История развития граффити
Граффити» — слово итальянского происхождения, которое переводится как «нацарапанный» («graffito»). Правда, многим уличным художникам подобная этимология слова «graffiti» не очень-то нравится, и их можно понять, поскольку между каракулями типа «продам-куплю», найденными еще при раскопках римского форума (все-таки итальянские корни!) и нынешним искусством граффитчиков, говоря словами А.Грибоедова, «дистанция огромного размера». И разница тут не столько во времени, сколько в стилистике исполнения граффити. Абы как и лишь бы что нацарапать на стене у современных мастеров этого искусства просто не принято. Они прежде всего художники, а не вандалы с зубилами или дрелью в руках.Однако, что ни говори, а граффити зародились именно из простых каракулей на стенах, типа: «Здесь был Килрой» или «Здесь был Фуфел». А если вам доведется побывать в Шильонском замке, то на одной из колонн мрачного каземата вы сможете увидеть автограф самого лорда Байрона. Конечно, подобные надписи были очень разными: среди них можно встретить и магические формулы, и любовные посвящения, и даже проклятия в адрес неугодных правителей. А кто не знает историю про слово «рок», начертанное по-гречески на стене собора Парижской Богоматери, которое побудило великого французского писателя Виктора Гюго написать бессмертный роман?
До семидесятых годов прошлого столетия граффити оставались исключительно словесной формой самовыражения. Посему исследователей этого периода уличного начертательного искусства больше интересует не «как», а «что и зачем» написано. Дело в том, что сами граффитчики того времени почти не обращали внимания на это пресловутое «как». Вспомните, что поется в известной песне Гарфанкела и Саймона конца шестидесятых годов: «…и слова пророков написаны на стенах подземки». И ни намека, ни даже легкого кивка в сторону того, как все это написано.
Graffiti, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, зародились в Нью-Йорке как составная часть культуры хип-хоп. Безусловно, по этой причине в языке современных граффитчиков изобилуют хип-хоповские словечки, а купить сувениры в стиле граффити опять-таки проще всего в магазинчиках, торгующих всякой хип-хоповской мелочью. Однако настоящее произведение граффити, отличающееся яркой индивидуальностью, масштабностью и сделанное не ради денег, а исключительно для души, в подобных «шопах» купить невозможно.
Для своих полотен пионеры граффити использовали самые простые аэрозоли и маркеры, вручную изготовляли необходимые рабочие инструменты. Не брезговали ничем: даже штепсельная краска шла в ход, а отслуживший баллончик дезодоранта становился самым распространенным корпусом для такой «начинки». Но, несмотря на всю примитивность этих «инструментов», на свет появлялись истинные художественные полотна…
Среди граффитчиков можно встретить настоящих мастеров, которые способны воплотить в своих произведениях даже библейские сюжеты. Однако большинство уличных художников — это граффитчики с амплуа «шрифтовщика» или «писателя». Такое примитивное направление в граффити зародилось из стилизованных «автографов», или «тэгов», довольно простеньких по форме и исполнению. Безусловно, «тэггер» — это начинающий граффитчик, еще только постигающий азы оригинального уличного искусства.
…В Нью-Йорке граффити быстро набирали обороты, и вскоре им были уже тесны закоулки и школьные туалеты. Творчество рвалось на волю, на простор, поэтому самым идеальным объектом для подростков-граффитчиков становятся поезда метро. Вагоны этих поездов, раскрашенные ночью в отстойниках уличными художниками, выходили на маршрут совершенно неузнаваемыми. Представьте «художественное полотно» размером в целый вагон, которое увидели жители Нью-Йорка в 1975 году!.. А год спустя граффитчики разрисовали за ночь уже целый состав. Плоские и белые вагоны как нельзя лучше подходили для такого подземного творчества, а вот бруклинские, из гофрированной стали, не пользовались особой популярностью, хотя некоторые мастера graffiti не брезговали и ими. Руководству метро, да и города в целом, такое творчество не пришлось по душе. И даже не потому, что оно нарушало привычное представление о подземке и ее поездах, — некоторые граффитчики не прочь были похулиганить, компенсируя таким образом отсутствие мастерства и художественного вкуса. Поэтому к середине восьмидесятых годов прошлого века уличные художники были полностью вытеснены из подземки Нью-Йорка, а их творения попросту закрашены. Известный граффитчик и рэппер того времени Футура-2000 с горечью и сожалением напишет об этом: «Как много юных умов, которым есть что поведать миру, да все их творения безжалостно затираются машинами…»
Сегодня Нью-Йорк уже не является мировой столицей граффити — она переместилась в Лос-Анджелес. Однако «город желтого дьявола» по-прежнему считается колыбелью этого уличного искусства. Более того, в последнее время в Нью-Йорке широкое распространение получило творчество туристов-граффитчиков, которые стремятся во что бы то ни стало оставить надпись на стенах города: ведь этим так приятно похвалиться, вернувшись к себе на родину, — все-таки колыбель граффити! Напомним, именно в Нью-Йорке зародились многие направления и течения этого искусства — от старой школы так называемых «надувных букмастеров» до самого ультрасовременного стиля «wild style», который требует огромного мастерства и опыта в написании сложнейших письмен и узоров, да еще, как правило, в яркой индивидуальной манере.
В 1982 году об этом стиле граффити выходит фильм Чарли Ахерна «Wild style». Главный герой картины — парень-граффитчик, расписывающий поезда в Южном Бронксе. И хотя, по словам критиков, лента получилась драматургически наивной и слабой, в социологическом плане она довольно верно раскрывает суть и некоторые направления уличного искусства. Еще более достоверной картиной о граффити становится фильм Стэни Латана «Beat Street», считающийся культовой хип-хоповской картиной.
Однако лучше всего о сути и значении любого стиля в творчестве граффити скажет Генри Чэлфант в своей книге «Subway Art», которая до сих пор считается своеобразной библией граффитчиков. Для каждого уличного «писателя» стиль — понятие чрезвычайно конкретное, напишет Чэлфант, и определяется оно неповторимой формой и уникальным соединением букв, всем тем, что достигается не часами, а месяцами, а то и годами упорнейшего труда. Лучшая учеба, заметит автор книги, это повторение — бесконечное восхождение от простого к сложному, это «черновик», куда забрасываются, а потом шлифуются и шлифуются новые идеи.
Документальный фильм «Война стилей» показывает историю соперничества различных направлений в искусстве граффити. На заре его становления война разных стилей была до примитивного простой — поверх работы конкурента рисовалась своя надпись или картина, а если на это не хватало времени и таланта, то художество соперника просто перечеркивалось крест-накрест. Старые граффитчики Нью-Йорка помнят и специальную команду «The cross outs», которая по сути объявила войну всем стилям, а потому «крестила» любые уличные картины. Сейчас такая манера борьбы считается глупым ребячеством, до которого не снизойдет мало-мальски уважающий себя мастер graffiti. Существуют более цивилизованные способы выяснения споров и отношений, а именно соревновательные. Например, один из художников предлагает за определенное время «заполнить» картиной конкретную площадь стены. Победителем становится тот, кто быстрее, а главное, лучше выполнит это задание. Другой способ разрешения споров нацелен на количество — кто сумеет «освоить» как можно большую площадь. В любом случае в качестве арбитра всегда выступает третья, независимая, сторона или команда. Заранее обговаривается вознаграждение победителя или штраф проигравшего. Краски и другие материалы для граффити становятся в этом случае лучшим подарком для выигравшего спор. Проигравшие могут порой лишиться права подписывать свои произведения. Как бы то ни было, ритуал наказания проигравшего становится более важным, чем само наказание, — чаще всего оно носит чисто символический характер.
Аббревиатуры названий различных команд, кругом и всюду оканчивающиеся на букву «k» (kings — короли), — это еще одно напоминание о вечном соревновании различных направлений и стилей в граффити. Тут каких только королей не встретишь! Своеобразный писательский стиль того или иного направления — тоже чаще всего результат непримиримой борьбы друг с другом, и властями в том числе. Например, огромные квадратные буквы с определенным наклоном в двух цветах — прекрасное оружие против чужих граффити или руководства подземки. Во-первых, можно быстро и легко добиться максимального результата, а во-вторых, на начальном этапе развития уличного искусства такие гигантские буквы становились показателем крутизны: у кого имя больше — тот и круче. Правда, историю graffiti — как стиля, как настоящего искусства — можно проследить именно с того момента, когда в них появилось осознание, что увесистыми буквами вывести свое имя может любой бездарь, и это не свидетельствует об индивидуальности и мастерстве.
Искусство граффити всегда подвергалось гонениям. Люди, стоящие на страже порядка и закона, считали и считают до сих пор, что даже высокохудожественная роспись муниципального имущества представляет серьезную угрозу обществу. Многие американские граффитчики поплатились за свое творчество штрафами, а некоторые даже угодили в тюрьму. Во многих крупных городах Америки пытались решить эту проблему за счет выделения для уличного творчества специальных стен и дворов, однако для всех граффитчиков таких площадей просто не хватает. Тогда власти (например, того же Лос-Анджелеса) повели борьбу как бы с другой стороны, обозначив строгие зоны нетерпимости для граффити. Местная полиция в этой борьбе использует как современную технику, так и некоторые, с точки зрения морали, недозволенные методы. Например, однажды переодетые полицейские под видом съемочной группы сплотили вокруг себя 60 ничего не подозревающих граффитчиков, которые раскрыли свои любимые объекты, поставщиков красок и материалов и признались в своих личных творениях. Руководство штата Нью-Гэмпшир пошло еще дальше и предложило наказывать уличных художников битьем деревянной палкой по заднице. К счастью, до дела так и не дошло. А в Филадельфии был составлен список самых опасных граффитчиков, в эту борьбу включились даже производители всевозможных красок, которые посчитали, что уличные художники подрывают их престиж.
Престиж же самого искусства граффити в Америке подрывают, во-первых, слияние его с культурой хип-хоп, а во-вторых, сравнительно большая зависимость уличного творчества от «крутых» парней, которые используют граффити для метки своей территории. Естественно, в этом случае применяются малохудожественные средства. Все перипетии и гонения сторонников граффити вкупе приводят к тому, что среди уличных художников так мало представительниц прекрасной половины человечества.
Если же говорить о гонениях, то часть нью-йоркских подземщиков в конце концов перебралась в Европу и здесь открыла новую страницу истории. Например, в Великобритании graffiti претерпели интересную эволюцию и стали частью национальной поп-культуры. Для британского полицейского уличный художник — это потерянный подросток из малоимущей семьи, которому в этой жизни не светит ничего хорошего. Однако благодаря граффити такие малоимущие таланты успешно находят себя в рекламе, дизайне и музыке. Поэтому можно утверждать, что резкой границы между легальным искусством и нелегальными граффити в Великобритании не существует, и что такое хорошо, а что такое плохо, с точки зрения закона, — понятия тоже весьма расплывчатые. И то, что один граффитчик из Шеффилда схлопотал за свое творчество 5 лет тюрьмы, вовсе не говорит о том, что осуждено искусство граффити в целом и теперь каждому уличному художнику в Англии запрещено приближаться к железнодорожному мосту или появляться в лондонском метро.
За последние годы Европа значительно уступила искусству уличного ваяния, и лидирующими странами, в которых особенно распространились граффити, стали Италия и Франция. Не намного отстают от них Польша и Чехия, а в Берлине существует даже специальный салон, куда можно обратиться с заказом и предложением своих услуг. В Швейцарии или Финляндии уже никого не удивляет, что скудный скандинавский пейзаж часто оживляют картины уличных художников. Британский мастер граффити Чу, который позднее нашел себя в дизайне компьютерных игр, убежден, что уличное художество благодатно и раскрывает творческие возможности человека.
В России история граффити началась в 1985 году вместе с повальной модой на брейк-данс, что вполне объяснимо, поскольку это течения одной культуры. В середине восьмидесятых, вспоминает Макс-Навигатор, основоположник российских граффити, по стране прокатилась волна своеобразных break-фестивалей, больше походивших на концерты. Эти молодежные шоу чаще всего сопровождались декорациями в стиле граффити, которые, при всей их тогдашней наивности и несовершенстве, настолько потрясали публику, что сами выступления артистов отходили на задний план. Макс вспоминает, как в то время у знакомых моряков, побывавших в Америке, они буквально по клочку выуживали любые сведения о graffiti. И когда, например, видели фотографии разрисованных поездов нью-йоркского метро — были просто в шоке. Но еще больший шок Макс испытал в Риге, когда воочию увидел это уличное искусство, выполненное талантливым художником Крысом. «В тот момент, — вспоминает знаменитый российский граффитчик, — я настолько был поражен этими настенными картинами, что, купив в рижском магазинчике несколько десятков баллончиков с аэрозольной краской, тут же бросился создавать что-то подобное…»
Кстати, тому, что искусство граффити намного быстрее и эффективнее прижилось в Прибалтике и Калининграде, есть вполне прозаическое объяснение. Дело в том, что аэрозоль в Прибалтике тогда стоил намного дешевле, чем в остальной части России. Например, в Риге баллончик хорошей краски стоил в пять раз дешевле, чем в Москве, и выбор здесь был гораздо богаче. Да и взаимоотношения с городскими властями тут были менее напряженными…
Сам Макс пришел однажды в мэрию своего родного Калининграда и предложил сравнить эскизы собственных задумок по граффити с фотографиями реальных уличных художеств. Администрация городской мэрии была настолько поражена увиденным, что тут же узаконила визуальную среду для городских граффити. В дальнейшем, по словам самого художника, больше хлопот ему доставляли не чиновники, а сами горожане, которые всячески противились новому уличному искусству. Да еще вмешивались граффитчики-тинэйджеры, пытающиеся внести свои штрихи в уже готовые картины.
А вот в Москве достучаться до мэрии по этому вопросу очень нелегко. Как говорится, другой масштаб и совсем иной менталитет. Хотя российской столице, по мнению многих опытных граффитчиков, совсем не помешали бы яркие фантастические картины уличных художников, которые согрели бы души москвичей и вдохнули в город ощущение молодости, раскованности и новизны…
Надо сказать, что в последнее время неофициальные граффити в столице России заметно помолодели, и рядом с работами основоположников уличного творчества все чаще можно видеть творения новичков. Правда, по мнению профессионалов, сейчас на всю Россию отыщется не более трех-четырех человек, которых можно назвать истинными мастерами искусства граффити, да еще 15-20 человек приближающихся к ним. Однако эти уличные художники творят в стиле граффити настолько талантливо, что им могут позавидовать даже профессионалы из Америки и Европы.
graffitimarket.ru
как нарисовать граффити на бумаге и перенести на стену?
С практической точки зрения изображение граффити можно разделить на спокойную работу по договору, когда у художника имеется вся полнота уверенности в том, что его не заберут в полицию, и активность в полевых условиях создания нелегального или полулегального граффити. В обоих случаях свой отпечаток накладывает материал. Достаточно быстро приходит понимание того, что сделать качественное граффити невозможно без умения идти на компромисс. От каких-то идей приходится отказываться уже из-за того, что на стене изображение может выглядеть совсем не так, как в тетради. Немаловажным является ещё и пространственное воображение, а так же умение передать настроение наименьшим количеством линий. Попробуем поставить себя на место художника или артиста уличной сцены и рассмотрим самые важные этапы становления мастера.
Люди, которые никогда на ней не были искренне полагают, что граффити можно научиться идя от простого к сложному. Это не заблуждение, всё так, но такое утверждение — штука в равной степени полезная и бесполезная. Рисовать учат в художественных школах и академиях, в колледжах дизайна и прикладного искусства. Так же в настоящее время довольно популярными стали и мастер-классы для всех, которые иногда проводят известные личности или те же самые художественные школы. Общие азы мастерства живописи и графики лучше осваивать всё же именно таким образом, не пытаясь срисовать что-то у другого автора, не внося ничего от себя и не развиваясь должным образом.
Что потребуется для рисования граффити
Для этого нужен баллончик с аэрозольной краской. Она довольно ядовита, поэтому ещё и средства защиты дыхательных путей, не исключено, что ещё и глаз, кожи рук. Если создаётся что-то масштабное, то одном баллончиком рисовать мы будем очень долго. Поэтому в ход идут самые разные приспособления — валики, молярные пистолеты, краскопульты и всё то, что придумали люди для нанесения краски на стену.
В баллончиках находятся шарики, которые издают посторонние звуки, поэтому некоторые художники берут с собой ещё и магниты, которые крепятся к дну баллончика.
Рекомендации новичку
Чётко и ясно поставьте перед собой цель. Что вы хотите, какую задачу решаете. Стрит-арт даёт широкие возможности для самовыражения, но нельзя забывать важности концепции и творческого замысла. Автору нужно чётко представлять, что именно он намерен донести до зрителя. Рисовать граффити можно из чувства протеста, из желания поставить перед людьми какой-то вопрос, из стремления сделать мир необычным или для того, чтобы заявить о себе. В любом случае нужно понимать, как это будет сделано. Для бомбинга важно выработать какой-то узнаваемый стиль, а потом оставлять характерную надпись. Сама по себе она может не представлять никакой художественной ценности, но тогда артист должен быть азартным человеком, одержимым идеей проявлять активность в уличной среде. Отсюда и этот термин «артист уличной сцены». Это значит, что простые граффити компенсируются частотой их появления и тем смыслом, или его отсутствием, который они несут.
Выбор стиля и эффектов
Понять сущность стилей граффити можно с помощью логического движения от обратного. Представьте себе ровную и красивую рекламную вывеску. Может быть в ней есть какой-то особый шрифтовой дизайн. Хорошо. А теперь возьмите баллончик и создайте её копию на стене — без разметки, просто от руки. У вас ничего не получится. Не расстраивайтесь — не получилось бы у любого известного художника граффити.
Попытка сделать какую-то элегантную и ровную надпись кончится провалом. Сразу же в голову приходит идея — рисовать так, как получится, но чтобы это смотрелось. Вот так и родились все стили граффити. На самом деле выбор не велик. С практической точки зрения можно:
- рисовать буквы круглыми, большими, с плавным закруглениями всех углов шрифтового начертания, — так появился Bubble style. Напоминающие пузырьки буквы стали классикой самых простых вариантов граффити, которое очень удобно для всех тех, кто занимается бомбингом и различными видами нелегального уличного творчества;
- делать буквы простыми, не задумываясь при этом об округлости. Это всё то, что вошло в семейство, получившее название Old School;
- создавать огромные буквы, изображения которых чаще всего выполняет команда. Такое творчество может носить название Blockbusters или Throw-up. Последний более простой и выполняется одним или двумя цветами;
- всё запутать и перепутать, уйти с головой в процесс прорисовки завитушек и орнаментов, которые в результате могут даже сделать надпись нечитаемой. Это уже стили новых школ, а наиболее ярким его направлением является дикий стиль — WildStyle.
Выбор какого-то направления — дело довольно условное. Граффити не было бы искусством, если бы всё строилось на канонах и правилах. Творческий человек предпочтёт работать так, как ему удобнее передавать свои эмоции и решать основную задачу общения с целевой аудиторией.
Тренировка простых элементов
Всем тем, кто ещё не в теме, но очень хочет в ней оказаться, будет полезным один маленький совет. Не пренебрегайте в своих первых шагах контурами. Вы можете использовать мелки или угольные карандаши. Чуть позже у вас получится взять баллончик и создать надпись или рисунок используя только его. Но сначала нужно «приучить» руку двигаться в заданном диапазоне.
Большую пользу приносит и умение создать не сложные надписи на одном нажатии на головку распылителя краски.
Копирование
Однажды крупное книжное издательство предложило широко известному художнику Бенуа Оллива написать большую книгу, которая должна была бы стать учебником граффити для начинающих. Он долго думал, но даже солидный гонорар не стал должным стимулом для того, чтобы создать такой самоучитель. Просто нечего сказать о том, как это делается. Это берётся и делается. Поэтому появился его собственный бестселлер. Он представлял собой книгу с вырезанными изнутри листами. Таким образом образовалась ниша, а в неё был заложен баллончик с аэрозольной краской. Граффити создаётся не по этапам, а по спонтанному движению руки. Для того чтобы она двигалась правильно нужна практика. Но мир уличного искусства очень своеобразен. С одной стороны он основывается на свободе, а с другой — каждая удачная идея подхватывается кем-то ещё. Таким образом появляются течения, что в этой среде часто называют волнами.
Всё значимое граффити в этом мире создано посредством копирования, к которому добавлялось что-то от себя. Когда-то самые первые художники в СССР просто рассматривали картинки в западных журналах и делали что-то подобное сами, додумывая всё остальное на ходу. Фото становились лишь стимулом для того, чтобы делать что-то подобное, но не повторяя слепо.
Как нарисовать граффити поэтапно
Ну вообще-то руками… Глядя на огромное разнообразие результатов можно подумать, что существуют какие-то особые техники, приёмы и методики рисовать граффити поэтапно. Давайте разделим всё то, что сделали уличные художники с середины 20-го века до наших дней на две большие группы.
- В одну попадут произведения людей, имеющих специальное образование в области графики, дизайна и живописи. В таком случае граффити — это традиция художественной деятельности, которая представляет собой нечто среднее между искусством и ремеслом.
- В другую работы личностей ярких, творческих, странных, неординарных. Кто-то гонится за адреналином, кто-то актуализирует свой характер, кто-то и сам не знает, что он делает, но попробовав раз делает и делает, тогда и сейчас.
Представители обоих групп никогда не задавались вопросом о том, как нарисовать граффити. Как? Покупали краску в баллончиках и рисовали.
Хотите делать это на профессиональном уровне, — поступайте в колледж и учитесь на дизайнеров, в художественные училища, а если вы школьники, то в художественные школы и студии. Хотите чисто для уличной сцены, то выбросьте из головы стандарты и миф о том, что этому можно научиться как-то пошагово.
Рисуем граффити карандашом
Умение рисовать граффити карандашом на бумаге не помешает любому художнику. Продумывать композиция в условиях улицы может быть просто невозможно. Однако разница между домашними и студийными условиями так велика, что обычное понимание эскиза перестаёт иметь значимость.
Карандашные зарисовки имеют смысл для решения задач, связанных с оформлением помещений или созданием коммерческого граффити на внешних стенах клубов и магазинов. Нелегальное и любое экстремальное граффити очень плохо сочетается с домашними заготовками. Другое дело — трафареты, использование которых создаёт отдельный вид городского творчества.
Граффити на бумаге стоит рисовать уже для того, чтобы научиться строить полноценные композиции, продумывать пропорции, сюжет рисунков и обогащать их каким-то своеобразием. Переносить рисунок на стену «один в один» или ограничиться лишь отображением основной идеи, доверившись уличному материалу целиком, — каждый художник находит ответ на этот вопрос сам.
Однако с самого начала нужно иметь в виду, что техника рисования на бумаге — акварелью, гуашью или обычной ручкой крайне сильно отличается от работы аэрозольными красками. Освоить технику граффити можно только на улице.
Выходим на улицу: рисуем граффити на стене
Некоторые думают, что существует какое-то граффити для новичков — более простое, которое можно создавать на начальном этапе. Это большое заблуждение, следствие неверного представления о том, что представляет собой стрит-арт.
Как уже говорилось выше, граффити — это способ самовыражения. Если им занимается творческий человек, который не имеет отношения к изобразительному искусству, то он ищет какие-то свои формы. Профессиональный же художник будет использовать среду для той же цели, но уже на своём уровне. Но в городском пространстве подходящую нишу может найти каждый. В этом основная особенность уличного искусства. По этой причине совершенно ничего не дадут картинки для срисовки граффити. Они могут украсить какой-то школьный альбом, не не станут основой для развития мастерства уличного художника.
Собственный стиль неразрывен с практикой. Для начала нужно искать не рисунки граффити для начинающих, а находящуюся где-то в нейтральном месте стену или заборчик, что компактно огораживает гаражный кооператив или стройку. Подойдут и стены заброшенных строений. Вы можете взять с собой эскиз на листе бумаги, но не надейтесь на него очень уж сильно. Одним из условий нужного восприятия является умение художника органично вписаться в окружающую обстановку. Можно попробовать и противоречить ей, но тогда это противоречие должно быть частью творческого замысла.
Если вам это не нужно, то не гонитесь за сложными решениями с большим количеством хитрого переплетения линий. Некоторые авторы всю жизнь создают легкие граффити, но пользуются довольно большой популярностью. Вы можете взять самим рисунком, можете идеей, можете количеством выполненных работ или местом размещения. Смысловой посыл может быть совершенно любым. Это зависит от огромного ряда факторов, включая настроение.
Не доверяйте тем, кто говорит о том, что где-то рисовать можно, а где-то нельзя. Художника, который попробует проявить себя в переходе станции столичного метро или на стене возле универмага, расположенного в центре города, сражу же заберут в полицию, потому что кругом стоят камеры видеонаблюдения. А какая-нибудь подворотня в компактном дворике не вызывает особого к себе отношения. В остальном разницы никакой. Обычно стражи порядка не пытаются очень уж ревностно блюсти закон, если речь идёт о нежелательном стрит-арте. Ничего страшного с художниками не происходит, хотя большая часть граффити, включая легальное, рано или поздно закрашивается соответствующими службами.
crossarea.ru
«Зачем» — Легендарная граффити-команда из Москвы
Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.
Зарождение
А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.
Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.
Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.
Участники
В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того — ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться — кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто, активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать — открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.
Идеология
Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.
Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 — не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.
Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.
«Зачем» — граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.
Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.
crossarea.ru
Что такое граффити? | Как это сделано
Каждый из нас, и не раз, видел на различных стенах или на асфальте граффити. Немало людей хотят купить баллончик с аэрозольной краской и начать разрисовывать стены. Но что же означают граффити? Кто их рисует и зачем? Давайте разберемся.
Для начала, стоит отметить, что граффити – это один из способов самовыразиться. Отнести к граффити можно любой рисунок, увиденный вами на стене: начиная от обычной надписи.
Окунемся в историю. С итальянского слово «граффити» переводится как «нацарапанный». Свое начало, граффити берет ещё в древнем мире. Первые граффити были замечены 30 тысячелетием до нашей эры. Их наносили на стены с помощью костей животных. Сегодня же считается, что граффити тесно связано с хип-хоп культурой. В начале двадцатого века граффити стали появляться на вагонах метрополитена.
Существует множество видов граффити:
- Throw up – простые линии, превращающиеся в буквы.
- Bubble letters – буквы, похожие на пузыри.
- Blockbusters – огромные буквы, зачастую трехмерные.
- Динамичный стиль – он объединяет в себе все виды граффити 80-х годов.
- FX – объемный стиль.
- Character – Образы персонажей из комиксов.
- Freestyle – самый часто используемый стиль. Он может объединять в себе все вышеперечисленные стили.
В идеале, каждый уважающий себя райдер (человек, рисующий граффити) должен уметь рисовать в любом из вышеперечисленных направлений, но как правило следует постоянно совершенствовать одно направление.
Существует множество игр, где вам потребуется рисовать граффити, одной из таких игр является Marc Ecko’s Getting Up. Здесь вы можете безопасно поучиться рисовать граффити и многое другое.
Сегодня граффити считается в каком-то роде вандализмом. В некоторых городах даже есть специальные подразделения полиции, по борьбе с уличными «художниками». Но вы только посмотрите на некоторые рисунки, это, можно сказать, настоящие произведения искусства. Хотя часто аэрозольные баллончики с краской покупают подростки, которые рисуют на стенах, мягко говоря, что попало. Наверное, это именно из-за них, граффити считаются вандализмом, ведь они уродуют наши дома и улицы. Но, есть и талантливые райдеры, чьи фантазии безграничны. Благодаря им граффити ждет многогранное развитие.
kak-eto-sdelano.ru
Граффити сленг — Статья на Graffitimarket.ru
Bomb (или throw-up) — быстрый рисунок, как правило делается в «bubble letters» и отражает название crew или самого writer’а. Рисуется краской, зачастую используется 1-2 (иногда 3) цвета. Самые распространённые — чёрный/серебряный (белый) и жёлтый/красный.Crew — несколько (а порой и очень даже много) writer’ов, объединённых в одну команду. Часто crew состоит не только из writer’ов, но и из b-boys или DJ’z.
Writer — собственно тот, кто рисует граффити (taggers — те, кто только ставит tag’и и не рисует pieces и не кидает бомбы и иногда не зачисляется в ряды writer’ов. Но если брать по-большому, то всё это — граффити).
Tag — это подпись writer’а. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это чёрный или белый, если используется mean streak (несмываемый белый маркер).
Piece — от masterpiece. Рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, дерзость writer’а. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.
Burner — особо яркий и выдающийся piece (как по подбору цветов, так и по размерам).
Taggers — те ,кто занимается только простановкой tag’ов. Народ непросвящённый часто называет так всех writer’ов, что не совсем аккуратно.
Cap — насадка на баллон. Существуют разные насадки, позволяющие регулировать толщину линии. В основном все caps делятся на male и female. Male — те, у которых есть штырь, который, собственно, и всовывается в баллон, female — те, которые одеваются на штырь самого баллона. Male и female делятся на fat caps и skinny caps. Fat дают толстую линию, иногда до 10 см шириной, а skinny — тонкую, некоторые — толщиной 0,5 см.
To tag (go taggin’) — проставлять свои tag’и.
To bomb — бомбить. Бросать throw-up на стены, поезда и т. д.
To piece — рисовать кусок (piece).
To kill — конкретно зарисовать стену, вагон… (напр., «Yo, I went bombin’ with this cat tha other night. He killed tha whole car…»)
To rack some cans — воровать баллоны. Изначально большинство (если не все) writer’ов воровали баллоны из местных хоз. магазинов. Сейчас это зависит от финансового положения каждого writer’а, да и воровать краску в Нью-Йорке почти невозможно, так как держится она под замком и не продаётся никому до 18 лет! Интересный факт: мой любимый writer -COPE- до сих пор racks his cans в Нью-Йорке… как ему это удаётся — никому неизвестно!
Yard, train yard — депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас всё больше writer’ов перебирается на товарные поезда — freights, и, соответсятвенно, теперь отстойники для товарняков называют yard или freight yard.
Whole car — кусок или throw-up на весь вагон. Side-to-side — кусок, который тянется или повторяется через всю длину вагона.
Top-to-bottom — кусок, нарисованный во всю высоту вагона. Top-to-bottom side-to-side — то же, что и whole car.
Outline — окантовка букв, тени и т. д. Filling — зарисовка внутри outlines (не включая деталей).
Wildstyle — стиль написания букв, в котором всё сведено на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые куски, выполненные в wildstyle, практически нечитаемыми.
Bubble letter — один из самых первых и старых стилей в граффити. Стиль написания букв, где главное — мягкость и объёмность форм. В основном используется для throw-ups (смотри bombing).
Daim style — стиль, разработанный writer’ом DAIM. Стиль букв в 3D, рисуется без outline, основной акцент ставится на тени. В России видел работы в таком стиле пока только у FILL’а.
Dope, sick, ill, cold, off tha hook, tha shit — обычные хип-хоп эквиваленты словам «cool», «really nice» и т. д.
To get up — идти на bombing, piecing. Сам процесс активности writer’а. (напр. «yeah… we used to get up in that yard a lot back in a day…»).
Blackbook, piecebook, sketchbook — блокнот, тетрадь и т. д., в которой writer делает свои sketch’и. Sketch’и могут после этого быть переведены на стену или вагон, либо же могут остаться только в blackbook’е.
Sketch — набросок, эскиз. Может быть как чёрно-белым, так и раскрашенным.
Toy — 1) неопытный человек в граффити, желторотик; 2) человек, который в граффити не из-за любви к искусству, а по другим причинам. Это приводит либо к biting’у, либо к нежеланию постоянно совершенствоваться. Такие люде не удостаиваются ничего, кроме презрения и ненависти со стороны writer’ов. Примечание: все writer’ы когда-то были toy’ами, описанными в первом случае и все bite’или, но после того, как был приобретён какой-то опыт, желание саморазвиваться и создать свой стиль превращали toy’а в writer’а.
To bite — копировать чей-то стиль.
To buff — закрашивать куски. Зачастую это делается городскими властями, работниками yard’ов, командами «анти-граффити» или же дворниками-коммунистами :))
To hit — то же, что и get up.
To cross out — наложить всой кусок поверх куска другого writer’а. Считается актом неуважения и, как правило, вызывает beef между этими writer’ами или даже целыми crew.
Beef — вражда, проблемы
graffitimarket.ru
«Почему так много граффити со словом зачем?» – Яндекс.Знатоки
Зачем — граффити-команда из Москвы. Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве.
Граффити со словом «зачем» распространилось не только в России, но по всему миру.
yandex.ru
1UP Crew — Граффити команда One United Power из Германии
1UP — это немецкая команда уличных райтеров, которая основывает свою миссию на бомбинге. Главное в этом направлении — занимать городское пространство, оставлять надписи в самых разных местах и на самых разных плоскостях. Участники 1UP время от времени вносят в свою деятельность экстремальные элементы, орудуя в крайне труднодоступных участках. Надписи появляются на крышных конструкциях различных зданий, бортах вагонов подземного и надземного транспорта.
Что это означает?
Что значит название команды? Это аббревиатура слов «One United Power», или «Одна Объединённая Сила», которая созвучна с названием главенствующего стиля граффити Throw-up. В нём участники команды и работают, а основан он на использовании двух цветов. Одним выполняют контур и теневые эффекты, а другим делается заливка букв. Содержание надписей в подавляющем случае — само название команды. Полностью оно звучит 1UP Crew. Последнее слово «Крю» произошло от сленгового названия команд уличных тусовщиков, которые занимаются разными делами, в том числе и граффити. Это изменённое сокращение слова «Клан», но в данном контексте оно означает именно группу ярких индивидуалов, которые по своей природе не смогут создать монолитную команду с жёсткой дисциплиной и иерархией.
Распространение и роль граффити 1UP
1UP граффити известно всем жителям Берлина, поскольку из берлинцев и состоит это объединение. Время от времени единомышленники выбираются и в другие города Европы и Азии. Их стрит-арт можно увидеть в Италии, Турции, Румынии, на Кубе и в нескольких странах Латинской Америки, в Дании, Австрии и Таиланде. География постоянно расширяется. Внушительный охват, а может быть и захват, территорий привёл сообщество к широкой известности. В 2014 году в Urban Spree, знаменитой берлинской галерее уличного искусства, прошла выставка этой команды. Широкое распространение получил и фильм, который был снят самими участниками. Он называется незамысловато «1UP Berlin: One United Power».
Сама надпись на стене «1UP» в некоторых кругах стала ассоциироваться с бомбингом как таковым, поэтому не стоит очень уж удивляться, если она обнаружится в переулке какого-то провинциального российского города, где участники немецкой команды никогда не были и не будут. Таким образом неизвестные уличные райтеры в России иногда подчёркивают свою принадлежность к мировому движению поклонников граффити.
crossarea.ru