небесные сослужат Христу. Так, в изводе «Служба святого Василия Великого» святителю предстоят архангелы в диаконских облачениях и с покровенными руками. Архистратиг изображается на иконах «Собор архангелов», «Собор архангела Михаила», а также в композициях, составной частью которых являются ангельские силы, например, Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе»[34].
Знаменитые скульптуры
В архитектуре
См. Список церквей и соборов, освященных в честь архангела Михаила
В геральдике
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева[35], Малоархангельска, Архангельской области, а также ряда других городов и изображён на их гербах.
В фалеристике
Британский орден изображает Михаила, попирающего ЛюцифераВ топонимике
- Архангельск — город, названный в честь архангела Михаила.
- Многочисленные топонимы, включающие часть Сан-Мигел (порт. яз.), Сан-Мигель (исп. яз.) и Сан-Микеле (итал. яз.)
В литературе
В кинематографе и на телевидении
- Фильм «Фауст» (1926) — В роли Михаила — Вернер Фуэтерер.
- Фильм «Майкл» (1996) — о возвращении архангела на землю в XX в. В роли Михаила — Джон Траволта.
- Фильм «Gabriel» (в России в прокат вышел под названием «Ангел Света») — о битве архангелов и падших ангелов. В роли Михаила — Дуэйн Стивенсон (Dwaine Stevenson).
- Фильм «Пророчество II» (1998), в роли Михаила Эрик Робертс.
- Фильм «Легион» (2010) — Михаил (Пол Беттани) защищает человечество от ангелов и архангела Гавриила, присланных Богом для истребления рода людского.
- Телесериал «Сверхъестественное» — Дин Винчестер и Адам Миллеган являются оболочками Михаила.
- Телесериал «Зена — королева воинов» (1999—2001) — Архангел Михаил (Чарльз Мешуа) даёт главной героине Зене способность убивать бессмертных.
- Телесериал «Удивительные странствия Геракла» (1999) — Архангел Михаил (Чарльз Мешуа) вызывает четырех всадников апокалипсиса для уничтожения человечества.
- В сериале Секунда до… (2007) Архангел Михаил (Александр Тютин) — руководитель бригады «ангелов на договоре», которые, вмешиваясь в течение жизни, пытаются предотвратить распространение зла.
В музыке
- Архангел Михаил — один из персонажей рок-оперы «Жанна д’Арк»
См. также
Примечания
Литература
- Серова И. Архангел Михаил и ангельское воинство. СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2011. 192 с., 7000 экз., ISBN 978-5-389-02519-6
Ссылки
dik.academic.ru
Архангел Уриил — это… Что такое Архангел Уриил?
У этого термина существуют и другие значения, см. Архангел Уриил (значения).
Архангел Уриил (др.-евр. אוּרִיאֵל) | |
---|---|
Архангел Уриил, Собор Рождества Богородицы, Дионисий | |
Пол: | бесплотный дух, изображается в виде юноши или мужчины |
Период жизни: | вечность от сотворения |
Толкование имени: | «свет Божий», или «Бог свет есть» |
Имя на других языках: | др.-греч. Αρχάγγελος Ουριήλ ивр. אוּרִיאֵל |
Занятие: | архангел, один из семи высших Ангелов |
Упоминания: | три раза в Библии (Езд.4:1-35, Езд.5:20, Езд.10:28) |
Атрибуты: | изображается держащим огненный пламень в руке. |
Характерные черты: | крылат |
Урии́л (ивр. אוּרִיאֵל — «свет Божий, или Бог свет есть») — в христианской традиции один из семи архангелов.
Упоминание в Библии
В канонических текстах Библии не упоминается. Во второканонической 3 книге Ездры IV, 1; V, 20; Χ, 28) — ангел, посланный от Бога к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих. Также упоминается в апокрифической книге Еноха, где он описывается как один из святых ангелов, ангел грома и колебания (Енох 4:20).
Образ в православной традиции
Уриил властвует над небесными светилами. Празднуется Уриил, вместе с прочими архангелами — бесплотными силами, — 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).
Согласно Преданию православной Церкви был поставлен охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой — огненный пламень»[1].
«Архангельский Собор»Образ в художественной литературе
Архангел Уриил является персонажем трёх трагедий голландского драматурга Йоста ван ден Вондела. В трагедии «Люцифер» он предстаёт могучим воином, одним из главных героев в войне Бога против Люцифера. В трагедии «Адам в изгнании» он появляется в финале как ангел-судья, изгоняющий Адама и Еву за их грехопадение из Рая. В трагедии «Ной» Уриил перед самым началом потопа преграждает путь грешникам в ковчег.
В книге Джона Милтона «Потерянный рай» Уриил появляется в третьей песни как правитель Солнца. Приняв облик обычного ангела, Сатана узнаёт у него, где находится вновь созданный Богом мир, куда Творцом были помещены Адам и Ева. Однако проследив за полётом изгнанника, Уриил спускается в солнечном луче на Землю, где предупреждает Гавриила о том, что один из падших духов попытается проникнуть в Эдем.
Примечания
Ссылки
dik.academic.ru
Архангел — это… Что такое Архангел?
АРХАНГЕЛ — (греч. archangelos, от arche начало, и angelos ангел). Существо, высшее ангела, третья степень между ангельскими чинами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХАНГЕЛ [гр. archangelos] в христианской… … Словарь иностранных слов русского языка
архангел — жандарм, полицейский (Ушаков) См. полиция; ангел… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. архангел ангел, Гавриил; полиция, полицейский, фараон, архаровец Словарь русских… … Словарь синонимов
АРХАНГЕЛ — Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ἀρχάγγελος начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8 й, предпоследний ангельский… … Православная энциклопедия
Архангел — по Дионисию Ареопагиту (в его книге «Небесная иерархия») высшая степень ангельской иерархии. По другой, более древней классификации (в книге Еноха), существуют семь архангелов, называемых архистратигами начальниками ангельского воинства.… … Литературная энциклопедия
АРХАНГЕЛ — АРХАНГЕЛ, архангела, муж. (от греч. arche начало, власть и aggelos ангел). 1. Высший по чину, начальствующий ангел (церк.). 2. Жандарм, полицейский (дорев. разг., ирон.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АРХАНГЕЛ — АРХАНГЕЛ, а, муж. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2. | прил. архангельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АРХАНГЕЛ — муж., церк. первенствующий, высший по степени ангел; народ чествует так особ. Св. Архангела Михаила. Архангелов лик, лицо; архангельский лик, святое общество их. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Архангел — (добрый дух) занимает второе место в третьем чине небеснойиерархии (архангелы Михаил и Гавриил) … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
архангел — АРХАНГЕЛ, а, м. Милиционер. Возм. из уг. Ср. апостол … Словарь русского арго
Архангел — «Архангел» (Archangel) в англоязычных странах – прозвище независимого эксперта, нанятого синдикатом «ангелов» для выполнения тщательной проверки инвестиционных возможностей и распределения обязанностей и размеров вкладов каждого члена синдиката … Экономико-математический словарь
dic.academic.ru