Буддийские рисунки – Ой!

Содержание

Символика буддизма. Мандала и рисунок тибетских монахов

Обозначение и назначения символа Мандала в тибетской культуре

Мандала в буддизме — это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.


2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала —геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — изображение божеств, бодхисаттв, Будд.
Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

Буддизм, картина мира

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.


В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого «бытия», заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.


Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.


Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.

В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти.
Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.

Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи. Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы


Видео — как создается мандала тебетскими монахами

Ритуал перед началом создания рисунка мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением.
Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной.
Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе. Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.
Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.

Инструменты для создания песочной манадалы

Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.

Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.
Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.
Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть.
Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном отличается центр мандалы, где изображены божества. Боковые части, периферия остается неизменной.

Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.
Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.
Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды. В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.
Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы затем благословляется.


Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цвето

zengarden.in

Картинки про буддизм (37 фото) ⭐ Забавник

Буддизм относится к религиозно-философскому учению (иначе, дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшему в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама.

Мальчик идет к Будде.

Молящийся буддист в позе лотоса.

Статуя Будды.

 

Будда под деревом.

zabavnik.club

Восемь благородных символов Буддизма. АШТАМАНГАЛА.

1. Благой Зонт

Этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Зонт — традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды — «вселенского монарха» или Чакравартина. Тринадцать колес в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии. 

 Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» — это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны — тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка. 

 Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки — разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.

2. Золотые рыбки

Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

В санскрите две рыбы известны под названием матсьяюнгма, что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии: Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания или праны.

В буддизме золотые рыбы представляют счастье и так как они обладают полной свободой движения в воде. Они также плодородие могут очень быстро размножаться. свободу от ограничения касты легко смешиваются прикасаются

Рыбы часто плавают парами и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традидионно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются аттрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования — Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

3. Драгоценная Ваза

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.

  В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.

Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.

4. Лотос

Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений.  Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы — красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы». 

Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос — это ее аттрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара — «Держатель Лотоса» — бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве аттрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.

Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.

5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо

Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы.  Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.

Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну — раковину и колесо — что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша,  а более тонкие изящные раковины — женскими или шанкхини.

Индуистское разделение на четыре касты, также находило свое применение к раковинам: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные — кшатриям-воинам, жертые — торговцам-вайшьям, а тускло серые — простым рабочим шудрам. Существовало еще одно разделение по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались налево назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся направо — дакшинаварта — и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ, как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды — это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.

В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке — руке «мудрости».

6. Безконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри — это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми — это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации  Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название — нандьяварта — что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

 

7. Знамя победы

Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны — флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.

Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.

В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар — это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй — демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий — демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара — «сын бога» (девапутра мара) — демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.

У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.

Наиболее традиционный вид знамени — это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

8. Колесо Дхармы

> Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам.

Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.

Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное мышление.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное осознание.
  8. Правильное созерцание.

Колесо — это ранний индийский солнечный символ верховности, защиты и творения. Самые ранние находки с этим символом датируются 25в. до нашей эры. Колесо или чакра — это главный атрибут ведического бога защиты Вишну, его свирепые колеса или диски с шестью спицами (сударшана чакра) символизируют колесо проявленной вселенной. Колесо представляет движение, продолжительность и перемену, поворачиваясь постоянно, как и вращающийся шар небес. В качестве орудия чакра без обода имела шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать остро заточенных лезвий. Ее можно было бросать, как диск, или размахивать на веревке.

Буддизм заимствовал колесо в качестве главного символа «вращающего колесо» Чакравартина, но само колесо стало «колесом дхармы » дхармачакрой (тиб. чокьи корло), что буквально значит «колесо трансформации» или духовных перемен. Быстрое движение колеса соответствует быстрому духовному преображению, которое открывает учение Будды. Сопоставление колеса Будды и вращающегося орудия Чакравартина соответствует способности учения отсекать все препятствия и иллюзии.

Первое поучение Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где он преподал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, известно как «первый поворот колеса Дхармы». Его последующие известные поучения в Раджгире и Шравасти известны в качестве второго и третьего поворота колеса Дхармы. Три составные части колеса — ступица, спицы и обод — соответствуют трем аспектам буддийских поучений о моральной дисциплине (винайя), мудрости (абидхарма) и концентрации (сутра). Центральная ступица представляет моральную дисциплину, которая центрирует и стабилизирует ум. Острые спицы представляют мудрость или различающее осознавание, которое отсекает невежество.

Обод соответствует медитативной концентрации, которая делает возможным и осуществляет движение колеса. Колесо с восемью спицами символизирует Благородный Восьмеричный путь, а также распространение этих поучений в восьми направлениях. Колесо в качестве благоприятного символа описывают, как сделанное из чистого золота. Это золото добывается в реке Джамбуд нашего континента — Джамбудвипы. Традиционно колесо изображается с восемью ваджраподобными спицами и центральной ступицей с тремя или четырьмя «завихрениями радости», которые раскручиваются наружу наподобие китайского символа инь-ян. Если в центральной ступице три завитка, то они соответствуют Трем Драгоценностям — Будде, Дхарме, Сангхе, а также победе над тремя ядами ума — невежеством, желанием и злостью.

Когда изображаются четыре завитка, они обычно окрашены в разные цвета, соответствующие четырем направлениям и элементам, а также символизируют поучения Будды о Четырех Благородных Истинах. Обод колеса может изображаться обычным круглым кольцом, часто с небольшими круглыми золотыми украшениями выступающими в восьми направлениях. Иногда он изображается внутри богато украшенного грушеобразного обступа из золота с драгоценными камнями. Шелковая лента часто драпирует обод колеса, а его низ обычно покоится на небольшом цветке лотоса.

www.oum.ru

О буддизме (9 фото)

Слово «буддизм» происходит от слова Budhi на языке хинди, что означает мудрость. В этом смысле Будда означает «Мудрец».

Основателем буддизма был Махатма Будх (Махатма с хинди переводится как «Великая душа»).

Махатма Будх первоначально именовался Сиддхартха. Он был принцем, но он вышел из дома, чтобы найти следующие ответы — Почему возникает много горя и боли в мире? Почему люди стареют и умирают? Как человек может избавиться от своей печали и боли?

Когда Махатма Budh был ребенком (Сиддхартха), несколько мудрецов сказали отцу, что этот маленький мальчик или станет великим царем или мудрецом, большим, чем отец. Mahatma Budh хотел, чтобы его сын стал королем, как он сам, так что он пытался держать его подальше от всех негативных вещей в мире, которые могут повлиять на мозг маленького ребенка. Например, больным, старым и бедным людям не было позволено даже попадать в поле зрения Сиддхартха.

Буддистский монах не должен готовить пищу, он может только попросить еду в качестве милостыни. Цель — провести все время в распространении информации о буддизме.

Эта религия отличается от любой другой религии. Они не верят в богов. Они верят в доброту и жизнь после смерти. Если вы живете хорошей жизнью, вы будете иметь лучшую жизнь в следующей жизни, и она будет строить хорошую карму. Если вы живете плохой жизнью, вы будете иметь плохую карму в следующей жизни.

Буддисты могут пойти в храм не в определенное время или день, а когда они могут.

Монахини — женщины могут занимать должность монахини.

Монахини не имеют права критиковать монахов, но монахам разрешается критиковать монахинь.

Хотя буддизм зародился в Индии, там сейчас почти нет его последователей.

Более 50% учения буддизма является частью индуизма, самой популярной религии в Индии.

Если вы посетите монастырь, вы обнаружите большие молитвенные колеса внутри или много людей, несущих молитвенные колеса в руках. Есть определенные религиозные сообщения, написанные на этих колесах, которые убеждают продолжать вращение этих колес. Эти сообщения изображают цикл жизни для души (жизнь-смерть-жизнь) в буддийской культуре.

«Улыбающийся Будда» в китайских ресторанах вовсе не Будда, а Хотей Будай из китайского фольклора.

Будда не был толстяком — его образ жизни и умеренность в еде сделали его не склонным к ожирению.

В основе буддизма, есть четыре Благородные Истины: (1) все живые существа страдают, (2) происхождение этих страданий является чьим-то желанием, т.е. желающих больше (3) желания могут быть преодолены, и (4) существует путь, который может привести к освобождению от желаний. Этот путь известен как благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие и правильное сосредоточение.

Далай-Лама – это не Папа всех буддистов, его любят только на Тибете.

Еще до китайского коммунизма на Тибете была довольно странная политическая система. Мы спорим, что такое демократия, диктатура и аристократия. Но на Тибете все было по-другому. Вместо того чтобы проводить выборы, примерно с 1500-х годов, на Тибете решили искать того, в кого вселяется душа прошлого правителя.

Таким образом, текущий Далай-Лама – это 14-я версия этого правителя. Именно так на Тибете выбирают следующего Далай-Ламу. Это то же самое, что если бы Американцы попытались найти реинкарнировавшихся авторов конституции.

