Картины русских богатырей: 15 главных русских богатырей (15 фото)

Виктор Васнецов. Богатыри: likbez_a_m — LiveJournal

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) Богатыри. 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ни одно русское княжество не создало столько былин, как Муромо-Рязанское. Много в них особенного, выпуклого, поэтичного. В городах и деревнях из уст в уста передавались муромские былины о подвигах богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и других. Муромские богатыри стали любимыми героями русского народа.

В. М. Васнецов Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Мысль написать «Богатырей» появилась у Васнецова в 1867 году, то есть, в тот самый год, когда он с шестьюдесятью рублями в кармане, но с огромным желанием учиться в Академии художеств, приехал из Вятки в Петербург, где первое время только и делал, что справлялся с нуждой. Питался одной буханкой хлеба в день, и чем бы кончилась такая жизнь, не известно, да на счастье, встретил брата своего учителя, с которым познакомился, когда тот приезжал в Вятку. Он взял Васнецова к себе на квартиру, помог найти работу и посоветовал поступить в Рисовальную школу, где по воскресеньям преподавал Крамской.

В это сложное для Васнецова время, как спасительная доска над бурлящим потоком, являлось детство: отчий дом, родители, братья, стряпуха, рассказывающая былины и сказки при свете свечи: «Муромец –– сила, Попович –– святость, Добрыня –– доброта. Охраняют они землю русскую, и никакой ворог их одолеть не может!»

Вскоре Васнецов поступил в Академию художеств. Учеба, работа, творческие поиски, удачи и неудачи, участие в Передвижных художественных выставках, поездка во Францию –– вот и минуло чуть не пятнадцать лет. Но все эти года не покидала мысль о «Богатырях». В Париже, когда мечталось о России, сделал небольшой эскиз картины, показав художнику Поленову. Поленов пришел в восторг, и Васнецов решил подарить ему этот эскиз, но Василий Дмитриевич отказался:

– Нет, не возьму. Впрочем… возьму, но после того, как вы напишете картину.

Однако картина «Три богатыря» была написана только в 1898 году.

Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Россия. Спокойное могущество. Ей нечего бояться, она велика и не мстительна. Богатыри –– ее застава. Они грозны для врага, но приветливы для друга. Их копья никогда не обратятся на беззащитного, их кони никогда не будут топтать мирные поля. В картине –– высшая правда и высший человеческий закон.

На выставке к «Богатырям» было не протиснуться. Зрителям казалось, что этим богатырям тысячи лет, что они родились вместе с Россией. Все, кто смотрел на картину, видели незыблемость своей земли. Сколько невзгод, войн, жутких лет знала эта земля, сколько пожарищ… но она стоит, и будет стоять, потому что ни одна другая не рождала таких богатырей, ни один народ не имеет в своей основе такую духовную крепость.

Васнецова стали называть историком, но он возражал: «Я не историк, я –– сказочник, былинник, гусляр живописи… «Богатыри» мои не историческая картина, а только живописно-былинное сказание о том, что лелеял в своих грезах мой народ».

Лев Николаевич Толстой, увидев «Богатырей», был поражен:

–– Я никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидев картину, подумал, что именно такими и были защитники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли.

Был поражен и Федор Иванович Шаляпин:

–– Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой древней скифской почвы выделанные. Как духовно прозрачен при всей своей массивности Васнецов! Его богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселили в меня ощущение великой мощи –– физической и духовной.

В истории русской живописи «Богатыри» занимают одно из первейших мест. Язык этой картины-баллады прост, величав, могуч, его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг; и с чувством спокойной веры в такую мощь –– если он друг.

Бойко Н. П. Истории знаменитых полотен: очерки о русской живописи –– Пермь; 2012г.

Художники-иллюстраторы былин

Художники-иллюстраторы былин

 

В.М.Васнецов "Богатыри". Холст, масло.1898 г. Третьяковская галерея

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Самая знаменитая его картина «Богатыри».
Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. Самые популярные живописные полотна Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881).) (См. подробное описание картины "Богатыри".)
 

Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель.
Занимался изучением русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин – древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Центральный образ художественный картины – великий русский богатырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».
Одна из самых известных картин Н. К. Рериха «Богатыри проснулись». Н. К. Рерих был первый русский художник, осуществивший «поездку за стариной», т. е. специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывал «узнать и полюбить Русь», стал пропагандистом и защитником созданий народных.
В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на темы истории Древней Руси. Например, художественные полотна «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Славянская» (1943). Его картина
«Богатыри проснулись»
вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины. Хочется верить, что сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой.
Рерих писал о картине в статье "Великому русскому народу": "“Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час". (См. страницу о картинах Н.К.Рериха "Гонец. Восстал род на род" и "Заморские гости")
 

И. Е. Репин. Садко. 1876
Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин
(1844–1930).
«Садко» – картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, – пишет художник В.В. Стасову, – тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, художник изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.
Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию художеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельствовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.
 

Иван Билибин. Вольга с дружиной.
Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Русский музей

Известен своими художественными иллюстрациями и художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину "Богатыри" на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903).
За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900–1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно так написана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».

 

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Художник Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и предложил оригинальный взгляд на русский эпос.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей – Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой (Санкт-Петербург, Книгоиздательство Герман Гоппе) и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Альбом составили 10 рисунков в лист. В книге представлены иллюстрации, на которых изображены все наиболее известные герои русских былин – Святогор, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Владимир "Красное Солнышко" и жена его Апраксия Королевична, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила Пленкович, Василий Буслаев, Садко (Богатый Новгородский гость).

Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка медлительным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой – фаюмские портреты.



 

Прототипы русских богатырей - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы…

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха  Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил  в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности,  писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий  хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти  самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское".

Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич".

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем",  дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.

Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.  У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Алексей Рудевич

А мы уже обсуждали тему о том, что Илья Муромец - былинный богатырь или реальный человек?, а так же Алёша Попович и Добрыня Никитич это реальные люди или былинные герои?

Серия "Людям о людях": сказ о богатырях русских

22-29 июля 2012 года в духовно-культурном кремле "Богатырская Слобода", что находится на территории Национального Парка "Самарская лука", рядом с селом Жигули, прошел 8-ой Международный праздник русского рукопашного боя "Богатырская силушка". Кремль "Богатырская Слобода" представляет собой необычный архитектурный комплекс, построенный в традициях древнерусского деревянного зодчества в живописном месте на берегу реки Усы, притока Волги. На праздник приехали богатыри из многих городов России и ближнего зарубежья. Мне посчастливилось побывать пару дней на этом празднике, вместе с несколькими участникими фотолаболатории "CONTATTI ТОЛЬЯТТИ".



01. Виды здесь замечательные. Река Уса впадает в Волгу.

02. Вначале расскажу пару слов о самом кремле. Часть этого здания занимает музей по истории древне-русского боя. В остальных комнатах расположены классы негосударственного образовательного учреждения "Всероссийская школа православной культуры "Русский богатырь".

03. Макет в музее. Отец Феоктист, идейный вдохновитель и организатор духовно-культурного кремля смог превратить полузаброшенную в советские годы базу отдыха в красивый комплекс деревянного зодчества в старинных русских традициях.

04. Некоторые экспонаты музея.

05. Хранительница музея, к сожалению забыл её имя, в тот день ей исполнилось 70 лет!

06. Любой желающий может посетить кремль и музей, вход платный, но сумма символическая. На территории также есть гостевые домики, где можно остановится на длительное время.

07. В кремле принято ходить в русской национальной одежде, и если вы приехали надолго, то вам её выдадут напрокат. Кстати неплохо, помогает проникнуться атмосферой старой Руси.

08. В одном из зданий находится небольшой спортзал и хранится одежда богатырей и оружие.

09. Картина Васнецова "Богатыри", смотрится здесь как нельзя кстати.

10. Под навесом находится летняя столовая.

11. Центральную часть кремля занимает арена для тренировок и боёв богатырей. На фото-трибуны для зрителей.

12. Первое время кажется, что попал на съемки старинного фильма 🙂

13.

14. Фрагмент летней столовой внутри. Здесь пекут вкусные блины с медом и со сгущенкой.

15. Арена для сражений. Уже с первого дня среди богатырей начались различные соревнования.

16. Первым соревнованием было сбивание камнем деревянного "болвана".

17.

18.

19. На праздник приехало несколько священников из разных городов России.

20. Богатыри попробовали себя на меткость.

21.

22.

23. Потом богатыри продемонстрировали умение обращаться с булавой. Весит она, кстати немало.

24.

25. Личности попадаются очень колоритные.

26. Набежали тучки и появилась радуга.

27.

28. Далее было метание булавы на расстояние.

29.

30.

31.

32. Отец Феоктист руководил соревнованиями.

33. Было три булавы разных размеров, одна тяжелее другой.

34.

35.

36. Анатолий Кинчаров (с фотоаппаратом)- руководитель фотолаболатории "CONTATTI ТОЛЬЯТТИ".

37. Священники тоже поучаствовали в соревнованиях, некоторые даже дали фору другим богатырям.

38. Богатырь из Тулы.

39. Отец Феоктист следит за строгим исполнением правил и ободряет участников.

40. Богатырь из Москвы, приехал со всей семьей.

41.

42.

43.

44.

45. Победитель в соревнованиях по метанию булавы. Победителей здесь принято подбрасывать в воздух.

46. Победителю достался большой пряник 🙂

47. Далее богатыри стали поднимать ведра с водой, кто больше поднимет.

48. Не стоит думать, что это легко.

49.

50.

51.

52. Незаметно подошел вечер первого дня.

53. После захода солнца богатыри стали готовится к битве.

54. Отец с сыном (сын в роли оруженосца)

55. Богатыри разделились на две команды.

56. И началась битва!

57. Сначала бились парами, а потом командами.

58. Незабываемое зрелище. В полумраке казалось, что битва настоящая.

59. А потом все по-братски обняли друг-друга.

60.

61. Небольшую программу показали дети

62. и организовали большой хоровод. Так закончился первый день.

63. Утро второго дня. Жизнь кипит, дети тренируются на бревнах, пытаются сбить друг-друга мешками.

64. Воеводы собрались на планёрку.

65. Утром второго дня начались соревнования между детьми и подростками, обучающимися в школе "Русский богатырь".

66. Дети тоже кидали камни в деревянного "болвана", пытаясь его сбить.

67. Некоторые дети тренируются в борьбе.

68.

69.

70. Победительница в меткости по сбиванию деревянного "болвана".

71.

72. А среди взрослых богатырей начались соревнования по перекидыванию бревна на расстояние, на время.

73. Нелегкое это занятие.

74.

75.

76. Бревно нужно перекинуть три раза вперед и три раза назад.

77.

78.

79.

80. В перекидывании бревна победил богатырь из Москвы, его время- 17,8 сек.

81. Далее было свободное время, я ещё немного походил по территории.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88. Богатыри устали и хотят есть 🙂

89. По звону колокола все собираются в летней столовой.

90.

91.

92. А вот и наша фото-дружина 🙂 Слева-направо- Саша Кинчаров, я, Миша Дорофеев и Анатолий Кинчаров. К сожалению, мне пришлось после этого уехать, сохранив кучу хороших впечатлений, а соревнования продолжились и шли ещё почти неделю. Рекомендую всё увидеть лично, когда начнется следующий слёт богатырей.

93. Духовно-культурный кремль "Богатырская слобода" всегда рад гостям, которые хотят окунуться в атмосферу старой Руси, и отдохнуть от городской суеты.

P.S. Вот ещё нашел видео на ю-тубе (МАШИНА ВРЕМЕНИ В ЖИГУЛЕВСКИХ ГОРАХ) Здесь можно увидеть красивые ладьи, которых нет в моем репортаже.

картина Васнецова, что писалась более 20 лет

«Богатыри» – одна из самых узнаваемых и любимых народом картин Виктора Васнецова

Свою знаменитую картину «Богатыри» (в народе её также называют «Три богатыря») Виктор Васнецов писал более двадцати лет. Сколько людей позировало живописцу, сложно перечислить. Среди простого люда и представителей интеллигенции художник искал тот самый “русский типаж”, который был успешно воплощён в образах трёх былинных героев.

Интересно, что все три образа значительно различаются между собой, а сам Васнецов сумел мастерски передать характеры Ильи, Алёши и Добрыни. Какие скрытые символы можно увидеть на этом полотне? Почему Васнецов так долго трудился над своими «Богатырями»? И что вдохновило его на создание картины?

История создания картины

Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.

Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.

Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.

Образы богатырей

Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.

Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.
Этюд к картине «Богатыри»

Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:

“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.

Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»

Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:

“Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”.

В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.
Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.

Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:

  • Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей.
  • Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек.
  • Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком. На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.
Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»

Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:

“«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни…”.

Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год

Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.

О лошадях на картине Васнецова «Богатыри»: the_morning_spb — LiveJournal

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри». Эскиз. 1876 г. Место создания: Париж, Франция.
Холст на картоне, масло. 27 x 41 см.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения. Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Витязь на распутье». 1882 г.
Холст, масло. 167 x 299 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник – стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет – Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Холст, масло. 295 x 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.

Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?

У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет. Настоящий орловский рысак - лошадь «и в подводу, и под воеводу» – во времена Васнецова выглядел вот так:

► ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».
Холст, масло. 67,7 х 85 см.
Научно-художественный музей коневодства (РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева), Москва.

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства – Добрыню Никитича – кажется, что враг уже не далее пятидесяти-сотни метров. Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют.

При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного – коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления. Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка – показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?

О, лошадь Поповича – это самый замечательный персонаж картины. Она не такая породистая, как дворянский конь, но видно, что благородных кровей. Но также, как у дворянского коня, в её сложении видны следы вырождения. Как будто специально подчёркнутый размёт – передние ноги, вывернутые по-балетному, врождённый порок – открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы. Лошадь Поповича, как и дворянский конь, к сожалению, совсем нетренированная для богатырской службы.

Но ведёт она себя совсем по-другому. Мы видим нагло пригнутую шею и расставленные в стороны передние ноги, как будто через секунду последует резкий бросок в сторону. И вообще – полное игнорирование того, кто сидит наверху.

В общем, на первый взгляд, под духовенством художник зачем-то изобразил хилую хитрую скотину, которая вот-вот кинется в сторону, сбросит своего богатыря и пустится в какие-нибудь особо неумные и опасные для окружающих развлечения.

Неужели Васнецов столь сильно не уважает сущность духовенства? Отнюдь. Большие, блестящие, совсем не злые глаза, благородные ноздри рыжего говорят о живом уме, контактности и незлобливости. Возможно даже, что это кобыла. Бросаются в глаза кончики ушей, расположенные нетипично близко друг к другу.

Это характерно для горячих, очень энергичных, живых лошадей. Самые красные, несмотря на самую светлую кожу, ноздри выдают бурное внутреннее горение. Эта лошадь – неугасимый огонь.

Почему же сущность русского духовенства ведёт себя, как будто на ней не богатырь, а пыльный мешок? А что ей остаётся делать, если весь облик всадника говорит о непосильном для него внутреннем раздрае.

На лице его – полная растерянность. Такое впечатление, что он не понимает, что делать и зачем он вообще тут. Это подчёркнуто его странной для образа духовного лидера молодостью. Откуда этот когнитивный диссонанс? На кого вообще смотрит всадник? На врага, или на Добрыню с Ильёй? Такое впечатление, что он им что-то должен, но каждому – прямо противоположное.

А для кого предназначена стрела в руках Поповича? Если для стрельбы по врагу – то, судя по поведению образа дворянства, стрелять уже даже поздно – враг так близко, что настала пора обнажить мечи. Во-вторых, посмотрим, как у русского духовенства обстоят дела с духовным оружием, так необходимым во время войны и призванным проникать в самое сердце. По мнению автора картины – очень плохо. Лук хлипкий. А стрела – вообще игрушечная. Не это ли тоже смущает Поповича, и не предназначена ли стрела исключительно для демонстрации товарищам? Интересно при этом, что Илье Муромцу Васнецов даёт стрелы что надо.

И посмотрите – стрелять-то Попович не собирается. У него правая рука занята. И, между прочим, чем? Между прочим, хлыстом. Который, между прочим, всадник держит так, чтобы не увидели его товарищи. Для чего всадник показывает настолько горячей лошади хлыст? Для мало-мальски обученной лошади хлыст в таком положении – это ясная команда не двигаться в эту сторону, то есть в сторону врага. А ещё лучше – бочком тихо двигать в противоположном направлении. Хлыст там оказался специально, или всадник испытывает настолько смешанные чувства, что уже не знает, где его руки и ноги?

Вообще, весь облик всадника просто кричит о том, что им владеют прямо противоположные устремления, причём одновременно. Его ноги – в стременах и готовы ударить лошадь с размаху пятками. В то же время сидит он в седле очень некрепко, в развалочку, как Илья, чуть ли не курит. Он считает, что враг ещё не подошёл на расстояние выстрела из лука, или он считает, что пора лететь? Если лететь, то в каком направлении?

В результате, если сейчас его конь-огонь рванёт в сторону или просто резко поднимет голову, как дворянская лошадь справа, то стрела, прижатая одним пальчиком, будет выбита из рук, а всадник попросту сразу вывалится из седла. Любопытно, богатырь-духовенство вообще чувствует, что он своей лошадью давно не управляет? Как недавно заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа».

Возникает вопрос, зачем Попович натянул повод в сторону ожидаемой опасности. Он хотел, чтобы его лошадь увидела врага, или чтобы она увидела хлыст? Ну, врага-то она увидела. И тут огненной духовной сущности стало ясно, что она может надеяться только на себя.

В 20-й век мировых войн Россия вступает в состоянии глубокого духовного кризиса и кризиса элит. А тяжёлая булава – символ власти – пока непринуждённо свисает с поднятой руки Ильи Муромца. Для народа, по мнению художника, она совсем не тяжела.

Источник

русских богатырей | Etsy

Русские богатыри | Etsy

Чтобы предоставить вам лучший опыт, мы используем файлы cookie и аналогичные технологии для повышения производительности, аналитики, персонализации, рекламы и для улучшения работы нашего сайта. Хотите узнать больше? Прочтите нашу Политику использования файлов cookie. Вы можете изменить свои предпочтения в любое время в настройках конфиденциальности.

Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы предоставить вам лучший опыт, включая такие вещи, как:

  • основные функции сайта
  • обеспечение безопасных транзакций
  • безопасный вход в аккаунт
  • с запоминанием учетной записи, браузера и региональных настроек
  • запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
  • анализ посещаемости и использования сайта
  • персонализированный поиск, контент и рекомендации
  • помогает продавцам понять свою аудиторию
  • , показ релевантной целевой рекламы на Etsy
  • и за ее пределами

Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.

Необходимые файлы cookie и технологии

Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта при просмотре и транзакциях.

Настройка сайта

Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:

  • запомнить ваш логин, общие и региональные настройки
  • персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения

Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать некорректно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

Персонализированная реклама

Эти технологии используются для таких вещей, как:

  • персонализированная реклама
  • , чтобы ограничить количество просмотров рекламы
  • , чтобы понять использование через Google Analytics
  • , чтобы понять, как вы попали на Etsy
  • , чтобы продавцы понимали свою аудиторию и могли предоставить релевантную рекламу

Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть собственная собранная информация).Сказать «нет» не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript. Учить больше

Волшебные, значимые предметы вы больше нигде не найдете.

( 851 результат, с рекламой Учить больше Продавцы, которые хотят расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты рекламы, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.)

Русская живопись - история и великие русские художники

История русской живописи

Храмовая роспись

Византийская живописная традиция проникла в Россию вместе с христианством и храмовой архитектурой: церкви украшались мозаикой и фресками.Храмовая живопись отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Выразительные образы были необходимы, чтобы выразить идею духовности над плотью. Еще одним нововведением стали иконы (греч. Eikon - изображение), изображающие Иисуса Христа, Богородицу и святых. Иконы заменили деревянных идолов, символизирующих языческих богов.

Расцвет русской живописи пришелся на XIV - XV вв. Это был период иконописи, связанный с именами величайших мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Западная художественная школа

После того, как Петр I открыл двери в Европу, Россия испытала влияние западных художественных школ. Русские живописцы освоили технические достижения мастеров вестерна: использовали и новые материалы (холст, масляные краски, мрамор). Искусство живописи получило невиданное разнообразие образов и сюжетов. Видимо, самой интересной областью декоративного искусства была портретная живопись. Пейзаж должен был последовать позже. В начале 20 века это были не просто изображения природы, а живопись, передающая тончайшие движения человеческой души посредством образов природы.Крупнейшими пейзажистами России были А. Саврасов и И. Шишкин. Реалистическую живопись 19 века представляли Илья Репин и Василий Суриков.

Русский модернизм

Начало ХХ века - время становления русского модернизма с его огромным разнообразием направлений и стилей: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и др. Модернизм характеризовался отрицанием традиционных искусств. Новое направление считало себя авангардом в авангарде развития искусства.Наиболее яркими представителями авангарда были отец абстрактного искусства Василий Кандинский, Марк Шагал, основоположник супрематизма - художественного направления - Казимира Малевича, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. Самое известное произведение Малевича - «Черный квадрат» (1913) было идеологическим манифестом супрематизма.

Достижения русских художественных школ признаны повсеместно. Картины русских художников прошлого века и наших современников, работы скульпторов, великолепные образцы русского прикладного искусства отмечены всеми крупнейшими музеями мира.

Российских супергероев и антигероев 2017 года

В списке людей, имена которых Россия вспомнит в 2017 году, есть лица, которых все знают, но не всем нравятся. В 2017 году эти люди совершили ряд ошибок, уроки которых России предстоит извлечь в 2018 году. Если мы не извлечем уроки из этих ошибок, другие страны преподают нам еще несколько уроков, но, скорее всего, они будут уроки послушания.

1.Первое место занимает мэр Москвы Сергей Собянин со своей программой реновации. Программа предусматривает снос пятиэтажных «хрущевок» (построенных еще при Никите Хрущеве). Слово «ремонт» было самым востребованным поисковым запросом в российской поисковой системе Яндекс. Программа разделила москвичей на два противоположных лагеря, и никто не может дать четкого определения, хороша эта программа или плоха для людей, особенно для тех, кто сейчас живет в хрущевских многоэтажках, но против по собственной воле.

2. Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина в 2017 году усердно работала над тем, чтобы на законных основаниях наложить государственную собственность на три из десяти крупнейших коммерческих банков России. Либеральная часть российского общества возмутилась заявлением о посягательстве Набиуллиной на частную собственность. Фактически Центробанк создал новый инструмент восстановления финансового сектора, чтобы защитить страну от надувания кредитных пузырей. Центральный банк стал играть роль регулятора, корпоративного врача и участника рынка.В результате этой деятельности некоторые российские олигархи потеряли свои финансовые активы и столкнулись с реальной перспективой возбуждения уголовных дел против них.

3. Пресс-атташе Минобороны России Игорь Конашенков наверняка запомнится оплошностью с фотографиями, которые, по его словам, подтвердили сотрудничество США и террористической организации ИГИЛ * (запрещенной в России). На фотографиях, которые Конашенков представил на пресс-конференции, запечатлены колонны автомобилей, движущихся с террористами из Абу-Камаля в сторону сирийско-иракской границы 9 ноября 2017 года.Однако позже выяснилось, что это были не что иное, как скриншоты из компьютерной игры.

Конашенков назвал западные репортажи о Сирии «грудой фальшивого мусора», но оказался в одной кучке со своей страной. Несмотря на то, что у этой ошибки есть конкретный человек с определенным званием и именем, армия - это система, и появление такой ошибки стало возможным в результате ошибки внутри системы.

4. Четвертое место принадлежит Виталию Мутко, который ушел с поста президента Российского футбольного союза в декабре уходящего 2017 года.Г-ну Мутко было очень трудно или даже невозможно понять, почему все в России злятся на него из-за недопуска российских спортсменов на Олимпийские игры в Пхенчхане.

Г-н Мутко искренне верит, что вернется к бюрократической работе после добровольного ухода с поста президента РФС. Это вызывает в нашей памяти множество пословиц и поговорок, в том числе гоголевскую о дураках и дорогах.

5. Вице-премьер Дмитрий Рогозин поспешил отвлечь внимание общественности от потери 19 спутников на обсуждение судьбы бедной собаки, которую поместили в узкий сосуд с водой в рамках эксперимента «жидкое дыхание».Этот человек однажды сказал, что предложение Обамы о сокращении ядерных арсеналов было непрофессиональным, но г-н Рогозин сам может быть непрофессиональным.

6. Лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов принял одно важное решение в 2017 году, когда он выдвинул на президентских выборах некоммуниста Павла Грудинина кандидатом от Коммунистической партии. Остается задаться вопросом, сколько наберет г-н Грудинин на президентских выборах в марте - 5 или 30 процентов?

7.Депутат Наталья Поклонская стала одной из самых обсуждаемых женщин в России в 2017 году за свою «любовь» к фильму Алексея Учителя «Матильда», который рассказывает историю любви последнего императора России Николая II. Поклонская была категорически против выхода фильма, назвав его лживой историей. Ее беспокойство отразилось в российском монархическом движении, которое начало призывать к необходимости восстановления монархии в России.

8. Глава «Роснефти» Игорь Сечин стал известен в 2017 году благодаря роли главного свидетеля по делу ныне экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева.Последний был приговорен к восьми годам заключения за дачу взятки.

9. Николай Десятниченко, студент из города Новый Уренгой, этой зимой произнес громкую речь в парламенте Германии. Речь о ни в чем не повинных нацистских солдатах, которые не захотели идти умирать в Сталинградской битве, расколола российское общество о роли государства в идеологическом воспитании молодежи. На самом деле, это могло быть правдой, что были нацистские солдаты, которые не хотели умирать, но только ветераны войны - люди, которым пришлось испытать ужас Великой Отечественной войны - могут говорить о таких вещах, но никогда в Бундестаге Германии.

10. Кирилл Серебрянников, российский режиссер театра и кино, был арестован по обвинению в хищении 68 миллионов рублей. Суд еще не вынес решение по его делу.

Люба Лулько (Степушова)

Правда.Ру

Читать статью в русской версии Правды.Ру

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *