Гитарный строй: В этой статье узнаете как понизить гитарный строй

Содержание

В этой статье узнаете как понизить гитарный строй

Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.

Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.

Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:

  1. Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип.
    Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
  2. Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
  3. Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.

 

Пониженные строи

Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.

Варианты пониженного строя:

Drop D

Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.

Drop C

Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.

Double Drop D

При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.

Строй DADGAD

Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.

Струны для пониженного строя

Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).

Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.

Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.

Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:

— Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.

— Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.

— Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.

Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).

Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др. ) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.

Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:

— Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;

— От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;

— Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть.

Это означает, что потребуется расточка колка.

Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.

КУПИТЬ СТРУНЫ С ПОНИЖЕННЫМ СТРОЕМ

Немного о пониженных и дроп-строях

ГлавнаяО насСтатьи и обзорыПониженный и нестандартный гитарный строй

К понижению гитарного строя рано или поздно приходит большинство музыкантов. Одним хочется получить более тяжелое и «рояльное» звучание, а другие стремятся к экспериментам в своем творчестве. Третьи же повышают или даже создают свой уникальный и неповторимый строй. Зная некоторые важные нюансы о строе гитары, вы улучшите свое звучание и откроете для себя новые горизонты.

 

Например, гитарист Александр Мисько виртуозно перестраивает гитару прямо во время исполнения.

Из всего многообразия гитарных строев в целом можно выделить четыре типа настроек:

 

  1. Стандартный строй, он же испанский – EADGBE

Если вы понизите строй гитары на 1 тон, то он все еще будет считаться стандартным ввиду того, что интервалы между нотами сохранятся. Во всем мире под словом «стандарт» подразумевают систему EADGBE.

Всем новичкам рекомендовано начинать учиться игре на гитаре как раз со стандартного строя, так как в нем написано огромное количество песен и в нем проще осваивать гаммы.

 

  1. Drop-строи

Было E-standard: EADGBE
Стало Drop-D: DADGBE

 

Практически стандартный строй, но с одной разницей – 6-я струна опущена на один тон от стандартного строя. В таком случае квинт-аккорды можно зажимать одним пальцем, а гитара начинает звучать «тяжелее». Большинство тяжелых метал-композиций написано как раз в Drop-строе.

 

  1. Open-строи — CGCGCE


Строй, пришедший в наш мир из фолк-музыки. Подобные строи носят название «открытые» не случайно, так как одновременное звучание всех открытых струн формируют аккорд, в данном случае До-мажор (C). Классическая игра аккордами при такой настройке дается очень легко и, при взятии баре на любом ладу, будет звучать мажорный аккорд. При этом открываются новые возможности для арпеджио, использования расширенных аккордов, а также одновременной игры гармонической и мелодической партии.

 

  1. Повышенный строй

Все просто – берете и повышаете строй на полтона, тон и так далее. Но помните, что инструмент едва ли скажет вам спасибо. Обычно для повышения звучания используют каподастр, но на полтона выше гитару все же можно настроить, если струны тонкие.

 

Пониженный строй

То, что делает музыку тяжелой и зубодробительной – это пониженные строи. Они формируют низкий и рояльный звук, что открывает новые просторы для творчества. Гитару достаточно настроить на полтона ниже, можно попробовать и понижение на тон или еще глубже. Опускать можно до тех пор, пока натяжение струн будет позволять комфортно и разборчиво играть.

Плюсы: удобнее играть в нужной тональности, более мощное звучание.
Минусы: не все гитары и струны предназначены для низкого строя.

 

Струны для пониженного строя

При понижении строя на один тон и ниже следует устанавливать более толстые струны, чтобы сохранить натяжение струн.

Действует простое правило: чем ниже строй, тем толще струны. При этом главное не навредить инструменту и учесть такой параметр, как мензура инструмента.

Более подробно о правильном выборе струн под пониженные строи вы можете почитать в другой нашей статье «Какие струны лучше подойдут под определенный строй». 

 

Понижение строя за 1 секунду

«Хорошо развитая технология неотличима от магии», или поговорим о понижении строя при помощи различных устройств.

Первый способ понизить строй за 1 секунду – использование специальных педалей эффектов, например, DigiTech The Drop и DigiTech Whammy 5.

Сущность работы педалей состоит в том, что они могут понижать строй электрогитары до целой октавы вниз (а некоторые и того ниже). Частота тона смещается либо при помощи потенциометров на педали, либо при помощи педали экспрессии.

Плюсы: недорого и вполне удобно.
Минусы: специфическое звучание, не подойдет для студийной записи.

Из более дорогих, но не менее интересных приспособлений стоит отметить midi-датчики/звукосниматели или встраиваемые гитарные процессоры. Конечно, подобные процессоры имеют целую массу функций, но нас интересует только строй. Например, рекомендуем рассмотреть процессоры Roland семейства G-5 VG и GK-3

 

Процессор, показанный на видео выше, позволяет менять строй и даже тип гитары нажатием одной кнопки.

Конечно, существуют еще автоматические колки, которые настраивают гитару в один момент, но минусы таких систем с лихвой перекрывают плюсы.

Напоследок мы решили дать вам несколько коротких, но крайне полезных советов:

 

  • Чтобы строй гитары был более стабильным, используйте топлоки или локовые колки;
  • Не бойтесь перетянусь струну и порвать её – это возможно обычно только тогда, когда струна уже повреждена либо вы повышаете строй экстремально высоко. Бойтесь, что перетянутая струна вызовет прогиб грифа;
  • Всегда регулируйте анкер грифа при смене калибра струн;
  • Всегда выполняйте настройку мензуры при смене калибра струн;
  • Металлическая струна не может лопнуть и рассечь кожу – это физически невозможно. А вот гитара ваша может пострадать из-за резкой смены натяжения.

Альтернативные строи для акустической гитары — SAMESOUND

Перестройка акустической гитары в альтернативный строй способна вдохновлять, ведь благодаря небольшим манипуляциям, вам становятся доступны нестандартные открытые струны, а вместе с тем и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми альтернативными строями для акустической гитары, а так же наглядно определим как изменяется постановка аккордов после перестройки.

Drop D (DADGBE)

Легким движением руки, мы понижаем шестую струну до Ре, что открывает для нас возможность играть в ре-мажоре и ре-миноре, так как мы получаем открытый мощный тонический бас. Но самое главное это то, что данная манипуляция облегчит постановку многих аккордов. Этот строй получил широкое применение в роке, метале и блюзе. Мы советуем начинающим гитаристам начать знакомство с нестандартными строями именно с Drop D. Если вы так же играете на электрогитаре, то не пропустите нашу статью «Drop D на электрогитаре«.

Open D (DADF#AD)

Open D широко используется в фолке и блюзе и отлично подходит для игры слайдом. Строй приближает гитарный диапазон к фортепиано, что придает экспрессии и выразительности. Поэкспериментируйте с гармонией в этом строе, ведь для того, что бы поставить аккорд на 5, 7 и 12 ладу вам понадобится всего один палец.

Open D minor (DADFAD)

Про Open D minor на акустической гитаре мы писали в отдельной статье, по этому советуем вам познакомиться с ней. Данный строй отлично подходит для фолка, блюза и даже метала.

Open E (EBEG#BE)

Open E схож с Open D, но данный строй не остался без внимания слайд гитаристов, таких как Элмора Джеймса, Джа Уолша и Дерека Тракса. Перестройка инструмента в этот строй станет для многих гитаристов по истине чем-то новым и необычным, ведь вместо того, что бы ослаблять струны, мы наоборот подтягиваем их.

Open G (DGDGBD)

Когда речь заходит об Open G, все мы сразу же думаем о Ките Ричардсе из Rolling Stones. Гитарист стал настоящим символом этого строя. Не пропустите наш урок «Как играть на гитаре в стиле Кита Ричардса«. Open G используется во многих музыкальных стилях, например в дельта-блюзе, фолке и роке.

Modal D (DADGAD)

Как правило, Modal D считается открытием великого английского фолк-гитариста Дэйви Грэма. Данный строй стал настоящим откровением для многих гитаристов. Открытые струны Modal D составляют аккорд Dsus4, который не является ни мажорным, ни минорным, так как в нем отсутствуют терции, но при это он позволяет играть как в в мажорных, так и в минорных тональностях.

http://www.youtube.com/watch?v=5G3tN6Qte3U

ЗакладкиКоллекция

Реклама на SAMESOUND

BOSS — GP-10 | Гитарный процессор

GP-10Guitar Processor
Необыкновенная функциональность для сцены или студии

С помощью GK кабеля, GP-10 позволяет вам мгновенно изменять строй вашей гитары с помощью нажатия педали. Больше нет необходимости менять инструменты или вручную менять строй гитары — просто выберите нужный строй в GP-10 и все. Вы можете играть слайдом в открытых строях G или E, наслаждаться звучанием 12-струнной гитары, или понижать строй вашей гитары для более массивного тяжелого звучания. Предустановлено много пресетов с разным строем, а так же вы можете создать свой собственный строй для любых нужд.

Мгновенное изменение строя гитары

С помощью GK кабеля, GP-10 позволяет вам мгновенно изменять строй вашей гитары с помощью нажатия педали. Больше нет необходимости менять инструменты или вручную менять строй гитары — просто выберите нужный строй в GP-10 и все. Вы можете играть слайдом в открытых строях G или E, наслаждаться звучанием 12-струнной гитары, или понижать строй вашей гитары для более массивного тяжелого звучания. Предустановлено много пресетов с разным строем, а так же вы можете создать свой собственный строй для любых нужд.

Огромная библиотека высококачественных звуков гитар, синтов и многого другого

В дополнение к мгновенному изменению строя, используя GK датчик, GP-10 позволяет так же менять звучание и характер вашего инструмента. В вашем распоряжении классические электрогитары с датчиками сингл/хамбакре, акустические гитары с нейлоновыми струнами или металлическими, бас гитары, банджо, резонатор, безладовые гитары и даже ситар! В GP-10 так же присутствует легендарный модуль синтезатора GR-300 и OSC Synth, с двумя осциляторами и большим количеством регулируемых параметров. В дополнение функция Poly FX дает возможности в отстройке уникальных звуков, доступных только с датчиком GK. Вы можете смешивать два типа звучания, моделируемый и чистый сигналы, что даст вам еще больше возможностей в создании звука.

Натуральные COSM усилители с яркой атакой

Основной фактор, отвечающий за хорошее звучание — моделирование типов усилителей. И GP-10 имеет все необходимое для этого. 30 различных типов усилителей, включая классические комбо, винтажные стеки и модерновые хайгейн усилители, вместе с басовыми усилителями и усилителями для акустических гитар. С помощью чипа DSP, последней разработки технологии COSM, усилители в GP-10 дают органичный тон с яркой атакой и чувствительностью. Все типы усилитетелей в GP-10 могут использоваться как с помощью датчика GK так и при прямом подключении.

Высококачественные эффекты

В GP-10 встроенны высококачественные эффекты, взятые напрямую из флагмана процессоров, BOSS GT-100. Большинство может быть использовано с обычным подключением (без GK датчика), что делает GP-10 универсальным прибором. Включая перегруз, дисторшн, эффекты модуляции, дилей, ревер и многое другое, так же как и интеллектуальный гармонайзер. Встроена педаль экспрессии, которая может быть использована как педаль громкости или для эффектов, таких как вау и др.

USB аудио/MIDI интерфейс

GP-10 имеет встроенный usb аудио/midi интерфейс, позволяющий вам с легкостью записываться напрямую в ваш любимый секвенсор. Но когда вы используете датчик GK, GP-10 становится чрезвычайно мощным творческим инструментом, который максимально расширяет ваши возможности. Например, вы можете записывать сигнал каждой струны отдельными дорожками, обрабатывать их, либо писать чистый сигнал для последующей обработки. После записи чистого сигнала, у вас есть возможность не только «реампить» дорожки, но и менять инструменты, используя моделирование инструментов в GP-10. Функция Guitar-to-MIDI позволяет расширить ваш творческий потенциал, используя ваше гитару как миди инструмент для управления программными синтезаторами.

BOSS TONE STUDIO и BOSS TONE CENTRAL

Доступное, как бесплатное приложение, BOSS TONE STUDIO упрощает работу с GP-10 на вашем компьютере. В дополнение, приложение предусматривает прямое подключение через USB к сайту BSS TONE CENTRAL, который предлагает постоянно увеличивающееся количество пресетов многих известных гитаристов для бесплтаного использования.

Комплектация GP-10

В зависимости от ваших нужд, GP-10 доступен в двух комплектациях — GP-10S (только процессор эффектов), GP-10GK (в комплекте датчик GK-3 и кабель 13 пин). Если у вас уже есть гитара со встроенным датчиком GK, как например Fender Powered by Roland GC-1, вам нужен только GP-10S. Если же вы хотите использовать полный функционал GP-10, но у вас нет датчика GK, тогда GP-10GK комплектация для вас. Датчик GK-3 очень легок в установке на гитару.

7 популярных гитарных строев

Если стандартный строй — эквивалент миссионерской позы, то Drop D (D-A-D-G-B-E) это, пожалуй, то, что все пробуют в первую очередь, потому что тут всё очень просто и ничего не сможет пойти не так.

Опустив 6-ю струну на тон вниз, вы получите сейсмический эффект низких частот для композиций, начиная от RATM «Killing In The Name» и заканчивая Nirvana «Heart-Shaped Box», ощутите всю мощь квинт-аккорда, зажатого всего одним пальцем! Если недостаточно ноты D на шестой струне, то можно опустить весь строй на угнетающий своей мощью и тембром Drop A (A-E-A-D-F#-B), чтобы достучаться до самых «толстокожих» слушателей.

Если бородатый фолк-исполнитель на каком-нибудь небольшом фолк-фестивале в какой-нибудь Луизиане будет, хихикая, травить байки про своего папашку, то знайте, это такой местный термин для обозначения строя гитары D-A-D-G-A-D. Этот гитарный строй впервые дебютировал на записях Davey Graham «She Moved Through The Fair» и добил слушателя на каноничном треке Led Zeppelin «Kashmir».

Группа Machine Head были пионерами в области Drop-строя, но на последнем своём альбоме они немного подкрутили Drop B и получили аналог Double Drop D, только от ноты B: B-F-B-E-G#-B.

«Без таких изменений, — говорит гитарист Phil Demmel, — не было бы никакого соло».

Этот строй, при всей своей стандартности на первый взгляд
(E3-A3-D4-G4-B3-E4), имеет невероятное применение, перед нами нэшвильский строй, господа.

Представьте, что вы взяли хорусные струны с 12-струнной гитары, те, которые дублируют основные, и натянули их на другую гитару, сохраняя весь строй. Получается такая гитара, на которой можно дублировать партии основной гитары и получать невероятный и глубокий звук аккордов и мелодий на записи. Да, стоит оговориться, что именно на записи чаще всего и используют такой строй. Также вполне можно исполнять соло-партии и получать звучание, близкое к мандолине.

Молодой Джимми Пейдж был под очень большим влиянием творчества Дейви Грэма на ниве фолка и оставил свой след в настройке гитары для фолка. В теме «Bron-Yr-Aur» из альбома «Physical Graffiti» можно насладиться необычным звучанием гитары (C-A-C-G-C-E).

Всего несколько музыкальных форм в этом строе, сыгранных на скорую руку, уже могут заставить даже самых брутальных сварщиков пустить скупую слезу.

Потеряв кончики своих пальцев при неудачном плавильном эксперименте, Тони Айомми был вынужден придумать что-то, чтобы спасти возможность играть. В итоге на альбоме 1971 года «Master Of Reality» мы можем услышать композиции в очень угрюмом строе C# (C#-F#-B-E-G#-C#), который позволил Тони ослабить струны и уменьшить усилие для игры на гитаре.

Мы предлагаем вам сделать то же самое (мы про строй, а не про плавильный эксперимент).

1967 год был для Кита Ричардса очень непростым.

С одной стороны, он попал за решётку, с другой, он столкнулся со строем Open G (D-G-D-G-B-D), который на открытых струнах даёт соль мажор, а также познал бессмертные риффы от групп Honky Tonk Women и Brown Sugar. Для моментального эффекта попробуйте зажать барре на пятом ладу и делайте хаммер-он на шестом и седьмом ладу на второй и четвёртой струнах.

Балалайка. Руководство пользователя


Разновидности балалаек

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым. 

_______________

Настройка балалайки

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности — гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов — квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное — соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.  

Варианты гитарного строя: 

D F# A (высокий) 

C E G (низкий)

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя: 

E E A (высокий) 

D D G (низкий)

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар. 

 
Примеры редких настроек: 

1. Минорный — D F A / A C F
2. Разлад — D E G
3. Обратный — E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 — парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 — парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка — подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

_______________

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических  струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм — это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.  

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки — это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн. 

Уход за струнами для балалайки  

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.

_______________

Устройство балалайки

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.


Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов — в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

______________

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

________________

      

История балалайки

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. 

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века. 

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016


Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.

Гитарный строй