В своей основе, Буддизм не является религией. В отличие от христианства или ислама, это в первую очередь практическое Учение. Не налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения Жизни.

Буддизм можно сравнить с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мы вынуждены кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?

nlo-mir.ru

значение, обереги, приносящие удачу, эскизы, каталог, для мужчин, для девушек, надписи, фото

Буддийские символы несут в себе глубокий скрытый смысл, поэтому они стали весьма востребованы в тату-искусстве в качестве мотива у парней и девушек. В этой статье представлены буддийские татуировки и символы, которые при нанесении на тело смогут дать вам счастье, защиту и просветление.

Буддийские тату и эскизы для женщин и мужчин

Тату буддистов стали синонимами божественности и духовности. Поэтому любители татуировок по всему миру выбирают этот дизайн, символизирующий их веру. Сегодня, для нанесения на тело, доступно большое количество вариантов, которые мы рассмотрим ниже.

Тату Будда

Образ Будды – замечательный вариант для тату: он представляет собой абсолютное спокойствие и безмятежность. Татуировка Будда может включать в себя дополнительные элементы для придания рисунку большей значимости и привлекательности, например, деревья, цветы и птицы.

Наиболее удачно это буддийское тату будет выглядеть на предплечье, на спине или на груди.

Тату Янтра

Татуировка Шри Янтра относится к сакральной геометрии и является диаграммой индийской богини счастья, красоты и любви Лакшми, также называемой Шри.

Тату Янтра имеет особое значение: она предназначена для уравновешивания энергии в мире.

Буддийская тату состоит из 9 больших переплетенных треугольников, которые образовывают 43 маленьких треугольных фигуры, представляющих вселенную и творение. Треугольники окружены двумя цветами лотоса с 8 или 16 лепестками. Также, в тату может присутствовать квадрат, символизирующий четырехдверный храм.

Сак Янт

Сак означает «татуировка», Янт – «Янтра». Буддийские иероглифы обладают магической силой, поэтому на протяжении веков они используются монахами. Эта сакральная форма татуировки особенно распространена в Юго-Восточной Азии, поэтому многие люди делают ее во время поездки в Таиланд. Существуют различные варианты буддийских татуировок Сак Янт, которые характеризуются очень разными геометрическими формами.

Среди самых известных мотивов Сак Янта – Хах Тэу, Гао Йорд и Паед Тидт.

Анджелина Джоли носит буддийские узоры Хах Тэу на левой лопатке. Пять линий представляют магические заклинания, которые защищают владельца от зла и приносят ему удачу, здоровье и успех.

Тату чакры

Система чакр возникла много веков назад в Индии. Каждая чакра – это энергетический центр, который вращается как колесо.

Буддийские татуировки с чакрами обеспечивают сбалансированную и счастливую жизнь.

Если скорость высока, эта чакра слишком открыта. Если колесо вращается медленно или не вращается совсем, это означает, что чакра закрыта. Для хорошего здоровья все чакры должны работать слаженно и находиться в гармонии.

Рука Хамсы (Фатимы)

Этот символ очень популярен во многих культурах и религиях. В исламе он известен как «рука Фатимы», названный в честь дочери Мухаммеда.

В буддизме и индуизме рука с пятью пальцами обозначает пять из семи чакр. Оберег Хамса защищает от любой беды или опасности, однако, чтобы обеспечить оптимальную защиту и удачу, пальцы должны указывать вниз.

Цветок лотоса

Цветок лотоса растет в мутной воде, но она не оказывает пагубного влияния на его лепестки: они плавают на поверхности воды и поражают своей необычайной красотой.

Лотос является одним из древнейших символов и имеет множество значений.

Цветок лотоса в буддизме символизирует чистоту сердца и просветление. Также символ обозначает возрождение, новые начинания и путь к Нирване: это самые распространенные татуировки буддистов.

Тату Ганеша

Ганеша – индуистский бог удачи. Также он известен как «Преодолевающий препятствия» и «Разрушитель зла».

Его большая голова слона означает интеллект, а изогнутое тело – силу и чувства. Как правило, человек набивает буддийское тату Ганешы, когда ему необходима удача и успех в начинаниях.

Тату Шива

Бог Шива является отцом Ганеши и одним из трех главных богов в индуизме. Шива – чистое сознание, из которого исходит его энергия (Шакти).

Однако у Шивы есть как положительный, так разрушительный аспект. Иначе говоря, что-то должно закончиться, чтобы появилось что-то новое: это растворяет старые привычки и тем самым создает пространство для нового начала. Вот почему он является Богом трансформации и перемен.

Уналоме

Тату Уналоме – это индуистский символ, представляющий путь к просветлению. Часто этот знак сочетается с цветком лотоса и знаком Ом.

Уналоме идеально подходит в качестве небольшой татуировки на спине, в области шеи или на запястье.

Буддийский знак Ом

Священный символ Аум означает в Буддизме вибрации вселенной и все состояния человеческого сознания. Его часто поют в начале и конце урока йоги и используют во время медитации. Идея, лежащая в основе Ом, такова: все во вселенной началось с вибрации, оно стало звуком, и этот звук – Ом.

Тату буддийского символа выглядит как число 30 и допускает множество ассоциаций: три бога Брахма, Вишну и Шива, три уровня неба, земли и подземного мира и т. д. Это, своего рода, классическое тату, которое символизирует Буддизм.

tatueskiz.ru

Выставка буддийского искусства (52 фото)

Известный блогер рассказал о выставке буддийского искусства под названием Сокровища Гималаев.


Вкратце расскажу о самой выставке. 28 марта на арт-площадке Ветошный (Ветошный переулок 13) открылась большая выставка буддийского искусства стран Гималайского региона. На выставке представлены более 300 экспонатов.
Экспозицию можно условно поделить на 5 видов экспонатов
1. Статуи. Металлические статуэтки йидамов, защитников и будд. О них чуть подробнее расскажу ниже

2. Тханки. Живописные изображения защитников, йидамов и будд. Живопись по ткани. Их я фотографировать не стал, потому что не вижу особого смысла фотографировать картины 🙂

3. Ступы. Ритуальные сооружения символизирующие просветленный Ум. О них тоже скажу ниже

4. Ритуальные предметы

5. Фотографии режиссера Кирилла Серебренникова и художника Олега Кулика, которые были сделаны ими во время их путешествий по Тибету, Непалу и Бутану

Кроме того, на выставке постоянно работает чайный «уголок», где можно отведать изысканные сорта чая, которые готовят мастера чайной церемонии 🙂

Ежедневно на выставке проходят кинопоказы, лекции и мастер-классы. Ну и ко всему прочему три раза в день можно послушать бесплатную экскурсию.

Вот вкратце то, что представляет из себя выставка. Теперь расскажу об открытии.
Я приехал минут за 20 до начала официальной церемонии. Народу уже было полно. Много журналистов и официальных лиц

Я решил немного пофоткать людей

Хорошие, позитивные люди, молодцы! Заряжают всех окружающих позитивом! Люблю их 🙂

Игги Поп и Зизи Топ уже не те 🙂

Всюду ходили парни и девушки в национальных нарядах (то ли тибетских, то ли бутанских)

Загадочная

Эта девушка вообще пользовалась популярностью среди фотографов 🙂

Писательница, преподаватель Института стран Востока РАН

Самый колоритный посетитель выставки 🙂

Чайный мастер в этот день не отдыхал, все время к его столу стекались посетители

Теле- и радиоведущая Азия

Олег Кулик тоже пришел чуть раньше, и его тут же взяли в оборот журналисты

Олег уже несколько лет практикующий буддист

«После того, как я стал буддистом, мне перестали сниться кошмары. Серьезно. Больше никаких плохих снов, только эротические», — пошутил он

Еще он сказал, что буддийские практики сделали его счастливее. И я ему верю 🙂

Появился и Кирилл Серебренников, его тоже окружили журналиста

Кирилл сказал, что буддизм ему очень близок, но о не может назвать себя практикующим буддистом. «С моим графиком жизни очень трудно проводить много времени в медитации. Хотелось бы больше». Однако сказал, что собирается поехать на 10-тидневный курс буддийской практики Випассана, которая будет проходить в одной из восточных стран

На нем я заметил традиционную буддийскую «веревочку благословения»

Пока Кулик и Серебренников давали интервью, посетителей развлекала традиционным тибетским горловым пением Чайнеш Байтушкина

Потом начались выступления официальных лиц. Первым выступил Кирилл Серебренников

Он был краток, а журналисты расстреляли его из десятка фото- и видеокамер

За ним Олег Кулик. «Ооом» 🙂

А потом на сцену вышел посол Непала в Москве Рави Мохан Сапкота

Очень забавный и позитивный дядька

Говорил долго, звал всех в Непал «и не один раз, а много-много раз» (с) и обещал визовую поддержку 🙂

Слева от него переводчик

Потом вышел заместитель начальника управления по связи с религиозными организациями Правительства города Москвы Антон Игнатенко. Он поблагодарил организаторов проекта. «Спасибо за то, что несете свет духовности, свет разума в Москву, столицу России, для которой буддизм составляет неотъемлемую часть культурного и религиозного наследия» (с)

Ну и после всех этих речей, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути Александр Койбагаров, который был ведущим церемонии от лица Международной общественной организации «Культурное наследие Гималаев», вместе с послом и представителем Правительства Москвы торжественно разрезали символическую ленточку и выставка была объявлена открытой

После этого посетители разбрелись по залу с экспонатами. Специалист по тибетскому языку и буддийской культуре Владислав Ермолин рассказывает послу об экспозиции

Кстати, посол не говорит по-русски, но отлично говорит по-английски

Остальные пошли разбираться с экспонатами сами

фоткать

Кстати, на второй день работы выставки решено было запретить фотографирование. И сейчас расскажу почему

Проблема в том, что люди не пытаются разобраться в том, что видят, не слушают и не читают. Они фотографируют статуи и тханки защитников, а потом подписывают их в духе: «буддисты поклоняются демонам». Поэтому считаю своим долгом рассказать пару слов о том, что же это за страшные изображения

Суровые и страшные существа изображаемые буддистами — это Защитники, то есть Будды в гневной форме. Это не значит что они злые. Есть известная римская поговорка «si vis pacem, para bellum» (хочешь мира — готовься к войне). Всем известно, чем ты страшнее выглядишь сам, тем меньше шансов, что у кого-то возникнет желание проявить агрессии против тебя. Так гневные энергии защищают

Но самое главное понять, что все эти Будды — это не что-то отдельное. Не какие-то боги или сущности. Это лишь отражения разных аспектов нашего собственного сознания. Они показывают наши качества. Сочувствие, мудрость. В случае с защитниками — они показывают наше действенное сочувствие, нашу силу. Каждый атрибут в этих изображениях не случаен и символичен. Например, бусы из черепов — демонстрируют победу над страхом смерти. А люди, которых обычно топчут защитники — это наше собственное эго, которое мешает нам достичь просветления

Вот в двух словах про защитников, если возникнут вопросы, пишите их в комментариях, с удовольствием отвечу. Скажу пару слов и про Будд

Как я уже написал выше, Будды — это не боги и не какие-то отдельные сущности. Будды — это разные аспекты нашего собственного ума. Они помогают нам сосредоточится именно на тех качествах ума, которые мы хотим развить. Например, если мы медитируем на Будду сочувствия Авалакитешвару (Любящие глаза), мы таким образом развиваем сочувствие в себе

А вот одна из Будд в женской форме. Основным мужским качеством в буддизме считается активность, а женским — абсолютная мудрость

Абсолютного развития можно достичь только объединив женские и мужские качества. Это демонстрируют Будды в союзе (мужская и женская форма обнимающие друг друга). Я не сфотографировал такие статуи, но они на выставке есть.

Вот так выглядит традиционный буддийский алтарь. На нем Будда, некоторые ритуальные предметы и 5 видов подношений: огонь, вода, цветы, благовония и рис. Подношения делаются не для того, чтобы «сдобрить» Будду, а для того, чтобы в своем собственном сознании развить щедрость и гармонию

Ступы, как я уже сказал выше, символизируют просветленный ум. Каждый элемент в нем несет смысловую нагрузку. Ступы бывают разные по форме и размерам, но суть у них одна, напомнить нам о просветлении. Также в ступы закладываются мантры, драгоценности и реликвии

Гао. Многие буддисты носят его на шее. Часто туда закладывают реликвии и благословленные ламами предметы

Барабанчик для начитывания матр. Вращая его по часовой стрелке буддисты распространяют позитивную энергию матр в пространстве 🙂

На выставке еще куча всего интересного! Но фотографировать все это не вижу смысла. Тем у кого есть возможность очень рекомендую сходить, выставка продлится до 28 апреля!

Источник: sasha-siniy.livejournal.com

fishki.net

Картинки Будда (21 фото) • Прикольные картинки и юмор

Далее предлагаем посмотреть картинки Будды.

Будда в лесу.

Каменный Будда.

Картина Будда.

Золотой Будда.

Нарисованный Будда.

Статуэтка Будда.

Картинка Будда.

Нарисованный Будда.

Статуя Будды.

Каменный Будда.

Бронзовый Будда.

Золотой Будда.

Будда, природа.

Обои на рабочий стол Будда.

Будда в лесу.

Золотой Будда.

Будда на фоне заката.

Золотой Будда.

Статуя Будды.

Каменный Будда.

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка…

Еще интересные подборки:


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

bipbap.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *