Символ ромб: ◊ — Ромб (U+25CA) loz – значение фигуры в разных культурах

◊ — Ромб (U+25CA) loz

Описание символа

Ромб. Геометрические фигуры.

Кодировка

Кодировкаhex
dec (bytes)
decbinary
UTF-8E2 97 8A226 151 1381484993011100010 10010111 10001010
UTF-16BE25 CA37 202967400100101 11001010
UTF-16LECA 25202 3751749
11001010 00100101
UTF-32BE00 00 25 CA0 0 37 202967400000000 00000000 00100101 11001010
UTF-32LECA 25 00 00202 37 0 0339142246411001010 00100101 00000000 00000000

Наборы с этим символом:

значение фигуры в разных культурах

Геометрические фигуры издавна использовали в символике различных культур как изображение на теле и иных предметах оберегов, рун и других колдовских вещах. Магический ромб — один из древнейших oберегов как в славянской, так и в других культурах мира. Несет в себе огромное количество трактовок, таких как плодородие во всех его смыслах, изобилие, богатство, благополучие, успех в начинаниях, удачу и любовь.

Как выглядит мистический знак?

Этот магический символ изображен на панцире черепахи, символе Лунно-Земной богини.

Обычно ромб выглядит как два соединенных в основаниях треугольника. В зависимости от того, какой вид имеет этот оберег либо на какой части тела изображен и будет зависеть его значение. Это графическое изображение таких образов, как алмаз, вульва, матка и невинность. Графический аналог руны, называемой Oдaл — ограда могилы и образа рыбы, которая поглощает умершего. Часто использовалось изображение рассматриваемой фигуры по форме овального зерна у которого немного заострены верх и низ.

Вернуться к оглавлению

Значение фигуры ромба в разных культурах

Магическое значение этой геометрической фигуры, в зависимости от места расположения и рисунков, сочетающихся с ней представлено в таблице:

Место изображенияТрактовка
АфрикаПорлуромб с точкой — символ молодой женщины
Древний ВостокСимвол Богини-Матери Намми
Древний КитайЗнак победы
Северная АмерикаСредство защиты
БуддизмВорота к духовному возрождению
ХристианствоСимвол непорочности Девы Марии
ИндуизмЙони как кольцо или кольца у основания лингама Шивы
Способность человека к духовному высвобождению может обозначаться заключением данной фигуры в квадрат.

Часто используются вариации изображений ромба, обозначаемые знаком слияния двух разных сил в одно целое и образующие новую форму в пространстве. Ромб, который вписан в квадрат или ромб, выступающий за его пределы и производит 8 углов, то есть восьмилучевую звезду — символы знания о духовном высвобождении человека. Все это выходит из духовных практик, специфики пробуждения сил человека, отождествления со слиянием личности, своей душой и озарение. А сам этот процесс изображался символом в виде жука. Эти символы были известны людям еще со времен палеолита. Ромбическая символика сверх мощная, смелая и одновременно агрессивная. Она отождествляет покровительство, богатство.

Вернуться к оглавлению

Толкование

Со времен древности эту геометрическую фигуру объединяют с женским началом и Матерью-Землей. Атрибут издавна используется в мифах и легендах в культурах всех уголков Земли как положительный и влиятельный символ, способный стать оберегом. Ромб имеет общее с квадратом — 4 равные стороны, и его также обычно связывают с плодородием. Но при всем этом ромбик считается более жесткой и упрямой фигурой, чем квадрат. Ромб — подвижная фигура с острыми углами символизирует власть, силу, жесткость и упрямство одновременно с женским началом. Подходит для личностей, которые стремятся стать авторитетными. Также возможно использование в качестве оберега, как символ материнской самой сильной любви в мире.

Ромб — Энциклопедия знаков и символов

Может рассматриваться как производное от двух соединенных основаниями треугольников.

Графический образ:

  • матки, вульвы, иногда — невинности;
  • алмаза.

Графический аналог руны Одал — ограда могилы и образ рыбы, поглощающей покойного.

Ромбовидный рисунок на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.

Основные значения:

[править]

  • женский творческий принцип, женственность, плодовитость, плодородие, мать, материнство
  • матка, вульва, pudenda mulieris — обычно, с точкой в центре
  • счастье,
  • всепоглощающая материнская любовь, материнство, Великая Мать, Кали
  • земное начало, тьма материнского лона, могила;
  • море, первичные воды, бездна страха,
  • женская порождающая сила

См. также:

Графические символы
Треугольник
Крест
Квадрат

Ромб в геральдике
Ромбовидный щит

Великая Мать
Мандорла
Йони

В Мали полуромб с точкой на другом конце был символом молодой женщины.

Древний Восток

[править]

Символ шумерской богини-матери Намми.

Ромб (ллинг-ксинг) — один из восьми благопожелательных символов счастья, означающий благополучное положение дел в государстве, а также эмблема победы.

Двойной ромб (фанг-шенг) — считается на Западе защитным магическим средством.

Один из восьми символов просвещенного человека.

Майя установили символическую связь между ромбом и ягуаром (содержащими в себе идею женственности): ягуар охраняет поля в форме ромба и всех, кто находится внутри границ гигантской ромбовидной фигуры, воспроизводящей границы мира.

На нефритовой юбке ацтекской богини рек и озер Чальчиутликуэ, покровительницы путешествующих по воде, супруги бога дождя и грома Тлалока, ромб символизирует плодородие.

Северная Америка

[править]

Имеет двойственное образное значение, сочетаясь с фаллическим символизмом змей в декоративном искусстве американских индейцев.

Йони как кольцо или кольца у основания лингама Шивы-творца.

В тантрическом искусстве йони — важный мотив, символизирующих ворота на пути духовного возрождения.

Символ непорочности Девы Марии в виде мандорлы или vesica piscis («рыбный пузырь»).

Символизм вульвы как ворот, пути, рождения выражен в христианском искусстве в виде мандорлы.

Высший комсостав Красной Армии, начиная с комбрига, гордо носил в петлицах именно ромбы.

Ромбик («поплавок») нагрудный знак выпускника ВУЗа.

Черновые материалы

[править]

Фигура, существующая в отрыве от «почвы» в угловатой и жесткой самодостаточности. Устойчивость ромба в его внутренней площади, а ударная сила — в остроте и прочности углов. Ромб — жесткая и «упрямая» фигура, сугубо автономная в своем существовании и обеспечивающая свою «живучесть» своеобразной, только ему присущей адаптационностью. Она заключается в способности изменять остроту углов и поперечное сечение. Иными словами, ромб способен предельно обострять свои углы, «вытягиваясь» в длину или, наоборот, превращаться в некое подобие квадрата, «поставленного» на угол. В первом случае острие, как жало, резко повышает разящую проникаемость, а во втором — образуется укрепленный со всех сторон форт. Знак ромба — символ «жесткой идеи», некой парадигмы, он, как и треугольник, олицетворяет ударную силу и могущество, при этом последнее качество у «ромбов» представлено весьма агрессивно. Ромб — это диктат единого властного центра, поэтому ромб как нельзя лучше олицетворяет персонализацию власти. Они предельно жестки и догматичны (жесткость и прочность ромбов обеспечивается изнутри крестовиной!), и для изменения конфигурации ромба должны быть очень веские причины, да и сам процесс подобной модификации для ромба отнюдь не безболезнен.

Примечания и комментарии

[править]

⬥ — Черный средний ромб (U+2B25)

Описание символа

Черный средний ромб. Разнообразные символы и стрелки.

Кодировка

Кодировкаhex dec (bytes)decbinary
UTF-8E2 AC A5226 172 1651485533311100010 10101100 10100101
UTF-16BE2B 2543 371104500101011 00100101
UTF-16LE25 2B37 439515
00100101 00101011
UTF-32BE00 00 2B 250 0 43 371104500000000 00000000 00101011 00100101
UTF-32LE25 2B 00 0037 43 0 062357504000100101 00101011 00000000 00000000

Символика Реджины — Книга Магии

Предыдущие посты о символике «Сказки» ЗДЕСЬ
-Поаккуратней. Чары здесь действенные,
древние, как мир.
-Да пусть я хоть позеленею!

Румпельштильцхен и Реджина


r93

Книга

Книга — символ знаний, высшего закона, религиозного откровения.

В каждой из культурных традиций существовала книга, составлявшая ее духовную основу: в даосизме — «Дао дэ цзин», в конфуцианстве — «Луньюй», в индуизме — Махабхарата, в языческой Греции — «Илиада», в Риме — «Энеида», в иудаизме — Тора и Талмуд, в христианстве — Библия, в исламе — Коран, в государствах коммунистического блока — «Капитал», в национал-социализме — «Майн кампф», в Китае периода культурной революции — «Красный цитатник Мао». Книга символизировала ученость и литературную деятельность. С книгой в руках традиционно изображались пророки, сивиллы, евангелисты, отцы Церкви. Деву Марию Благовещение застает за чтением книги. Кающаяся Мария Магдалина также читает книгу. С книгой изображались персонажи, прославившиеся писательской деятельностью, в том числе апостол Павел, Фома Аквинский, Бернард Клервоский, Доминик и др. Бог Отец и Христос также часто представлялись с книгой, на которой написаны буквы «альфа» и «омега». Книга, проткнутая мечом, является атрибутом святого Бонифация, с крестом, лежащим на ней, — персонифицированной веры; со знаком геральдической лилии — святого Зиновия. Под книгой с печатями подразумевается Апокалипсис. Вместе с тем книжники трактуются в Евангелии как враги Христа. Некоторые мистические книги требуют особого ключа для их понимания: например, «Сивиллины книги» или «И-цзин». Мифологема о поиске истиной книги также характерна для многих культурных традиций. В герметизме сообщалось о 36 тыс. книг, написанных Гермесом Трисамегистом, но утраченных при пожарах в Александрийской библиотеке. Мусульмане верят, что, помимо земного Корана, существует и небесный.

Священные книги — это вместилища Слова, божественного послания. Это Имя Божье, истина, и милосердие держит в руках закрытую книгу. Книга жизни Апокалипсиса находится в центре рая, где она идентифицируется с Древом Жизни.

Символ вселенной, книги мира и книги жизни. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости, откровение и мудрость писаний. Книга связана с символизмом дерева, и дерево вместе с книгой могут олицетворять целый космос. В системе символов Грааля книга может означать также и поход, поиск в данном случае потерянного мира.

Парацельс предпочитал «чтение книги природы» теоретическим штудиям.

Книга сопровождает человека и в загробном мире, и народы, которые приписывали смерти огромное значение, оставили после себя Книгу мертвых. Такая книга у египтян состоит из набора табличек-советов, предназначенных для усопших, чтобы помочь им в их посмертном существовании. Аналогичная книга у индейцев племени майя, в которой свидетельствовалось о переселении душ, содержала полное описание ритуала, сопровождающего усопшего с момента его предсмертной агонии до реинкарнации во чреве зачавшей женщины, включая все метаморфозы души.

r95

Сердце

Символ сердца – абсолютный космополит, не имеющий родины в какой-нибудь конкретной стране, культуре или вероисповидании. Несмотря на удивительную простоту его очертаний, этот символ всегда был и по сей день остаётся одной из наиболее сильных позитивных эмблем мира.

В основе символа сердца лежит квадрат (поставленный на угол так, чтобы получился ромб, на две верхние грани которого помещены половинки круга, или, как вариант, две верхние линии продолжены, пересекаются крестом и загибаются к углам квадрата, обнимая его). Испокон веков эта фигура являлась древним знаком земли и плодородия, ассоциируясь с рождением новой жизни. Два полукруга сверху являются символами света, или же это может быть трактовано как знак «приятия под божественную защиту». Возможно, люди прошлого пытались выразить в этом символе формулу жизни: сакральное значение креста нужно понимать как «я есть», рядом же — дом, женщина, земля и защита семьи высшими силами. Кстати, во время археологических работ во Франции было найдено именно такое изображение, где были видны геометрические основы построения фигуры – тоесть, современный вид «сердечка» может быть упрощённой версией с частичной утерей глубинного смысла гарантий защиты: человек, преподносящий символ сердца женщине, тем самым намекал на милость небес, и обещал личную заботу о безопасности потомства и совместного жилища. Нужно признать, что это более основательное понимание любви, нежели принято в современности… однако тоже не лишённое своих преимуществ.

Верно это или нет, но тем не менее, существуют и другие версии возникновения символа сердца. Одна из наиболее распространённых точек зрения полагает, что символ людям подсказала сама природа: визуально сердце образовывает пара лебедей, чьи головы и основаниями шеи как бы формируют остроконечный низ. Нетрудно понять традиционно алый цвет фигуры, если птицы плывут навстречу друг другу на фоне заката, превращая этот узор в символ любви. Почему «героями романа» стали именно лебеди – тоже не секрет. Они уже сами по себе являются символом верности и преданности, а так же посвящённости в тайный задум высших сил. Из орнитологии (науки о птицах) известно, что сформированная пара лебедей остается вместе всю жизнь, демонстрируя эталон преданности и верности, — а в мире животных это особенно редко наблюдается.

Гальдино Пранзароне, американский психолог из колледжа Роанок (штат Вирджиния), полагает, что «сердечко» происходит от античного символа женского начала – эллины ассоциировали женскую красоту прежде всего с формами области женского таза (вид со спины). Древние греки поклонялись детородной функции женского начала в лице богини Деметры, но в особенности Афродиты Каллипигос, в честь которой воздвигли храм. Как пояснил профессор в интервью «Discovery News» после исследования и анализа литературных и мифологических источников, греки особенно ценили её округлые формы, которые, по всей видимости, и стали прототипом символа сердца и логичной частью культа прекрасного человеческого тела. Однако изначально он не был заострён книзу, и уж точно не был красным. Гальдино Пранзароне предполагает, что современный вид символ принял позже, когда католическая церковь переняла его у греков. Тогда же, предположительно, символ и был назван «сердцем», поскольку его каким-то образом увязали с анатомическим органом.

r96

Так или иначе, этот символ пришёл к людям, и его история творилась уже в соответствии с новым пониманием. Мистики воспринимали сердце как вместилище духа. Алхимики считали сердце олицетворением солнца внутри человека, наподобие золота, олицетворявшего образ солнца на земле. Философы более поздних времён узрели в сердце двигатель прогресса мысли, источник страсти и сосредоточие жизни. Астрологи рассматривают сердечную пульсацию как отражение космических вибраций, взаимодополняющих процессов расширения и сокращения, эволюции и деградации.

Для древних египтян сердце было вместилищем души, и являло собой ключ в загробный мир на Суде властителя подземного царства, — Осириса, — что подробно описано в «Книге Мёртвых», — поэтому сердце умершего бальзамировали и хоронили в специальных сосудах. Одна из версий египетского представления космоса так же гласит, что бог Птах воплотил творение живого в своем серце, являющемся вместилищем мысли (что соответсвует результатам современных исследований, признавших орган-сердце «пятым духовным мозгом»). В Библии без труда находим похожее высказывание: «Я, Господь, проникаю серце» (замыслы человека) (Иер. 17), «Из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15).

Духовный аспект миротворения поддерживает трактовка сердца как образа центра мира. В вертикали тела человека центральное положение занимает именно серце, в котором средоточены все качества и силы. Любовная символика связана с сердцем потому, что это чувство является основополагающей духовной ценностью, которая возвышает человека и расширяет его собственную физическую природу. По всей вероятности, алый символ со временем стал женским оберегом именно благодаря связи с нежными и романтическими чувствами.

Ромб

Фигура, существующая в отрыве от «почвы» в угловатой и жесткой самодостаточности. Устойчивость ромба в его внутренней площади, а ударная сила — в остроте и прочности углов.

Ромб — жесткая и «упрямая» фигура, сугубо автономная в своем существовании и обеспечивающая свою «живучесть» своеобразной, только ему присущей адаптационностью. Она заключается в способности изменять остроту углов и поперечное сечение. Иными словами, ромб способен предельно обострять свои углы, «вытягиваясь» в длину или, наоборот, превращаться в некое подобие квадрата, «поставленного» на угол. В первом случае острие, как жало, резко повышает разящую проникаемость, а во втором — образуется укрепленный со всех сторон форт. Знак ромба — символ «жесткой идеи», некой парадигмы, он, как и треугольник, олицетворяет ударную силу и могущество, при этом последнее качество у «ромбов» представлено весьма агрессивно. Ромб — это диктат единого властного центра, поэтому ромб как нельзя лучше олицетворяет персонализацию власти. Они предельно жестки и догматичны (жесткость и прочность ромбов обеспечивается изнутри крестовиной!), и для изменения конфигурации ромба должны быть очень веские причины, да и сам процесс подобной модификации для ромба отнюдь не безболезнен.

Может рассматриваться как производное от двух соединенных основаниями треугольников.

Графический образ:


  • матки, вульвы, иногда — невинности;

  • алмаза;

  • ромбовидный рисунок на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.

Основные значения:


  • женский творческий принцип, женственность, плодовитость, плодородие, мать, материнство;

  • матка, вульва, pudenda mulieris — обычно, с точкой в центре;

  • счастье;

  • всепоглощающая материнская любовь, материнство, Великая Мать, Кали;

  • земное начало, тьма материнского лона, могила;

  • море, первичные воды, бездна страха;

  • женская порождающая сила.

r94

Кельтский Орнамент

Кельтские орнаменты, как часть искусства начали формироваться с началом принятия христианства. В древних рукописях монахи использовали их для того чтобы помочь читающему во внутреннем поиске духовности. Самая распространенная форма узоров в таких рукописях — лабиринт. Эти лабиринты приводят человека к центру концентрации живых энергий. Символизируют непрерывность и выражают связность всех вещей во вселенной.

Характерная черта этих строений – их направление, они всегда ведут в центр. Это говорит о том, что кельты вкладывали в лабиринт нечто большее, чем просто сооружение «трудной дороги».
Кельты представляли лабиринт – как путь к духовному просветлению, преодолевая невзгоды, личное эго, приучая себя находить истинный путь – человек достигал своей внутренней духовной сути, становился мудрым и просветленным. В центре лабиринта находится духовная сила, к которой стремится человек.

Примечание. В символике книги прослеживается явная связь с Символикой Тёмных. Сердца на книге и на кинжале одинаковы. Но нужно учитывать важную особенность — сердце на книге находится в ромбе, а это исключительно женский символ. В отличие от кинжала, который является мужским фаллическим символом. Таким образом у нас есть два магических предмета символика которых чётко разделена на мужскую и женскую.

rt

Источник: http://www.symbolarium.ru/ и другие сайты.

Пост составлен при участии: ellie_mallbrrul
Отдельное спасибо juliamasn за то, что напомнила нам про книгу.

РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ символьных архетипов СЛАВЯН — История под запретом — Каталог статей

                                                                           



Ромб — один из фундаментальных символов , впервые появившийся на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры). Наряду с другими геометрическими фигурами — кругом , квадратом и равносторонним крестом составляет основу общечеловеческой символики. Он входит в древнейший ромбо — меандровый орнамент , из которого выкристаллизовалась и сама свастика , став основой мифов , народного и традиционного искусства.

Ромб обозначал представление тогдашней человека об окружающем мире , о реальности , наполненную непонятными ей силами. Позже , в неолите ромб обозначал женское начало : с женщиной стали связывать плодородие. Далее ромб , разделенный на 4 части , стал символом плодородия и засеянного поля — символом предков , символом Рода.На свадебных юбках , на вышитых рукавах женских рубашек , на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор : ромб или косо поставленный квадрат , разделенный накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из этих четырех небольших квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняла другие элементы. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд , соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур , но тогда между ромбами остаются просветы , благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого взора — фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками .Борис Рыбаков назвал эту композицию ромбо — точечной . Мы же в контексте нашего исследования будем называть ее « засеянного поля» , что , по нашему мнению , ближе к истинной ее названия и четче отражает функциональность , ритуальность и магическими этого символа .Связь « засеянного поля» со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет обратить на него особое внимание , так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием , и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно , что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых , как будущая плодовитость девушки — невесты , а во-вторых , как плодовитость вспаханной и засеянной земли ( каравай хлеба , обсыпки зерном подсыпку соломы и т.п. )
Женщина — уподоблена земли , рождение ребенка — уподоблено рождению нового зерна , колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказалось не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений , но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожелания счастья новой семьи , рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивает это будущее счастье . Здесь мы видим тот самый комплекс , который выражался в древней Руси понятием « Роженица » — то есть Берегиня , покровительница как рождаемости , так и урожайности .user posted image

Как иллюстрацию плодовитости живого существа , например , знак « Засеянное поле» находим на памятниках античной эпохи , например , на греческих сосудах разных эпох. Ромбы с точками изображаются около половых органов львов , жеребцов и фантастических крылатых зверей . Иногда ромбо -точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровым завитками ; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на Делосский весе VII века.Возможно , основанием в формировании данного графического символа дала сам человек — анатомическая область, расположенная между верхушкой копчика сзади , вершиной пидлобкового угла , или дуги , спереди и ягодичными холмами снаружи , называемая промежностью , имеет форму ромба ; линией, соединяющей седалищные бугры , делится на 2 треугольника : передний — мочеполовой , через который проходят мочеиспускательный канал и влагалище у женщин и мочеиспускательный канал у мужчин , и задний ( анальный ) , через который проходит прямая кишка . Также однозначно говорит и о половой и о родовой производительность.

Трипольские находки женских фигурок отражают стройных дев с едва обозначенными грудью , но нередко с признаками начинающей беременности. Это — та же идея семян , новой жизни , но выраженная в иной форме . На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна , то небольшой бугорок , обозначающий беременность , то изображение растения ( колоса ?) . Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов точками в каждом из них ( символ поля с семенами ?) .

В свадебном обряде славян . А. Рыбаков проследил закономерность вышивания знаков « Засеянное поле» только на свадебной юбки , которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества . При этом на детских или бабушкиных юбках , которые отличались бедностью орнаментации , этот знак никогда не вышивали .В вышивке , используемой на женских рубашках установлено точно такое же возрастное разграничение : крупные узоры , выполненные из знака « Засеянное поле» , украшают предплечья только на рубашках молодых женщин и не встречаются ни на детских , ни на бабьих .Макоши из Анатолии

Знак « Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках , которые , как известно , часто были свадебным подарком жениха невесте . И здесь ромбо -точечный знак символизирует землю , пашню , расположенную между полуденным и «ночным » , подземным солнцем.Географическое распространение « засеянного поля» очень широкое . В украшении женских одежд , поясов и головных уборов мы встречаем этот символ во всех Украинских (Киев , Чернигов , Карпаты) , в русских и финно — угорских народов , у белорусов , у немцев и западных славян .Большой пласт археологических находок со знаком « Засеянное поле » относится к домонгольской Руси. Этот знак мы найдем и на тканях из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска , орнаментированных сплошным узором из ромбов с точками , и на различных ювелирных изделиях .Во времена эллинизма этот знак встречается на специальных глиняных алтариками для жертвоприношений первых плодов , на которых большой ромб , разделенный на четыре части и снабжен точками , занимает всю горизонтальную плоскость алтариками ; по сторонам ромба изображены оба колосса .Этот же знак мы встречаем у скифов Причерноморья. На территории Золотой Балки , поселение II ст . до н.э. — II ст. н.э. , на правом берегу Нижнего Днепра в жилище , у самой печи , найден небольшой плоский квадратный алтариками , разделенный тройной линией на четыре части ; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга. Что в целом дает типичную схему знака « Засеянное поле». Этот же знак находим и в бронзовом веке , например , на сосудах вучедольськои культуры в Славонии ( суч.Словения ) .Б.А. Рыбаков приходит к следующему выводу : « Даже эти разрозненные примеры , количество которых , впрочем , можно значительно увеличить , убеждают нас в устойчивом , древнем бытовании нашего символа . Семантика его не выходит за рамки магии плодородия : свадебная одежда , плоды земли , половая сила . Двигаясь в своем ретроспективном пути еще дальше , в более ранние эпохи , мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо — точечную композицию , как в ее полной классической форме , так и в сокращенном варианте (только ромбы или один ромб с точкой ) , мы находим в Триполье . В 1965 г. мне пришлось писать по поводу известных трипольских женских глиняных фигурок следующее: « Обилие женских статуэток давно уже получила толкование как проявление культа божеств плодородия. Особый интерес представляют изучены С. Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины , относящиеся к раннему этапу трипольской культуры . Прежде чем лепить фигурку божества плодородия , глину замешивали на зернах (и муке ?) , Выражая тем самым всю суть своих пожеланий . С.Н.Бибиков очень остроумно приурочил изготовление таких фигурок к новогоднему цикла заклинательных земледельческих обрядов. Идея зерна , семян как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и позднего периодов » .
Символ « Засеянное поле» , выраженный « четвертованием » ромба -поля -пространства , плотно прижился в многотысячелетней сознании славян , применяясь к наиболее насущных понятий . Например , как часть чего-то — » четверть » , четвертая доля . Как мера длины , четверть значит четверть аршина , пядь , 4 вершка . Как мера земли: четверть десятины , четверичний , т.е. квадратный . Как денежный объем — четвертак , четвертачок . Старинное слово « четь » тоже особенно интересно , так как по его трансформацией мы можем наблюдать образование слова « четверть » — « четь » + « верть » ( вертеть ) . Если смотреть на графике символа « Засеянное поле» , то можно легко обнаружить : как его ни » верти » , то же будет . Слово « четь » с древнерусского означает « чрево , творить» ( по отношению к земле — земля , которая дает ) .Археологическим данным прослеживается еще одна сторона символизма знака « Засеянное поле» — принцип четырех сторон света . И этот принцип появляется впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита — узловые знаки орнамента изображались на боках сосудов таким образом , что они смотрели «на все четыре стороны». Отметим и тот факт , что трипольские чотиричастни жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света.Здесь следует проследить влияние славянской культуры на зачатие и становление египетской . Трипольская культура датируется 6-3 тыс. до н.э. И трипольцы жившие , особенно в поздний период , в энеолитических городах , насчитывавших до 20 — 24 тыс. жителей , что говорит об обязательном социальном расслоении общества с выделением в его среде правителей. Трипольцы были искусными строителями , их здания включали несколько этажей , имели над входом балкон. Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города славян — трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 Га ( Тальянки ) , 300 Га ( Майданецкое ) , 250 Га ( Доброводы ) . В Египте находим , что «практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы : 1) в египетских росписях , изображающих ливийцев — Кихну конца II — начала I тысячелетия до н.э. , Живших у западных границ Египта , т.е. в Восточной Сахаре. Отсюда становится понятно: чье влияние испытали т.н. египтяне при строительстве пирамид — эти гробницы древнеегипетских фараонов Древних и Средних царств были построены лишь около 2800 — около 1700 до н.э.


В Трипольской культуре четырехугольными были не только жертвенники , подобно располагались четыре листа в орнаменте , четыре солнца на сосуде и т.д. Число четыре занимает очень важное место в трипольской орнаменте , но не столько само по себе , сколько в качестве обозначения четырех направлений . Судя по некоторым данным , в настоящее время уже сформировались понятия «впереди » , « сзади » , « налево» , « направо» и , очевидно , определились понятия « юг» и «север » , «восток » и «запад ». Вполне понятно , почему мысль трипольских художников постоянно возвращалась к распределению главных элементов орнамента по «всем четырем сторонам» : ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света — югом , севером , западом и востоком но и сторонами его прямоугольного поля. Поле распахивают в двух направлениях ( борозда в одну сторону , борозда в противоположную сторону) , а затем боронуют в двух направлениях , нередко перпендикулярных бороздам . Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении.Родившись в представлениях энеолитических земледельцев , принцип чотирьохкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до нашего времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон , в старинных заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны» , в сказках враги могут грозить герою « со всех четырех сторон » и т.п. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира , поэтому не удивительно долговечность как самих представлений , так и графических форм , в которые древние земледельцы сумели вложить свои новые понятия о пространстве …



Символика русского орнамента. Часть II

    Все орнаменты состоят из знаков-символов, подобно тому, как предложение состоит из слов, а слова из букв. Через них составленный узор несёт своё послание миру. Рассмотрим коренное значение некоторых символов.

Крест.

 Равносторонний крест есть символ солнца на небе и огня на земле. Он изображается в виде четырёх лучей. «Светит солнышко на весь белый свет, на все четыре сторонушки». Причём прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета, на вершине. К примеру, в сутках – это полдень, когда солнце пребывает в зените своей силы. А косой крест («огнивец») обозначает движение, является символом перехода из одного состояния в другое, причем идет преобразование одного качества в совершенно иное, ранее, быть может, не ведомое человеку. Допустим в круге жизни – это рождение человека, свадьба, принятие веры. Так косым был крест апостола Андрея Первозванного – «Андреевский крест».

Слово о свастике.

Свастика – крест с загнутыми концами в правую или левую сторону. В переводе с санскрита «суасти» значит «счастье». «Суасти Аста!» – «Да будет благо всем!», так можно перевести силу пожелания этого знака. Синонимы: кривоножка, кривонога, ярга, коловрат.

Как рождается свастика?

  Свастика является огненным знаком и рождается при вращении креста. Когда крест вращается слева направо, по часовой стрелке, по солнышку, посолонь, то пламя отклоняется воздухом влево – это правосторонняя (прямая) свастика. Когда крест вращается справа налево, против часовой стрелки, то пламя отклоняется влево – это левосторонняя (обратная) свастика. Таким образом, правосторонней свастикой именуется крест, концы которого загнуты налево, а левосторонней свастикой является крест, с концами загнутыми направо.

 Если свастика является сложносоставной, то срединная и окраинная части символа могут двигаться как в одном потоке, так и во взаимно противоположных направлениях. Здесь следует ориентироваться по коленцам средины символа, несущим основной заряд энергии.

Свастика обозначает состояние токов силы, как в человеке, так и природы в целом по определённым рубежам.  Основные вехи в природе – это зимний и летний солнцеворот. Так зимний солнцеворот, когда солнце поворачивает с зимы на лето, проходит под знаком правосторонней свастики, которая символизирует мужскую активность, ярую силу неба, прибывающее/ восходящее/ весеннее солнце, нарастание светлого времени суток, день до полудня. А летний солнцеворот, когда солнце поворачивает с лета на зиму, проходит под знаком левосторонней свастики, которая символизирует женскую активность, плодоносящую силу земли, убывающее/ заходящее/ осеннее солнце, убыль дневного света, день после полудня.

Кривоножка/кривонога – здесь без перевода понятно. Не понятно пока только чьи это ноги? Известно, что в древности движение солнца знаменовал олень, а позднее – конь. Простая ярга именовалась «конёвными голяшками», а посложнее – «конями», «конями со всадниками».

Ярга («яр» — пробуждающая жизнь сила, «га» — движение, хождение) – движение оплодотворяющей силы, пробуждение токов жизни под лучами весеннего солнца. Ярь/ярина/ярица/яровина – растительная сила почвы, соками поднимающаяся от корней по стволам деревьев, по стеблям трав, раскрываясь цветами-соцветьями. Ярынь – вешнее состояние земли, когда зеленятся поля, расцветают сады и леса. Это время Весны и Солнца, Лели и Ярилы. Леля – дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и ярый/пылкий/горячий/стремительный бог весеннего солнца Ярила приходят к нам с таяньем снегов, с пышным цветеньем. Ярила вдыхает жизнь в зерно, в семя, возбуждает в травах и деревьях растительную силу. От него ярится земля и всё живое. Кого ни встретит – тот «без пива пьян, без хмеля хмелён», окинет жарким взглядом девицу-красавицу – мигом у той забурлит молодая кровь, в жар бросит, лицом зардеется, словно красный маков цвет. На пути его цветы зацветают да с каждым днем всё духовитее, ярче, цветистее становятся. Это первая половина года — от зимнего к летнему солнцестоянию.

  Коловрат («коло» — круг, образ солнца, «врат» — вращение, возвращение, врата) – подразумевает движение солнца с востока на запад по кругу в течение дня и итоги года в целом, в широком значении этого слова. В более узком смысле: это обозначение сбора урожая, когда земля разрешается от бремени плодами, это время Лады, вторая половина года — от летнего к зимнему солнцестоянию.

По направлению силы:

Ярга – это правостороннее дижение свастики (по солнышку), а Коловорот – это левостороннее движение свастики (против хода солнца).

Ромб, квадрат.

В народе их называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы неба/земли, согласно повторяемости годичного хода солнца. Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, рожаницами – нес образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента – нес образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая, а результат вложенного труда, знания и опыта зависел от погодных условий, «состояния неба». «Не земля хлеб родит, а небо». «Лето родит, а не поле». То есть сияние солнца пробуждало токи жизни земли, входило в каждое живое существо, давало рост всходам растений и питало плоды. Поэтому символы солнца, источника всего живого на земле, почитались символами жизни, богатства, счастья, здоровья и окружали повседневный быт людей.

 Если посмотреть на рисунок Коловрата, то в знаках за кругом идёт описание состояния солнца, а внутри круга – описание состояния земли.

 Ромбы, представленные от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота – лучистые. Это основной период крестьянского земледельческого календаря. Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей» («ре», «ра» – солнце; пей) – пей солнце, пей солнечные лучи и наполняйся животворящей силой роста. «Репей» имеет вид ромба, из каждой вершины которого выходит по 2 пары расходящихся прямых лучей. Это мужская энергия состояния яркости, стремительности, пылкости и производительной силы вешнего солнца. Солнышко покрывает землю. Появляются проталины в снегах, выходят из почвы цветы-первоцветы. Стремительно прибавляется день, приходит тепло, близится время начала полевых работ и оживления природы. В лучистом ромбе проталины обозначаются кругом, крестом, квадратом, показывающим проникновение лучей солнца к почве. Далее идёт концентрация силы солнца и передача её земле, выход из семени ростков, из набухших почек – листвы, из бутонов – цветков. А следующая веха – это расцвет и завязь плодов, зенит «лучистости», когда сила обладает плодозачинающей и плодоносящей мощью. Солнышко в это время изображается в виде 4-х лепесткового цветка с точкой в своей середине – символом завязи, символом плодоношения. Потом, достигая «макушки» идёт поворот, меняется состояние сил. С одной стороны идет ещё рост растений, а с другой – природа начинает приносить плоды, разрешаться от бремени.

Ромбы, представленные от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия – кучерявые. «Ромб с крюками», «кучерявый круг», «чекан» (топор) ткачихи изображали в виде ромба, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. Сила солнца питает своей мощью созревание плодов. Поэтому «кучерявые круги» олицетворяли зрелость, плодородие, солнышко плодородящее. Световой день начинает постепенно убывать. Наступает время сбора урожая, время подведения результата работы крестьянина на земле и солнышка на небе. «Не тот урожай, что на полях, а тот, что в закромах» говорилось в народе, а думалось о сытости семьи на долгую зиму.

Касаясь круга жизни человека, ромб символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины, а говоря более откровенно – её наружные половые органы. При этом «чистый» ромб обозначал девственность, с точкой посередине – её утрату, а с четырьмя и более точками – зрелость, материнство. Поэтому часто его изображение располагается внизу живота на вышивке женских антропоморфных фигур, на древних статуэтках. Переход девушки-невесты после свадьбы в статус женщины-жены, от замужества до рождения ребёнка-первенца – подобен периоду от весеннего равноденствия до «макушки лета». Женщина в это время привлекает токи жизни в своё тело и узорочье на её одеждах самое щедрое. С рождением ребёнка происходит становление женщины-матери, что соответствует периоду от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия в природе. Связь ромбо-точечного узора с плодовитостью наиболее ярко проявляется в свадебной обрядности и быте молодой женщины. Происходит совмещение понятий рождения детей и урожайности поля, которые обеспечивают семейное счастье.

Таким образом, весь вариационный ряд ромбических символов от весеннего до осеннего равноденствия содержит единый мотив, пожелание-призыв: «Плодитесь и размножайтесь!».

Рожаницы.

Это Лада и Леля, мать и дочь, небесные богини-покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. На рисунке Коловрата рожаницы символизируют производительную силу солнца от завязи плодов до сбора урожая, от зачатия ребёнка до завершения детородного периода.

  Их изображение состоит из ромба/квадрата – «головки» и 2-х открытых полуромбов – «ножек». Когда «ножки» обращены к середине в солнечных «кругах», а «головки» наружу – это символизирует сосредоточие растительной и плодоносной силы в ком-либо. А когда наоборот, «головки» внутри, «ножки» снаружи – это плодорождающая сила солнца, исход созревшего вовне, «рог изобилия». То есть в одном случае сила идёт в рост, а в другом – в плоть. Таково содержание этого знака.

Гуськи.

Отображение правостороннего или левостороннего вихря, объединяющего небесную и земную стихию, соединение их друг с другом при вертикальном изображении символа. В горизонтальной позиции указывает на преемственность, объединение прошлого и будущего, поддержание повторяемости порядка. Причём в правосторонней скрутке, как и у свастики, сила идёт в рост, концентрируется, а в левосторонней скрутке – на созревание и отдачу. Последовательно соединённые они дают ритмический ряд, призывающий благополучие в семью.

Треугольники.

  Треугольники с основанием внизу и вершиной вверху обозначают мужское начало и солнечные лучи, если принять во внимание такое расположение, как будто человек сам и является солнышком, свет идёт от себя. А треугольники основанием вверху и вершиной внизу – женское начало, подобно земле, которую освещает солнце (см. рисунок солнышка выше). Следует иметь в виду, что значение расположения треугольников может меняться. Например, в сарафане женщина может уподобляться земле, а несущий образ солнца орнамент будет собирать силу внутри тела. Так что в трактовках орнамента следует принимать во внимание многие составляющие, чтобы раскрыть содержание узорочья и энергетическое и смысловое.

 На этом можно сделать остановку и подвести предварительный итог в расшифровке геометрического орнамента. Как свет солнца отводит морозы, топит снега, раздвигает тьму, точно также его образы в узорах охраняют своего владельца от бед и несчастий. И через века несет орнамент от поколения к поколению заветы предков наших – растить урожай и воспитывать детей для продолжения и процветания рода, пока светит солнце и носит человека земля.

/ Впервые статья опубликована в журнале «Ваша Светлость» №7 за 2007 год. /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *