Медведь индеец – Медведь — Энциклопедия знаков и символов

Животные Силы индейцев Великих равнин: svart_ulfr — LiveJournal

«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».


Вождь Дэн Джордж, халкомелем (1899 — 1981)

У племен Великих равнин вождем всех четвероногих, обладавшим величайшей мудростью, считался бизон . Многие мифы, ритуалы и церемонии связаны с этим животным. Именно бизон был основным источником пропитания индейцев, символизировал пищу и укрытие и был священным животным. На Великих равнинах любой индеец желал, чтобы дух бизона стал его покровителем и защитником, и он приходил в видениях ко многим людям. Черноногие , например, почитали его как самого могучего из Духов-покровителей. Сиу считали бизона ближайшим другом Солнца , он контролировал дела любовные, защищал девушек и беременных женщин. Маленькая Рана , шаман сиу, говорил: «Если человеку в видении приходит Бизон (его Дух) … он сможет взять в жены любую женщину, которую захочет» . По поверьям сиу , шайенов , кроу и других равнинных племен, одним из качеств, которым бизон наделял человека, было умение лечить раны и болезни.

Медведь , самый крупный хищник на континенте, у большинства племен считался очень мощным Духом-покровителем. По словам индейцев, медведь знал, как лечить себя. Не важно, насколько серьезна была его рана – если в нем еще теплилась жизнь, он мог вылечить себя сам. Приписываемая медведю неуязвимость, несомненно, была вызвана его толстой кожей, густой шерстью и прочными костями. Тонкие металлические наконечники стрел часто сгибались, попадая в него, а свинцовые пули плющились о его череп.

Фрэнк Линдермэн писал, что большинство равнинных племен практиковали обычай съедать кусочек сердца медведя гризли . Этот зверь всегда «в здравом уме» , рассудителен, и в любой момент готов к схватке даже с превосходящим его противником.. А потому, съев сырое сердце гризли, человек приобретал умение владеть собой. Кроу Много Подвигов вспоминал: «Однажды утром, когда мне было восемь лет, нас собрал мой дедушка. Днем раньше он убил гризли, и, когда мы собрались вокруг него, я увидел, что старик держит в руке медвежье сердце.. Мы все хорошо знали, что нас ждет, потому что каждый воин кроу съедал кусочек сердца гризли, после чего мог честно сказать, что у него сердце гризли. И я говорю так же, когда сталкиваюсь с трудностями – даже сегодня, — и это помогает мне сохранить холодный рассудок. Это прочищает мой разум и мгновенно успокаивает меня» .

Все индейцы считали, что этот зверь очень напоминает человека , особенно, когда встает на задние лапы. Равнинные кри называли медведя четырехногим человеком . Черноногие говорили, что он наполовину зверь, наполовину человек, — по их словам, некоторые части его тела, такие, как ребра и ноги, схожи с человеческими. Большинство ассинибойнов боялись медведей, зная, что они могучие, злобные животные, которые убивают женщин и детей, когда те собирают дикие фрукты и ягоды. Среди них, а также среди сиу и некоторых других племен, существовал особый Медвежий культ , членами которого становились люди, которым в видении явился Дух медведя.. Членов этого культа боялись не меньше, чем самих медведей. Считалось, что получившие медвежью Силу были людьми раздражительными и легко впадающими в ярость. У пауни шкура медведя использовалась только шаманами для церемоний, а медвежье мясо оставлялось на деревьях птицам. Они полагали, что если человек съест его, то он будет вести себя как медведь. Кроме того, медведь порой ел человечину, а потому считался неприемлемым для приема в пищу. По поверьям пауни, медведь наделял человека храбростью и давал способность лечить раны у себя и у других. Для осейджей бурый медведь , как и пума , был символом войны , олицетворяя безжалостный, разрушительный огонь. По мнению сиу , от медведя человек мог получить дополнительную Силу, смелость, выносливость, неуязвимость, наблюдательность, а также способность лечить людей и находить потерянные вещи. Два Щита , сиу из Стэндинг-Рок: «Медведь зачастую вспыльчив и яростен, но он также обращает внимание на растения, которые совсем не замечают другие животные. Он выкапывает их для себя… Мы считаем медведя вождем всех животных в отношении лекарственных растений, поэтому, если человеку в видении является медведь, он становится знатоком в применении лекарственных растений и лечении болезней» . Амулеты или сверхъестественные способности, полученные от медведя, считались особенно эффективными. Обычно человек, к которому в видении явился Дух медведя, становился шаманом. Сиу Медведь с Белой Лапой так говорил об этом: «Медведь очень правдив. Его душа подобна человеческой, его душа говорил со мной во снах и поведала, что мне следует делать (для лечения больных)».

Немногие животные так привлекали внимание индейцев, как серый волк . Поскольку он был очень быстрым и выносливым бегуном, разведчики военных отрядов на Великих равнинах надевали на себя волчьи шкуры. Сиу говорили, что их «ноги (становились) быстры, как у волка ». Волк очень ловок, и может подобраться к добыче незамеченным. Считалось, что так называемые «волчьи песни» , полученные в снах и в видениях, как и настоящий вой волка обладают особенной силой. Существует легенда сиу о волке, который научил человека песне, и когда тот выл, начинался ветер . Когда он выл еще раз, появлялся туман . Ветер пугал врага, а туман делал невидимыми военные отряды. Дядя одного из сиу дал своему племяннику следующий совет: «Ты должен следовать примеру волка. Даже когда он подвергается неожиданному нападению и вынужден спасаться бегством, он задержится, чтобы бросить назад еще один взгляд. Так и ты должен осмотреть еще раз все, что увидишь» . По мнению сиу , Дух волка, пришедший человеку в видении, наделял его дополнительной силой, смелостью, быстротой, наблюдательностью и давал способность лечить болезни и раны. По мнению понков и омахов , волки могли разговаривать с людьми и давать им необходимую информацию о будущем. Кроу считали, что волк мог предупредить людей о присутствии врагов или иной опасности.

Считалось, что навахские колдуны анти – оборотни, бродящие по ночам по окресностям в шкурах волков, койотов и других животных (медведя, совы, пустынной лисы и вороны). Поэтому колдунов анти часто называли Волками ( маико ), Навахскими Волками , или просто – Люди-Волки . Сегодняшние навахо также называют их Ходящими в Шкурах . Навахский колдун может принять вид любого животного по своему выбору. И если европейский оборотень в полнолуние превращается в волкоподобное существо с интеллектом животного, то для навахских анти таких ограничений нет. Анти сохраняют человеческий разум, и оттого становятся еще более опасными противниками.

Как-то раз девушка из племени навахо и ее младший брат отправились на поиски кукурузы для своего семейства. Вскоре она почувствовала, что их преследуют люди-волки, и отослала брата домой верхом на коне. Сама же она решила спрятаться в чаще, но люди-волки нашли ее там. Старший брат девушки охотился неподалеку от того места и услышал вой волков и крики сестры. Пока он пробирался сквозь заросли, люди-волки успели утащить ее с собой. Однако брат заметил следы крови и решил пойти по ним.

Следы привели к расщелине в скале, и он обнаружил проход, высеченный в каменных глыбах, который спускался глубоко под землю и вел в пещеру, где собирались люди-волки. Юноша попал в небольшую камеру в пещере, наполненную человеческими костями и разными сокровищами.

Люди-волки вскоре обнаружили юношу и привели его к своему заплывшему от жира вожаку, который тянул какую-то заунывную песню. Он заявил, что юноша должен либо присоединиться к людям-волкам, либо умереть. Юноша решил присоединиться к ним и попытаться освободиться позднее. Волки дали ему немного мяса. Он понимал, что это человеческое мясо, но не знал, что это тело его сестры. Люди-волки съели ее, а кости побросали в угол. Юноша взял мясо, рассчитывая прикормить им сторожевых собак.

Дождавшись, пока все уснут, юноша подкрался к собакам и прошел мимо них. Проход был закрыт, но он, помня еще об одном отверстии, выбрался из пещеры. Люди-волки вскоре заметили пропажу, но юноша был столь осторожен, что они не сумели найти его. Через два дня юноша возвратился домой и рассказал, что его сестру убили люди-волки. Ступив на тропу войны, он увидел вожака людей-волков, неторопливо ехавшего верхом на лошади, и, выпустив стрелу ему в спину, поразил его насмерть.

Схожими с волком качествами обладал койот . Команчи считали его своим братом и практически никогда не убивали этого зверя. «Койот обладает магической Силой. Если мы причиним ему вред, он отплатит нам тем же.. Койот передал нам магическую Силу узнавать будущее» , — говорили они.У шайенов койот всегда считался более священным животным, чем волк, вероятно, потому, что умнее последнего. Люди молились койотам, прося их указать путь и предупредить об опасности.

Другим представителям животного мира индейцы уделяли не меньшее внимание. Шайены считали очень сильным Духом-покровителем оленя , Силу которого можно было применять как для добрых дел, так и для злых, — благодаря ей, можно было насылать на людей болезни. Белохвостый олень давал Силу в любовных делах. Лиса среди черноногих пользовалась особым уважением, и, по их поверьям, обладала величайшей сверхъестественной Силой, а по поверьям сиу , наделяла человека выносливостью, быстротой и наблюдательностью, а дух барсука – умением лечить раны, а также находить потерянные вещи. Его связывали с травяной магией, силой корней и трав, поскольку он обладает способностью их выкапывать. Некоторые индейские племена считали, что духовная Сила барсука гораздо больше, чем медвежья. Шайены почитали барсука как очень могущественного помощника. Команчи говорили, что скунс обладает огромной магической Силой, и если кто-нибудь убивал зверька и снимал с него шкурку, это обязательно уничтожало Силу какого-нибудь мощного амулета . Пауни считали, что величайшей мудростью обладает бобр . Особым уважением бобр пользовался и среди черноногих .

(C) Ю.Стукалин Наделенные Силой.Шаманы и колдуны американских индейцев

(С) В. Орел Культура, символы и животный мир

svart-ulfr.livejournal.com

Медведь (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

МЕДВЕДЬ — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств, обжорства и аскетизма (хотя и невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»). Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.

Кроме того, медведь — символ Луны и воскресения (возможно, из-за того, что он впадает в зимнюю спячку). К. Юнг считает, что медведь символизирует темные стороны подсознания.

У североамериканских народов медведь — царь зверей. Это самый сильный зверь северных лесов. К медведю здесь относятся с уважением и почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи между небом и землей. Созвездия Большой и Малой Медведиц — символы северного неба.

Медведь — одно из животных, связанных с ликантропией (оборотничеством). Человек-медведь, сын медведя и женщины — распространенный персонаж фольклора разных стран. Его называют Хозяином, Косматым, Дремучим, Грязным — сотней имен, но «медведем» — истинным именем — называют редко, чтобы не потревожить духа грозного зверя.

До недавних пор на Алтае и Крайнем Севере сохранились «медвежьи праздники», для которых ловили медведей, откармливали их, а потом ритуально умерщвляли (специальными стрелами или удушением), после чего устраивали пир. Дух медведя торжественно провожали, ему пели песни, а части тела убитого зверя (зубы, кости, шкуру, когти, лапы, уши) использовали как амулеты.

Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами. Черный медведь является символом инфернальных (адских) сил.

Медведь считается одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы ее храма носили костюмы медведя). Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, буквально — «медведь»).

В христианской и исламской традициях медведь представляется как темная, жестокая, похотливая, жадная и мстительная сила. В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания медведя: Давид сражается с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в духовной опеке Церкви; как символ божественного возмездия медведица упоминается в сказании о пророке Елисее. В книге пророка Даниила медведь символизирует персидское царство, а также подкуп.

Католики считают, что, поскольку медведь рождается бесформенным клубком и медведица его долго вылизывает, чтобы «привести в форму», медведь символизирует христианство, которое отвращает людей от язычества.

В Китае медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях считается предзнаменованием рождения сыновей. Медведь (особенно медведица) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты.

Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь отождествляется с родовой (тотемной) фигурой. У североамериканских индейцев медведь также является символом силы. Многие индейцы считают медведя тотемом (или знаком) целителя.

В алхимии медведь стал символом первоначального состояния вещества, хаоса, который алхимическая наука призвана привести в упорядоченное состояние.

Медведь часто встречается в геральдике, символизируя те же качества, что и лев: смелость, мужество, величие. Кроме того, медведь, поскольку предвидит погоду и умеет вовремя спрятаться в логове, выражает в геральдике предусмотрительность. Считается проходящим, если идет; поднявшимся, если стоит на задних лапах. На гербах городов медведь с ошейником — символ усмиренного христианством язычества. Особенно часто присутствует на гербах немецких городов. На печати штата Калифорния медведь гризли символизирует решимость.

megabook.ru

Медведь индеец — Символом чего является haida bear? — 2 ответа



Автор Waste Management задал вопрос в разделе Прочие искусства

Символом чего является haida bear? и получил лучший ответ

Ответ от Алексей*[гуру]
Тотем племени Хайда.

Народ племени Хайда жил на землях Британской Колумбии, на островах Королевы Шарлотты и в южной части Аляски — на островах Принца Уэльского. Традиционно считается, что народы Хайда начали переселяться на север около 1 700 лет назад. Хайда, так же как и многие другие народы Северной Америки разделялись, внутри племени, на социальные группы (клан, дом, семья) .

У каждого такого подразделения существовал свой рисунок (герб) , позволяющий идентифицировать группу, ее положение в обществе и территориальную принадлежность.


В качестве тем для гербов использовались:
наземные животные (Медведь, Волк) .

Медведь — один из самых почитаемых и распространенных символов в мистической традиции индейцев.
Он спит значительную часть года и в это время, как считают индейцы, «живет внутри», т. е. находится в контакте с внутренним миром и, через него, с тонкими мирами.
Медведь — также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки.
Источник: ссылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Символом чего является haida bear?

Ответ от Екатерина Александровна[гуру]
Медведь является символом силы у североамериканских индейцев.
Медведь — в мифологических представлениях медведь выступает как божество, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух — охранитель, дух — целитель, хозяин нижнего мира, элемент астрального кода, воплощение души, помощник шамана. Также медведь считается предком людей, их старшим родственником. Медведь был общеплеменным культом у индейцев (гуронов, эрокезов и др.) . Он считается символом силы, смелости, стойкости, выносливости; но также: жестокости, ярости, лени.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Атакующий Медведь на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Атакующий Медведь

2oa.ru

Медведь — символ защиты и выносливости


Откуда взялись игрушечные медведи, почему их все так любят и с искренней радостью дарят и принимают в подарок? Почему розовые зайки и милые собачки при всем желании не могут конкурировать с армией медведей? В чем причина того, что медведи живут вместе с нами с самого раннего детства? Может, из старых сказок, быличек, загадок, поверий, заговоров и песенок? Из историй про Винни-Пуха Алана Милна или про мишку по имени Паддингтон Браун, придуманного Майклом Бондом? Из шварцевского «Обыкновенного чуда», где главный персонаж – благородный и добрый медведь, превращенный в человека? А может, с конфетных оберток кисти Шишкина?

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА

В символическом смысле медведь – очень многоплановый и неоднозначный персонаж. Практически нет народа, в преданиях которого нет медведей. В героических мифах он – солнечный символ, у алхимиков средних веков – первоматерия, у американских индейцев – олицетворение сверхъестественной силы, выносливости, у кельтов – воинского начала, у китайцев – храбрости. У древних греков медведица входила в свиту богини Дианы и была ее священным животным, а у японцев медведь означает мужество и силу. В северо-европейской традициии именно медведь, а не лев – настоящий царь зверей. И даже учитель, научивший людей обращаться с огнем, плавить железо, охотиться, сеять хлеб и ловить лосей. Его появление весной из берлоги вместе с медвежонком – символ воскресения и жизни. Медведи всюду: на гербах государств, регионов и городов, медведи – символы и эмблемы олимпиад и партий.

В христианстве почему-то медведю отвели роль злого, жестокого и жадного существа, но мне как-то понятнее и ближе понимание медведя в греческом и латинском мире, где медведица ассоциировалась с положительными материнскими качествами. У древних египтян беременная медведица служила символом ребенка. Она рождает его, преображает, согревает на груди и завершает превращение, облизывая его.

Этот процесс подобен творению. Тому же, что и нам предписан. Получается, что в детстве игрушечные медведи – наши родители, оберегающие и защищающие нас, а позже – наши маленькие дети, нуждающиеся в ласке и доброте.

Но в этом то и парадокс, что мы меняемся, а плюшевый мишка – нет. И часто медведь, который всю жизнь с нами, – символ нашей связи с прошлым и будущим, удивительное переплетение времен и воспоминаний, самый близкий друг, который выслушает, не осуждая, поддержит, поймет и простит. Кто больше любит игрушечных медведей – взрослые или дети? Вопрос спорный. Но я склоняюсь ко второму варианту и не потому, что с удовольствием зашиваю пушистого медведя, нещадно поюзанного сначала мной в детстве, а теперь моей дочкой. А потому, что нам, взрослым, часто не хватает понимания, теплоты и ласки.


НАШИ МЕДВЕДИ
В славянской мифологии человеческий род ведется от медведя. Медведь в древних народных сказаниях – предок людей, старший родственник и тотем, которому поклоняются и которого чтут. Недаром люди носили с собой для защиты амулеты из медвежьих зубов или когтей и как обереги (от слова оберегать!) – фигурки медведей. Может быть, в этом и скрыта наша глубинная тяга к маленькому косолапому мишке, этому сильному, нерасторопному, незлобивому (когда его никто не трогает), но умеющему постоять за себя существу, к сладкоежке, любителю малины и меда. Забавный, привлекательный образ с вполне человеческими качествами и добродетелями, но требующий уважения. Я слышала, что старожилы русского Севера, не знакомые с биологией и антропологией, считали, что медведь – это человек, в резу

anchiktigra.livejournal.com

Нашивка «Медведь-индеец» – заказать на Ярмарке Мастеров – 7Yh4SRU

По запросу реквизитов.

До переписки с нами, по: количества расцветки липучке велкро, и «отмашки» на оплату — самостоятельно НЕ делать никакие переводы! СБЕРБАНК VISA: Комментарий ОБЯЗАТЕЛЬНО как «ПОПОЛНЕНИЕ СЧЁТА». Карта: 4276 0600 1705 9836 получатель: ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ К. SWIFT Сбербанка SABRRUMM ВНИМАНИЕ ! Твёрдая оферта (Статья 435 КГРФ): По факту перевода, в течении 1-2 суток, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО: прислать в переписку фото чекаскриншот, либо (если чека нет)-то написать: в какую систему перевели, точную сумму, датувремя перевода. На Ярмарке плохо обстоит с прикрепом картинок – поэтому можно чек скинуть на почту Чеки до поступления денег к нам на счёт — НЕ выкидывать, сохранять! Моментом оплаты считается наше подтверждение поступления денег заказчика на наш счёт. В случае нарушения оферты заказчиком, изготовитель не несёт никаких обязательств перед заказчиком.

До переписки с нами, по: количества расцветки липучке велкро, и «отмашки» на оплату — самостоятельно НЕ делать никакие переводы! QIWI-Кошелёк — 9272338926 Комментарий ОБЯЗАТЕЛЬНО как «ПОПОЛНЕНИЕ СЧЁТА». Это номер мобильного, но обычно без +7 в начале (зависит от банкомата). (ищите терминалы без комиссии, например в сети «Связной»). Карта QIWI : 4693 9575 5166 1171 получатель: Козлов Дмитрий В. ВНИМАНИЕ ! Твёрдая оферта (Статья 435 КГРФ): По факту перевода, в течении 1-2 суток, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО: прислать в переписку фото чекаскриншот, либо (если чека нет)-то написать: в какую систему перевели, точную сумму, датувремя перевода. На Ярмарке плохо обстоит с прикрепом картинок – поэтому можно чек скинуть на почту Чеки до поступления денег к нам на счёт — НЕ выкидывать, сохранять! Моментом оплаты считается наше подтверждение поступления денег заказчика на наш счёт. В случае нарушения оферты заказчиком, изготовитель не несёт никаких обязательств перед заказчиком.

До переписки с нами, по: количества расцветки липучке велкро, и «отмашки» на оплату — самостоятельно НЕ делать никакие переводы! Переводы системой ФОРСАЖ (с получением в рублях) https://www.pochta.ru/support/money-transfer/forsage Western Union (с получением в рублях) на: Kozlov Dmitriy Vladimirovich pasport 8002 806704 vydan 05.04.2002. SWIFT Сбербанка SABRRUMM

РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПОЛНОЙ ПРЕДОПЛАТЕ ! Стоимость пересыла в цену изделий НЕ входит.

www.livemaster.ru

Этот медведь не белый, а черный!

Дождевой лес Великого Медведя — один из самых больших прибрежных заповедных лесов умеренного пояса. Этот древесный массив расположен в Канаде, и здесь часто моросит мелкий дождь. Тяжелая от икры рыба переполняет полноводные реки леса — многим хищникам настоящее раздолье.

Тут можно встретить достаточно редкое и почитаемое создание — зверя, которого индейцы гитгаат называют «муксгмол», медведя-призрака, ходячее противоречие — белого черного медведя.

Посмотрите на фото — это какой то сюрреализм! Мы же привыкли видеть белых медведей в снегах и на льдах, а тут зеленая чаща леса! Мне это напомнило сериал Остаться в живых (LOST), помните там такую же сцену?

Но это фото вполне реальное и давайте узнаем про этих медведей подробнее …

Медведь-призрак (кермодский медведь) — не гибрид, а белая разновидность североамериканского черного медведя, и обитает он исключительно в лесах западного побережья Канады. Гризли, черные медведи, волки, росомахи, горбатые киты и косатки в изобилии водятся в регионе, где с незапамятных времен живут коренные индейские племена, такие, как гитгаат. Места здесь жуткие, дикие и таинственные.

Его впервые описал Френсис Кермод, поэтому медведь называется кермодским (Ursus americanus kermodei).

Фото 2.


Чтобы увидеть этого зверя, к месту его обитания нужно добираться на гидросамолете или лодке. Это один из подвидов американского черного медведя барибала. И около десяти процентов особей имеют шерсть белого или светло-кремового цвета!

Это не белый медведь и не альбинос, как можно было бы думать. Ученые считают, что так сработала генетика, и признак закрепился. Во всех остальных проявлениях — это обычный черный медведь, только белого цвета. Размеры его могут достигать 1,8 метра в длину и до метра — высота в плечах. Весят самцы до 300 кг, самки менее крупные.

Как и у всех барибалов, у него довольно длинная морда, большие, до 8 см, уши и короткий хвост.

Фото 3.

Охотится кермодский медведь на лосося, который поднимается на нерест. Когда не голоден, съедает только икру и голову, остатки рыбы гниют и служат питанием для местной буйной растительности.

Когда сезон рыбалки заканчивается, питается, в основном, растительной пищей: травой, грибам, ягодами, медом, хотя не брезгует падалью, насекомыми.

Фото 4.

Осенью впадает на полгода в спячку, берлогой может служить расселина или пещера в горах, углубление под корнями упавшего дерева. В середине зимы рождаются детеныши весом около 300 граммов, к весне они вырастают в несколько раз и могут следовать за матерью.

За то, что эти «духи медведя» существуют и в наши дни, нужно благодарить индейцев и переселенцев, которые никогда не добывали их ради удивительной белой шкуры. Хотя это довольно робкий хищник, который даже будучи раненым, не нападает, а спасается бегством.

Фото 5.

Вот как описывает свою встречу с этим медведем Брюс Баркотт:

Дождевой лес Великого Медведя — один из самых больших прибрежных заповедных лесов умеренного пояса. Этот древесный массив расположен в Канаде, и здесь часто моросит мелкий дождь. Тяжелая от икры рыба переполняет полноводные реки леса — многим хищникам настоящее раздолье. Сейчас к берегу реки неуклюже спускается косолапая фигура — черный медведь идет завтракать.

Марвен Робинсон заметил медведя, но остался равнодушен к его появлению. «Возможно, выше по течению нам повезет больше», — говорит Робинсон. 43-летний Марвен, с ног до головы закутанный в противодождевую экипировку, — лесной гид и представитель индейского племени гитгаат, одного из четырнадцати племен древнего народа цимшиан. Черный медведь — совсем не то, что Марвен хочет сегодня найти. Он ищет гораздо более редкое и почитаемое создание — зверя, которого индейцы гитгаат называют «муксгмол», медведя-призрака, ходячее противоречие — белого черного медведя.

Медведь-призрак (кермодский медведь) — не гибрид, а белая разновидность североамериканского черного медведя, и обитает он исключительно в лесах западного побережья Канады. Гризли, черные медведи, волки, росомахи, горбатые киты и косатки в изобилии водятся в регионе, где с незапамятных времен живут коренные индейские племена, та

Фото 6.

Фото 7.

Марвен замечает пучок белой шерсти, зацепившийся за ветку ольхи. «Они где-то рядом, это точно, — говорит Марвен и показывает на обглоданную кору. — Они любят стоять и жевать древесную кору, просто чтобы сообщить другим медведям: я здесь живу и кормлюсь на этой реке».

Проходит час. Мы с Робинсоном терпеливо ждем, взгромоздившись на поросший мхом валун. Наконец в кустарнике послышался шорох. Белый медведь выходит из-под лесного покрова и садится на камень, возвышающийся над поверхностью реки. Нет, он вовсе не чисто-белый.

Скорее, как давно не чищенный ковер цвета ванили. Мишка поворачивает голову из стороны в сторону, вглядываясь в поток в поисках рыбы. Но прежде чем он делает попытку поймать добычу, из леса неожиданно выбегает черный медведь и прогоняет белого с его наблюдательного поста. Хотя, выбегает — слишком сильное слово. Медведи движутся как в замедленной съемке, будто стараются сэкономить каждую калорию перед надвигающейся голодной зимой. Белый медведь тяжело идет прочь и исчезает в чаще.

Фото 8.

Робинсон с детства живет рядом с медведями-призраками. Но все равно всякий раз при встрече с ними замирает, очарованный. «Этот белый медведь очень робок, — говорит Робинсон. — Иногда у меня просто сердце сжимается. Хочется защитить альбиноса. Однажды я видел, как на старого белого медведя напал молодой черный зверь. Я был готов броситься к ним и выпустить на агрессора весь перцовый баллончик. Но, к счастью, белый встал на дыбы и сбросил нападавшего». Робинсон улыбается, прекрасно понимая всю абсурдность желания человека вмешаться в драку медведей.

Инстинкт защиты очень силен у жителей Дождевого леса Великого Медведя. И это — одна из причин того, что медведю-призраку удалось выжить. «Наш народ никогда не охотился на белого медведя», — говорит Хелен Клифтон, с которой мы разговариваем на кухне у нее дома в Хартли-Бей, маленькой рыбацкой деревушке. Хелен — 86-летняя женщина с сильным и уверенным голосом — матриарх клана гитгаат. Хелен рассказывает, что медвежатина никогда не была распространенной едой местных жителей. Когда в конце восемнадцатого века европейские коммерсанты открыли здесь пушную компанию, индейские охотники рьяно взялись поставлять шкуры черных медведей. Но даже в те времена трогать белого медведя было запрещено, это табу — традиция, пронесенная через много поколений. «О медведе-призраке мы даже никогда не говорим», — замечает Хелен.

Фото 9.

Подобное молчание, возможно, является одной из древних мер по защите природы. Запрет на разговоры о белом медведе и тем более на охоту на него позволил гитгаат и соседним племенам

masterok.livejournal.com

Культура североамериканских индейцев глазами Эдварда Кёртиса (1904-1924)

После той встречи Кёртис увлёкся культурой индейских племён, и многие годы документировал их жизнь. Вскоре фотограф присоединился к экспедиции, с которой посетил племена на Аляске и в штате Монтана.

В 1906 году началось сотрудничество Эдварда Кёртиса с богатым финансистом Дж. П. Морганом, который заинтересовался финансированием документального проекта о коренных народах континента. Они задумали выпустить 20-томную серию фотографий под названием «Североамериканские индейцы».

При поддержке Моргана Кёртис более 20 лет ездил по Северной Америке. Он сделал свыше 40 000 изображений более 80 различных племён, а также накопил 10 000 восковых цилиндров с записью образцов индейской речи, музыки, песен, рассказов, легенд и биографий.

Стараясь запечатлеть и записать то, что он видел, как исчезающий образ жизни, Кёртис иногда вмешивался в документальную достоверность изображений. Он устраивал постановочные съёмки, помещая своих персонажей в романтизированные условия, лишённые признаков цивилизации. Картинки больше соответствовали представлениям о доколумбовом существовании, чем реальной жизни на тот момент.

Масштабная работа Эдварда Кёртиса – одно из самых впечатляющих исторических описаний жизни индейцев начала 20-го века.

1904 год. Группа индейцев навахо в «Каньон де Шелли», штат Аризона.

1905 год. Вожди народа сиу.

1908 год. Мама и ребёнок из племени апсароке.

1907 год. Луци из племени папаго.

1914 год. Женщина племени квагул в одеяле с бахромой и маске умершего родственника, который был шаманом.

1914 год. Хакалахл – вождь племени накоакток.

1910 год. Женщина племени квакиутль вылавливает морские ушки в Вашингтоне.

1910 год. Девушки из племени пиган собирают золотарник.

1907 год. Девушка из племени кахатика.

1910 год. Юный индеец из племени апачей.

1903 год. Эскади из племени апачей.

1914 год. Представители народа квакиутль в каноэ в Британской Колумбии.

1914 год. Индейцы квакиутль в каноэ в Британской Колумбии.

1914 год. Индейцы квакиутль в каноэ прибыли на свадьбу.

1914 год. Шаман квакиутлей проводит религиозный ритуал.

1914 год. Индеец из племени коскимо, одетый в меховой костюм и маску Хами («опасная вещь») во время церемонии Нумлим.

1914 год. Индеец племени квагул танцует в наряде Paqusilahl (воплощение в человека земли).

1914 год. Индеец племени квагул в костюме медведя.

1914 год. Танцоры племени квагул.

1914 год. Ритуальный танец индейцев племени накоакток в масках Hamatsa.

1910 год. Индеец из племени апачей.

«Со смертью каждого старого мужчины или женщины мир покидают некие традиции и знания о священных обрядах, которыми никто другой не владел… Следовательно, необходимо собрать информацию на благо будущих поколений и в знак уважения к образу жизни одной из великих человеческих рас. Необходимо собрать сведения сразу или такая возможность будет утрачена навсегда».
Эдвард Кёртис

1907 год. Индеец Полый Рог Медведь племени брюле.

1906 год. Девушка из народа тева.

1910 год. Женщина из племени апачей жнёт пшеницу.

1924 год. Индеец из племени марипоса в резервации Туле Ривер.

1908 год. Индеец из племени хидатса с захваченным орлом.

1910 год. Индеец из племени нутка целится из лука.

1910 год. Вигвамы племени пиган.

1905 год. Охотник из племени сиу.

1914 год. Шаман квакиутлей.

1914 год. Индеец из племени квакиутль, одетый в маску, изображающую превращение человека в гагару.

1908 год. Индеец племени апсароке верхом на лошади.

1923 год. Вождь племени кламат стоит на холме над кратерным озером в штате Орегон.

1900 год. Железная Грудь, индеец племени пиган.

1908 год. Чёрный орёл, индеец племени ассинибоин.

1904 год. Найнизгани, индеец племени навахо.

1914 год. Индеец из племени квакиутль, одетый в костюм лесного духа Nuhlimkilaka («несущий путаницу»).

1923 год. Женщина племени хупа.

1914 год. Mowakiu, индеец племени Tsawatenok.

1900 год. Вожди племени пиган.

1910 год. Ваш Гон, индеец из племени джикаррилла.

1905 год. Девушка из племени хопи.

1910 год. Девушка из племени джикаррилла.

1903 год. Женщина из племени зуни.

1905 год. Иахла, также известный как «Ива» из поселения Таос-Пуэбло.

1907 год. Женщина из племени папаго.

1923 год. Рыболов из племени хупа с копьём пошёл на лосося.

1907 год. Женщина из племени марикопа.

1905 год. Okuwa-Tsire, также известный как «Облачная Птица» из поселения Сан-Ильдефонсо.

1907 год. Женщина из племени марикопа с охапкой растений.

1908 год. Шаман племени апсароке.

1924 год. Женщина из племени кауилла.

1910 год. Дочь вождя племени квакиутль.

1910 год. Охотник на уток из племени кутенаи.

1908 год. Лекарственная Ворона из племени апсароке.

1910 год. Девушка из племени вишран.

1904 год. Nesjaja Hatali, знахарь племени навахо.

1910 год. Индейцы племени квагул исполняют танец, чтобы восстановить затмившуюся Луну.

Фотографии: Эдвард Кёртис, Смитсоновский институт и Библиотеки Конгресса.

cameralabs.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *