Кто рисует граффити как их называют: Кто и зачем рисует на московских стенах — Блоги — Эхо Москвы, 30.07.2013

Содержание

7. Граффити. — База знаний

Цель сегодняшнего занятия: Изучить историю появления граффити, как менялось направление, основные направления и стили Граффити.

ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ.

Трудно поверить, что первые «граффити» — надписи и рисунки (от итал. graffiare — царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних сосудах. Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества. Пикассо ценил в «граффити» «предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека.

» Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.

 

На заре граффити 1966- 1971 года

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию.

Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос» (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер.), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

 

Пионеры граффити 1971- 1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи, опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро.

Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204, Frank 207 и Joe 136.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168, Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car — ‘весь вагон’, ‘вагон целиком’). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

 

Создание граффити

Создание одного рисунка — весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих владений. Идеальный вариант — какое-нибудь из зданий промзоны, потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Так же существуют молниеносные десятиминутные «бомбинги», которые могут проводиться чуть ли не в центре города.

Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масляной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать нежелательных последствий, следует прибегнуть к помощи так называемого «грунтования». Его суть заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масляной или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует «корку», в которую краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем для художника являtтся «раствор для смывки старой краски», им можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.

Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся ко Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние «писатели»  не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных» писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью — ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных.

Упражнение №1.

Разработка тега. TAGGING на формате А5.

Этапы выполнения задания:

  1. Мозговой штурм совместно с преподавателем и просмотр аналогов;
  2. Обсуждение идеи и выбор стиля написания;
  3. Цветовое решение;
  4. Определение цветовой палитры и отрисовка в цвете

 

Виды граффити

 

Writing – это привычные для всех основной вид граффити, который чаще всего встречается, сочетающий в себе все возможные стили. Тех, кто рисует граффити, называют writer’ами, а эскизы работ скетчи. Скетч можно рисовать на простой бумаге.Bombing – экстремальный вид граффити, рисуется на транспорте, преимущественно на поездах. Отличительная черта, это скорость с которой появляется рисунок, при этом зачастую страдает детализация мелких деталей, по причине недостатка времени на рисования граффити.

Tagging – это по-простому подпись граффитиста, его ник. Важно отметить, тэги должны ставиться на своем граффити, когда его рисуют лишь бы где – это вандализм. Существует специальная программа для рисования тэгов Tag It Up.

Scratching, или scrabbing – это царапины которые вы видите в метро или в другом транспорте. Даже среди райтеров считается другим тоном, так как редко из этого может получиться, что-либо стоящее.

Clean advertising (чистая реклама) – это направление появилось относительно недавно, но быстро распространяется на западе благодаря поддержке рекламных агентств, которые заказывают и оплачивают райтерам их работу. Весь смысл заключается в том, что место рисования, здесь смывается грязь в нужных местах благодаря чему, появляется рисунок. Если хотите более подробно узнать об этом, прочитайте статью «Чистая реклама или альтернатива граффити».

 

Стили граффити

Bubble letter — это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь». В основном используются всего пару цветов краски, которые контрастируют друг с другом. Сначала рисуется контур букв, а потом просто закрашивается все остальное. Создание граффити в этом стиле занимает мало время, поэтому чаще всего этот стиль применяют для нелегального и быстрого рисования в оживлённых местах для бомбинга (bombing).

Throw-up — самый простой стиль зародился в Нью-йорке, выполняется в двух цветах. Похож на стиль Bubble letter, главное как можно больший размер надписи и простота линий.

Blockbusters — простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж».Blockbusters, в отличие от Throw up, зародился в Лос-Анджелесе, где его использовали уличные группировки для обозначения своей территории.

Charaсter – в нем используются образы мультипликационных персонажей, часто с какой либо репликой, исполненные в стиле комиксов. Работать в этом стиле могут только профессиональные райтеры с художественными навыками. При рисовании часто используются насадки с иглами, помогающие сделать тонкие линии. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Чаще в этом стиле работает команда из нескольких человек, нежели райтеры одиночки по причине высоких временных затрат.

Messiah Style — этот стиль был изобретен жителем Нью-Йорка Vulcan, в нем буквы, как будто написанные на разных листах и наложенные друг на друга.

Computer Roc Style — Этот стиль придуман жителем Нью-Йорка под ником Case2, этот стиль еще называют «перелом». Он предполагает разделение букв или изображения на отдельные фрагменты, каждый такой фрагмент наклонен в разные стороны.

Wild Style или «Дикий стиль» — это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста. Зачастую только сами авторы работ способны прочитать, что они нарисовали. В этом стиле рисуют уже опытные уличные художники, которые продумали всё до мельчайших деталей на скетче, но даже после всех приготовлений рисование граффити в этом стиле занимает довольно много времени. Дикий стиль придумали для привлечения внимания прохожих, главное заставить их обратить внимание на граффити и вызвать у них интерес к расшифровке написанного.

Существует и много подвидов Wild Style. FX или 3D style, «объемный стиль» — отличительные особенности этого стиля понятны по названию, стиль отличается абсолютным объемом создаваемых образов. Большинство таких граффити легальные и рисуются за деньги заказчиков. По этой причине этим занимаются профессионалы с художественными навыками, которые могут гарантировать результат и хорошо понимают предъявляемые к ним требования.

Упражнение №2.

Групповая работа. Создание граффити (название банды с определяющим цветом)

Этапы выполнения задания:

  1. Мозговой штурм внутри банды: определение название, определяющего цвета и символа;
  2. Набросок карандашом;
  3. Обсуждение с преподавателем;
  4. Прорисовка в цвете.

 

Как стать художником граффити

Есть что-то в запахе аэрозольного лакокрасочного покрытия, что является одновременно странным и прекрасным, но только для художников, которые утверждают, что их холст представляет туннель. Если вы не против отправиться на неизведанную территорию с баллончиком для краски в качестве кисти, карьера художника-граффити для вас.

Изучите основы граффити-искусства

Есть два разных типа людей в мире. Некто, кто проходит мимо граффити на старом рекламном щите, на стороне полуразрушенного здания или другой общественной среды и думает: «Я уверен, что они поймают того, кто это сделал, эти типы никого не уважают.» Тогда есть кто-то ещё, кто проходя мимо того же произведения искусства и думает: «Интересно, как художник всё это создал? Это так здорово.» Если вы случайно попадаете в последнюю категорию, и идёте по улице города и видите такие творения-холсты везде, куда падает взгляд, то вы просто можете быть идеальным кандидатом, чтобы стать художником граффити.

Граффити определяется как рисунки, картины или другие знаки на поверхностях в общественных местах, это форма искусства, которая восходит в далёкое прошлое к векам. Хотя многие люди думают, что искусство граффити только поднялось и стало продвигаться в 1980-х годах, это на самом деле это концепция, которая имеет свои истоки в древнегреческих и римских обществах. Можно было бы возразить, что она восходит еще дальше к тем дням, когда пещерные люди рассказывали истории с помощью картин на стенах. Хотя сегодняшние методы могут быть новыми (включая распылительную краску и постоянные маркеры), на самом деле это среда, основанная на некоторых из самых старых принципов искусства, которые когда-либо существовали.

Хотя многие люди часто ассоциируют граффити-искусство с нарушением закона, это далеко не так верно, как можно было бы подумать. Хотя в том есть правда, что граффити часто можно увидеть на общественных зданиях, на частной собственности и даже на внешних стенах вагонов поездов, это не всегда так. Для каждой банды, которая использует аэрозольную краску, чтобы претендовать на свою территорию в крупном столичном городе, есть десять человек, которые действительно любят выражать себя через граффити как вид искусства, который никоим образом не нарушает закон.

Дело в том, что юридическое различие между «нелегальным граффити» и «граффити–арт» (или «уличным искусством», как его иногда называют) может быть сведено к одному простому маленькому слову-разрешению. Если граффити-художник тратит часы на создание красивого произведения искусства на стороне здания, которым он не владеет, и не беспокоится о том, чтобы заранее написать соглашение с соответствующими людьми, это, скорее всего, будет считаться вандализмом или преступным злом в судебном порядке. Если тот же самый художник вступает в контакт с владельцем здания, объясняет, что они хотят сделать, и пишет соглашение, они выражают себя в одной из самых чистых форм искусства, которые существуют сегодня. 

Изучите основные методы и постройте свои навыки

Как и в случае с другими видами художественных профессий, высшее образование не является необходимым требованием для того, чтобы стать художником граффити – хотя это абсолютно рекомендуется по ряду важных причин. Большинство художников граффити действительно ищут какую-то форму постсекундного образования в попытке построить свои навыки и развить личный бренд. Обучение может также помочь художникам граффити стать более уверенными в использовании распылительной краски и аналогичных инструментов, все из которых будут их основной формой художественного выражения, продвигающейся вперёд.

Помимо проведения художественных занятий, включающих в себя широкий спектр различных техник, каждая из которых может сыграть свою роль в развитии личного стиля художника-граффити, многие образовательные учреждения также охватывают историю самого средства.

Персональный брендинг важен в граффити-искусстве в частности, так как понятие «тег» как вид подписи довольно популярен. Он позволяет создать свой собственный уникальный визуальный стиль, по которому можно отличить мастера.

Вместо формального образования, есть десятки семинаров, онлайн-классы, молодежные организации, а также блоги и веб-сайты художников граффити, где начинающий граффитист может забрать советы и изучить новые методы. Тем не менее, нельзя упускать из виду возможность стажировки. Они обеспечивают ценный опыт, а также дают студентам возможность устанавливать контакты и создавать наставнические отношения.

Создайте свой бренд

Сильное портфолио имеет важное значение для каждого художника

Профессиональные художники граффити могут получить доходную работу в широком диапазоне различных областей в зависимости от своих интересов. Многие городские чиновники, например, нанимают профессиональных граффитистов, чтобы скрыть или удалить незаконное искусство в общественных местах. Городские чиновники активно ищут талантливых, популярных художников, чтобы закрасить непристойные или незаконные рисунки чем-то, что гораздо более приемлемо для их городов и общественных мест.

Несмотря на распространенное мнение, вполне возможно, что профессиональный граффитист вообще не будет проводить большую часть своего времени на улицах. Вместо этого они окажутся в традиционной студийной среде, во многом похожей на другие художественные профессии, такие как художники или скульпторы. Большинство художников граффити создают произведения искусства на легальных холстах для продажи или для выставки и многие получают прибыль от коллекционеров и других любителей, которые проявляют активный интерес к профессии.

С уникальным визуальным талантом и сильным личным брендом, также возможно для профессионального художника граффити быть нанятым рекламным агентством, чтобы создать привлекательные кампании.

Помимо художественного таланта, граффити-художник, как и все художники, должен обладать рядом способностей и качеств, чтобы преуспеть в этой творческой области, которая включает интерес к искусству, и к миру граффити-искусства в частности, смелость риска и профессиональный рост, предпринимательское отношение, сосредоточенность, готовность заставлять себя изучать новые методы, а также учиться на своих ошибках, энтузиазм, гибкость, самодисциплину и природный талант.

Граффити как культура. Рисуем граффити вместе с Soleness | Тату-салон Soleness

Граффити — это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные красками или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити относится любой вид уличного раскрашивания стен: просто написанные слова, лозунги, портреты, сюжетные картинки, даже изысканные рисунки.

Древние образцы граффити находят по всему миру, но современное граффити появилось в США. Многие знают, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и зародилось в нью-йорском метро в конце 1960-х годах. Но не только. Считается, что первое современное граффити появилось в начале 1920-х годов — это были рисунки и надписи на товарных вагонах в США. Также граффити использовали различные политические деятели для распространения своих идей. Другая разновидность граффити — гангстерское граффити — это зашифрованные надписи, которыми члены уличных банд обозначали «свою» территорию. Со временем, из секретного вида связи граффити превратилось в обычное средство общения подростков.

Теперь граффити настолько популяризировано, что встретить данный предмет искусства можно повсеместно.

Команда студии тату и татуажа «SOLENESS» тоже не может быть к этому равнодушна, мы всё больше вовлекаемся в проекты современных фитнес клубов, общественных площадок, применяем новые идеи и современные стили.

Стили граффити

Bubble letter — это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь». В основном используются всего пару цветов краски, которые контрастируют друг с другом. Сначала рисуется контур букв, а потом просто закрашивается все остальное. Создание граффити в этом стиле занимает мало время, поэтому чаще всего этот стиль применяют для нелегального и быстрого рисования в оживлённых местах для бомбинга

Throw-up — самый простой стиль зародился в Нью-Йорке, выполняется в двух цветах. Похож на стиль Bubble letter, главное как можно больший размер надписи и простота линий.

Blockbusters — простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж». Blockbusters, в отличие от Throw up, зародился в Лос-Анджелесе, где его использовали уличные группировки для обозначения своей территории.

Charaсter – в нем используются образы мультипликационных персонажей, часто с какой либо репликой, исполненные в стиле комиксов. Работать в этом стиле могут только профессиональные райтеры с художественными навыками. При рисовании часто используются насадки с иглами, помогающие сделать тонкие линии. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Чаще в этом стиле работает команда из нескольких человек, нежели райтеры одиночки по причине высоких временных затрат.

Messiah Style — этот стиль был изобретен жителем Нью-Йорка Vulcan, в нем буквы, как будто написанные на разных листах и наложенные друг на друга.

Computer Roc Style — Этот стиль придуман жителем Нью-Йорка под ником Case2, этот стиль еще называют «перелом». Он предполагает разделение букв или изображения на отдельные фрагменты, каждый такой фрагмент наклонен в разные стороны

Wild Style или «Дикий стиль» — это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста. Зачастую только сами авторы работ способны прочитать, что они нарисовали. В этом стиле рисуют уже опытные уличные художники, которые продумали всё до мельчайших деталей на скетче, но даже после всех приготовлений рисование граффити в этом стиле занимает довольно много времени. Дикий стиль придумали для привлечения внимания прохожих, главное заставить их обратить внимание на граффити и вызвать у них интерес к расшифровке написанного.

Существует и много подвидов Wild Style. FX или 3D style, «объемный стиль» — отличительные особенности этого стиля понятны по названию, стиль отличается абсолютным объемом создаваемых образов. Большинство таких граффити легальные и рисуются за деньги заказчиков. По этой причине этим занимаются профессионалы с художественными навыками, которые могут гарантировать результат и хорошо понимают предъявляемые к ним требования.

Заказать индивидуальный рисунок с множеством интересных деталей сейчас стало намного доступнее. А также можно попасть в граффити команду Soleness! Как? — Подробности можно узнать по телефону, или закажите обратный звонок

Граффити: экстремально и противозаконно | RAP.RU

За ними охотятся люди в погонах, а усатые работники метро мечтают начистить им лица. Удается это нечасто – подземные вандалы переодеваются в униформу, находят новые способы проникновения под земли и бегут от погони по путям метро

Граффити: экстремально и противозаконно

Представляете ли вы себе свой город без граффити? Я нет. Настенная живопись из разряда модного увлечения для немногих неожиданно переросла в занятие для широких молодежных масс. А затем вернулась в прежнее полуподпольное состояние, но на более качественном уровне. Сегодня на улицах очень много плохих граффити, неуклюжих тэгов, которые оставляют неумелые подростки. В то же время есть люди, чьи дерзкие работы возникают в самых неожиданных местах. Например, на вагонах метро. За ними охотятся люди в погонах, а усатые работники метро мечтают начистить им лица. Удается им это нечасто – подземные вандалы переодеваются в униформу, находят все новые способы проникновения под земли и удирают от преследователей по туннелям метро. Мы поговорили с представителями столичных команд КГМ и MDT чтобы выяснить, что движет такими людьми.

В принципе любое граффити нелегальное?

То что делается за деньги – это немножко ненастоящее граффити. Это как рэппер, которому за деньги написали тексты и музыку. Примерно такая же разница между заказной работой за деньги и нелегальным граффити.

Граффитчики-«нелегалы» сейчас поделились на тех, кто рисует на улицах, и на тех, кто работает над поездами. Последние тоже делятся: кто-то предпочитает электрички, кто-то рисует в метро. Метро – отдельная тема, гораздо более сложная.

Есть разница между граффити в спальном районе и бомбингом в метро?

В спальном районе могут быть свои неприятности, местные парни какие-нибудь, которым не нравится «чё эт за х… на стенке». В центре побольше милиции, всяких патрулей, охранников, народ туда-сюда ходит, камеры висят… Мы стараемся делать в центре. Встречаемся и просто идем, прогуливаемся, заодно смотрим место. Сам процесс поиска места может занимать несколько часов…

Метро это жесть такая, что с улицей никак не сравнится. Хотя с одной стороны, когда ты делаешь на улицах, тебя может увидеть куча людей. Когда ты делаешь в метро, тебя может вообще никто не увидеть, но если что-то неправильно сделал, примчится такая толпа, что не убежишь.

Что самое сложное?

Метро – это видеокамеры, детекторы, реагирующие на движение датчики, двери железные… Места и способы проникновения в подземку называть не будем, не хотим усложнять себе жизнь. Метро находится в ведении ФСБ, а сотрудники этой службы тоже читают Интернет. Те пути, через которые проникновение граффитчиков уже «было пропалено», подвергаются более тщательному надзору. В общем, в метро в принципе непросто.

Самое сложное – это выполнить все этапы: залезть, нарисовать, выбраться и потом прийти на станцию, чтобы сфотографировать свеженькую работу в движении. Часто какой-нибудь этап выпадает. Залез, но не сделал. Начал рисовать, но пришлось бежать. Нарисовал, но не сфотографировал. Еще в метро сложно убегать.

Бывало что не убегали?

В процессе никого не брали. Хотя были ситуации, но много раз выскакивали прямо из-под носа у милиции. Бежишь и видишь, что ментовские машины едут. Приходилось и в метро убегать: за первым поездом, пока интервалы большие. По путям прямо. На платформу вылезаешь – уже люди стоят, смотрят на тебя выпученными глазами.

Сейчас милиция работает оперативнее, чем года три назад. Еще все эти взрывы, теракты, все это тоже отложилось. На данный момент этим занимается ФСБ. То есть, если кого-то ловят, то именно с ними общаться приходится.

Ловили людей, которые фотографировали. Таких пытаются заставить признаться, что он это делал, пытаются найти на нем краску. ФСБ же сами тоже все фотографируют, файлы собирают с рисунками, человека ловят, ему показывают кучу фоток… А иногда даже по Интернету палят. Они врубаются.

Говорили когда-нибудь: «Мы знаем, это твой таг, это ты рисовал»?

Бывало, но доказать это сложно, все рассчитано, чтобы человек сдался. Обычная ментовская тема. Пытаются, чтобы человек себя сдал и других людей. Но ФСБшники, это конечно не менты, они по-другому давят, психологически. Кто-то сдавал, были случаи. Есть такой чувачок один, довольно известный, много делал, но сам…

В граффити присутствует такой момент психологии: людей нужно проверять – с кем-то ты можешь пойти, с кем-то не можешь. А вот этот парень круто рисует, но сам по себе дурак, с ним  не могу пойти. Другая часть психологии – когда ты рисуешь на улице, как ты себя поведешь в какой ситуации. Допустим, к тебе начинает кто-то подходить и что-то говорить, как ты отреагируешь на это. Кто-то может сказать «Да пошел ты на х..» и это может закончиться плохо. А можно нормально поговорить с человеком, и тот еще скажет, «да все нормально, рисуйте».

Но на поездах-то разговаривать не с кем?

На поездах все по другому. Да, тебя там никто не видит. Но тебя может кто-то ждать, и в этой непредсказуемости и таится источник адреналина.

Это спорт для вас?

Да. Нелегальный, экстремальный и противозаконный.

К пойманным граффитчикам применяют силу?

Машинисты поймали парня, который фотографировал. Доказать ничего не могут, хотя у него был рюкзак, была краска на одежде. Они ему двинули несколько раз, выбили зуб, синяки. И подали заявление в милицию – он разрисовал поезд. Тот ответное заявление написал – меня, мол, избили. Получилась встречная тема.

В Питере на платформе электрички снимали на камеру, а там очень жестко палят тех, кто снимает. Одного такого поймали опера в штатском, жестко побили, сломали ему нос. Причем, он просто друг, одноклассник, сам ничего не рисовал, его попросили поснимать…

А простые жители города?

И такое бывает. В Москве неслабо пострадал участник команды Зачем? Он получил несколько  ножевых ранений во время того, как тэгал. Какой-то быдлан решил применить силу, потому что ему не понравилось, что человек рисует. В результате человек неделю пролежал в реанимации, переливали кровь, шрам остался – через всю голову, через всю шею, частично у него не двигалась рука, он не мог говорить. В результате – продолжает. Причем, мало того – он занялся сейчас абсолютно другим направлением – делает плакаты, которыми заменяет эти вот рекламы на остановках. Причем изначально они были вызывающими, с закосом на протест, типа «Зачем негодяи», а сейчас он творчески обыгрывает оригинальные макеты рекламы.

В чем критерии крутизны нелегальных граффити?

Когда-то на первом месте было количество, сейчас другие критерии. Можно сделать суперзамороченный кусок, но если ты полчаса стоишь перед рисунком, пытаясь разобрать, что же это за буквы… Ценится стиль. Ценится творчество. Ценится, чтобы сделано аккуратно, чтобы по цветам нормально, чтобы стиль в этом чувствовался. Тут можно даже провести параллели с картинами, где есть и импрессионизм, и абстракционизм – разные направления, разные стили…

Сложность самого исполнения – тоже важно. В метро есть новые вагоны, которые стоят только в определенных местах, куда очень трудно добраться. Сделать какой-то поезд, который никто не делает, или, который делают раз в год – это котируется.

Какова степень секретности?

В Москве не особо шифруются. В Европе это очень жестко. Больше рассчитывают поймать с поличным, нежели как-то по-другому вычислить. В Европе вообще многое иначе. Там все известно заранее. Люди идут делать поезд и уже знают: здесь сидит тот-то человек, тут он пройдет через час, а вот там стоит поезд, в такое-то время он отправится на такую-то станцию, там простоит полчаса, потом отправится туда-то. У нас ни хрена. Может никого не быть, а может целая толпа, может поехать утром поезд, а может и нет.

Граффити по прежнему является частью хип-хоп-культуры?

Новые люди приходят сюда по большей части именно из рэп-культуры. По моей оценке процентов 90 слушают рэп. Но вообще люди разные. Есть среди них, например, футбольные фанаты, которые вместе рисуют, но болеют за разные команды.

Много людей, которые связывают граффити с политикой, с протестом, с радикальными идеями?

У нас мало. В Европе – наоборот. Например, доминирующие команды Берлина регулярно принимают участие в антиглобалистических мероприятиях. У нас другая психология и не такая квадратная страна, где все по правилам. У них каждый, кто увидит рисующего сразу звонит в полицию. Соответственно, граффити для немцев – удар по системе, способ вырваться за рамки.

В наших работах тоже находится место политике, но иное. Я делал куски «Москва». Писать «Россия для русских, Москва для москвичей» глупо. Но не мешает напомнить людям, где они находятся. Или перед праздниками я делал большой кусок «1941-1945». Это ничему не учит, это просто чтобы человек увидел и задумался. Потом имели место такие случаи: перед выборами любителям легких денег чуть ли не трафареты готовые вручали. Идите, ребята, рисуйте. Такая политическая реклама под видом граффити.

Как к вам относится милиция?

Пока что они не видят в нас какую-то угрозу общества. А видят только средство легкого съема денег. И слава Богу – можно найти ходы, договориться. Но люди обновляются, многие не знают культуры. И вот этими постоянными взъебами системы, повальными скретчами на окнах они приведут к тому, что возникнет специальное подразделение МВД по борьбе с граффити. Слухи об этом уже давно ходят.

Где рисовать нельзя категорически?

Все зависит от моральных рамок человека. Не рисуют на церквях, на памятниках. Нельзя рисовать поверх чужих рисунков, особенно если это был рисунок граффитчика, который круче тебя. Это значит ты просто попал. Обратный вариант возможен, более авторитетная команда может забить чей-то плохой рисунок. Молодежь многого не понимает. Едешь по филевской ветке – там все окна заскретчены. Криво, некрасиво, ужасно. Дело рук невтыкающих подростков.

До какого возраста люди могут заниматься граффити?

Все по разному. Как и в любой другой субкультуре – кто-то повзрослел, кто-то решил, что все это лишь баловство и хулиганство. А для кого-то это остается навсегда. На «Write4Gold» в Москву приезжали люди, которые рисуют с 1980-го года, они уже рисовали на всех транспортных системах мира.

Граффити стоит на месте или развивается?

Конечно развивается, и сейчас уже правильнее говорить о появлении такого направления искусства как стрит-арт. Появляются все новые и новые методы. Все уже знают про стенсилы – трафареты. В ходу наклейки – от маленьких глянцевых разноцветных до огромных плакатов А0, которые мажут клеем. Причем сам клей выпускается в виде спрея в баллоничке, чтобы удобнее наносить.

Появились такие вещи как насадка на порошковый огнетушитель, туда вкручивается банка с краской, чтобы покрасить пену, и делаются тэги размером с двухэтажный дом.

Люди тэгают плавиковой кислотой, которая разъедает какой-то элемент в структуре стекла витрины, причем в начале это незаметно. Но потом такой запах! В Праге в метро ребята как-то перестарались с этой кислотой до такой степени, что на следующей станции их поезд остановили, станцию оцепили, приехала химзащита.

Пока концептуально нового ничего не придумали, но жизнь не стоит на месте. Так что не за горами тот день, когда на самолетах начнут фигачить.

 


История граффити | LearnEnglish Teens

История граффити

Первые рисунки на стенах появились в пещерах тысячи лет назад. Позже древние римляне и греки написали свои имена и стихи протеста на зданиях. Современные граффити, кажется, появились в Филадельфии в начале 1960-х, а к концу шестидесятых достигли Нью-Йорка. Новый вид искусства стал действительно популярным в 1970-х годах, когда люди начали писать свои имена или «ярлыки» на зданиях по всему городу.В середине семидесятых иногда было трудно увидеть из окна вагона метро, ​​потому что поезда были полностью покрыты аэрозольной краской, известной как «шедевры».

Раньше «тегеры» были частью уличных банд, которые были озабочены тем, чтобы пометить свою территорию. Они работали в группах, которые назывались «бригадами», и называли то, что они делали, «писанием» — термин «граффити» впервые был использован газетой The New York Times и писателем Норманом Мейлером. Художественные галереи Нью-Йорка начали покупать граффити в начале семидесятых.Но в то же время, когда это стало рассматриваться как форма искусства, Джон Линдси, тогдашний мэр Нью-Йорка, объявил первую войну граффити. К 1980-м годам стало намного сложнее писать в поездах метро, ​​чтобы их не поймали, и вместо этого многие из наиболее авторитетных художников-граффити начали использовать крыши зданий или холсты.

Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если оно находится на чужой собственности, это становится преступлением.«У меня есть сообщение для граффити-вандалов», — сказал он недавно. «Ваша свобода самовыражения заканчивается там, где начинается моя собственность». С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, говорит, что художники отбирают города для публики у рекламодателей, а граффити представляет свободу и делает города более яркие.

На протяжении десятилетий граффити было трамплином к международной славе для некоторых. Жан-Мишель Баския начал распылять на улицах в 1970-х годах, прежде чем стать уважаемым художником в 80-х.Француз Блек ле Рат и британский художник Бэнкси добились международной известности, создавая сложные работы с трафаретами, часто делая политические или юмористические моменты. Работы Бэнкси были проданы за более чем 100 000 фунтов стерлингов. Граффити сейчас иногда становится большим бизнесом.

История граффити | LearnEnglish Teens

История граффити

Первые рисунки на стенах появились в пещерах тысячи лет назад. Позже древние римляне и греки написали свои имена и стихи протеста на зданиях.Современные граффити, кажется, появились в Филадельфии в начале 1960-х, а к концу шестидесятых достигли Нью-Йорка. Новый вид искусства стал действительно популярным в 1970-х годах, когда люди начали писать свои имена или «ярлыки» на зданиях по всему городу. В середине семидесятых иногда было трудно увидеть из окна вагона метро, ​​потому что поезда были полностью покрыты аэрозольной краской, известной как «шедевры».

Раньше «тегеры» были частью уличных банд, которые были озабочены тем, чтобы пометить свою территорию.Они работали в группах, которые назывались «бригадами», и называли то, что они делали, «писанием» — термин «граффити» впервые был использован газетой The New York Times и писателем Норманом Мейлером. Художественные галереи Нью-Йорка начали покупать граффити в начале семидесятых. Но в то же время, когда это стало рассматриваться как форма искусства, Джон Линдси, тогдашний мэр Нью-Йорка, объявил первую войну граффити. К 1980-м годам стало намного сложнее писать в поездах метро, ​​чтобы их не поймали, и вместо этого многие из наиболее авторитетных художников-граффити начали использовать крыши зданий или холсты.

Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если оно находится на чужой собственности, это становится преступлением. «У меня есть сообщение для граффити-вандалов», — сказал он недавно. «Ваша свобода самовыражения заканчивается там, где начинается моя собственность». С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, говорит, что художники отбирают города для публики у рекламодателей, а граффити представляет свободу и делает города более яркие.

На протяжении десятилетий граффити было трамплином к международной славе для некоторых. Жан-Мишель Баския начал распылять на улицах в 1970-х годах, прежде чем стать уважаемым художником в 80-х. Француз Блек ле Рат и британский художник Бэнкси добились международной известности, создавая сложные работы с трафаретами, часто делая политические или юмористические моменты. Работы Бэнкси были проданы за более чем 100 000 фунтов стерлингов. Граффити сейчас иногда становится большим бизнесом.

Центр проблемно-ориентированной полицейской службы ASU

Проблема граффити

В этом руководстве рассматриваются эффективные ответы на проблему граффити — широкий спектр маркировок, гравюр и картин, портящих государственную или частную собственность.† В последние десятилетия граффити стало обширной проблемой, распространившейся из крупнейших городов в другие регионы. Несмотря на общую ассоциацию граффити с бандами, граффити широко распространено в юрисдикциях любого размера, и преступники, нарушающие граффити, никоим образом не ограничиваются бандами.

Из-за растущей распространенности во многих областях и высоких затрат, обычно связанных с очисткой и профилактикой, граффити часто рассматривается как постоянная, если не трудноразрешимая проблема. Лишь немногие нарушители граффити задерживаются, а некоторые меняют свои методы и местоположение в ответ на возможные задержания и зачистки.

Как и в случае с большинством форм вандализма, о граффити обычно не сообщают в полицию. Многие думают, что граффити — это не проблема полиции или «настоящего преступления», или что полиция мало что может с этим поделать. Поскольку о граффити обычно не сообщают в полицию или другие агентства, его истинный масштаб неизвестен. Но граффити стало серьезной проблемой, и средства массовой информации, включая фильмы и веб-сайты, восхваляющие или продвигающие граффити как приемлемую форму городского уличного искусства, способствовали его распространению.

Хотя граффити — обычная проблема, его интенсивность существенно варьируется от места к месту. Хотя единичный случай с граффити не кажется серьезным, граффити имеет серьезный совокупный эффект; его первоначальное появление в месте, кажется, привлекает больше граффити. Местные образцы граффити появляются со временем, таким образом, граффити принимает особые формы, встречается в разных местах и ​​может быть связано с различными мотивами нарушителей граффити. Эти различные атрибуты предлагают важные ключи к контролю и предотвращению граффити.

Для многих присутствие граффити предполагает неспособность правительства защитить граждан и контролировать нарушителей закона. С граффити связаны огромные общественные расходы: по оценкам, на уборку граффити в Соединенных Штатах тратится около 12 миллиардов долларов в год. Граффити приводит к потере доходов, связанных с сокращением количества пассажиров на транспортных системах, сокращением розничных продаж и снижением стоимости недвижимости. Кроме того, граффити создает впечатление осквернения и усиливает страх перед деятельностью банд.

Нарушители граффити рискуют получить травму, размещая граффити на таких местах, как этот железнодорожный мост через реку. Кредит: Кип Келлог


Бандитские граффити обозначают территорию и передают угрозы. Кредит: Боб Моррис


Связанные проблемы

Граффити не является изолированной проблемой. Это часто связано с другими проблемами преступности и беспорядков, в том числе:

  • Общественные беспорядки, такие как мусор, общественное мочеиспускание и праздношатание
  • Кража в магазинах материалов, необходимых для граффити, таких как краска и маркеры1
  • Банды и групповое насилие, например граффити передает угрозы и определяет границы газона.
  • Разрушение собственности, например, разбитые окна или порезы в автобусах или поездах.

Факторы, способствующие созданию граффити

Понимание факторов, способствующих возникновению вашей проблемы, поможет вам сформулировать свои собственные вопросы анализа на местном уровне, определить подходящие меры эффективности, распознать ключевые моменты вмешательства и выбрать подходящие ответы.

Типы граффити

Существуют разные типы граффити. К основным типам относятся:

  • Бандитские граффити, часто используемые бандами для обозначения газона или передачи угроз насилия, а иногда и граффити-подражатели, имитирующие бандитские граффити
  • Таггерские граффити, от массовых простых попаданий до сложных уличных работ
  • Обычные граффити, часто изолированные или спонтанные акты «юношеского энтузиазма», но иногда злонамеренные или мстительные.
  • Идеологические граффити, такие как политические или ненавистные граффити, которые передают политические сообщения или расовые, религиозные или этнические оскорбления.

В районах, где распространено граффити, наиболее распространены граффити с бандами и тегерами. Хотя другие формы граффити могут быть неприятными, обычно они не так широко распространены. Доля граффити, относящихся к разным мотивам, широко варьируется от одной юрисдикции к другой. † Основные типы граффити обсуждаются позже.

Общие цели и места расположения граффити

Граффити обычно размещают на общественной или частной территории, прилегающей к общественному пространству.Обычно он встречается в транспортных системах — на внутренних и внешних сторонах поездов, метро и автобусов, а также на транзитных станциях и убежищах. Это также часто встречается на транспортных средствах; стены, выходящие на улицу; уличные, автострады и дорожные знаки; статуи и памятники; и мосты. Кроме того, он появляется на торговых автоматах, парковых скамейках, столбах для коммунальных служб, хозяйственных ящиках, рекламных щитах, деревьях, улицах, тротуарах, гаражах, школах, стенах офисов и жилых домов, гаражах, заборах и сараях. Короче говоря, граффити появляется практически в любом месте, открытом для всеобщего обозрения.

Граффити обычно встречается в транспортных системах, например, на борту этого железнодорожного вагона. Кредит: Кип Келлогг

Граффити имеет тенденцию повторяться в некоторых местах. Фактически, области, на которых было закрашено граффити, особенно контрастными цветами, могут быть магнитом для возмездия. † Некоторые преступники очень упорны — они ведут психологическую битву с властями или владельцами за свои права на территорию или конкретное место. Такое упорство, похоже, связано с растущим неповиновением власти.

Места с граффити часто характеризуются отсутствием кого-либо, кто несет прямую ответственность за территорию. Сюда входят общественные места, школы, пустующие здания2, а также здания с отсутствующими арендодателями. Преступники также атакуют места с плохим освещением и незначительным надзором со стороны полиции или службы безопасности.

Некоторые цели и места кажутся особенно уязвимыми для граффити:

  • Легкодоступные цели, такие как знаки
  • Особо труднодоступные места, такие как путепроводы на автомагистралях
  • Хорошо заметные места, например стены зданий
  • Места, где стена или забор являются основной защитой и где мало окон, сотрудников или прохожих
  • Места, где контроль носит циклический характер в течение дня или недели, или где людей запугивают нарушители граффити
  • Мобильные цели, такие как поезда или автобусы, которые широко используются для надписей на стенах.
  • Места, где собираются члены банды — таверны, боулинг, автостоянки магазинов и жилые дома с большим количеством детей или молодежи.

Кроме того, граффити привлекают два типа поверхностей:

  • Светлые поверхности. Темные поверхности обычно не привлекают столько граффити, но могут быть испорчены светлой краской.
  • Большие и ровные поверхности. Поверхности без окон и дверей могут быть интересны для масштабных проектов. Гладкие поверхности особенно привлекают правонарушителей, использующих фломастеры.
Мотивы преступников

Хотя нанесение граффити не предполагает материального вознаграждения преступников, вопреки общественному мнению, оно имеет смысл.Вместо того, чтобы быть бессмысленным разрушением собственности, граффити удовлетворяет определенные психологические потребности, включая возбуждение и действие, чувство контроля и элемент риска. Различные типы граффити связаны с разными мотивами, хотя эти стремления могут пересекаться. † Различие между типами граффити и связанными мотивами является критическим шагом для выработки эффективного ответа.

Исторически сложилось так, что обычное граффити представляло юношеский «обряд посвящения» — часть фазы экспериментального поведения.Такие граффити обычно носят спонтанный и не злобный характер; действительно, спонтанное граффити часто характеризовалось как игра, приключение или изобилие. Спонтанные граффити могут отражать местные традиции и появляться на «честных объектах», таких как заброшенные здания или школы. Сообщества часто терпели такие граффити (см. Таблицу 1).

Мотивы некоторых типов обычных граффити могут включать гнев и враждебность по отношению к обществу, и таким образом вандализм удовлетворяет некоторые личные психологические потребности.3 Граффити может быть результатом скуки, отчаяния, негодования, неудачи и / или разочарования, и в этом случае оно может быть мстительным или злонамеренным.

Родственный тип граффити — идеологический. Идеологические граффити выражают враждебность или недовольство — часто довольно явно. Такие граффити обычно легко идентифицируются по содержанию, отражающему политические, религиозные, этнические или другие предубеждения. Злоумышленники могут стратегически нацеливаться на определенные места для распространения сообщения.

В отличие от обычных и идеологических граффити, основным мотивом для граффити банд является тактический; граффити служит публичной формой общения — чтобы обозначить территорию, передать угрозы или похвастаться достижениями.4

Некоторые граффити-теггеры могут включать творческое самовыражение, являясь источником большой гордости при создании сложных произведений искусства. Большинство тегеров стремятся к известности и признанию своих граффити — они придают статус тому, что их работы увидят. Таким образом, длительная видимость из-за огромного объема, масштаба и сложности граффити † и размещение граффити в труднодоступных местах ‡ или в транспортных системах повышают удовлетворенность вандала5. чтобы выразить тот же мотив — стиль и содержание граффити воспроизводятся снова и снова, становясь уникальной подписью теггера.

‡ Маркировщики в Калифорнии использовали альпинистское снаряжение для маркировки путепроводов на автострадах, зная, что их метки будут хорошо видны в течение длительного времени, пока дорогу не закроют для покраски (Beatty 1990). Труднодоступные места также создают элемент опасности опасения или физического риска, способствуя репутации вандала. Участие в граффити часто непреднамеренно поощряется через контакты с полицией, внимание средств массовой информации и общественное признание этого посредством рекламы или художественных демонстраций — все может служить для улучшения повысить репутацию или известность преступника.6
Таблица 1: Типы граффити и связанные с ними мотивы
Тип граффити Характеристики Мотивы
Банда
  • , ручные знаки или обозначения банды Имя (имена) или псевдоним (имена) членов банды, а иногда и список членов банды
  • Номера †
  • Отличительные стилизованные буквы ‡
  • Основные видимые места
  • Имена и символы врагов или имена союзников
  • Mark turf
  • Угрожать насилием
  • Хвастаться достижениями
  • Честь убитых
  • Оскорблять / насмехаться над другими бандами
Common Tagger§
  • Большой объем, доступные места
  • High- видимость, труднодоступные места
  • Может быть стилизованным, но простым тегом имени или псевдонима или символами¶
  • Tenacious ( продолжайте изменять теги)
  • Известность или престиж
  • Неповиновение авторитету
Художественный теггер
  • Красочные и сложные изображения, известные как шедевры или произведения
  • Художественный престиж или признание
Обычные граффити: Спонтанные
  • Спорадические эпизоды или отдельные инциденты
  • Игра
  • Обряд перехода
  • Волнение
  • Импульсивный
Злонамеренный Злонамеренный
  • Спорадические, изолированные или систематические инциденты
    • Гнев
    • Скука
    • Обида
    • Неудача
    • Отчаяние
    Идеологические
    • Оскорбительное содержание или символы
    • Расовые, этнические или религиозные оскорбления
    • Конкретные цели, например, синагоги
    • Хорошо читаются
    • Лозунги
    • Гнев
    • Ненависть
    • Политическая
    • Враждебность
    • Неповиновение
    900 и Образцы граффити-нарушителей

    Граффити-преступники, как правило, молодые мужчины.В одном исследовании большинство преступников были в возрасте от 15 до 23 лет; многие преступники были студентами. Правонарушителями, как правило, могут быть мужчины, чернокожие и латиноамериканцы из городских районов, но участие женщин, а также белых и азиатов растет.7 Профиль явно неприменим в некоторых местах, где население преимущественно белое. Пометка не ограничивается строками класса.

    В Сиднее, Австралия, нарушители граффити, в основном мальчики, включают девочек; Возраст правонарушителей обычно составляет от 13 до 17 лет. 8 В Сан-Диего все метщики, выявленные в пределах двухмильной зоны, были мужчинами, а 72 процента были моложе 16 лет.9

    Преступники, нарушающие граффити, обычно действуют группами, от 15 до 20 процентов действуют в одиночку.10 В дополнение к различным мотивам для разных типов граффити, давление сверстников, скука, отсутствие надзора, отсутствие активности, низкая успеваемость и Безработица среди молодежи способствует участию в граффити.

    Преступники, нарушающие граффити, часто используют аэрозольную краску, хотя они также могут создавать граффити с помощью больших маркеров или травления, последнее особенно на стеклянных поверхностях.† Аэрозольная краска широко доступна, легко скрывается, легко и быстро наносится на различные поверхности, доступна в разных цветах с разными форсунками для изменения ширины линии — эти факторы делают аэрозольную краску подходящей для ряда нарушителей. ‡

    граффити характеризуется анонимностью — отсюда относительная безопасность от обнаружения и задержания. Большинство преступников действуют быстро, когда вокруг мало людей. Граффити чаще всего появляется поздно вечером в выходные дни, хотя систематических данных об этом мало.Согласно британским исследованиям общественного транспорта, инциденты с граффити обычно происходили в непиковые часы или вне часов пик.11 В Бриджпорте, штат Коннектикут, инциденты с граффити концентрировались с 17:00. до 4:00 утра с четверга по воскресенье.12 Исследование в Сан-Диего показало, что маршруты, ведущие от школ, поражались чаще, что предполагает концентрацию внимания во внеурочные часы с понедельника по пятницу. Правонарушители ежедневно ставят метки на школьные стены.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *