Рисунок череп с костями: Строение черепа человека. Фото с описанием, анатомия. Вид сзади, спереди, сверху, сбоку, в разрезе

Содержание

Символизм черепов и скелетов в моделях мужской и женской одежды

Черепа и скелеты в одежде

Начиная еще с древних времен изображение скелета, в особенности черепа, носило мистический смысл для несхожих народов и сословий. Распространенная трактовка — символ смертности, загробной жизни и бренности бытия. Некоторые расы рассматривали череп, как место для вместилища духа, жизненного интеллекта и потока энергии. Скрещенные кости, с прикрывающим черепом, — известнейший символ, который приписывают себе пираты. Такой знак несет в себе обратный смысл: вечное бессмертие и победу жизни над темной стороной смерти.

С течением времени скелет стал весомой частью в мире моды. Современная одежда в молодежном стиле пестрит изображением черепов и костей. Так, при помощи модных деталей гардероба, молодое поколение заявляет о принадлежности к культурным движениям.

Готический стиль в одежде — изображение черепов и костей

Большинство модных брендов используют при создании готической одежды одноименный стиль, который выражается в мрачных изображениях частей скелета, и темных цветах. Для каждого дизайнера изображения скелетов и черепов несет индивидуальный смысл. Для одних одежда со скелетами — символизирует смерть, которая отпугивает конкурентов и неприятелей, для других — вечную жизнь. Скелет — твердая часть человеческого организма и дольше хранится в земле, меньше склонен к разложению. Этот факт символизирует протяженность бытия существа.

Символизм одежды с изображением черепов и скелетов

Черный цвет в одежде набирает большие обороты популярности, и топовыми изображениями на подобных изделиях становятся части скелета. Мрачные футболки с черепом способны объединить различные по характеру культуры и слои общества: готов, монахов, эмо, буйную молодежь, пиратов и рокеров.

Таинственная готическая символика получила популярную массовость в стилях молодежной одежды для парней и девушек. Сегодня на улице встречаются гламурные девушки, которые одеты в вещи с принтами, которые свойственны для загробной жизни, но выглядят они ярко и нарядно. Так изображение черепа украшается разноцветными стразами, красочными вставками из ниток, переливающимися на свету камнями или голографической росписью. А вот брутальные куртки с черепами — любимая одежда парней-байкеров. Однако этот вид одежды любят массы, даже те, кто не принадлежит ни к какому движению.

Модели одежды и принты с символикой черепов и скелетов

Пожалуй, популярнейшим видом одежды готического стиля принято считать футболки со скелетом, которые любят носить мужчины и женщины, парни и девушки. Здесь характерной особенностью является изображение красочного черепа, иногда с дополнением костей, размеры которого варьируются в зависимости от модели. Женский пол предпочитает нежные принты: мягкие линии, перетекающие одна в другую, выполненные в красочных тонах и с блестящими вставками. Мужчины отдают предпочтение брутальным изображениям: зловеще улыбающимся черепам, кровавым костям в стандартной цветовой гамме.

Часто представители культурных движений выбирают себе индивидуальное облачение. Для готов характерна одежда с черепами, выполненная из темных тканей, это — свитшоты, куртки или толстовки. Принты наносятся по центру изделия и выгодно выделяются на мрачных тонах исходного материала. В качестве дополнения к образу используются аксессуары:

  • черные рюкзаки и сумки;
  • банданы с огненным принтом;
  • стилизованные бейсболки.

Такие аксессуары могут и отпугивать, и изначально располагать к себе. По ним можно с легкостью определить настрой человека, состояние внутреннего мира и взгляды на жизнь.

Приобретение одежды с символами смерти и жизни

Человеку характерна носка одежды с изображением скелета или черепа. Креативные кофты с черепом подходят каждому, вне зависимости от принадлежности к движениям и культурам. Однако в зависимости от настроя и верования человека, принты, которые изображены на одежде, несут собственный смысл. Смысл верования каждого свой, но так или иначе, изображения несут в себе определяющую энергетику.

В нашем онлайн-магазине одежды представлен ассортимент для мужчин и женщин в готической стилистке с черепами и скелетами. В каталоге купить готическую одежду можно разных моделей: футболки, толстовки, куртки, другие модели, а также аксессуары. Выбрать одежду с изображением скелетов — значит определиться с тем, на какой ты стороне: веришь в бесконечность бытия или устрашаешь недругов мистическим образом!

Почему символом СС стала Адамова голова

Череп с двумя перекрещенными костями. В послевоенное время этот символ еще долгое время был связан с нацизмом. Ведь Адамова или Мертвая голова была неотъемлемым атрибутом головных уборов и мундиров СС-вцев. Адамова голова не является выдумкой немцев. Откуда же взялся этот символ?

Вспомните, где вы могли видеть череп и кости? Разве не атрибутика пиратов? Сколько раз флаг с Адамовой головой показывали в различных кинофильмах. Да вот только на самом деле такого флага в действительности у пиратов никогда не существовало. Флаг, конечно же, у пиратов был — полотно красного цвета.

Адамову голову нацисты переняли у своих соотечественников, живших на пару веков раньше.

Мертвая голова, давайте будем ее и так называть, считается символом бессмертия. Символ ведет свои корни из христианства. На большинстве старинных икон, на которых изображено распятое тело Иисуса Христа, присутствуют череп и перекрещенные кости.

Иисус, как известно, был казнен на горе Голгофе. В переводе с арамейского название горы звучит, как Череп. Считается, что на Голгофе был первый человек. Адам. Кости и череп символизировали как раз останки Адама.

Иисус принял смерть на могиле первого человека. Кровь, стекающая по кресту из ран, омыла Адамовы кости. Тем самым был снят первородных грех. Иисус даровал Адаму спасение.

В христианстве череп с костями имеет особое значение. Они олицетворяют презрительное отношение к смерти. Бесстрашие. И спасение на небесах.

Этот символ был особо почитаем в Руси. Монахи, облачаясь в черные одежды, шли на равных воевать с воинами. вспомните богатыря Пересвета, одолевшего монгольского воина. Ведь он был монахом. В армии русских царей всегда были черносотенцы — те самые монахи, которые верили, что сила духа одержит верх над оружием.

Адамова голова стала символом русских казаков армии генерала Бакланова в XIX веке, сражавшихся с турками. Черное полотнище  с вышитым на нем серебром черепом и перекрещенными костями дополнялось значками с подобным изображением.

Во время первой мировой войны этот символ использовала командир Женского батальона  Мария Бочкарева. Он символизировал поднятие боевого духа.

Не остались в долгу и большевики, отрицавшие религию. Этот символ они использовали во время проведения акций красного террора. Мертвая голова с костями использовалась ими в качестве устрашения их действий. Все сопровождалось лозунгом: «Смерть буржуям!»

Не отставал от них и лидер зеленых Нестор Махно, который использовал Адамову голову для подобных целей.

Но не только русские пользовались этим символом. Адамова голова была в ходу и в прусском войске. Гусарским полком в экипировке с Адамовой головой командовал Вильгельм Себастьян фон Беллинг. Этот полк негласно называли Гусарами мертвой головы.

Адамовыми головы были декорированы головные уборы солдат из Черного корпуса герцога Брауншвейгского. Этот корпус принимал участие в сражение под Ватерлоо, выступая совместно с англичанами.

Как только наполеоновские кампании были окончены, часть герцогского корпуса была расформирована, остальная часть слилась с прусским войском. Адамову голову они носили до 1-й мировой войны.

После войны Германская армия перестала существовать. Адамова голова становится символом коммунистов. Спустя время ее используют нацисты. Для них Мертвая голова — символ мужества и отваги. Бесстрашие и целеустремленность.

После войны Адамову голову чаще всего связывают с преступлениями, свершенными нацистами.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Интерактивное приложение, показывающее строение черепа человека

Череп человека — это наиболее сложная часть скелета, что обусловлено набором и разнообразием органов, находящихся в голове. Кости человеческого черепа защищают и фиксируют головной мозг вместе с органами зрения, обоняния, слуха и вкуса, а также включают необходимые отверстия и пазухи для прохождения сосудов и нервов. Кости черепа формируют верхние дыхательные пути и ротовую полость, служат местом прикрепления жевательных и мимических мышц. Понимание строения черепа человека необходимо широкому кругу специалистов от медиков (стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, нейрохирургов и др.) до антропологов, нейробиологов, художников или скульпторов.

Строение и развитие черепа

В составе черепа выделяют 22 кости, часть из которых парные. Иногда к черепу относят еще одну кость — подъязычную. Она расположена под нижней челюстью вблизи гортани и не соединена непосредственно с другими костями черепа. В черепе выделяют два отдела — мозговой (церебральный) и лицевой (висцеральный) (1). Кости первого (решетчатая, клиновидная, лобная, две теменных, две височных и затылочная) формируются в ходе эмбрионального развития из мезодермы, зародышевого листка, дающего начало соединительным тканям, мышцам и клеткам крови. Висцеральный череп формируется из нервного гребня, эмбрионального образования, присутствующего только у позвоночных животных и являющегося производной эктодермы — наружного листка, из которого преимущественно формируется нервная система, эпидермис кожи и эмаль зубов (2).

Плоские кости черепа (теменная, лобная, затылочная, носовая, слёзная и сошник) — одни из немногих костей, у которых окостенение (оссификация) происходит по эндесмальному типу. В этом случае образованию костной ткани не предшествует образование хряща (2). При этом оссификация заканчивается только после 20 лет, когда окостеневают швы, соединяющие кости свода черепа. Подвижное соединение костей по этим швам важно при рождении ребенка для нетравматичного прохождения по родовым путям и в дальнейшем для роста мозга (3).

Кости черепа различаются по плотности и эластичности. Наиболее плотной костью является височная, а область прикрепления жевательной мышцы на ее скуловом отростке — наименее эластичной частью черепа (4).

Кости свода черепа состоят из наружного и внутреннего слоев компактной костной ткани, между которыми располагается губчатая ткань. Это может способствовать перераспределению энрегии от внешних воздействий таким образом, что даже при нарушении целостности губчатого вещества, компактные части кости не пострадают (5).

Строение костей черепа связано со строением органов чувств, расположенных на голове, а также нервов, сосудов и отдельных структур головного мозга. Наиболее сложным строением обладают решетчатая, клиновидная и височная кости. Так, в височных костях расположены органы слуха и равновесия, а также 10 каналов для ответвлений черепно-мозговых нервов и кровеносных сосудов (1). Через перфорированную решетчатую пластинку решетчатой кости проходит 15-20 тонких стволов обонятельного нерва, соединяющих обонятельные рецепторы слизистой носовой полости с обонятельной луковицей в гголовном мозге. Помимо роли в обонянии, по этому пути в полость черепа могут попадать некоторые патогены (6). Клиновидная кость несет углубление — турецкое седло, в котором располагается гипофиз.

Не все функции элементов костей черепа полностью описаны на сегодняшний день. В частности, нет полной ясности по поводу эволюционной роли пазух (синусов) в решетчатой, лобной и верхнечелюстной костях (7). Согласно некоторым версиям, они могут улучшать обоняние и акустические свойства черепа, поддерживать иммунитет в носовой полости, или участвовать в терморегуляции (8, 7). Последняя гипотеза, впрочем, вызывает дискуссии (9).

История изучения черепа и названия костей

Первыми людьми, получившими систематизированные знания об анатомии черепа, были древние егпитяне, практиковавшие бальзамирование умерших. Процедура подразумевала удаление головного мозга при необходимости сохранить лицо человека. Для этого использовались орудия, напоминающие хирургические инструменты, и п

Как нарисовать череп с Крыльями карандашом поэтапно

Видео о рисовании черепа простым карандашом поэтапно для начинающих.

Подписывайтесь на наш канал на youtube и смотри видеоуроки первым!

 

Шаг 1. Это будет долгий учебник, чтобы следовать, но если вы торопитесь, вам удастся завершить этот урок. Начнем с создания круга для головы, а затем нарисуйте в руководящие принципы для лица.

Шаг 2. Это верхняя часть черепа, головы, что вы будете рисовать, но не в реальном подробная усадьбы. Все, что вам нарисуют в две ступени для бровей и верхней части головы арки.

Шаг 3. Эта часть будет все о составлении скуловых костей и верхней челюсти форма. Убедитесь, что та сторона лица нарисованы опускают внутрь.

Шаг 4. Ладно, я знаю, череп кажется довольно небольшим, но он будет даже в будущем шаги. Ничья в глазницах, нос отверстие, а затем обратить в детализации или четкости для бровей, как вы видите здесь.

Шаг 5. Все, что вам сделать вот вытянуть верхний ряд зубов, которые рисуются в скелетной форме, и обязательно добавить некоторые подробности с зубов, а также.

Шаг 6. Все, что вам нужно сделать сейчас, это вытянуть кость в рот, и затем вытянуть нижнюю челюсть, должны быть скошенные.

Шаг 7. Рисуем Нижний ряд зубов, а потом обязательно ничья в линии десен, а также. Это об этом для этого шага.

Шаг 8. Теперь пришло время, чтобы начать набрасывать крылья и как вы можете видеть, это будет очень эпично. Вы начнете по бокам черепа храмов, а затем нарисуйте большие арки для костей крыльев. Далее, набросать подкладке, что формирует пернатый кромки обоих крыльев, как вы видите здесь.

Шаг 9. Начать набрасывать пушистые или мягкие части перьев на арки крыльев кости, как вы видите здесь.

Шаг 10. Эскиз в более перьев, которые имеют немного больше края, и будьте уверены вам писать их будет равномерным и аккуратным.

Шаг 11. Эскиз в другой слой перьев на крыльях, и как вы можете увидеть перо советы крупнее, и гораздо больше, полнее.

Шаг 12. Ладно, заканчиваем рисунок на крыло с большими, перо советы как вы видите здесь, а затем перейти к шагу тринадцать.

Шаг 13. Этот череп имеет пару пернатых орла ноги. Вы можете выбрать, чтобы привлечь в эти или оставить рисунок с черепом и крыльями, держащего кость.

Шаг 14. Для последнего рисунка шаг, все, что вам нужно сделать, это нарисовать орла, как ноги или когти, как вы видите здесь, а затем сотрите линии и формы, которые вы нарисовали в шаге один.

Шаг 15. Вот что финальный рисунок выглядит, когда вы все сделали с черепом и крыльями рисования. Цвет его и все готово.

Культ черепа в истории человечества — Потерянные миры

За время своего существования человечество придумало самые причудливые формы поклонения черепам умерших. В Мексике, Сальвадоре, Гватемале и Гондурасе ежегодно в первые два дня ноября отмечается День мертвых. Согласно поверью, в эти дни души умерших родственников возвращаются на землю, чтобы посетить родной дом.

Обычай берет свои корни из погребальных культов племен майя и ацтеков. Памятная дата календарно совпадает с двумя католическими праздниками – Днем всех святых (1 ноября) и Днем всех душ (2 ноября). В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладкие угощения в форме черепов.

Многие древние народы и племена были убеждены в том, что голова остается вместилищем жизненной силы (в том числе и после отделения ее от туловища), что положило начало широкому распространению культа черепа. Обладатель головы поверженного врага считал, что в его распоряжении находится сам обезглавленный.

Аналогичные представления находились и в основе обычая сохранять головы умерших родственников. Впрочем, традиции поклонения черепам умерших в той или иной мере распространены сегодня не только в Южной Америке, но, пожалуй, по всей планете.

Пальму первенства держат современные боливийцы. Черепа родственников они почетно хранят в домах в качестве семейных талисманов.

День мертвых – национальный праздник. Помимо обычного посещения кладбищ, местные жители в этот день украшают черепа родственников, ставят их у входа в жилище. У них просят защиты и помощи в житейских делах.

Обряд берет свое начало из религиозного праздника инков «Айя Шаркай Килъя» – месяца извлечения из могил усопших. В эти дни останки умерших выкапывались из земли, наряжались в праздничные одежды (черепа украшались перьями) и вместе с едой и напитками выставлялись на всеобщее обозрение.

Цомпантли – «стены черепов» были распространены по территории всей Месоамерики, но, в зависимости от обычаев индейских племен, их конструкция сильно отличалась. Для ее возведения использовались как настоящие черепа, так и каменные имитаторы. Один из самых жутких памятников сохранился до наших дней в Чичен-Ице — это стена, сложенная из тысяч отрубленных во время жертвоприношений богине Миктлансиуатль голов.

Цомпантли использовалась как символ для устрашения и усмирения покоренных народов. Сооружение дополнено тремя рядами рельефов, изображающих множество черепов, насаженных на длинные шесты. Стены из черепов в том или ином виде встречаются также и у тольтеков, и у миштеков.

Николай Миклухо-Маклай упоминал об обычае папуасов хоронить сородича прямо в его хижине, где продолжают жить родственники. Через некоторое время от черепа отделялась нижняя челюсть, и ближайший родственник использовал ее в качестве плечевого браслета.

Большой интерес вызывает практика существования культа мертвых, напрямую представленная культом черепа у австралийских, африканских и азиатских первобытных племен. В Новой Каледонии (группа островов в Тихом океане) обнаружена необычная форма погребения: умершего хоронили в сидячем положении с высунутой из могилы головой. Череп, лишившийся покровов ткани, при помощи глины и смолы использовался для воссоздания портрета покойника.

Согласно религиозным обычаям африканцев дурру, спустя три месяца после погребения их вождя из могилы извлекается его череп. Он помещался в сосуд из тыквы, приносился в жилище и раскрашивался. Перед жатвой жрец поливал череп жертвенной кровью и просил, чтобы войны протекали успешно, урожай был богатым, дети рождались здоровыми, а люди не умирали молодыми.

У суданских бокко череп считался гарантом чадородия. Через год после погребения могилу предка принято было разрывать, чтобы достать его череп, который омывался и помещался в специальный домик. Если женщина оказывалась бесплодной, ее отец обращался к черепу: «Ты старый отец, ты уже давно умер. Ты родил меня до того, как умер. Теперь я родил дочь. Она замужем, но не имеет ребенка. Ты — старый отец, и я прошу тебя, дай ей ребенка».

У народа фанг (Габон) черепа предков хранятся в особом коробе вместе с семейными ценностями. На крышке такого реликвария помещается деревянная статуэтка биери – стража либо вместилища духа предка. Количество хранимых черепов свидетельствует о древности рода. У бакота прах предков в домашнем реликварии охраняют фигурки мбулу. Чем больше черепов хранится в таком реликварии, тем знатнее семья.

Вызывают интерес и примеры погребальных обычаев в Торресовом проливе (группа тихоокеанских островов между Австралией и Новой Гвинеей). Сперва труп кладется на решето, которое горизонтально покоится на четырех столбах. Из тела выжимают жидкость, затем через значительный промежуток времени отделяется голова, лопатки или берцовые кости, а остальное закапывается в землю или бросается в воду. Череп торжественно преподносят родственникам покойника, которые его кладут на ночь на старую постель умершего, так что он как будто продолжает спать среди своих родных. Наконец, отец или глава семьи возлагает череп себе на голову.

В Мобиэ у мыса Йорка, спустя несколько месяцев после погребения вновь выкапываются кости умершего. Царек (вождь племени) с черепом в руках является среди мужского населения. В этот момент ему все дозволено, даже убийство, потому что он действует от имени покойника. Значение, придаваемое черепу, очевидно: душа покойного проявляет свою деятельность в лице владельца черепа.

Обитатели немецкой колонии из Новой Померании рассекали черепа своих родных на две половины таким образом, что задняя часть совершенно отпадала. Удалив с передней половины все мягкие части и прикрепив нижнюю челюсть, они вылепляли на ней лицо из извести и раскрашивали красками. Затем прикрепляли к верхним концам нижней челюсти поперечную палочку так, чтобы можно было ухватиться за нее зубами. С маской на лице, сделанной из черепа родственника, какой-нибудь танцующий папуас, очевидно, полагал, что при диком возбуждении, которое охватывает его в пылу движений, на него нисходит дух почившего предка.

Вдовы с Тробриандских островов (Папуа – Новая Гвинея) насаживали черепа своих почивших мужей на колья – они служили им своеобразным оберегом, а некоторые использовали их в качестве горшков.

Похожие верования существовали и среди африканского племени фан. Во время ритуальных церемоний, связанных с культом предков, с черепами, воплощавших самих умерших, производили танцевальные движения наподобие детских игр с куклой. Зачастую для танцев использовали специальные конструкции – наголовники, в которые монтировался настоящий череп предка или деревянное изображение головы, обтянутое кожей умершего (в некоторых случаях – убитого раба). Замаскированный танцор представлял умершего сородича.

Неизвестный в индоевропейской практике обычай славянских племен – вторичное погребение, встречалось у подвергавшихся влиянию славян немцов, румынов и других народов Юго-Восточной Европы. Через три, пять или шесть лет после похорон из могилы извлекали кости, их мыли, заворачивали в кусок ткани (убрус), вносили в жилище и на некоторое время помещали в священный красный угол. Соприкосновение черепа и костей усопшего с убрусом придавало ткани магико-религиозный смысл. Первоначально достаточно было поместить в красный угол несколько эксгумированных костей. Этот исключительно древний обычай (его варианты известны в Азии и Африке) встречается у финнов.

Особое отношение к телу усопшего присуще и христианству. Согласно Священному Преданию, место для казни Спасителя промыслом Божьим было выбрано как раз там, где покоились останки праотца Адама. Кровь и вода, чудесным образом истекшие из ребер распятого Христа – «нового Адама», пролившись на кости «ветхого Адама», омыли его от греха, что явилось символическим прообразом сошествия Сына Божьего в ад и победы над смертью.

Отечественный исследователь О. Вовк упоминает об иконописной традиции изображения адамовой головы в перевернутом виде, как своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. По его мнению, в этом случае она фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.

В православии существует древний ритуал хранения черепов святых. Оссуарии (костницы, костехранилища) прошлых веков почитались и почитаются среди христиан святыми местами, где поклонялись останкам покойников не из страха, но по причине эсхатологической надежды.

 Работы по возведению оссуария в XIX веке

Первые костехранилища появились в условиях нехватки земли для христианских захоронений, в частности, в греческих монастырских комплексах Афон и Метеоры: «По афонской традиции, представившегося монаха заворачивают с головой в мантию и предают земле без гроба в день смерти. Через три года могилу раскапывают и снова зарывают, если тело не истлело полностью. В другом случае омытые кости переносят в костницу. Череп с надписью имени и даты смерти монаха ставят на специальную полку».

Афонский схимонах Селевкий пояснял, что если тело усопшего не истлело за три года пребывания в земле, то, по вере афонцев, он был не вполне праведной жизни. Тогда могилу вновь зарывают и особенно горячо молятся за брата, посмертная жизнь которого слагается с таким трудом.

Согласно святогорским преданиям, белый цвет костей усопшего монаха, останки которого после трех лет пребывания в земле выкапываются и омываются вином, свидетельствует о спасении его души и пребывании с Господом. Медово-восковой цвет бывает у черепов подвижников, стяжавших у Господа после духовных подвигов особую милость. Швы на черепе также рассматривались как положительное свидетельство о загробной участи монаха, в том случае если они напоминали кресты или другие религиозные символы.

Архиепископ греческого острова Самос Иосиф Георгиринис уточнял, что извлеченный из могилы череп умывался вином и помещался в притворе именно той часовни, где был отпет покойный. Маркировка костей позволяла сохранить информацию о брате монастыря, который в будущем может быть канонизирован как святой. Подобная традиция погребений продолжается на Святой горе и сегодня.

Вот как описывал посещение Афона писатель Борис Зайцев, побывавший на Святой горе в 20-х годах XX века:

Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами.

И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти.

На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы.

Древнейшей сохранившейся коллекцией останков христиан обладает монастырь Cвятой Екатерины на горе Синай, в Египте, основанный в 530 году. Через определенное время на местном кладбище происходит эксгумация останков умерших братьев. Кости извлекаются из земли, очищаются и помещаются в склеп, который используется монахами в качестве места для размышлений о скоротечности человеческой жизни. В монастырском оссуарии, расположенном на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы, содержатся кости примерно трех тысячах умерших в обители монахов и мирян.

 Церковь Святого Иакова в Брно, Чехия

На Востоке костницы создавались не только при монастырях. Например, в Херсонесе после X века на месте многих разрушившихся крупных и богато украшенных базилик были устроены небольшие храмы – семейные склепы, в которых погребли останки покойников, ранее похороненных за чертой города. Многочисленные могилы-костницы, расположенные среди городских жилых кварталов, были характерным явлением в период позднего Средневековья.

Таким образом, череп вошел в православную символику как символ жертвенного искупления грехов во имя грядущего спасения через воскресение. Он украшает не только распятия в христианских храмах – своеобразные «модели Голгофы», но и нательные кресты, и облачения схимников (монахов, принявших сугубый постриг), как бы «заживо легших в гроб», дабы возродиться из него к жизни вечной.

Употребление адамовой головы в качестве символа смерти и бренности бытия широко практикуется и в католичестве. Этот обычай происходит из Древнего Рима, когда на мозаичных полах триклиниев (трапезных залов) скелеты изображались в виде разносчиков съестных припасов, чтобы напомнить пирующим о неизбежности смерти в момент их услаждения яствами и напитками.

Во многих западных церквях и монастырях черепа местночтимых святых употреблялись в качестве священных сосудов, из которых пили, чтобы получить духовное благословение и физическое здоровье.

Филолог и писатель Якоб Гримм в своем лингвистическом исследовании о немецком языке свидетельствует, что монахи в Трире обрамили череп св. Теодульфа в серебро. Считалось, что он обладал целебными свойствами, в частности, из него давали пить страдающим лихорадкой.

В 787 году Карл Великий даровал бенедиктинскому монастырю Святого Гумперта различные вольности. Монахи давали живущим вокруг вендским язычникам пить из чудотворного черепа святого, и со временем монастырь стал местом богомолий, что послужило стимулом к возникновению будущего города Ансбаха. Когда было выкопано тело св. Анны из Клингнау, то одна больная монахиня пила из ее черепа.

В Западной Европе самое раннее сохранившее свидетельство об оссуариях относится к XII веку, а в следующем столетии они стали обычным явлением. Например, в церквях Мюнстера и Кёльна должны были обеспечить сохранность извлеченных человеческих останков от воздействия климатических факторов и диких животных, что было постановлено на специальных собраниях.

Первоначально, возведение костниц приобрело наибольшую популярность на территории костелов в Австрии, Баварии и Верхнем Рейне, где местные кладбища были особенно скромных размеров. Эта тенденция постепенно распространилась и на соседние страны, особенно Италию и Францию.

Согласно существовавшему повсеместно обычаю, тела знатных лиц, скончавшихся вдали от отечества, расчленяли и вываривали до тех пор, пока плоть не отделялась от костей, после чего последние очищали и отправляли в ларце на родину для торжественного погребения, а внутренности и декокт хоронили на месте. В XII–XIII веках этот обычай был довольно распространен: так поступали с телами некоторых королей и епископов.

В начале XIV века это строжайше запретил папа Бонифаций VIII как «отвратительное злоупотребление, коему все еще неразумно следуют иные верующие, полагаясь на некий ужасный обычай». Тем не менее время от времени запрет снимался.

 Церковь Святого Варфоломея в селе Моравица, Польша

В XV веке этот обычай все еще был популярен у англичан во Франции, в частности, подобным образом поступили с телами Эдуарда Йоркского и Майкла де Ла Поля, графа Саффолка, наиболее знатных англичан, павших в битве при Азенкуре. Так же обошлись с телами Генриха V, Уильяма Гласдейла, утонувшего при освобождении Орлеана Жанной д’Арк, и племянника сэра Джона Фастолфа, павшего в 1435 году при осаде Сен-Дени.

В часовнях с костехранилищами проводились и обряды отпевания новопреставленных или праздничные мессы, в которых фигурировал мотив смерти и воскресения, как, например, в такой крупной немецкой костнице, как костел Святой Екатерины в Оппенхаймe (Германия). Некоторые оссуарии по-прежнему сохраняют свои первоначальные функции, в частности, в Натерсе (Швейцария), который до сих пор используется для погребальных услуг.

Более сложная конструкция костехранилищ появилась, начиная с XVII века, когда украшения из костей становятся настоящими произведениями искусства: склеп Капуцинского монастыря костела Санта-Марии-делла-Кончеционе в Риме, костел Сан-Бернардино алле Осса в Милане, базилика Святой Урсулы в Кельне, костел в португальском городе Эвора и, конечно, снискавший мировую известность, костел всех святых в окрестностях Праги, в убранстве которого были использованы останки примерно 40 тысяч человек.

 Костница в Седлеце, Чехия

Необходимо отметить, что стиль декора храмов и монастырей, в котором в столь причудливой форме использовались человеческие останки, встретил суровое неодобрение со стороны протестантов. Подобный культ реликвий (как и священных изображений) они считали омерзительным суеверием. Последователи Мартина Лютера утверждали, что оссуарии должны быть устранены если не по причинам религиозной этики, то, по крайней мере, из-за соображений гигиены.

Между тем, некоторые склепы по различным причинам продолжали свое существование и в евангелических общинах, например, в церкви Святого Леонарда в Хите (Англия) и церкви Святой Екатерины в Оппенхайме (Германия). Чтобы останки предков не были потеряны среди груды костей других усопших, в некоторых регионах Европы вошла в распространенную практику роспись на черепах, в частности, на них наносились узоры, имена, даты рождения и смерти, а также другая информация о покойных.

Коллекция расписных черепов – около 600 образцов с нанесенными на них именами, датами и информацией о профессии и социальном статусе покойников хранится в склепе Святого Михаила, в католической часовне в Хальштатте (Австрия). Местные жители приходили к склепу со своими детьми и показывали им останки своих предков, что символизировало приобщение молодого поколения к истории семейного рода, установление родственных связей.

 Часовня в Хальштатте

Традиция росписи черепов в австрийском Хальштатте является уникальной по своему долголетию. Последний зафиксированный образец, принадлежавший местной женщине, был окрашен и добавлен сюда еще в 1995 году.

В большинстве городов в качестве художников по росписи черепов выступали могильщики с местных кладбищ или плотники. Однако в XIX веке это ремесло приобрело такую популярность, что существовал отдельный класс художников, которые совершали ежегодные поездки в деревни.

Несмотря на сомнительный характер процесса аутентификации останков из римских катакомб, церкви по всей Европе боролись за то чтобы приобрести их. Епархия Констанца, например, в течение XVII–XVIII веков получила останки 120 человек. Сразу после приобретения реликвии были оформлены в изысканном стиле, как, например, произошло в Виле (Швейцария).

 Святой Бенедикт в церкви Михаила в Мюнхене

В базилике города Вальдзассена в Германии каждый из десяти боковых приделов церкви содержит реликвию из полного скелета. Эти останки также доставлялись из римских катакомб начиная с 1670-х годов. По одной из версий, в этой группе присутствуют и кости великомученика Деобатуса, которые были одеты в искусно сшитый костюм и размещены на алтаре специально выстроенного костела. Реликвия стала знаменитой, началась работа по украшению других скелетов, в том числе мучеников Викториуса и Максима.

Декорирование было поручено искусному ювелиру брату Адальберту Эдеру. Алтарь базилики был освящен в августе 1766 года, в застекленной раке на нем было установлено два черепа. По одной из версий, в сочетании с десятью скелетами общее число останков составляет двенадцать, что связано с числом учеников Христа и месяцев года.

 Крипта церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме, Италия

В период Контрреформации (1545–1648) в католическом мире проповедовалась идея о крайнем умерщвлении плоти, которая господствовала и на протяжении XVIII века. Мысли о смерти и разложении человеческого тела получили еще большее значение, вплоть до одержимости. Наряду с хранением костных останков в натуральном виде, в этот период практиковался и такой вид погребений, как мумифицирование.

В начале XVII века группа капуцинов в Комизо (Сицилия), расставляли умерших братьев в специальных нишах вдоль стен часовни прилегающей к их церкви. Обтянутые кожей кости, особенно черепа, были добавлены для усиления наглядного эффекта восприятия смерти.

По сути, это было техническим нарушением порядка захоронений, который предписывал, что «мертвые не должны быть похороненным в наших местах, если кто не настолько беден, что даже не имеет кого-то, чтобы похоронить его». Исключения были сделаны только для благотворителей монастыря, мумии которых выставлялись вместе с монахами. Подобная группа мумифицированных останков также присутствует в капуцинском монастыре в Сиракузах.

Абсолютным же мировым рекордсменом среди костехранилищ по количеству использованных человеческих останков – примерно 6 миллионов человек являются знаменитые парижские катакомбы.

 Катакомбы Парижа

В западной культуре взаимоотношения между живыми и мертвыми претерпели фундаментальные изменения в эпоху Просвещения. Изменился эффект восприятия останков погибших – считается, что они негигиеничны и от них можно получить бактериальное заражение. Священные места должны быть защищены от загрязнения или осквернения. Взаимодействие миров живых и мертвых все чаще рассматривается как непроходимый барьер, исключающий отношения между их представителями.

Профессор Жан Бодрийяр считал, что на фоне неминуемой смерти все становится более жалким, поэтому отсутствие священного отношения к ней на уровне индивидуума напрямую связано с разложением всего современного общества.

Череп с костями Википедия

Знак Корниловского полка Американские военные позируют с трофейным флагом сандинистов (ок. 1933) Череп как символ превратности Фортуны. Мозаика. Помпеи

Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Является как символом смерти, так и бесстрашия перед её лицом. Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне.

Источники символизма

Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия (см. Memento mori) с античных времён. Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций представляет собой один из распространённых художественных сюжетов.

Христианские корни

Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.

История военного использования символа

На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, немецких, австрийских, итальянских и русских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и так далее. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы. Таким образом была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».

Прусский гусар

Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVIII века в 5-м гусарском полку прусской армии Фридриха Великого («гусары с мёртвой головой» — «Totenkopfhusaren»). Форма прусских гусар: чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVIII веке и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещённые уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «Death or glory» — то есть «Смерть или слава» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости там были сохранены).

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову» (от которой и ведёт своё происхождение череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.

В Русской императорской армии

Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещёнными костями.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».

«Баклановский значок»

«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок»[1] (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни»[1].

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный „Баклановский“ значок»[1].

Во время Первой мировой войны

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить в качестве дополнительной награды или знака отличия для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещёнными костями отмечать число уничтоженных самолётов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолёта.

Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года (наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года), для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

В германской армии с сентября 1918 года эмблема «Адамовой головы» наносилась на все танки (в том числе и трофейные).

Во время Гражданской войны в России

Красные матросы с флагом «Смерть буржуям» Ударный отряд

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белыми. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красных «мёртвая голова» встречалась реже и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам» и тому подобные лозунги).[источник не указан 3067 дней]

В Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды, солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения. Причём та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего «крестоносно-монашеского» характера, белые нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы. Иногда она сочеталась с ликом Христа, как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой.

Сотрудники ЧК использовали эту эмблему. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!» Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский описывал:

У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки

На знамени анархо-коммунистов батьки Махно также изображалась «мёртвая голова», а также была помещена надпись: «Смерть всім, хто на пиришкодi добутья вільностi трудовому люду» («Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу»).

Во время революции в Германии

Броневик отряда подавления январского восстания в Германии с эмблемой «Мёртвая голова». 1919

Вскоре после окончания Первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года эмблема «мёртвой головы» была на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

В Италии

В Италии неофициальная символика «мёртвой головы» была у ардити — элитного штурмового подразделения Королевской армии, которое появилось в Первую мировую войну, причём изображения символа отличалось от общепринятного. Скрещённые кости под черепом отсутствовали, а сам череп держал в зубах кинжал — основное оружие ардити в ближнем бою, а также их символ. Иногда череп украшал лавровый венок. Этот же символ перекочевал от ардити к сквадристам (предшественники чернорубашечников). Впрочем, к середине 1920-х годов символ был практически вытеснен официальными ликторскими фасциями и забыт. Лишь в 1943 году, воссоздавая 10-ю флотилию МАС при Национальной республиканской армии, было решено использовать официальную символику в виде черепа, держащего в зубах розу.

Во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны знак использовали 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф», а также солдаты 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта). Также данную эмблему использовали танкисты панцерваффе, независимо от того, входили они в состав войск СС или нет.

Череп на киле американского истребителя Эмблема 3-й танковой дивизии СС

Современное использование символа

Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах. Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У мотогонщиков (байкеров) череп считается символом, приносящим победу, также символизирует защиту от смерти.[источник не указан 2463 дня] Выступает всемирным символом Пиратской партии.

Символ опасности

Обозначение опасного материала в системе информации о вредных материалах на производстве Этикетка с надписью «Яд!», применявшаяся в советских аптеках в 1930-х годах

Изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве (во многих случаях так маркируются яды), высоком напряжении электрического тока, в фармацевтике и так далее.

В наборах символов

В кодировке Unicode код символа «череп и кости» — U+2620 (☠). Код в HTML — ☠.

Иллюстрации

  • Адамова голова на греческой монашеской схиме

  • Мёртвая голова на германском военном головном уборе. Прусский генерал-фельдмаршал Август фон Макензен.

  • На флаге, музей города Гуляйполе. «Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу».

  • 02.12.1918—21.06.1940, Нарукавная нашивка партизанского батальона Ю. Куперьянова, Эстония

  • с 1941, Флаг сербского националистического движения четников. За Короля и Отечество. Свобода или Смерть.

  • Мертвая голова распространённый символ фрайкора, позже перешёл к СС.

  • Шапочный знак «Мёртвая голова» танковых войск до 1945 г., с 1934 до 1945 г. первая версия «СС-Мёртвая голова».

  • Мёртвая голова на фуражке СС

  • Шапочный знак «СС-Мёртвая голова», вторая версия с 1934 до 1945 г.

  • Символика 10-й флотилии МАС

  • Самолёт американской эскадрильи VF-84

  • Предупреждающая табличка для токсичных материалов

  • Табличка, предупреждающая о минах

См. также

Примечания

Ссылки

Рисунок черепа и костей в GetDrawings