Доктор чумы – Чумной доктор — Этот удивительный мир… — ЖЖ

Содержание

Кошмар из средневековья - чумной доктор

чумной доктор

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача – балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть - чума.

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

чумной доктор

Почему врачи во время бубонной чумы носили такую странную одежду?

Каждая часть костюма, а именно, шляпа, птичья маска, красные стекла, черное пальто, кожаные штаны и деревянная трость, как полагают, имели важную функцию. Хотя врачи не знали, что они приносят больше вреда, чем пользы. С помощью своего наряда, а точнее пальто, в котором они ходили, они заражали больше и больше людей, потому что их одежда может быть и на время ограждала их от заражения, но сама становилась источником заражения. Ведь настоящими переносчиками вируса были клещи и крысы...

Шляпа

В 14-м веке врача можно было легко идентифицировать по широкополой черной шляпе. Считается, что широкополая шляпа была использована, чтобы частично оградить врачей от бактерий.

чумной доктор

Птичья маска

Зачем клюв? Хоть в средневековье люди почему-то считали, что чуму распространяли птицы, но клюв служил другим целям. Клюв был наполнен уксусом, сладким маслом и другими сильно пахнущими химическими веществами, которые маскировали запах разлагающегося тела, который сопровождал врача того времени постоянно.

Красные стеклянные линзы

Врачи почему-то думали, что красные окуляры сделают их невосприимчивыми к смертельной болезни.

Черное пальто

Всё просто. Так они пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента. Также это бесформенное черное пальто скрывало то, что всё тело врача было намазано воском или жиром, чтобы сделать, как бы прослойку между вирусом и врачом.

Кожаные брюки

Подобные носят рыбаки и пожарные, чтобы внутрь не попадала вода, а кожаные брюки средневековых врачей оберегали их конечности и гениталии от инфекции. Да, там тоже было всё обмазано воском или жиром.

Деревянная трость

Тростью они передвигали мертвые тела.


ribalych.ru

Чумной доктор - это... Что такое Чумной доктор?

Маска и головной убор врачевателя чумы, Германия, XVII век

Чумно́й до́ктор, или врачева́тель чумы́ (англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.

История появления

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. Вот уже сорок лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и неизвестной причины природных катаклизмов. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней, почти во всех странах шли те или иные гражданские войны, зачастую весьма кровопролитные. Города опоясались могучими крепостными стенами. Сдерживаемый ими рост городов приводил к перенаселению, что вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене продуцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию бубонная чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».

И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона[1]. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в тогдашнем обществе. Экономический эффект пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться, как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы

[2]. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора[2]. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 скоттов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 скоттов в месяц[3]. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение
[2]
.

Методы лечения

В Средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Чумные врачи практиковали кровопускание и другие меры, такие, как помещение лягушек на бубоны, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Чумные врачи не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; часто помещались под карантин.

Костюм

Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой[4]. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты[4][5]. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки, и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском

[4].

Известные чумные доктора

Мишель де Нотр-Дам, более известный как предсказатель Нострадамус

См. также

Примечания

  1. Byrne, Joseph Patrick Daily life during the Black Death. — С. 168.
  2. 1 2 3 Byrne, Joseph Patrick Daily life during the Black Death. — С. 169.
  3. The Real Mary King's Close museum Official guide. — С. 23.
  4. 1 2 3 Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — С. 15.
  5. Carmichael, Ann G. SARS and Plagues Past. — С. 57.

Литература

  • Byrne, Joseph Patrick Daily life during the Black Death. — Greenwood Publishing Group, 2006. — ISBN 0313332975
  • Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — Truman State Univ Press, 2000. — ISBN 094354985X
  • Carmichael, Ann G. «SARS and Plagues Past», in «SARS in Context: Memory, history, policy» / Jacalyn Duffin, Arthur Sweetman. — McGill-Queen’s University Press, 2006. — ISBN 0773531947

dic.academic.ru

Как появились чумные доктора? | Чумной доктор

Просмотры: 4 190

Во времена Позднего Средневековья Европа столкнулась не только с бурным ростом городов и поселений, но и с эпидемиями. В середине XIV века бубонная чума, или Черная Смерть, по разным данным, унесла жизни от 30% до 60% европейцев.

Это была опустошительная, но далеко не единственная вспышка болезни. Чума неоднократно возвращалась в Европу, кроме того, свирепствовали и другие инфекции: сыпной тиф, туберкулез, оспа, холера, грипп и дизентерия. Сильнее других страдали крупные города, особенно портовые. Во-первых, распространению заразы способствовали торговые пути и частые конфликты, сопряженные с военными походами. Во-вторых, города становились рассадником болезни из-за антисанитарных условий и высокой плотности населения. Большая часть горожан элементарно не имела доступа к чистой воде.

В качестве ответной меры в городах появились муниципальные отделы здравоохранения. Ну, или хотя бы их прообразы. Одними из первых подобные учреждения появились в Милане и Венеции. Основная задача средневековых чиновников состояла в том, чтобы вовремя засечь очаг эпидемии и не допустить ее распространения. Как правило, все сводилось к карантину. Людям, больным и здоровым, запрещалось покидать территорию до тех пор, пока болезнь не выдохнется сама по себе, убив всех, кого сможет убить. Той же цели служили и средневековые госпитали: там не лечили зараженных и не проводили никаких исследований. Больных кидали туда, как в тюрьму, как в карцер.

Очень скоро выяснилось, что карантин не является достаточно эффективным средством. Предположим, стражники пресекали перемещение горожан, но остановить, скажем, блох или крыс, они не могли. Вдобавок отделы здравоохранения, как и положено бюрократическим органам, часто конфликтовали с другими структурами. Иногда священники требовали допустить прихожан в церкви, не взирая на карантин. Влиятельные торговцы делали все, чтобы восстановить поток товаров. А представители преступного мира и дна общества, бродяги, проститутки, контрабандисты и воры, чаще всего демонстративно игнорировали постановления властей.

Однако, городские советы по здравоохранению принесли неожиданную пользу. Они заложили основы той системы социальной медицины, которую мы знаем в наши дни.

Тут-то и появляются знаменитые чумные доктора. Чиновники нанимали их на деньги города для того, чтобы остановить продвижение эпидемий. Они должны были помогать всем жителям города, и богатым, и бедным. Первые упоминания об этой практике встречаются в Италии и Франции, затем службу городских врачей создают и другие страны.

Город заключал с чумным доктором крайне выгодный контракт. К примеру, в Италии претендент, в среднем, получал ежемесячное жалование в 30 флоринов. Чтобы вы понимали масштаб цен: квалифицированный рабочий того времени зарабатывал 60 флоринов в год, лектор в университете — 200 флоринов в год, а мэр крупного города — 540 флоринов в год. Также новоявленному чумному доктору выдавали приличный дом, а самое главное — гражданство и возможность открыть прибыльную практику. Если он не умрет и не сбежит, конечно же. Опять же, никто не мешал докторам слегка подхалтуривать и завышать затраты на лекарства или число жертв, нуждающихся в лечении. Кто в своем уме будет ходить и перепроверять за ним?

Таким образом, вакансия привлекала не только студентов и начинающих хирургов, но и шарлатанов. Не существовало четких критериев отбора соискателей, как и не было возможности протестировать их уровень знаний. Дошло до того, что однажды чумным доктором устроился торговец фруктами.

Чумные доктора, по сути, были единственными, кто обладал правом производить вскрытие умерших. В те времена палачи имели гораздо лучшее представление об анатомии, чем многие профессора медицины, поскольку последним было запрещено проводить эксперименты над телами по причине религиозных запретов и своеобразной медицинской этики. Чумные доктора получили эту привилегию, поскольку слишком многое зависело от точности и скорости при диагностике чумы.

Сегодня эти подробности мало кому известны, зато каждый без проблем представит себе внешний вид чумного доктора. Зловещие черные фигуры в балахонах с причудливыми, пугающими масками в форме клюва ворона, — очень яркий и необычный образ, растиражированный в аниме, комиксах и компьютерных играх. У многих он ассоциируется со смертью. Разумеется, в Средние Века его боялись гораздо сильнее, но и в наши дни чумной доктор прекрасно впишется в роль одержимого садиста и маньяка в каком-нибудь триллере.

Следует заметить, что такой костюм появился не сразу. Автором каноничного варианта признан Шарль де Лорм, который в 1619 году предложил основательно переделанную модификацию кожаного доспеха лёгкой пехоты. Плащ, брюки, перчатки, ботинки и шляпу следовало делать из вощеной кожи. Маска же являлась примитивным противогазом. В клюве были зашиты пахучие целебные травы и вещества (амбра, листья мяты, стиракс, мирра, ладан, лепестки роз, камфора, гвоздика и просто солома). Там же имелись два вентиляционных отверстия, похожих на ноздри. Глаза скрывались за стеклянными вставками. С собой чумные доктора носили трость, чтобы отгонять излишне назойливых больных и указывать мортусам, как лучше перетаскивать трупы.

По меркам того времени, этот костюм имел вполне очевидную практическую пользу. В Средние Века господствующим медицинским учением была теория миазмов (и, будем честны, во многих странах, включая царскую Россию, она в том или ином виде продержалась едва ли не до начала двадцатого века). Миазм — зараженный воздух, моровое поветрие, гниль. Интуитивно верная догадка, но без знания о вирусах и микроорганизмах сравнительно бесполезная. Таким образом, костюм чумного доктора должен был защитить владельца от контагия (источника болезни), будь он в воздухе или на поверхности тел и предметов.

Сильно ли чумные доктора помогли в борьбе с эпидемиями? Не особо. Большинство из них сами прибегали к испытанному методу «Cito, longe fugeas et tarde redeas». «Уходи быстро, далеко и долго не возвращайся» — это напутствие было единственным, что могли предложить врачи, бессильные перед чумой. Во время самой первой эпидемии в Венеции пять докторов заразились и умерли, двенадцать пропали без вести, вероятнее всего, сбежали, а выжил всего один.

Городские врачи сами являлись разносчиками болезней. В те времена не существовало обязательной дезинфекции инструментов, а лекари-самоучки всем подряд назначали кровопускание. Они же разносили микробы из дома в дом на поверхности своей одежды.

Даже если отдельные специалисты делали важные заметки о чуме, находясь в гуще событий, то этого все равно было недостаточно, чтобы повлиять на консервативное медицинское сообщество и господствующие стереотипы.

Характерно, что городские врачи поспособствовали возникновению и внедрению этических кодексов. Известные доктора наставляли своих коллег сохранять бодрость духа, смелость, призывали к бескорыстному и самоотверженному служению, а заодно объясняли, как правильно вести себя с пациентами из разных сословий. После нескольких сотен лет непрестанных эпидемий доктора, аптекари и хирурги стали элитой общества. Врачебная стезя считалась одной из самых престижных и денежных. Медицину преподавали в университетах наравне с правом, богословием и философией. Вот почему венецианский театр масок ввел чумного доктора в качестве одного из постоянных персонажей — Medico della Peste -, которого постоянно высмеивали за хвастовство, глупость, старомодность и невнятные, по десять раз исковерканные латинские цитаты. Впрочем, с тем же успехом Доктор во многих постановках был доктором права.

Тем не менее, институт городских врачей был важен и необходим для создания централизованной системы здравоохранения в масштабах многолюдного города. Бессильные перед эпидемиями, доктора многое сделали для повышения уровня жизни и распространения базовых принципов гигиены. Среди известных чумных докторов — Парацельс, внесший заметный вклад в формирование фармакологии, Ги де Шолиак, создавший фундаментальные работы, посвященные хирургии — Chirurgia Magna — и чуме — Tractatus de peste -, и даже Нострадамус, резко выступавший против практики кровопускания.

www.plaguedoctor.ru

Чумной доктор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

Чумно́й до́ктор, или врачева́тель чумы́ (англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.

История появления

В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. На протяжении сорока лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и природных катаклизмов неизвестной причины. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней войны, почти во всех странах то и дело происходили гражданские конфликты, зачастую весьма кровопролитные. Из-за постоянной угрозы осады города опоясались могучими крепостными стенами, что сдерживало рост городов и приводило к перенаселению, что, в свою очередь, вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене, провоцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».

И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году нескольких докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона[1]. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы[2]. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора[2]. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города

wiki2.red

Чумной доктор — Википедия. Что такое Чумной доктор

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

Чумно́й до́ктор, или врачева́тель чумы́ (англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.

История появления

В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. На протяжении сорока лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и природных катаклизмов неизвестной причины. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней войны, почти во всех странах то и дело происходили гражданские конфликты, зачастую весьма кровопролитные. Из-за постоянной угрозы осады города опоясались могучими крепостными стенами, что сдерживало рост городов и приводило к перенаселению, что, в свою очередь, вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене, провоцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».

И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году нескольких докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона[1]. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы[2]. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора[2]. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 шотландских фунтов в месяц[3]. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение[2].

Методы лечения

В Средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Чумные врачи практиковали кровопускание и другие меры, такие, как помещение лягушек на бубоны, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Чумные врачи не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; часто помещались в карантин[4].

Костюм

Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. В своём окончательном виде костюм чумного доктора появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой[5]. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты[5][6]. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, пропитанного воском[5].

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха», то есть являлся прообразом современных респираторов. Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые облегчали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного запаха. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Как и противогазы двадцатого столетия, маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный плащ, пропитанный воском, и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны для избежания физического контакта с телами инфицированных людей и трупами[4].

Известные чумные доктора

В массовой культуре

Художественная литература

Роман Роуз Тремейн «Реставрация» (англ. Restoration, 1989, книга года по версии газеты Sunday Express, короткий список Букера) рассказывает о жизни вымышленного героя — Роберта Меривела, ставшего сначала придворным ветеринаром английского короля Карла II, а затем чумным доктором.

Художественные фильмы

«Королевская милость» — фильм 1995 года, снятый по книге «Реставрация» Роуз Тремейн. В киноленте показана маска чумного доктора и продемонстрирован якобы имевший место процесс её усовершенствования Меривелом. В 1996 году художник по костюмам Роберт Эчесон за свою работу над этим фильмом был удостоен премии «Оскар».

См. также

Примечания

  1. Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — С. 168.
  2. 1 2 3 Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — С. 169.
  3. The Real Mary King's Close museum. Official guide. — С. 23.
  4. 1 2 Robert S. Gottfried, The Black Death: natural and human disaster in medieval Europe (Simon & Schuster, 1983), p. 126.
  5. 1 2 3 Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — С. 15.
  6. Carmichael, Ann G. SARS and Plagues Past. — С. 57.

Литература

  • Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — Greenwood Publishing Group, 2006. — ISBN 0313332975.
  • Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — Truman State University Press, 2000. — ISBN 094354985X.
  • Carmichael, Ann G. «SARS and Plagues Past», in «SARS in Context: Memory, history, policy» / Jacalyn Duffin, Arthur Sweetman. — McGill-Queen’s University Press, 2006. — ISBN 0773531947.

wiki.sc

Чумной доктор — Википедия

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

Чумно́й до́ктор, или врачева́тель чумы́ (англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.

История появления

В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. На протяжении сорока лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и природных катаклизмов неизвестной причины. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней войны, почти во всех странах то и дело происходили гражданские конфликты, зачастую весьма кровопролитные. Из-за постоянной угрозы осады города опоясались могучими крепостными стенами, что сдерживало рост городов и приводило к перенаселению, что, в свою очередь, вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене, провоцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».

И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году нескольких докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона[1]. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы[2]. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора[2]. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 шотландских фунтов в месяц[3]. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение[2].

Методы лечения

В Средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Чумные врачи практиковали кровопускание и другие меры, такие, как помещение лягушек на бубоны, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Чумные врачи не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; часто помещались в карантин[4].

Костюм

Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. В своём окончательном виде костюм чумного доктора появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой[5]. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты[5][6]. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, пропитанного воском[5].

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха», то есть являлся прообразом современных респираторов. Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые облегчали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного запаха. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Как и противогазы двадцатого столетия, маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный плащ, пропитанный воском, и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны для избежания физического контакта с телами инфицированных людей и трупами[4].

Известные чумные доктора

В массовой культуре

Художественная литература

Роман Роуз Тремейн «Реставрация» (англ. Restoration, 1989, книга года по версии газеты Sunday Express, короткий список Букера) рассказывает о жизни вымышленного героя — Роберта Меривела, ставшего сначала придворным ветеринаром английского короля Карла II, а затем чумным доктором.

Художественные фильмы

«Королевская милость» — фильм 1995 года, снятый по книге «Реставрация» Роуз Тремейн. В киноленте показана маска чумного доктора и продемонстрирован якобы имевший место процесс её усовершенствования Меривелом. В 1996 году художник по костюмам Роберт Эчесон за свою работу над этим фильмом был удостоен премии «Оскар».

См. также

Примечания

  1. Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — С. 168.
  2. 1 2 3 Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — С. 169.
  3. The Real Mary King's Close museum. Official guide. — С. 23.
  4. 1 2 Robert S. Gottfried, The Black Death: natural and human disaster in medieval Europe (Simon & Schuster, 1983), p. 126.
  5. 1 2 3 Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — С. 15.
  6. Carmichael, Ann G. SARS and Plagues Past. — С. 57.

Литература

  • Byrne, Joseph Patrick. Daily life during the Black Death. — Greenwood Publishing Group, 2006. — ISBN 0313332975.
  • Boeckl, Christine M. Images of plague and pestilence: iconography and iconology. — Truman State University Press, 2000. — ISBN 094354985X.
  • Carmichael, Ann G. «SARS and Plagues Past», in «SARS in Context: Memory, history, policy» / Jacalyn Duffin, Arthur Sweetman. — McGill-Queen’s University Press, 2006. — ISBN 0773531947.

wikipedia.green

Иная Реальность: Жизнь чумного доктора

Образ чумного доктора в страшной маске в виде птичьей головы, и длинном плаще из толстой кожи, пришел в нашу культуру аж из 14 века. Кем были эти неизвестные люди, большинство имен которых история не удосужилась запомнить? Были ли они самоотверженными
профессионалами, врачами, спасавшими человеческие жизни, или бездарными проходимцами, единственным желанием коих было получить больше денег за свою работу? Попытаюсь разложить все по полочкам, ответы на вопросы ищите в статье.

Чумной доктор как профессия


Для начала стоит вспомнить, каким замечательным местом была Европа в начале 14 века. Появление бубонной чумы или любого другого подобного заболевания было лишь вопросом времени. Европа в то время давила сама себя изнутри - огромные города, окруженные стенами для защиты от врагов страдали от перенаселения, множественные войны как гражданские так и внешние способствовали перебоям с продовольствием и тому, что люди предпочитали скрываться за высокими стенами, то есть в городах.
Поскольку в то время мыться считалось греховным и церковь убеждала людей омывать свое тело только два раза в жизни - при рождении и при смерти, поскольку все отходы жизнедеятельности выливались прямо на улицу, антисанитария царила божественная.

Казалось бы, всего вышеперечисленного достаточно, но был еще один фактор, который способствовал расцвету самой жестокой эпидемии в истории человечества - медицина в то время находилась на птичьих правах и даже не считалась наукой. Люди предпочитали обратиться к священнику, нежели к врачу, а последние в свою очередь имели весьма смутное представление о человеческой анатомии и болезнях в целом. Многие из них были просто шарлатанами, наживающимися на беде ближнего.
И вот, среди всего этого безобразия, на темных улицах, заваленных горами гниющих трупов, вырастает черная фигура чумного доктора. Он странно одет, смотрит через красные линзы очков, неспешно двигается по улицам, шевеля тела тростью, чтобы найти выживших. Он молчалив и сосредоточен, потому что каждый шаг может стать последним. Именно в 1348 году Папа Римский нанял первого чумного доктора, чтобы тот врачевал жителей города Авиньона на юго-востоке Франции. И уже его примеру последовали все остальные. Именно так церковь поднимает лапки, когда сталкивается с настоящей проблемой.

Соц пакет и гарантии

До появления знаменитого
варианта с глухой маской и шляпой,
доктора носили такой костюм.

Профессия чумного доктора полна опасностей, многие из них погибали, заразившись от пациентов, но, судя по тому, что появились эти специалисты во всех городах, их действия имели какой-то успех. По крайней мере жалование такого врача было в несколько раз больше жалования обычного, которое конечно же выплачивалось из государственной казны. Чумных докторов так же снабжали специальным костюмом, который видоизменялся с течением времени. Чтобы врачу не приходилось самому перетаскивать трупы, этим занимались осо
бые люди - мортусы, которых набирали из осужденных на смерть. Они не носили никакой защиты и гибли в большом количестве.Доктора с разным достатком носили разные шлемы, которые могли быть сделаны из кожи или бронзы, и ниже мы рассмотрим костюм чумного доктора.

Спецодежда или костюм чумного доктора


Тогда считалось, что каждая вещь, составляющая костюм имеет очень важное значение и не может игнорировать ни в коем случае. Именно поэтому большинство докторов одевалось одинаково, различие проскальзывало лишь в их благосостоянии. Маска в форме клюва. Это самый запоминающийся атрибут и один из самых важных. Высокооплачиваемые специалисты носили маски, клюв которых был отлит из бронзы и украшен узорами. Специалисты попроще надевали кожаные аналоги. Для применения этого атрибута у врачей было несколько причин.
- В 14 веке считалось, что чуму приносят на крыльях птицы, либо она переходит по воздуху. Таким образом, надев маску такой формы чумной доктор мог отогнать болезнь от человека и приковать ее к своим одеяниям.
- Красные стекла, вставленные в отверстия для глаз, делали человека неуязвимым к болезни.
- Клюв помимо символической роли исполнял роль мешочка для благовоний. Его наполняли пахучими травами, тертым ладаном и ароматным маслом, чтобы чумной доктор не чувствовал запаха разлагающихся трупов. Внутри была специальная подставка, которая называлась губой, на нее как раз и клали ладан, дым от которого выходил через небольшие отверстия в маске.

Шляпа. Состоятельные доктора носили широкополую шляпу, которая должна была отгонять от них духа болезни, те, кто был беднее, носили тугой капюшон, прочно прижимающий маску к голове. Под шляпу же они надевали специальную ткань, чтобы защитить непокрытые участки кожи.

Брюки и плащ. Вся одежда чумного доктора изготавливалась из толстой кожи, пропитанной свиным жиром. Кроме того тело доктора так же натирали жиром и благовониями, считалось что тогда зараза не сможет проникнуть в тело доктора и обойдет его стороной. Насколько такие методы эффективны, не берусь судить, однако вся одежда была призвана ограничить контакты с больными. Доктора так же носили кожаные перчатки.

Трость. Без этого важного атрибута ни один врач не выходил на заваленные трупами улицы городов. Тростью они указывали мортусам, куда следует оттащить то или иное тело, тростью они проверяли жив ли человек или еще умер. Если больной подавал признаки жизни, его пытались лечить, если же нет, свозили в одну из сотен куч и беспощадно сжигали прямо на улице. Небо над городом наполнялось зловонным, едким дымом горящих человеческих тел.
В набалдашнике трости хранился ладан, который должен был отгонять нечистую силу.

Этот костюм, скорее всего не мог защитить врачей. Дело в том что самые лютые враги бубонной чумы это высокая температура и сухость, а намазанные жиром, потные от тяжелых одеяний тела, были отличным плацдармом для этой болезни.

Многие врачи нашли свою смерть рядом со своими пациентами и несмотря на это они не отказывали в помощи.


Лечение чумы как таковое


На самом деле работа чумного доктора заключалась в том, чтобы ходить по пустынным улицам, шевелить тела палкой и вскрывать бубонные нарывы чтобы затем прикладывать к ним различные снадобья. Некоторые источники утверждают, что чумной доктор делал это скальпелем, но это просто невозможно, так как этот инструмент появился гораздо позже. Скорее всего вместо скальпеля использовался ланцет или просто нож с узким лезвием.
Какими же еще методами лечения обладали средневековые доктора? Так как в то время официальная медицина была не слишком далека от магии, часто в ход шли порошки из жаб, летучих мышей и змей. Ко вскрытым бубонным нарывам прикладывали так же живых жаб и пиявок, а сами раны натирали жиром и маслом. Богатые люди могли позволить себе посыпать вскрытые бубоны порошком из изумрудов и других драгоценных камней. Некоторые медики считали, что дыхание крупных животных, особенно лошадей, способно очищать воздух и потому рекомендовали селиться в конюшнях.
Не удивительно, что при таком смелом подходе смертность доходила до 95%, в итоге ужасный мор унес более 2/3 населения Европы и больше всего пострадала Франция. Именно тогда бубонную чуму прозвали Черным Мором.

inter-kot.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *