Рисунки племени майя: ᐈ Орнаменты майя рисунки, фотографии майя орнамент

Содержание

Живопись. Часть 3. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

3

Росписи на сосудах майя классического периода — тема специального исследова­ния, к сожалению, никем еще не выполнен­ного. Не имеется даже более или менее под­робного сводного издания, за исключением работы Дж. Б. Гордона и Л. А. Мэйсона, не претендующей на полноту и вышедшей около четверти века тому назад.19 Матери­ал же поистине громаден, и благодаря но­вым раскопкам он с каждым годом все увеличивается.

Естественно, что мы остановимся здесь лишь на нескольких наиболее характерных образцах художественной росписи на кера­мике.


Блюдо. Вашактун.

Расписные сосуды появляются у майя приблизительно во II в. н. э. и продол­жают изготовляться до самого конца клас­сического периода. Однако начальные этапы росписи на керамике (специальная с облицовка,20 сравнительно простые геометрические узоры) относятся к более раннему времени. Как формы изделий, так и тематика росписей удивительно разнообразны: высокие цилиндрические сосуды, горшки, чаши, блюда, кубки покрывались тонким слоем штука, на который наносили изображения животных, птиц, змей, людей и божеств, геометрические и растительные мотивы, а также иероглифические надписи.

Преобладает красно-желтая гамма фона с белыми, красными или черными линиями рисунка. Хотя поле для росписи ограничено формой сосуда, мастера майя достигали в лучших образцах впечатления монументальных фресок.


Голова ягуара. Чаша. Копан.

К сожалению, мы еще не в состоянии воссоздать достаточно полную картину развития этой отрасли искусства во всех районах майя, — еще существуют досадные белые пятна. Все же некоторые выводы можно сделать. Так же как и при рассмотрении мелкой пластики, приходится отме­ть одно не лишенное интереса обстоятельство: по-видимому, центры изготовления расписных сосудов не совпадали с известными нам центрами монументальной живописи. Следовательно, мастера, созда­вшие фрески, не занимались этим видом прикладного искусства. Ориентировочно можно наметить следующие области, где представлена наиболее выдающаяся в художественном отношении расписная керамика: Хольмуль, Чама (вдоль верхнего течения реки Чишой с городами Ратинлиншуль, Чама, Небах), Копан и Вашактун.

Из них только последний имеет памятники монументальной живописи. При решении вопроса о местах изготовления следует учитывать, конечно, возможность ввоза керамических изделий в ту или иную местность из других районов Месоамерики. Так, например, замечательные расписные сосуды раннеклассического периода (около 500 г. н. э.), обнаруженные в тикальском погребении № 10, показывают явные чер­ты теотихуаканского искусства. Дальней­шее исследование установит, являются ли эти сосуды импортом из Теотихуакана или были созданы мастерами майя под влия­нием творчества керамистов Центральной Мексики.


Чаша. Вашактун

Характерным примером вашактунской расписной керамики могут служить сосу­ды, найденные в погребальной камере, по­мещавшейся в фундаменте здания А-1. На первом из них (обычно называемом «сосу­дом с начальной серией») изображена ка­кая-то торжественная церемония. На низ­ком троне без спинки сидит поджав ноги правитель города. У него большое ожерелье из нефрита и пышный головной убор. По­зади стоит мальчик в богатой одежде, воз­можно, наследник, держащий в вытянутой вперед левой руке большое кольцо с че­тырьмя крупными зубцами — символ вла­сти или знатности. Такие предметы в руках знатных лиц часто встречаются в вазо­вой живописи и на стелах.21 При описа­нии рельефов на притолоках Тикаля о них уже упоминалось. Правую руку мальчик поднял к лицу. За ним виден слуга с при­чудливым штандартом; в центре знаме­ни — рельефная голова ягуара с открытой пастью. Перед правителем помещены длин­ная полоса иероглифов с датой, а за ней — два персонажа в необычайных головных уборах и мантиях со сложными украше­ниями из перьев за спиной, напоминаю­щими «крылья» у бонампакских вождей в первой комнате. Лица и тела их татуи­рованы или раскрашены. Первый держит в правой руке такое же кольцо, как и у мальчика, но уже с тремя остриями, вто­рой — длинное копье. Между этими персо­нажами сидит огромный ягуар, который передними лапами обхватил какой-то боль­шой предмет — вероятно, два связанных сосуда, наложенных один на другой.

В хра­ме E-III в Вашактуне между двумя подоб­ными по форме сосудами был найден чело­веческий череп. Возможно, живописец хотел показать, что здесь было совершено по­добное же жертвоприношение.


Чаша. Тикаль

По верху рассматриваемого нами про­изведения идет лента из крупных иерог­лифов; около фигур также находятся не­большие группы знаков, очевидно, имена или титулы. Вся композиция, по-видимому, изображает прием правителем Вашактуна послов соседнего города (значение фигуры ягуара остается неясным). Рисунок твердый и уверенный; фон — яркий, оранжево-красный, контуры очерчены черной краской, а детали фигур нарисованы черной и желтой (нескольких оттенков). По стилистическим особенностям сосуд должен быть датирован около 730 г.

Не уступают этому памятнику и два других из того же погребального комплекса — большие расписные чаши. На первой художник решил показать танцующего человека, поднявшегося на цыпочки; его движение подчеркнуто разметавшимися в стороны полосками набедренной повязки. Примечательна попытка передать перспективное сокращение: левая вытянутая рука и плечо, находящиеся ближе к зрителю, больших размеров, чем правые. Несмотря на некоторые ошибки в рисунке, в целом фигура оставляет большое впечатление. Дыра в середине сосуда была, очевидно, пробита намеренно перед захоронение У майя, как и у многих других народов древности, вещь, помещаемая в могилу, должна была быть «убита», чтобы умерший человек владел ею в загробном мире.


Роспись на сосуде. Тикаль.

На второй чаше мы видим юношескую голову в профиль с пышным головным убором из перьев. Чтобы композиция впи­салась в круг, перед носом, под подбородком и на лбу мастер поместил три стилизованных цветка. В трактовке этого образа не чувствуется той реалистической силы, которая характерна для предыдущих сосудов. Несомненно, что хотя оба сосуда и одновременны, они создавались разными художниками. К сожалению, не было сделано еще попытки сгруппировать извест­ные нам памятники вазовой живописи майя по мастерам.

Из расписных сосудов, найденных в Копа­не, прежде всего следует назвать два невысоких цилиндрических бокала и более широкий кубок, хранящиеся в музее Пибоди. На первом дважды исполнена одна и та же сцена: перед важным знатным лицом в почтительной позе стоит слуга. По верху сосуда идет иероглифическая надпись. Ри­сунок более наивен, чем на вашактунских сосудах, но подкупает своей простотой и живостью. Следует попутно отметить, что очень близкие по сюжету и стилю росписи сосуды были найдены в Тикале — еще одно свидетельство культурных связей между двумя столицами. Другой бокал, часто вос­производившийся в книгах зарубежных археологов и историков, имеет очень ори­гинально построенную на контрасте рос­пись: на матовом черном фоне стоят две яркие желто-красные фигуры птиц — кецалей. Сверху также тянется иерогли­фическая надпись. Примечательно, что, хо­тя, как известно, хвостовые перья кецаля имеют ярко-зеленый цвет (за что они по символическим соображениям высоко це­нились в древности), в росписи зеленый цвет отсутствует.

Отсюда мы можем за­ключить, что черно-красно-желтая гамма была в росписи сосудов строго традицион­ной. На кубке изображена стилизованная морда ягуара; вместо пасти написан боль­шой иероглифический знак; по верхнему краю (что обычно для сосудов такой фор­мы) помещена надпись. Очевидно, именно от росписей копанской школы ведет свое начало полихромная живопись на керами­ке, найденной в долине реки Улуа в севе­ро-западном Гондурасе, подражающая рас­писной майяской.22

Привлекают своей несколько необычной цветовой гаммой два сосуда, происхожде­ние которых не может быть точно установ­лено. Один, находящийся теперь в музее Вильяэрмосы (Мексика), сильно фрагмен­тирован.23 На сохранившейся части видны местный правитель в гамаке и семь рабов, прислуживающих ему. Наряду с обычными желто-красным и черным цветами в этой росписи имеются и белый и различных от­тенков сиреневый и даже голубоватый тон. Вся гамма дает ощущение приподнятости и праздничности. На втором сосуде — глубокой чаше — изображен старый бог, живущий в раковине, повелитель пяти последних по майяским представлениям несчастливых дней года. Смуглое старче­ское тело и желтое лицо божества резко контрастируют с перламутровой белизной его убежища. Лента из крупных красновато-коричневых иероглифов наверху за­вершает эту простую, но впечатляющую композицию.

Роспись на недавно найденном в Тикале сосуде заставляет невольно вспомнить фре­ски Бонампака. И здесь мы видим угол пирамиды, на одной из ступеней которой восседает правитель. Лицо властелина по­вернуто к людям, подносящим ему дары; вокруг толпятся придворные. Необычное построение всей композиции, смелая груп­пировка фигур в разных позах, выраже­ние лиц участников церемонии показыва­ют большую художественную одаренность мастера.

Сейчас, однако, еще трудно сказать, был ли создан этот сосуд в Тикале или привезен туда из другой области.

Наиболее блестящие образцы расписных майяских сосудов происходят с территории департамента Альта Вера Пас в горной Гватемале. Самым известным из них яв­ляется высокий (22 см) цилиндрический бокал из Чама, хранящийся в настоящее время в музее Пенсильванского университета. На кремово-желтом фоне помещено семь человеческих фигур, выполненных красной, коричневой, желтой и черной красками.

В центре композиции — два персонажа, выполненные черной краской. Один из них (правый), старик с наброшенной на плечи шкурой ягуара и длинным жезлом, заканчивающимся большой раковиной, делает быстрый шаг вперед; другой, почти обнаженный, поднимает руку, приветствуя его. Опустившийся на колено лысый старик кладет к ногам жезлоносца какой-то предмет в виде палки. За этим черным предводителем стоит в почтительной позе прислужник с веером под мышкой. Сзади второго черного персонажа находятся трое людей; у двух в руках — веера, у третьего меч или палица, которую он прижимает одной рукой к себе, другая — согнута в локте и приподнята до уровня плеча.


Расписной сосуд. Чама

Все изображенные на сосуде из Чама люди настолько индивидуальны (передаются такие черты, как лысина, чахлая бородка, усы, бородавка на носу, тучность и т. п.), что можно предполагать исторический характер передаваемого события и портретность действующих лиц. Это подчеркивается как различными этническими типами участников, так и краткими надписями (вероятно, именами) около кажд­ого из них. Рисунок (несмотря на отдельные анатомические погрешности) поражает уверенностью линии и мастерством компоновки; прекрасно выражена напряженность лиц присутствующих. Композиция обрамлена сверху и снизу декоративной лентой из желтых треугольников на черном фоне.


Роспись на сосуде. Небах. Прорисовка.

Росписи на двух других сосудах из этого же района имеют более бытовую тематику. На первом из них, происходящем из Небаха, изображен сидящий на низком помосте правитель, беседующий со знатным посетителем. В правой руке у последнего тот же кольцеобразный предмет, о котором уже упоминалось при описании сосуда из Вашактуна. Позы собеседников легки и непринужденны. Между ними на низеньком столике, покрытом вышитой тканью, стоит блюдо с лепешками или фруктами. Позади правителя сидит писец, считающий при помощи абаки индюшачьи яйца в корзине. Стоящий сзади придворный с поднятой рукой что-то наставительно говорит писцу. За гостем находится другой придворный, скрестивший на груди руки и мрачно прислушивающийся к разговору, очевидно, содержание беседы ему не нравится. Около каждой фигуры — панель с иерогли­фической надписью.24 Вся сценка переда­на очень непосредственно и живо; в цвето­вой гамме преобладает оранжево-красный цвет.


Роспись на сосуде. Ратинлиншуль. Прорисовка.

На втором сосуде, найденном в Ратинлиншуле, мы видим путешествие какого-то знатного лица (по другому толкованию — главы большого торгового каравана). Его несут в паланкине два празднично одетых носильщика; сам он обмахивается веером. Под паланкином бежит собака с маленькой попонкой на спине. За носильщиками сле­дует слуга, у него на спине скамья, покры­тая ягуаровой шкурой; за ним идут трое воинов с большими палицами или жезлами и другой слуга, несущий неопределенный предмет в левой руке; правая — лежит на плече (жест внимания или почтения). Очень хорошо передано выражение лиц раз­личных персонажей: самодовольное и власт­ное у сидящего на носилках, усталое у слуги, строгое — у воинов и беззаботное — у замыкающего процессию. Роспись вы­полнена красной, оранжевой и белой кра­сками с небольшими вкраплениями чер­ного цвета; сверху и снизу ее окаймляет декоративная лента, так же как и на со­суде из Чама. Благодаря цилиндрической форме сосуда при рассматривании процес­сия кажется бесконечной.


19 G. B. Gordon and L.A. Masоn. Exam­ples of Maya Pottery in the Museum and other Collections, тт. I—III. Philadelphia, 1925—1943.

20 Эти элементы наличествуют по наблюде­ниям Т. Проскуряковой уже в комплексе Мацанель. Технические особенности этой просве­чивающей почти бесцветной облицовки точно еще не определены, но, по всей видимости, она накладывалась на раскрашенный сосуд пе­ред окончательным обжигом. Техника росписи была близка к бонампакской: сперва тонкой кистью на кремовом или оранжевом фоне рисо­вался контур, затем фигуры раскрашивались и, наконец, вся поверхность покрывалась проч­ной облицовкой (Т. Proskouriakoff. El Arte maya у el modelo genetico de cultura. DCM, Mexico, 1964, стр. 186).

21 S. G. Mоr1ey. The Ancient Maya, стр. 417, 436, табл. 95; Tribes and Temples, т. I, стр. 309, 310; T. Proskouriakoff. A Study of Classic Maya Sculpture, стр. 96, рис. 33, XIII F, 1—3. Советский археолог С. Н. Замятнин посвятил таким предметам и их возможному употребле­нию специальное исследование: „Миниатюрные кремневые скульптуры в неолите северо-во­сточной Европы». СА, т. X, М.—Л., 1948, стр. 35—123.

22 G. В. Gordon and J. A. Mason, ук. соч., табл. 22, 25, 28, 56, 59 и др. О датировке полихромного комплекса Улуа см.: J. Е. Ep­stein. Dating the Ulua Polychrome Complex. AAn, т. 25, Salt Lake City, 1959, стр. 125— 129. Автор ограничивает время его существо­вания позднеклассическим периодом.

23 М. Covarrubias, ук. соч., табл. 8; С. Cook de Leonard. Dos extraordinarias vasijas del Museo de Villahermosa (Tabasco). Yan, 1954, № 3, стр. 96—104. Трудно присое­диниться к предлагаемому автором толкова­нию изображения как церемонии вызывания дождя.

24 G. В. Gordon and J. A. Mason, ук. соч., табл. 29—30. Дж. Томпсон (ECM, IV, стр. 25) предлагает другое толкование изобра­женной сцены: бродячий торговец показывает правителю товары.

Самые таинственные артефакты цивилизации майя — Альтернативный взгляд Salik.biz

Исчезнувшая индейская цивилизация оставила после себя ещё очень много неразгаданных тайн и секретов. Вашему вниманию подборка наиболее необъяснимых явлений и артефактов, которые создали майя.

— Salik.biz

1. Рисунки в перуанской пустыне

Одна из головоломок майя — гигантские рисунки в перуанской пустыне Наска. Площадь в 500 квадратных километров покрыта различными фигурами, изображениями животных и растений. Полностью рассмотреть рисунок можно только с довольно большой высоты. Что они означают и зачем были сделаны — до сих пор остаётся загадкой.


2. Обряды кровопускания

В обрядах индейцев майя человеческая кровь имела важное ритуальное значение. В том числе один из главных ритуалов — кровопускание. Его производили путём протыкания языка, губ, ладоней и продевали через отверстие шнурок, по которому кровь стекала в сосуд. Процесс кровопускания изменял работу мозга и способствовал появлению галлюцинаций, которые древние принимали за видения.


3. Календарь майя, основанный на цикле движения небесных тел

В основе календаря майя лежат 20 чисел и 12 символов. Система подсчёта кардинально отличается от современной и основывается на цикле движения небесных тел. Также он указывает на некоторые возможные векторы развития человечества. При этом календарь уже успел предсказать некоторые события известной нам истории: мировые войны, крупные теракты.

4. Сеноты

Сеноты представляют собой естественные провалы карстовых или известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Крупнейшие сеноты находятся на полуострове Юкатан в Мексике. Провалы использовались древними индейцами как водные источники и места жертвоприношений. Майя называли такие места «врата в царство мёртвых».

5. Храм Кукулькана в Мексике

На вершине пирамиды располагается небольшой храм с четырьмя входами. В нём совершались жертвоприношения. Есть версия, что майя пользовались пирамидой как календарём. Каждая из четырёх лестниц храма имеет по 91 ступеньке, что суммарно равно 364 + одна базовая платформа — 365. В дни весеннего и летнего солнцестояния на ступенях пирамиды можно наблюдать интереснейшее явление, которое индейцы называли «пернатый змей». Свет и тень образуют на уступах семь треугольников, и, когда лучи солнца скользят по пирамиде, тень приходит в движение и напоминает ползущий хвост змеи.

6. Храм семи кукол

Храм семи кукол назван так в честь найденных в его стенах семи декоративных фигур. Здесь майя тоже устраивали «световое шоу»: в день весеннего равноденствия солнце светит насквозь через два окна в противоположных стенах храма. Зачем это нужно — загадка.

7. Каменная голова из Гватемалы

В 30-х годах 20 века в джунглях Гватемалы учёные обнаружили огромную голову из песчаника. Черты лица статуи были не похожи на особенности внешности древних майя или других народов, которые жили на этих территориях. Исследователи предполагают, что черты лица статуи изображали представителя древней инопланетной цивилизации. К сожалению, сейчас изучить находку не представляется возможным, так как бойцы революционной армии Гватемалы использовали статую в качестве мишени и почти полностью разрушили её.

8. Загадочные артефакты

В 2012 году мексиканское правительство показало несколько артефактов древних майя, которые скрывало от общественности в течение 80 лет. Фигурки необычны тем, что изображённые на них рисунки очень сильно напоминают космические корабли.

9. Хрустальные черепа

Хрустальный череп, найденный в 1924 году британским исследователем Альбертом Митчеллом-Хеджесом, — один из самых загадочных предметов, оставшихся от майя. При исследовании таинственного артефакта учёные выяснили, что его возраст составляет от 5 до 35 тысяч лет. Череп весом 5 килограмм был изготовлен из целого куска хрусталя, при этом его полировка тоже рождает кучу вопросов: следов микроцарапин на поверхности просто нет, а чтобы обработать такой материал вручную, потребовалось бы не меньше 300 лет непрерывной работы. В глазницах черепа встроена система линз и призм, которые вызывают необычные оптические эффекты.

Проектная работа «Загадки древней цивилмзации. Племя Майя»

МАОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная

школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Тема: «Племя Майя. Загадки древней цивилизации»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Кравченко Егора

3 «В» класс

Руководитель: Коняхина С.А.

г. Наро-Фоминск

2013 г.

План

Введение…………………………………………………………………………….. 4

  1. Племя майя. Кто они?…………………………………………………. 5

  2. Быт и социальное устройство индейцев майя……………. 8

  3. Математика Майя………………………………………………………. 12

  4. Что представляет собой календарь племени майя………. 14

  5. Архитектура цивилизации майя…………………………………. 16

  6. Древние рукописи племени майя……………………………….. 19

Заключение……………………………………………………………………….. 22

Библиография……………………………………………………………………. 23

Приложение ……………………………………………………. 24

Введение

Вот и прошел 2012 год, а соответственно весь мир «пережил» 21 декабря 2012 года. Об этом дне «шумели» все телеканалы, говорили и обсуждали по радио и, естественно, меня заинтересовала эта дата, а точнее, что с ней было связано — предрекаемый некими майя «конец света».

Так кто же эти люди, что напустили страха своими предсказаниями на весь мир, чем они интересны и почему спустя многие годы современное человечество прислушивается к их пророчествам?

При работе над этой темой, я поставил перед собой цель познакомиться с цивилизацией Майя, понять, в чем ее уникальность и отличить правду от вымысла в предсказаниях Майя. Добиться этой цели мне помогло изучение быта, культуры и достижений индейцев Майя.

1. Племя майя. Кто они?

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор.


В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.

Свое начало она берет в ранний доклассический период истории (2000 г до н.э.). Именно тогда строится город Куэйо. В течении следующего тысячелетия появляются также Копане, Ламанай и Кахаль Печ – самые древние из найденных городов майя. Индейцы строили в своих городах храмы, дворцы, жилые помещение и даже подземные кладовые. В следующие пятьсот лет территория ,заселяемая майя, значительно разрастается. У них начинает развиваться торговля. Значительные перемены происходят в науке и искусстве. И уже в 400 году до нашей эры майя создают свой первый календарь. В обществе начинают происходить изменения, оно становиться иерархичным. В это же время происходит основание города Теотиукана — места, где человек становиться богом. Долгое время этот город является культурным и духовным центром Месоамерики. Он оказывает значительное влияние на развитие всей цивилизации майя. Индейцы тщательно спроектировали Теотиукан. Он имел правильную сеть улиц, пересекающихся строго под прямым углом с центральным проспектом.

На период с 600 по 900 года нашей эры припадает расцвет цивилизации майя. Индейцы строят города численностью до десяти тысяч человек, что значительно превышает численность городов Европы того времени. Более того, города того времени соединены сетью дорог.


Но в последующий полувековой период истории происходит что-то загадочное, что приводит к упадку высокоразвитых городов майя. Однако еще большей загадкой для ученых является внезапное исчезновении цивилизации майя. Примерно в районе 830 года нашей эры, все города индейцев были оставлены, а люди, жившие в этих городах — ушли в джунгли и деградировали до более низких по уровню развития племен. При этом, все жреческие учения исчезли или трансформировались, утеряв при этом свою научную ценность. Цивилизация прекращает свое развитие, начинает идти на спад. У ученых нет единого мнения на этот счет. Произошла ли экологическая катастрофа, сразила ли людей болезнь или пришли завоеватели. Неизвестная причина приводит к значительному сокращению численности населения. Уже с десятого века нашей эры майя перестают возводить каменные сооружения.

В шестнадцатом веке испанцы начинают завоевание территории, на которой проживали оставшиеся майя. Народ противится завоевателям. Но спустя 170 лет борьбы, испанцы полностью подчиняют себе все земли.

По завершению колониального периода истории в 1821 году, Мексика получает полную независимость от Испании. Племена майя, проживающие на этой территории начинают масштабное пятидесятилетнее восстание против авторитарности правительства Мексики. Но оно оказывается подавленным.

На сегодняшний день индейцы майя и ацтеки составляют 30 % населения Мексики.


Но путь развития этих цивилизации перестал быть самобытным с момента вторжения испанских колонизаторов. Племя майя хоть и поддерживает своеобразную самобытность в культуре, образе жизни и одежды, уже никогда не образует могущественную высокоразвитую цивилизацию.

Вот так зародилась, развивалась и разрушилась величайшая из мировых цивилизаций. Но она оставила после себя множество тайн и загадок. В частности, волнующее многих предвещание конца света или перехода человечества из одной эры в другую.

2. Быт и социальное устройство индейцев Майя

Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. Вот как описывают людей племени майя современные историки: средний мужчина имеет рост 1,5–1,6 метра, а женщины в среднем на 10–15 сантиметров ниже. Цвет кожи коричневый, с медным отливом, глаза черные или темно-карие, волосы черные.

У народа майя существовали свои представления о красоте , например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие, для чего к волосам ребенка прикреплялась бусинка, которая должна была свисать между глазами и тем самым способствовать появлению желанного эффекта.


Другим достоинством был высокий плоский лоб, являвшийся признаком ума и высокого положения. Этого тоже можно было добиться искусственным путем: обычно к черепу ребенка при помощи материи крепилась небольшая дощечка, которая деформировала череп именно так, как это было нужно родителям малыша.

По достижении определенного возраста, когда юноши и девушки уже могли считаться взрослыми, и те и другие подпиливали себе зубы. Острые зубы считались признаком красоты. При этом те, у кого была возможность, инкрустировали свои зубы нефритом или бирюзой.

Майя не нуждались и в прочной одежде: теплый климат не способствовал развитию этого вида ремесел. Мужчины носили простые набедренные повязки и нечто вроде плаща, называвшегося «пати» и накидывавшегося на плечи. Обладателями мокасин из оленьей шкуры были весьма немногие. Женщины же носили два предмета одежды: куб – длинный кусок ткани с нанесенным рисунком и отверстиями для головы и рук, и подобный же предмет, служивший в качестве нижнего белья. И мужчины, и женщины использовали в прохладную погоду «манта» – квадратный кусок плотной ткани, в остальное время служивший одеялом. Его же, кстати, вешали и вместо двери в дом. Некоторые исследователи считают, что одежда из хлопка была привилегией властных сословий, остальные обходились пальмовыми волокнами. Майя было известно множество природных красителей, практически все традиционные европейские и еще несколько из местных видов растений, так что одежда отличалась буйством красок, естественно, у тех, кто мог себе это позволить.

Скудость одежды с успехом заменяло обилие украшений, которые носили и мужчины, и женщины. Украшения изготовлялись из любого подручного материала: костей, камней, дерева, перьев и носились в губах, носу, ушах.

Богатые соплеменники могли позволить себе украшения из металла и нефрита. Свои тела майя покрывали краской: воины – черной и красной, жрецы – голубой (так же, как и жертвы), подростки – черной, рабов же раскрашивали в черно-белую полоску.

Одним из главных занятий древних Майя было сельское хозяйство. Фермерство было очень развито, им занималось подавляющее большинство жителей. Преимущественно фермеры выращивали на своих наделах бобовые и зерновые культуры, овощи, фрукты. Самый распространенный злак на майянских полях – кукуруза. Но помимо нее сажали еще и какао, батат, помидоры, папайю, авокадо и другие культуры.

Для улучшения плодородия почвы применялась технология «мильпа» или обрезно-огневая. Суть ее в том, что ранней весной индейцы скашивали траву и кустарники, а потом все это высушивали и поджигали. На удобренных золой землях делали лунки, куда и высаживались семена. Чтобы замедлить падение плодородия почвы, применяли севооборот. Различные культуры каждый год меняли местами, вследствие чего можно было один и тот же участок засевать много лет. Когда же урожайность падала, переходили на новое место.

На горных склонах использовали террасное земледелие. Майя строили каменные перемычки, которые засыпали землей. Такие террасы позволяли получать хорошие урожаи в сильно пересеченной местности, где обычное земледелие невозможно или сильно затруднено.

Растения выращивали не только для личного питания, но также на корм скоту, для изготовления одежды, получения красок, в лекарственных целях. Растительная медицина вообще была очень хорошо развита у Майя. Домашних животных Майя имели очень немного, в основном это были собаки. Тяглового скота они не имели совсем. Зато имелось немало домашней птицы, преимущественно уток и индеек. Птица давало не только мясо, но и перья для украшения одежды.

Помимо названного, источником пропитания Майя были также рыболовство, охота на диких животных и бортничество. Впрочем, Майя добывали мед не только у диких пчел, но разводили и домашних.

Главный продукт питания – кукуруза. Из нее готовили множество разнообразных блюд. Из кукурузной муки делали лепешки и разнообразную выпечку.

В племенах Майя существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, шили одежду, мололи зерно. Дети с малых лет помогали родителям. В семье Майя не бездельничал никто.
Согласно археологическим изысканиям, стало известно, что за всю историю существования этой древней цивилизации народ майя никогда не был сплоченным. Так же как и во многих других древних государствах, общество было поделено на касты. К высшим кастам принадлежали правители, жрецы и крупные землевладельцы, к низшим — простые труженики.

В культуре майя религия играла важнейшую роль, т.к. пронизывала все сферы жизни. Жрецы пользовались огромным влиянием среди знати и народа, потому что, руководя церемониями и ритуалами, они провоцировали паранормальные явления, приписывая это различным богам. Боги олицетворяли силы природы, звезды и дождь, необходимый для выживания.

Среди богов, в честь которых устраивали праздники, которым каялись и приносили себя в жертву, выделяются следующие: Чаак, бог Дождя и Молний; Хунаб Ку, бог Создатель; Ицамна, сеньор Небес; Иш-Чель, богиня Луны и родов; Ик, бог Ветра; Эк-Чуах, покровитель какао и бог войны; Ах Пуч, бог Смерти, которого так же называли Юм Кимиль или Кисин. Майя верили в то, что до них боги неоднократно разрушали и создавали Вселенную, в которой люди изменялись, чтобы стать лучше и, наконец, достигли мира своей эпохи, где люди, созданные из кукурузной муки, должны были поддерживать милость богов дарами и жертвоприношениями, чтобы те, в свою очередь, поддерживали существование космоса.

По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей. На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании.

3. Математика Майя

Майя использовали в математике двадцатиричную систему счисления. Почему именно 20 стало основой их счета — установить уже невозможно. Но на помощь приходит простая логика. Она подсказывает, что для древних майя сам человек стал идеальной математической моделью, которую они и взяли за единицу счета. Действительно, что может быть естественней и проще числа пальцев на руках и ногах?

Между прочим, такому объяснению есть подтверждение. Слово «виналь» (так на языке майя назывался двадцатидневный месяц) связан с со словами «двадцать» и «человек». По-видимому, говоря «один человек», древние майя механически представляли себе число 20 (если, конечно, в это время речь шла о каких-то количественных единицах). Известно, что подавляющее большинство народов мира пользуются сейчас так называемой арабской цифровой системой, созданной в Индии в V веке н.э. В соответствии с этой системой цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим, а именно: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. Древние майя тоже пришли к использованию позиционного принципа. Однако, в отличие от европейцев, им не у кого было заимствовать этот принцип. Они сами додумались до него, причем почти на тысячу лет раньше! Только запись цифр они вели не горизонтально (в строчку), а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр.

Нумерация майя базировалась на трех символах. Точка обозначала единицу, линия — пятерку и стилизованно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20.Таким образом, цифры от 1 до 4 обозначались точками, цифра 5 — линией, число 6 — линией с точкой, число 18 — тремя линиями и тремя точками над ними и так далее.

Примечательно, что знак для нуля майя ввели в расчеты на много столетий раньше, чем это сделали европейцы. Изобретение этого знака в столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области абстрактного мышления.

Какие же вычисления производили майя? Из сообщений испанцев мы знаем, что арифметические расчеты производили купцы. Но, прежде всего, математические действия с применением многозначных чисел связаны с астрономическими вычислениями, которые лежали в основе календаря.

Так, начав с конкретного (один человек — двадцать пальцев), древние майя поднялись на вершину абстрактного мышления, создав двадцатеричную систему счета и оперируя с бесконечно большими величинами!

Интересно отметить, что майя были знакомы с ними не только теоретически. Например, стелы из священного города Копана, сплошь украшенные датами. На одной из них жрецы записали начальную дату летоисчисления рода человеческого — 5041738 год до нашей эры!

4. Что представляет собой календарь племени Майя

Один из главных секретов майя связан с их знаменитым календарем. Он создан на основе астрономических исследований, и удивительная точность его прогнозов подтверждается современными учеными. Древние жрецы майя, одновременно выполнявшие функции астрономов, из специальных каменных обсерваторий вели свои наблюдения за небом, причем они преследовали весьма приземленные цели, составляя свой знаменитый календарь майя. Астрономические расчеты были нужны для успешного земледелия племени: так, от положения планет зависело планирование сельскохозяйственных работ.

Но также астрономия помогала решать и более глобальные задачи. Посредством этой науки можно рассчитать жизненные циклы Земли, что и делали жрецы майя.

По календарю майя, отчет эпохи, в которую мы живем, идет с начала IV века до н.э., и она должна была закончиться в 2012 г. Жрецы предложили теорию, согласно которой, человечество существует в течение четырех «Солнц», и эпоха современная – это «Пятое Солнце». По убеждению предсказателей майя, конец каждой эпохи должен сопровождаться природными катаклизмами невиданной мощи, по этой причине у нас сложилось мнение о конце света в 2012 году. Существует догадка, что современный цикл был назван майя «Солнцем движения». Считается, что они предполагали, будто движение нашей планеты (а точнее, ее земной коры), может стать фактором конца света или наступлением нового цикла земли.

Структура календаря поистине оригинальна и значительно отличается от всех других известных календарных систем! Календарь древнейшего Южно–Американского племени майя представляет собой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарного времени, в основе которого лежит галактический цикл.

Это был особый календарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но и учитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики.

Собственно говоря, истории известно как минимум две календарные системы этого древнего народа. Одна — хааб. Это гражданский, бытовой календарь, год которого состоял из 365–ти дней: 18 месяцев по 20 дней; 5 дней в конце года (по одной версии — с 11 по 15 июля, по другой — с 18 по 22 декабря) назывались днями без имени и автоматически прибавлялись к основному количеству дней.

Именно по календарю хааб 16 июля (по другой версии — 23 декабря) принято считать началом нового года у майя. По древней легенде в этот день гигантская комета поразила Солнечную систему — с этого момента пошёл отсчёт цивилизации майя.

Вторая календарная система, именуемая «цолькин», имела ритуальное назначение.

По этому календарю жили только жрецы, называющие себя посланцами Галактики или звёздными путниками (обычные люди к нему даже не прикасались). Измерение времени по этому календарю и принято называть галактическим циклом. Год «цолькин» состоял из 260–ти дней и делился на 13 месяцев по 20 дней. 13 и 20 — это два особо чтимых у майя числа.

5. Архитектура цивилизации майя

Что касается жилищ, то в то время как рядовые общинники ютились в маленьких хижинах с оштукатуренными стенами и крышами, крытыми тростником, жрецы и представители правящей верхушки размещались в каменных зданиях, самое лучшее из которых принадлежало верховному жрецу. Его дворец также был построен из камня.
Центральные районы городов были заселены жрецами и другими представителями высших каст, чьи особняки располагались вокруг храма. Окраины города были местом жительства бедного люда. Характерно, что все городские колодцы были сосредоточены в центральных районах около домов сановников и жрецов.

Наиболее значимой постройкой, располагавшейся в центре каждого города, была ступенчатая пирамида, выполнявшая роль усыпальницы для знатных людей.


Пирамиды строились в основном из песчаника, известняка или туфа, и обрабатывались примитивным инструментом из камня – каменным долотом. Что характерно, уже в то время массивные толстые стены покрывались слоем известковой штукатурки, декоративной мозаикой, а так же художественной росписью. Нельзя оставить без внимания и построенную легендарную пирамиду в честь могущественного бога Кулькана, часто именуемую Храмом Кулькана, или же «Пернатым Змеем».

Высотой 25 метров, строение ориентировано строго по сторонам света. В день весеннего и осеннего равноденствия, на ступенях пирамиды, наблюдается занимательный визуальный эффект: изображение священного змея, состоящее из света и тени, скользит по ступеням к основанию пирамиды. Данное явление наблюдается в течение 3-х часов.

Одним из значимых памятников архитектуры, дошедшим до наших времен, является Священный Колодец, или как его еще называют – Колодец Жертв. Шириной 60м и глубиной около 30 м, он являлся алтарем жертвоприношения. У племен майя существовала легенда, что красивые девушки, могут выпросить у богов урожайный год, и когда возникала необходимость в дожде, девушки бросались в колодец.

Строения майя состоят из множества каменных плит, что требовало навыков обработки камня и ваяния. Предполагается, что майя изобрели сборные конструкции. Майя не знали металлов, пригодных для изготовления инструментов, во всех строительных работах использовалось каменное долото. Они единственные применяли известковый раствор в строительстве. Найдены остатки игровых полей для своего рода баскетбола, где игроки забрасывали каучуковый мяч в укрепленные каменные кольца. Искусство, непосредственно связанное с архитектурой, ваяние, представлено различными каменными скульптурами знати, богов. Для обработки каменных изображений также служил камень.

Отдельно стоит остановиться и на изучении фресок племени Майя. Побывавшие на родине майя часто изумляются поразительному сходству современных обитателей Юкатана с изображениями их далеких предков…

Столица Юкатана, Мерида. Жизнь этого города связана с майя. Здесь говорят на языке, произошедшем из языка древних майя. Его жители не похожи на другие народы Латинской Америки. Их лица удивительно напоминают лица статуй майя.

Кажется, что все они только что сошли с фресок и барельефов древних храмов и дворцов Паленке, Бонампака, Ушмаля, Чичен-Ицы… Горбатый, почти полукруглый нос, острый, но не выступающий вперед подбородок, чуть-чуть раскосые черные глаза. И только лоб не такой опрокинутый и заваленный назад, каким его изображали художники и скульпторы древности.

6. Древние рукописи племени Майя

Когда в 16 веке испанские священники появились на Юкатане, они находили сотни книг и сжигали их. Один из видов летописи древнего народа был потерян почти навсегда…Что же осталось нам из письменного наследия древних майя? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели четыре рукописи майя. На длинной полосе коричневой бумаги, сделанной из луба фикуса и сложенной складками наподобие веера, волосяной кисточкой нанесены таинственные знаки и непонятные рисунки. Путь и обстоятельства перемещения этих книг из родных мест в Европу неизвестны. Достоверно известно лишь место их нынешнего нахождения.

Одна рукопись из 74 страниц хранится в Дрездене (так называемый «Дрезденский кодекс»). Длина её составляет 3,56 метров, размер страницы — 20,5 х 9 см.

Из существующих кодексов майя этот считается самым прекрасным и самым древним. Он выделяется изысканностью линий и удивительным цветом.

Другая рукопись, состоящая из 112 страниц, хранится в Мадриде («Мадридский кодекс»). Длина её — 6 метров. Она тоже сложена складками, однако, у неё нет начала и конца.

В еще худшем состоянии фрагмент рукописи на 24 страницах, найденный в архивах парижской библиотеки. «Парижский кодекс» имеет длину 1,45 метров, содержит текст из 1600 иероглифов и многочисленные изображения божеств.

Четвертая рукопись — так называемый «Кодекс Гролье» — очень плохо сохранилась и содержит лишь отрывочные тексты.

В качестве главного персонажа всех рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.

В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву. На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая культура у майя имела свое божество.

Нет сомнений, что по содержанию все известные рукописи майя — это жреческие требники, указывающие, в какой день и каким богам нужно делать жертвоприношения. В основе кодексов — астрологические и календарные таблицы, по которым жрецы предсказывали часы появления на небе планет.

Конечно, если бы акты средневекового вандализма не приобрели столь широкого размаха, сохранилось бы гораздо большее число рукописей. Но костры не испепелили память и душу индейцев. Многое из того, что было записано в сожженных книгах, осталось в устной традиции и оттуда перекочевало в новые книги.

Когда иероглифическое письмо было запрещено испанскими монахами, а древние книги сожжены, индейцы майя стали записывать свои пророчества, мифы, хроники не иероглифами, а латинскими буквами. Так в ХVI веке сразу после конкисты появились книги «Чилам-Балам», повествующие об историческом прошлом и религии майя. Так дошел до наших дней важнейший литературный памятник, единственное произведение эпоса майя — «Пополь Вух» («Книга народов»).

Заключение

Данная научно-исследовательская работа помогла мне познакомиться с историей и культурой одной из самых загадочных цивилизаций — племени Майя. Множество тайн и загадок оставила после себя древняя цивилизация индейцев майя. Однако, ознакомившись с фактами из истории и развития данного племени, их немыслимых по тем временам достижениях, у меня возникло еще более вопросов, чем было до начала изучения.

Поразительные достижения индейцев в отдельных областях науки, их великолепные строения и астрономические выводы наталкивают на мысль, что древние майя знали намного больше нас об устройстве мира и намного глубже понимали его суть. Цивилизация майя погибла по неизвестным нам причинам, а ее тайны так и остались не до конца разгаданными.

Эта работа побудила меня узнать, какие еще тайны скрывает от нас древний мир. И, как знать, может быть, с течением времени, разгадка тайн древних цивилизаций, их влияние на наше настоящее и будущее станет одним из главных направлений моего личного развития.

Библиография

  1. Афонькин С.Ю., «Загадки древних цивилизаций». Спб: «БКК», 2012.

  2. Бацалев В., Варакин А., «Тайны великих раскопок». М: «Вече», 2012.

  1. Гуляев В.И., “Загадки погибших цивилизаций”, М: Просвещение, 1992.

  2. «Большая Советская Энциклопедия», М:Советская энциклопедия, 1969-1978.

  3. А.Рус «Народ Майя», М: «Мысль», 1986.

  4. Р.В.Кинжалов «Искусство древних Майя», М: «Искусство», 1968

  5. Электронные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/.

  6. Электронные ресурсы: http://reports.travel.ru/

  7. Электронные ресурсы: http://mibius.com.ua/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным — территория месоамериканской цивилизации


ГОРОДА МАЙЯ

Тонина



Бонампак




Йашчилан


МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Богиня Койольшауки Богиня Коатликуэ


Богиня Иш-Чель Юм Кааш


Уицилопочтли Синтеотль


рисунков майя — живой зеленый дизайн

наши сервисы

Наш инвентарь

Выставочный зал Детская Коллекция Luciano Tempo Ганеши / Духовные артефакты Будды / буддийские артефакты Кристаллы и окаменелости Африка Рисунки Майя Любопытства

Наша работа

Lookbook портфолио Связаться с нами