Урок по технологии во 2 классе. Народные промыслы. Матрёшка
Предмет: технология
Класс: 2
Тема: Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами.
УМК: Перспектива и Школа России, авторы учебника Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В.Добромыслова.
Тип урока: комбинированный.
Работу выполнила:
учитель начальных классов
ФИО: Козлова Светлана Васильевна.
Школа: МБОУ Ломовская школа
Пед.стаж: 20 лет
Дата выполнения: 17.11.2017г.
Цели и задачи урока.
Цель: изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов.
1.Образовательные:
-закрепить знания об изученных народных промыслах,
-познакомить с историей матрёшки,
-закрепить навыки работы с тканью.
2.Развивающие:
-развивать познавательные интересы, аналитические и творческие способности,
-способствовать развитию речи.
3.Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения при работе,
-воспитывать бережное отношение к материалу.
Методы обучения:
-словесный
-практический
-наглядный
Формируемые УУД.
Личностные:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
-уважительно относится к чужому мнению;
-положительно относиться к труду людей.
Регулятивные:
-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства;
-осуществлять контроль точности выполнения операций.
Познавательные:
-самостоятельно делать обобщения и выводы;
-понимать особенности декоративно-прикладных изделий;
-анализировать способ создания матрёшки;
-работать с разными видами информации;
-называть материалы.
Коммуникативные:
-уметь слушать и высказывать своё мнение;
-коллективно анализировать изделия;
-учиться выполнять задания с соседом по парте.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации работы в классе:
-фронтальная
-индивидуальная
-работа в парах
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, электронное приложение к учебнику «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь с печатаной основой.
Аннотация
Данный урок в программе входит в раздел «Человек и земля», разработан по учебнику Н.И.Роговцевой. Тема урока соответствует тематическому планированию «Народные промыслы» (5 ч).
Этот урок проводится после того, как учащиеся уже знакомы с хохломской росписью, особенностями городецкой росписи и дымковской игрушки. Цель урока – изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов. Но прежде чем изготовить аппликацию, учащиеся знакомятся с историей матрёшки, разными способами росписи.
Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному плану.
Результат урока- индивидуальная матрёшка у каждого учащегося.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. (1 мин) СЛАЙД 1
Добрый день, дети –
Лучшие на свете!
Прозвенел для вас звонок,
Начинать пора урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.— Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, рабочая тетрадь, папка по технологии.
2. Актуализация знаний. (2 мин)
— Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? (изделия различных промыслов).
СЛАЙД 2
— Назовите номер, под которым расположена дымковская игрушка. Как вы это определили? (белый фон, на который нанесён яркий геометрический узор)
— Назовите номера хохломских изделий? Как вы определили?
(по растительному орнаменту, в котором использованы золотой. Красный, чёрный и зелёный цвета)
— Остальные номера изделий к какому промыслу относятся? По чему вы определили?
(мастера изображали весёлые сценки из жизни и украшали их яркими цветочными узорами из крупных роз)
3. Самоопределение к деятельности. (1 мин)
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка)
СЛАЙД 3
4. Работа по теме урока.
а) Беседа. (1 мин)
-Сегодня на урок к нам пришла настоящая красавица, куколка с секретом – матрёшка.
— Кто знает, в чём секрет этой игрушки?
(это кукла, в которую вставляются такие же куклы
меньшего размера)
СЛАЙД 4
-Ребята, а вы знаете, кто сделал матрёшку, и откуда она взялась на Руси?
(ответы детей).
б) Выступление девочек. (2 мин)
— Давайте послушаем наших девочек.
(Девочки в платках встают по росту)
1девочка.
-В 90-х годах ХIХ века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика.
СЛАЙД 5
Изображала она Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.
2 девочка.
Первая русская матрёшка была выточена токарем В.Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С.Малютина. Матрёшка была
СЛАЙД 6
восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.
3 девочка.
Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна.
СЛАЙД 7
4 девочка.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ добротной знатной особы.
5 девочка.
Матрёшка завоевала любовь и признание. Русская матрёшка стала поистине «русской девочкой», символом всего русского и самой России.
(учитель показывает большую матрёшку и выставляет её на стол)
-Существуют разные способы росписи матрёшек. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 8
в) Работа в парах. (2 мин)
— Ребята, а вы можете догадаться, как изготавливали матрёшку?
-У вас на партах лежит листочек с этапами изготовления матрёшки, поставьте порядок действий цифрами.
- Лакировка
Выбор дерева
Подготовка формы для росписи
Вытачивание формы на станке
-Давайте проверим процесс изготовления матрёшки. (СD фрагмент 4)
— Скажите, чтобы изделие получилось правильным и красивым, что нужно делать?
(Нужно все действия выполнять в определённой последовательности и аккуратно).
г) Работа по учебнику. (2 мин)
-Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту. Откройте учебник на с.32. (ученик читает вслух)
— Как мы уже говорили матрёшку делают из дерева, но мы с вами будем её делать другим способом.
5. Физкульминутка. (1 мин)
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
6. Продолжение работы по теме урока.
а) Анализ готового изделия. (2 мин)
-Посмотрите на изделие (учитель показывает готовый образец).
-В какой технике выполнена поделка? (аппликация)
-А что такое аппликация? (изобразительная техника, основана на приклеивании деталей на поверхность).
-Какой материал будем использовать для основы матрёшки? (картон). Для одежды? (кусочки ткани).
-Приготовьте картон и ткань.
б) Составление алгоритма практической работы. (2 мин)
— Давайте составим план наших действий.
(Дети планируют свою работу)
-Хорошо. Молодцы!
(после этого на СD открывается «План работы».)ПРИЛОЖЕНИЕ
в) Правила техники безопасности на уроках технологии. (2 мин)
-Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека. Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Работу начинай только с разрешения учителя.
2.Прежде, чем начать работу, правильно приготовь рабочее место.
3.При работе держи инструменты правильно. Экономь материалы.
4.Содержи рабочее место в чистоте и порядке.
5. Во время работы не отвлекайся на разговоры, будь внимательным.
— Какие инструменты будем использовать сегодня на уроке? (ножницы)
— Приготовьте.
-Повторим ТБ при работе с ножницами. Первый ряд по цепочки.
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструментов. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Следи за движениями лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
-А с помощью чего вы будете скреплять детали матрёшки? (с помощью клея)
— Приготовьте.
-Повторим ТБ при работе с клеем. Девочки 2 ряда.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
г) Физкультминутка. Гимнастика для пальчиков. (1 мин)
-А сейчас давайте разомнём наши пальчики перед работой.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
— Хорошо. Молодцы.
д) Творческая работа. (15 мин)
-Откройте рабочие тетради с печатной основой и найдите шаблон матрёшки. -Откройте учебник на с.31, данная схема будет служить опорой выполнения вашей работы.
-А сейчас вы можете приступить к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.
(Негромко звучит аудиозапись «Кукла Матрёшка». Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.)
7. Рефлексия. (1 мин)
-Что было трудным при выполнении изделия?
8. Выставка работ. Оценка работ. (3 мин)
-Сейчас каждый покажет свою работу.
Оценка своего изделия:
над поделкой надо ещё потрудиться;
поделка сделана хорошо;
поделка сделана отлично
(Дети оценивают работу товарищей)
9. Подведение итогов урока. (2 мин)
-Где можно использовать данную аппликацию? (подарок родным или как панно).
Рекомендации для работы дома.
-Найти информацию о разных способах росписи матрёшек.
Уборка рабочего места.
Литература.
Технология. 2 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М.: Просвещение, 2012 г.
Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова. — М.: Просвещение, 2012 г.
Поурочные разработки по технологии 2 класс. Т.Н. Максимова. -М.: ВАКО, 2016 г.
Рабочие программы. Технология. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2012 г.
Интернет – ресурсы:
http://fb.ru/article/251709/zagadki-pro-matreshku-dlya-detey;
http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-vasilevna-egorova/istorija-proishozhdenija-matreshki.html
https://yandex.ru/images/search?text=особенности%20росписи%20матрёшек&noreask
Приложение
«Народные промыслы.

Изделие: Матрешка.
Цель урока: учить выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.
Задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,
- усвоить последовательность изготовления матрешки,
- уметь работать с шаблонами,
- составлять аппликацию из ткани.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Оборудование: Для учителя: компьютер, проектор, картинки с изображением матрешки. Готовый образец изделия «Матрешка».
Для учеников: ткань (хлопчатобумажная, плотная), булавки, белый картон, ножницы, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
1.Организационный моментПроверка готовности учащихся к уроку. Проверим, все ли у нас готово к уроку? Слайд «Подготовка рабочего места», где изображены необходимые материалы и инструменты к уроку.
2. Определение темы и постановка цели урока— С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы
будем говорить, вы узнаете из загадки:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская …
Ответ: Матрешка
— Правильно, ребята, Русская деревянная кукла-матрешка родилась в конце XIX века в Сергиевском посаде (ныне город Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
Матрёшка — символ России, деревянная куколка с секретом. Обычно в матрёшках помещали по 10 предметов. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. И сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме.
-А что вы знаете о матрешках? (Предварительно ученики самостоятельно готовили сообщения по данной теме).
— Ребята, а теперь постарайтесь ответить на мои вопросы:
1. Откуда пришла к нам эта красавица? (Из Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый старичок, — японское божество долголетия и счастья).
2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом).
3. Из какого материала делают Матрешек? (Из дерева).
4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая).
5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов-майданскую, Сергиево0посадскую, Семеновскую).
6. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по-разному).
Сегодня мы будем выполнять аппликацию.
— Ребята, а что такое аппликация? (Изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).
— Какие материалы можно использовать для аппликаций? (Аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани).
— Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец и т.д.)
— Из чего делают ткани? (Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества).
Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала.
Готовый образец изделия прикреплён на доску. Сформулируйте тему и цель нашего урока.
3. Проблемный анализ образцаПосмотрите на изделие, что изображено? В какой технике оно выполнено? Какие материалы использованы? Какой материал будем использовать для изготовления основы матрешки? (Картон), для одежды (кусочки яркой ткани). Сколько деталей? Что входит в наряд Матрешки? — Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы, портновские булавки).
Повторим ТБ при работе с острыми предметами.
В каком порядке будем выполнять изделие. Рассмотрите.
Шаг 1. Обводим шаблон (на простой листок бумаги). Можно придумать свою форму матрёшки.
Шаг 2 . Вырезаем шаблон матрёшки из бумаги.
Шаг 3. Переведём шаблон матрёшки на картон. Это основа матрешки. Вырежем заготовку из картона.
Шаг 4. Переведём шаблон матрёшки на ткань. Положим ткань лицевой стороной вниз, шаблон закрепим булавками на ткани. Помните, что булавки нужно закреплять в направлении от себя! С помощью кусочка мыла (портновского мелка, простого карандаша) переведём шаблон на ткань.
Шаг 5. Вырежем из шаблона косынку матрёшки. Переведём её на другую ткань.
Шаг 6. Заготовка для лица. Для этого вырежем из бумажного шаблона нужную деталь и переведём её на белый картон. Вырезаем и рисуем лицо матрёшки.
Шаг 7. Приклеиваем все заготовки из ткани к основе из картона клеем ПВА.
Шаг 8. Оформим костюм матрёшки цветами, вырезанными из ткани.
Шаг 9. Приклеиваем заготовку лица матрёшки. Вот матрёшка и готова!
Алгоритм работы:
1. По шаблону вырежи из картона фигуру матрешки.
2. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.
3. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.
4. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.
5. Укрась матрешку.
4. Практическая работа— А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. Опорой выполнения вашей работы будет алгоритм и схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.
Подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку и выполните изделие согласно составленному плану.
В конце урока делаем выставку готовых изделий.
— Что было сложным при выполнении изделия?
— Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Чему научились?
6. Уборка рабочего местаМатрешка из мапье маше своими руками
Сегодня в мастер-классах по папье-маше мы предлагаем кукольную тему русских матрешек. Внимательно изучив подробные инструкции, вы легко создадите такие оригинальные и необычные статуэтки для украшения интерьера дома.
Цельная матрешка
Для изготовления фигурки понадобятся:
- газета;
- белая бумага;
- скотч;
- ножницы;
- ненужное пластмассовое ведерко;
- «ПВА»;
- простой карандаш;
- краска;
- кисть.
Пошаговая инструкция:
- Сформируйте 2 бумажных шара и обмотайте их скотчем:
- Чтобы больший по размеру шар не проваливался в ведерко, вначале положите на дно бумагу.
Затем сверху поместите шар и прикрепите к нему с помощью скотча комок меньшего размера:
- Макет туловища готов.
- Получившуюся поделку надо обклеить смоченной в клее бумагой. Слоев будет несколько поэтому вначале лепим газетные обрывки, а поверх них хорошую бумагу:
- От количества слоев зависит прочность папье-маше, поэтому если хотите, чтобы статуэтка прослужила вам долго — не ленитесь.
- Изделие должно хорошо просохнуть, поэтому отставляем заготовку в сторону на два дня.
- На сухой фигурке вначале рисуем карандашный эскиз, а затем продолжаем декорирование краской:
- Дополнительно поверхность обрабатываем лаком, он добавит блеска и защитит игрушку от быстрого износа:
- При желании готовую поделку можно дополнительно украсить бисером или блестками:
Учимся формировать полую матрешку
Традиционные русские матрешки – полые. Внутри большой фигурки «прячется» еще парочка меньших по размеру куколок. И сейчас мы расскажем вам о том, как будет делаться одна из таких фигурок:
Материалы и инструменты:
- пластилин;
- стеклянная банка;
- газета;
- бумага;
- клей;
- вазелин;
- наждачная бумага;
- шпаклевка;
- водоэмульсионная краска;
- кисть;
- лак;
- нож.
Описание работы:
- Технология создания полой матрешки проста. Вначале подготавливаем основу для фигурки. Ее лепим из пластилина или берем обычную стеклянную банку, но подправляем форму с помощью пластилина.
- Смазываем ее вазелином. Эта маленькая хитрость впоследствии облегчит процесс вынимания формы и поможет вам сэкономить время.
- На подготовленную банку нужно пошагово наклеить несколько слоев газеты или бумаги. Затем надо дождаться полного высыхания бумажной поверхности и после этого добавить еще парочку слоев. По такой схеме муляж обклеивается кусочками газеты в несколько слоев. После высыхания фигурка аккуратно разрезается на 2 равные части, а ставшая ненужной форма извлекается:
- Затем половинки вновь соединяются, как на фото, а «шов» фиксируется с помощью кусочков бумаги:
- Чтобы заготовки хорошо «сцепились» их можно на время высыхания обмотать ниткой:
- Использования этой простой идеи поможет зафиксировать детали в нужном положении.
Половинки склеятся ровно и вы удалите ниточку.
- Чтобы поверхность заготовки была гладкой ее надо обработать шпаклевкой или грунтовкой. Когда материал высохнет, вы сможете с помощью шкурки выровнять все изъяны.
- Завершающим этапом МК станет покраска и покрытие фигурки лаком.
Есть еще один способ, позволяющий изготовить полую куколку. Техника исполнения такая же, но вместо формы из банки, облепленной пластилином, применяется надутый шар.
Главным плюсом такой идеи является то, что заготовка не разрезается, а просто выпускается из шарика воздух и он извлекается через небольшое отверстие.
Баночная матрешка в технике бумагопластики
Необходимые материалы:
- банка с откручивающейся крышкой;
- готовая масса папье-маше;
- мелкая шкурка;
- грунтовка;
- краска;
- кисть;
- лак;
- газета;
- скотч;
- ножницы;
- «ПВА».
Пошаговое выполнение:
- Поверх крышки от банки из готовой массы для папье-маше сформируйте голову.
Если вы не знаете, как ее сделать посмотрите обучающее видео:
- Саму банку, то есть будущее туловище обклейте кусочками газеты. Или покройте тонким слоем бумажной массы. Когда слои подсохнут – загрунтуйте их прямо на банке.
- Сухую заготовку выровняйте мелкой шкуркой.
- Заранее подумайте в каком стиле вы хотите оформить свою поделку. Задекорируйте заготовку акриловыми красками, а после высыхания покройте лаком:
Такая матрешка используется в качестве декора или оригинальной игрушки и как емкость для хранения мелких деталей или сыпучих продуктов. Она прекрасно впишется в любой интерьер жилища и добавит ему «харизматичности».