Русалка символ: Русалка: мифическое прошлое символа

Содержание

Русалка: мифическое прошлое символа

К разряду чудес этот мифический персонаж отнес еще А.С. — Наше все. В золотой век расцвета русской литературы он упомянул русалку в своей знаменитой поэме, причем, без какого-либо намёка на её причастность к водной стихии. Судите сами: «на ветвях сидит», то есть, либо она забралась туда, выйдя из воды, либо дуб тот заколдованный и вовсе в подводном мире рос. Так или иначе, сама русалка традиционно ассоциируется у нас с водной стихией, она есть воплощение этой стихии, проще говоря, — символ. Символ, присутствие которого, к примеру, на этикетке бутылки из-под минералки или на вывеске у входа в бассейн, было бы вполне уместно.

Мало кто знает, что этот уникальный мифический образ (ныне — растиражированный символ) фантазия человека наделила не только прекрасными, но и демоническими чертами. А, как известно, сочетание противоположностей — притягивает (есть в этом какая-то тайна). Особенно, когда речь идет о таких противоположностях, как магическая сила и внешняя хрупкость, красота и коварство.

Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Кто такая русалка?

Считается, что предшественницы русалок появились еще во времена язычества, когда речь только зарождалась, и звук (слово) было не просто знаком, схематически обозначающим определенный предмет, явление или действия. Это было выраженное вслух ощущения, которому предшествовало то или иное проявление окружающего мира. У разных людей ощущения от одного и того же предмета (явления, действия) могли быть разными. А, следовательно, у одного и того же предмета могло появляться множество разных названий. Например, в санскрите около 15 названий облака, 26 — змеи, 35 — огня, 37 — солнца. Неспособность пока еще молодого древнего сознания объяснить, почему пошел дождь, загубивший урожай, куда уходит солнце и откуда оно появляется вновь, а также страх и зависимости от природы, привели к ее обожествлению.

Люди стали наделять природу человеческими чертами. Так, «на небе поселился бог-громовник, дождь стал называться небесным молоком, а облака рисовались фантазии древнего человека сосцами дойной коровы и грудями женщины-матери». Олицетворяя природу, наши предки пришли к выводу, что «эти облачные груди принадлежат тем небесным нимфам, которые льют на землю дождевые потоки…обитая в дождевых тучах — небесных источниках и морях, облачные нимфы получили прозвание водяных или морских жен и дев».

Связь русалки с водной стихией подчеркивается не только внешне: само названия — «русалка» — означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите «rasa» — жидкость, влага, вода; у кельтов «rus», «ros» — озеро, пруд; в переводе с латинского «ros» означает «роса» (орошать, росинец — дождь), наше «русло» — середина речного ложа.

Допускается так же родство имени «русалка» с прилагательным «русый». (Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу»).

В различных поселениях образ русалки имел свои особенности, и, порой, представления об этом мифическом существе разнились не только в деталях (например, цвет волос, наличие или отсутствие рыбьего хвоста). Так, у одних поселян русалки были прекрасны внешне, у других — уродливы. Согласно записям, сделанным в Смоленской губернии, русалки — это «девушки с рыбьи хвостом и зелеными волосами…глаза их горят страшно, стан стройный и гибкий, лицо бледное». А вот Малорусские поселенцы Саратовской губернии утверждают, что русалки — старые и безобразные, имеют острые когти и большое брюхо. Тело их покрыто косматой шерстью, а на спине горб. В некоторых уездах рассказывают об их гусиных ногах или вместо ног дают им раздвоенный рыбий хвост, напоминающий греческих сирен. Считается, что с русалками могут купаться только ведьмы, а крещеные люди, решаясь на это, гибнут в омутах.

По русским представлениям, русалки — это души младенцев, умерших некрещеными, а также утопленниц и удавленниц, то есть девиц, самопроизвольно лишивших себя жизни. Считается также, что младенцев, новорожденных или скончавшихся без крещения детей русалки похищают из могильных ям и уносят в свои воды. В течение 7 лет в Троицын и Духов дни души этих младенцев летают по воздуху и выпрашивают себе крещение. Если в семилетний срок они не будут искуплены молитвами, то навсегда остаются в обществе русалок. Та же судьба ожидает и тех младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над ними обряда крещения: они исчезают из дома и становятся русалками.

В зависимости от того, где живут русалки, их называют водяными и морскими. Первые обитают в реках, озерах и колодцах, последние — в морях. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах — омутах, котловинах и под речными порогами. По другим поверьям, у них есть подводные хрустальные чертоги, блестящие внутри серебром, золотом, алмазами.

.. Выходя на поверхность вод, русалки плещутся, играют с волнами или садятся на мельничное колесо (громовой жернов), вертятся вместе с ним, любуясь брызгами.

Русалки (как и водяной) известны своими проказами: «сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить». О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли. Примечательно, что одновременно с этим, русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.

Старинными метафорами туч являются также горы и леса. Именно поэтому фантазия народа роднит русалок не только с водяными, но и горными и лесными духами. Однако, предания о горах, как обиталищах русалок, почти позабыто, так как отсутствие горных возвышений лишило это древне-мифическое представление необходимой для него обстановки, не позволив развиться в целый ряд поэтических сказаний.

В некоторых местностях рассказывают, что лесные русалки, выходя из глубоких вод весною, разбегаются по соседним лесам и рощам. Они любят качаться по вечерам на гибких ветвях деревьев, неистово хохочут, «защекочивают» насмерть и увлекают в омут неосторожных путников, завидев которых, манят к себе ласковым голосом. Таким образом, в фольклоре русалки предстают и как лесные демонические существа, насылающие тяжкие болезни и скорую смерть. Заманив к себе юношей и девушек, они «измучивают их щекоткою, душат и топят в реках. Тот, кто ступит на холст, разосланный русалками, делается расслабленным и хромым, а кто не чтит русальной недели, у того русалки портят домашний скот и птицу».

Не смотря на то, что русалки, согласно преданиям, заселили не только леса, но и горы, в сознании народа они укрепились преимущественно как «водяные красавицы».

Русалки — доминирующий, но не единственный женский образ среди мифологических персонажей. Разновидностью русалок, например, в Калужской губернии считались опасные «святочницы», которые обитают в банях и неосвященных избах. Они уродливы, с ног до головы покрыты волосами, и не могут говорить — только поют и пляшут. Еще одна разновидность русалки — мара — страшное растрепанное существо, которое в лунные ночи гремит самопрялкой. Рассказы о полудницах, записанные на Севере, также связаны с представлениями о русалках, которые живут в поле. В Ярославской губернии считали, что «полудница — это красивая высокая девушка, одетая во все белое. Летом во время жатвы ходит по полосам ржи, и кто в самый полдень работает, того берет за голову, начинает вертеть и вертит до тех пор, пока не перевернется шея».

В записях последних лет о русалках говорится мало, ведь со временем сложный психологический образ блекнет — ему на смену приходит стандартный, понятный, неглубокий. Так, в современных представлениях русалка это — полуженщина-полурыба, в сказках — романтический персонаж, а в кино — часто всего лишь эротический. Между тем, именно образ русалки, по сравнению с другими мифологическими персонажами, нашел наибольшее распространение в кино, мультипликации, литературе, живописи. .. По всей видимости, в мир искусства русалку привело ее «темное» мифическое прошлое, которое до сих пор не позволяет однозначно трактовать этот образ. А искусством в наше время может быть даже интересный баннер на фасаде здания, важно подобрать верный символ, знак.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.

Русалка. Энциклопедия символов

Читайте также

«РУСАЛКА»

«РУСАЛКА» 7 сентября 1893 года Российский броненосец береговой обороны затонул в Финском заливе, следуя из Ревеля в Гельсингфорс. Погиб весь экипаж в составе 178 человек.В середине сентября 1893 года Россию облетела скорбная весть: в волнах финского залива при переходе из

Русалка на ветвях сидит

Русалка на ветвях сидит Неделя после праздника Троицы называлась Русальною.

В эти дни, особенно в деревнях, рассказывалось много былей и небылиц про русалок. Кто такие эти русалки? Пособницы бабьих и девичьих дум, мечтаний? Или, наоборот, вредительницы для них?Известно,

Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка)

Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка) Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка) – в славянской мифологии, считалось, что в русалок превращаются утонувшие девушки, девушки, умершие до свадьбы. По некоторым преданиям,

Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка)

Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка) Русалка (казытка, купалка, лоскотовка, лоскутиха, смолянка, шутовка) – в славянской мифологии, считалось, что в русалок превращаются утонувшие девушки, девушки, умершие до свадьбы. По некоторым преданиям,

***Русалка***

***Русалка*** Морально нелегко определять русалок в бестиарий, однако мои предшественники их в число бестий включали, отказывая им в элементарных человеческих правах.Хотя русалки могут и любят соединяться с людьми, эта связь, как правило, кончается трагично для одного из

Русалка

Русалка Русалка – по русским народным поверьям речная дева. В Малороссии и в Галиции есть три рода представлений о русалках. По одним представлениям русалки отожествляются с мавками, по другим – с Мелюзиной и называются мелюзинами, по третьим – с дикими женами, вилами

«Леста. днепровская русалка» (1803)

«Леста. днепровская русалка» (1803) «волшебно-комическая опера», муз. Ф. А. Кауэра, С. И. Давыдова и К. Кавоса, либр. Николая Степановича Краснопольского (1774– после 1813) 854 Приди в чертог ко мне златой. Д. I, ария русалки Лесты «Леста» была переработкой оперы австрийского

*Русалка

*Русалка Окаймлённое скалистыми утёсами побережье между мысом и румынской границей пока ещё не разведано туристами. Только *Русалка (19), местечко в 15 км к северо-востоку от Каварны, может похвастаться традициями приморского курорта: здесь до 1999 г. находился городок

Русалки. Часть первая — Мистические истории. Русалки — Сайт о мистике

Губительно притягательная, завораживающая томительными напевами,то бледная и печальная, то безудержно хохочущая морская дева,превращающаяся после смерти своей в пену морскую…

Романтические мечтания и стремления к идеалу множества поколений мужчин воплотились в легендах о русалках — грезах о женщине недоступной, несхожей с заурядной дочерью Евы. Современные психологи утверждают, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к саморазрушению. Русалка — символ смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже осознавая, что сладостное забытье это ведет к самоуничтожению.

Сексуальная и сладострастная, и в то же время — холодная и неуловимая, недостижимая соблазнительница, вечная молодость и красота которой, волшебный голос и искусство обольщения влекут к погибели беспомощных моряков. Но вера в морских дев не была прерогативой матросов, сходящих с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях. В мировом фольклоре существует много историй об обольстительных обитательницах морских пучин — полуженщинах-полурыбах.

Корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с Солнцем и Луной. У бога Солнца Оаннеса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия — из рыбьей чешуи. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение в греческой мифологии мифов о тритонах, вызывающих штили и штормы, связано именно с ним. А богиня Луны Атаргатис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что Солнце и Луна, заканчивая свое ежедневное путешествие по небесному своду, погружаются в море. И, естественно, боги, их символизирующие, должны были иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и на суше. Необычный имидж этих богов — доведенный до абсолюта симбиоз рыбы и человека — и способность погружаться на неизведанные океанские глубины добавляли им таинственности.Русалки унаследовали эти качества. И, может быть, зеркало, с которым часто изображают морских дев, символизирует древнее ночное светило, повелевающее приливами, и этим расширяющее магическую власть русалок.

Русалки упоминаются в фольклоре всех стран мира, и если в стране нет моря, ее домом становятся река или озеро.

Индийские речные нимфы имеют человеческий облик, искусно играют на лютне, необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие новых побед, они, не в пример своим европейским подругам, никогда не губят мужчин, а, наоборот, всячески их ублажают. В славянской мифологии в русалок превращаются умершие девушки и некрещеные дети. Они живут под водой в чудесных хрустальных палатах, а в русалью неделю, следующую за Троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, и могут защекотать до смерти или увлечь в воду встреченных ими людей. Особенно опасны они в четверг — русалочий Великий день. Поэтому в русалью неделю нельзя купаться, а чтобы отпугнуть негодниц, необходимо носить с собой полынь, которой они якобы боятся. Сердобольные женщины, жалея несчастных русалок, развешивают для них на деревьях одежду, полотенца, нитки, а девушки — нарядные венки. И русалки всегда отвечают добром на добро. Если прикроешь голенького русаленка (русалкиного ребеночка) своей одеждой, мать-русалка наградит тебя, по желанию, здоровьем, деньгами, даром целителя и искусного знахаря.А вот их западноевропейские сестры — существа достаточно коварные и кровожадные. По некоторым легендам — это падшие ангелы, пищей которым служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой они завлекают моряков в свои сети. Если же (что бывает довольно редко) такой способ привлечения не срабатывает, русалки полагаются на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина. (Оказывается, морские прелестницы с древних времен учитывали в любовной игре магическую силу феромонов — гормонов, стимулирующих физиологические и поведенческие реакции противоположного пола). Поймав и усыпив свою жертву, они раздирали ее на кусочки острыми зелеными зубками. Менее жестокие забирали жертвы в свое подводное царство, полное сокровищ. Поэтому для моряков русалка была плохой приметой. Увидевший ее должен был вскоре утонуть в море.Но, полюбив человека, эти коварные создания подолгу жили на берегу. Только, чтобы жениться на русалке, необходимо было украсть и спрятать ее корону, без которой пленница не могла вернуться в море. Если же морская дева корону когда-нибудь находила, то тут же исчезала с ней в пучине морской. Для того, чтобы навсегда удержать русалку на берегу, необходимо было также выкрасть ее вторую кожу — тюленью. Грациозных тюленей с их гладким телом довольно долго связывали с русалками. И многие ученые-фольклористы считают, что истории о русалках основаны на впечатлениях от мимолетных встреч с этими морскими млекопитающими. В легендах тюлень обычно фигурирует как неизменный спутник морских дев. Рассказывают, что однажды рыбак оглушил и освежевал тюленя, а потом бросил его, еще живого, назад в море. Пожалев животное, русалка отправилась на поиски кожи. Но, плененная людьми, она погибла, слишком долго пробыв в обжигающей воздушной стихии. В благодарность за ее храбрость и самоотверженность тюлени стали всегда сопровождать и охранять русалок. В Малой Азии целый народ вел свою родословную от русалок и тюленей. В древней легенде морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого внимания сына Зевса. Однако он был настойчив, и вскоре нимфа родила сына. Его назвали Фокус — «Тюлень». Потомки Фокуса — фокойцы — гордились своими происхождением от морской нимфы и украшали свои монеты изображением тюленя. С появлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие заполучить бессмертную душу. А обрести ее русалки могли лишь пообещав поселиться на суше, оставить море и все мечты вернуться туда когда-нибудь. С такой жестокой перспективой неизбежного выбора современной Русалочке впору к психоаналитику бежать. Но в VI веке психоанализ практиковали разве что в исповедальнях священников. И мятущаяся русалка, обитавшая близ маленького островка недалеко от Шотландии, ежедневно навещала монаха из святого братства Ионы. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. Русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, но и морскую стихию предать была не в силах. В конце концов, горько плача, покинула она остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку и называются с тех пор «слезами русалки». В Голландии в начале XV века все-таки одну русалку направили на путь праведный. Она проникла через разрушенную плотину в реку, где и была поймана. Среди людей прожила 15 лет. Научилась прясть и слушать свою хозяйку. После смерти ее похоронили по христианским обычаям. А жители валлийского порта Милфордская Гавань еще в конце XIX века верили в то, что русалки регулярно наведываются на городскую еженедельную ярмарку по подводной дороге, чтобы купить так необходимые им черепаховые гребни, и исчезают до следующего ярмарочного дня.Для знаменитых путешественников и мореплавателей, таких как Христофор Колумб и Генри Гудзон, встречи с русалками в открытом море были вполне заурядными явлениями. Но парусники постепенно были вытеснены пароходами, морские путешествия стали значительно короче, и моряки все реже рассказывали о том, как соблазняли и дразнили их морские сирены.Пожалуй, последняя такая волнующая встреча произошла в 1957 году во время путешествия Эрика де Бишопа на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. Вахтенный матрос доказывал всем, что видел непонятное существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, выпрыгнувшее из воды на палубу. Прикоснувшись к незваному гостю (гостье?), моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. На руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя…

Славянская мифология

Вспомянем о том, что русальная неделя была с 19 по 24 июня, прямо перед купальским праздником. Девицы-красавицы браслетики снимали и рукава свои длинные распускали, в» птичек превращались». То ль в птичек, то ль в русалочек. Во время праздника танцевали плавный танец, размахивая длинными рукавами, как крыльями и пели:

На гряной неделе Русалки сидели. Ой рано й ру! Русалки сидели, Сорочки просили: Ай девочки-подружки, Дайте сорочки. Дайте сорочки, Завейте веночки, Завейте веночки На святы духовые. Ой рано й ру! На духовые!

Оказывается веночек завить надо, да и откуп, одежку, то есть, русалке подарить. А веночек-то завивали, чтобы хлопцы приветили, да и заклятие это брачное, в веночек обязательно красный любовный цветок завивали — просили богиню Лелю помочь суженного найти. Еще за плодородие русалочки отвечали. Они росу больно любили, где пробежит, пролетит русалка — там и урожай поболе. А где плодородие, там и свадебка, и достаток, да и детишки родятся. Говорят еще стародавние люди, что и с водой, как и лебедушки, русалки связаны. Вешали им в русалочью неделю нитки, пряжу, полотенца, рубашки на ветви «плачущие», нагнутые к водице, значит. Оттого и хвост рыбий некоторым из них пригождался. С хвостом плавать веселее. Берегинями их звали еще помогали к берегу добраться. А берег-то берегом и называется потому, что спасались на нем из воды. Ай, красавицы те русалочки были! Токмо волос у них непривычный — длинный-длинный, да и зеленый к тому же. Однако не ясно отчего так, то с крыльями русалочки, яко птицы Божия, то с хвостом рыбьим? Да вот от чего. Небушко-то славяне окияном небесным рекли, называли значит. Летали русалочки с небес на землю грешную. Все в перышках, а как переселились на океаны, реки, моря земные, они перышки поскидали, да хвостом рыбьим обзавелись. Так и поныне. Какие из них на небе остались — те с перышками, с крыльями, все порхают. А какие русалки приглядели себе для жилья речки, озера лесные — те полурыбами стали. Василиса Премудрая — Царя Морского дочка, тож русалочкой была, правда, замуж выйдя, крылышки лебяжьи припрятала до времени… Да и Царевна — Лягушка того же роду — племени. Токмо не за кажного дева небесная или морская пойдет, заслужить то надоть. Любят русалочки музыку послушать. Да и петь мастерицы, как сирены греческие, токмо не так злы, как те нелюди. «После дождичка в четверг», говорят, и не даром. Чистый четверг, молвят, и тоже не даром. Воде земной и небесной посвящен этот день. За день этот в ответе древнеславянский бог Перун. Перун — бог грозы и дождя, а еще воинства удалого да князя справедливого. Он днем этим верховодит. Да и не только он. У девушек-красавиц своя надежа в этот день. Это — русалочки. Девицы в день этот на зорьке красной трижды в воду погружались, затем по землице сырой катались по три раза, по росе русальной целебной. Да с умом и хитростью это делали — катались с востока на запад, по ходу солнышка красного, силу его к своей красе прибавляя. А затем по углам на крышу изб взбирались, к солнышку тому поближе и весну-красну песенкой славили. А еще говорят старики, чтоб хлебушко-кормилец уродился получше, русалкой, всю в цветах и венке, обряжали самую красивую девицу. Вели с песнями ее к полю и толкали в рожь колосистую. Она затем выбегала оттуда и ловила всех, кто под руку попадет. А они со смехом разбегались. Да и скучно русалочке одной по полю бегать. А рожь-то густая, после этого обряда становилась. В русалиях славянских мужи велимудрые обнаруживают черты, напоминающие культ Диониса во Фракии, эвклесинских мистерий в Афинах, обряды, в которых участвовали посвященные мисты, жрецы. Танец «мечей» у германцев и танец «марутов» — богов грозы у индусов от туда же, от Русалий пошел. Древен сей праздник и почитаем по всем городам и весям. Как мы говорили прежде, русалочки были разные. Родятся они как и Вилы (русалки южных братьев наших славян) из дождя, солнцем озаренного, от росы. Живут различно. Те, что в водоемах местечко присмотрели — в хрустальных дворцах обитают; небесные русалки — замки в облаках сварганили («сварганить» — это небесное строительство. » Сва» — небо по древнеиндийски, оттуда и наша свадебка исток ведет, т.е. небом освященная). Но об этом другой сказ. Русалочки — полуденницы по ржи бегают, по полю. Польют весной дождем землю-матушку, достаток в домах земледельцев будет, но и разгневаться они могут, тогда бурю нашлют. А еще ведомо мне, что гребень волшебный у русалочки речной имеется. Волосы свои зеленые она им украшает и расчесывает. Гребнем тем сети слишком жадных рыбаков рвет, или жернов мельничный, катаясь на нем при луне, попортить может. Что бы воду зазря не мутил. С гребнем этим и в лесу жить русалочка может, без водицы любимой. Но горе тому парню, который подсмотреть за русалкой захочет, как за девкой деревенской. Защекочет его до смерти. Тут или ноги уноси, или из белены-полыни сухой порошок ей в глаза кидай — очень она его не любит. Но если пожалеет кого русалка и полюбит, будь то хоть парень, хоть девка, и случись с ним смерть лютая, заплачет она над ним. А слезинки ее — вода живая, жизнь дарующая. Огоньки синие над могилами — это души людей. Стараниями русалок души эти на небо возносятся. Если увидит кто такой огонек, значит понесла русалка душу усопшего в сад небесный Ирий. У древних колодцев, говорят, царица русалок воду живую хранит. Любая душа не оживет, на небо не попадет без напитка этого волшебного, русалкой с небе принесенного, так-то. Не только девушки могли помощь от русалок получить, но и парней они не забывали, не оставляли без внимания. Трудное это дело для парней было. Дружина собиралась русальная, ночевали вне дома, говорить не могли, ни словечка. Зато неделю целую если в какой дом придут и вокруг больного или немочного хоровод с прыжками учинят, тот и будет здоров силой русалочьей. Да еще если веночек себе на голову, в знак уважения к русалочке, надеть не забудут. Но девушек русалочки больше любили. Какая девица нечаянно помрет до свадьбы, той на русальную неделю могли и жизнь во плоти человеческой вернуть, правда побаивались таких оживших девиц селяне. А после недели русальной ритуальные похороны таким «русалкам» устраивали, дабы не смущали народ. Чучело их изображающее жгли или в воду бросали, в разных местах по-разному. Побаивались все же русалок, как и женщин сведущих и сильных. А они, русалочки, и ребенка потерянного могли выходить и спасти, а если ей самой чем помогут, отблагодарит и одарит на всю жизнь, ну а если о ее младенце позаботятся, то тем паче. Русалочка лебедью белой оборачиваться умела. Да и у Морского царя иногда доченькой бывала. Родственницы они с лебядушками. А вспомянем качели наши детские, так вот, качались на них предки наши в праздники, как русалки на ветвях, в честь благости русалками дарованной и к небу приобщение через качание то видели. Любили русалки эту забаву. Даже водные русалки на волнах качаться любили. На празднике русальном, девушки-красавицы себе женихов присматривали, да, иногда, по-нашему «грех творили» со своим суженым-ряженым. Не парни девушек на празднике этом выбирали, а девицы парней. Неделя-то девичья — русальная. Обливать водой всех подряд было принято. Хоровод вокруг колодцев водить. Коня соломенного делали, солнышко он означал. Парни носили коня этого по деревне и изображали, что он кидается на всех кто мимо проходит. К кому прикоснулся этот конь — тому и удача во всех делах будет. Стариков или увечных людей «злыми» корешками в бане парили, да в баню на крапиве несли. Пусть потерпят. Зато русалочка силу и здоровье подарит. А еще напиток священный варили из молодой травы. Варили, меняя ее три раза, медом, хмелем заправляли, изюмом сухим. На третий день разливали и к троице на стол давали. 7-8 градусов напиток тот был, а забирал не хуже иного вина крепленого, да и лечил здорово. А если девоньки-красавицы, женихом или суженым своим обмануты были, то знали, что делать. Шли они к роднику, или озеру лесному да плакали, жаловались на обидчика русалочке. Тому мужу или жениху солоно потом было. До сих пор чародейство есть такое: на водицу-обиду свою попенять, ды в водицу ту, дареное супостатом-то колечко и бросить. Будет тогда ему, обидчику, ох не весело. Только русалочку добрым словом помянуть надо. Лучше не зимой, а летом, весной или осенью жаловаться. Старушки говорят, что зимой русалки спят, а просыпаются на Рождество, когда «калядино коло парубки гоняют». Если погадать на речке, или попросить чего девонька у водицы проточной хочет — пусть кинет перышко в воду — пусть плывет. И просит потом, чего хочется по женской своей части. Перышко — русалочке подарок. Можно ниточки красивые на кусты повесить и песенку тихонько пропеть на радость русалке:

У ворот береза зеленая стояла,Зелена стояла, веточкой махала,На той на березе Русалка сидела,Русалка сидела, рубахи просила:»Девки-молодухи, дайте мне рубахи!Хоть худым-худеньку, да белым-беленьку!»

А после пения три раза сказать: «Возьми, русалочка, подарочек, дай мне отдарочек». Да и высказать просьбу свою, повесив на куст или дерево лоскутки или нитки, а не жалко, то и рубашку белую. От тоски зеленой, если заела, тоже пошептать надо на водицу русалочке: «Вода, ты вода, ключевая вода! Как смываешь ты, вода, круты берега, пенья, коренья, так смывай тоску-кручинушку с белого лица, с ретивого сердца. Будьте мои слова легки и крепки (читать надо на воду, которой умываешься)». А еще говорят, что русалка русалкой прозывается потому, что русой река в древности именовалась, слово «русло» от речного «ло» — ложа происходит. Не отсюда ли племя русов именуется? Может предки наши понимали себя, как людей с реками связанных, с силой и магией водной, женской».

Рубрика: Русалки

Русалка в тату — считалась символом успеха, сексуальности и защиты.

Тату русалки на бедре

Тату с рисунком русалки относится к олд скулу. Дочери Посейдона считались символом успеха, сексуальности и защиты от непогоды в море. В современной культуре тату русалка — это образ собирательный и многогранный. Популярность морским девам придает ореол романтики морских приключений и завораживающих мистических историй.

Тату русалка значение

Для моряков тату русалка означала благосклонность морского владыки. В ней сплелись сексуальность, эротика и сила водной стихии. Рисунок служил своеобразным оберегом от ненастья и опасных морских созданий.

В культуре тату для этих мифических существ отведено особое место. Сочетание в одной форме человека и рыбы делает символ пограничным. Русалки могли путешествовать между миром живых и мертвых пользуясь своим уникальным даром. Для современных ценителей тату русалка, это символ вечной жизни.

Популярные значения тату русалка:

  • перерождение;
  • сексуальность;
  • свобода;
  • очарование;
  • пленительная мечта;
  • романтизм;
  • бессмертие;
  • легкость;
  • флирт;
  • любвеобильность;
  • хитрость и коварство.

Понять трактовку знака можно по общей композиции. Из русалок выкладывают знак рыбы, это подчеркивает связь владельца с зодиаком. Молодая полная сил женщина подчеркивает страсть к жизни. Маленький ребенок связан с мечтательностью и ранимостью натуры владельца.

Значение тату для мужчин

На мужском теле тату русалка значение берет из морских трактовок. Морская дева у мужчин обозначает силу жизни, страсть и любовь. Ее изображают с пленительными формами. Грациозное извивающееся тело дополняют морскими обитателями, украшениями из раковин. Часто можно встретить рисунок русалки с оголенной грудью.

Мужчины связывают русалку с откровенной сексуальностью и страстью ко всем земным проявлениям. Помимо этого девушка является символом отваги. Набивать на теле русалку предпочитают люди с сильной волей и страстью к приключениям.

Трактовки тату русалка:

  • дух приключений;
  • дальние странствия;
  • покорение неведомого;
  • авантюризм;
  • лихая удача;
  • полнота жизни;
  • абсолютная свобода.

Встретить тату можно на телах серфингистов и ценителей дайвинга. Она присутствует на теле моряков, дальнобойщиков, байкеров. Наносить образ морской девы предпочитают личности творческие с богатой фантазией.

Значение тату для женщин

Татуировка русалка популярна и среди девушек. Прежде всего это любительницы вселенной Уолта Диснея. Русалочка Ариэль стала символом романтики и чистых отношений. Именно поэтому ее образ украшает тела чувственных и творческих женщин.

Трактовка символа:

  • опасность;
  • нежность;
  • сила красоты;
  • свобода;
  • очарование;
  • сексуальность;
  • страстная любовь;
  • хитрая манипулятор;
  • проницательность.

Значение тату русалка у женщин связана с исконной сексуальностью. Татуировка отражает женскую силу и власть над умами мужчин. Именно поэтому тату русалочка вошла в традиционный набор спутниц байкеров.

Помимо агрессивных линий в образе русалки скрывается гармония слияния с природой. Характер рисунка выражается в деталях, позах и окружающей символике. По ним можно составить окончательное представление, что закладывала владелица в рисунок.

Значение тату на зоне

Образ русалки не обошла стороной культура зэковской татуировки. У рисунка четко выраженная атрибутика — камень, морские волны, якорь. В зависимости от положения тела и набора предметов меняется понимание, что означает тату русалка в отдельно взятом случае.

Тату русалки на якоре

Набор значений на зоне: русалка на якоре, бывает у моряков и у отбывающих срок за изнасилование или развратные действия, иногда встречается у пассивных гомосексуалистов. Наносят на грудь, спину.

Рисунки выполнялись в грубой форме. Акцент делался на пышных формах. Русалки изображались молодыми девушками, что подчеркивало их сексуальность.

Варианты, стили, композиции

Изображение русалок неразрывно связано с морской тематикой. Для ярких и запоминающихся картин на коже подходят стили реализм, акварель, графика. Традиционные рисунки выполняются в олд скул, чикано, традишнл и блэкворк. В зависимости от цели и тематики рисунка, русалка подходит для большинства стилей тату.

Рекомендуем прочитать: Морские тату

Русалки удачно смотрятся с раковинами, морскими звездами. Картины морских глубин с различными обитателями глубоководного мира, создадут настоящую картину на коже. У рисунка богатый потенциал, поскольку для изображения морского дна можно использовать богатую палитру оттенков.

Тату на плече русалки, гравюра

В качестве традиционной атрибутики подойдут компас, канаты, якоря, паруса и целые корабли. Оригинально смотрятся работы в стиле стимпанк. Выгодно смотрится силуэт морской обитательницы на фоне луны и прибоя.

Советы для эскизов

Ваш эскиз будет притягивать глаз и завораживать, если вы приложите фантазию к составлению композиции. У тату русалка есть традиционных положения: сидя и стоя. Оба они лишены динамики. По этой причине стоит работать с тем, что русалка обитатель водной стихии. А значит для изображения положения ее тела можно взять на вооружение пластику морских животных.

Особое внимание стоит уделить окружающим деталям. Морские пейзажи имеют богатую геометрию пространства. Если вы хотите создать работу в стиле реализм, воспользуйтесь фотографиями реальных морских пейзажей.

Для своих работ нью-йоркский метр реалистичных тату Френсис Копальди использует изображения морских рыбок с пышными хвостами. Их гибкие и обтекаемые тела принимают изящные позы. Султан хвостового плавника выкладывается в ажурные композиции. В результате работы автора дышат динамикой и создают чувства парения.

В качестве цветовой гаммы можно взять на вооружение работы Бориса Вальехо, Джули Белл, Тима Уайта и Владислава Ерко. Их работы часто связаны с мифологическими созданиями, цветовая палитра богатая и сочная.

Куда набить тату русалка?

Для татуировки нет запретных мест. На мужском теле русалку бьют даже на бедрах, рисунок может захватывать область поясницы. Изящное и пластичное тело девушки-рыбы лучше выкладывать вдоль косых линий тела. Нестандартные композиции с плывущей русалкой усилят динамику мышц и передадут чувство скольжения в воде.

Под тату выбирают предплечья, голени, линию бедра или талии. Рисунки в традиционном олд скул или чикано наносят на руки, ноги и спину. Чаще всего деву изображают сидящей или стоящей на хвосте.

Видео по теме