Свастика — Википедия
Ожерелье I тысячелетия до н. э., найденное при раскопках в ИранeСва́стика (ярга[1], символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи[2], благоденствие[2][3], от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»[4]) — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся»)[5] либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ sauwastika[en] и даже приписывают ему иной смысл[⇨]).
Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, у многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов[5][6]. Символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите
У свастики как символа много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории.
В XX веке свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией[5].
Изображения
Традиционные изображения свастики бывают разными, как с загнутыми под прямым углом концами, так и с плавными или спиралевидными очертаниями[7]. Выделяют так же 3-, 5-, 6- и подобные n-конечные свастики, которые не являются крестами, но выражают ту же идею вращения[8]. Исходя из теории симметрии свастику рассматривают не только как розетку, но и как другие симметричные фигуры — бордюр и сетчатый орнамент [9].
Происхождение и значение
Этимология и синонимы
Слово «свастика» индийского происхождения, однако сам символ древний и впервые встречается не в Индии. Слово состоит из двух санскритских корней: सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»[4], то есть «благосостояние» или «благополучие». Кроме этого названия, на санскрите существуют десятки других названий символа, связанные с разными мифологическими легендами, преданиями[7].
Название «свастика» ввёл не позже 1852 г. Эжен Бурнуф[10][11]. Греческое название свастики — «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον, тетрагамма), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ). В Европе свастику называли tetraskelion («четвероногий»), triskelion («трёхногий»), гамматический крест (в дореволюционном руководстве для духовных семинарий
Сомнительно происхождение такого устаревшего названия свастики как «филфот» — многоножка (англ. fylfot: от др.-сканд. fjôl, соответствующего др.-англ. fêla и нем. viel — много + др.-сканд. fotr — нога[14]; или от др.-англ. fêowerfôt «четыре лапы»[15][16])[11]. Вероятно, это было местное прозвище свастики несколькими британскими учёными и скандинавскими антикварами[13].
В нацистской Германии Гитлер называл символ «хакенкройц» (нем. Hakenkreuz, буквально — «крюковый крест», иногда «мотыгообразный крест», и тому подобное)[7].
Название некоторыми [5][3] исследователями свастики «молотом Тора» было признано ошибочным[13][17][18][8].
Некоторые неонацисты[19] и неоязыческие[20] приверженцы фолк-хистори утверждают, что русское название свастики — «коловрат»[⇨], однако нет ни одного этнографического источника, подтверждающего это[7][21][22]. В традиционном просторечии свастика называлась по-разному. Например, «ветерок» — поскольку в христианстве свастика обозначает некое духовное движение, схождение Святого Духа, и поэтому «ветер» и «дух» — слова с одним смыслом[7]. Или: «гуськами», «огневцами», «зайцами» (полотенце со свастикой называлось полотенце с «зайцами»), «конями», «коняшками», потому что такой вот загнутый крест[7][23]
Трактовки
Одно из самых ранних употреблений ромбо-меандрового свастического орнамента отмечено в эпоху палеолита в Костёнковской и Мезинской культурах (25—20 тыс. лет до н. э.)[24][25].
Спектр гипотез, объясняющих значение символа, широк и в настоящее время. Разные авторы связывают свастику с текущей водой, воздухом, пламенем, огнём, женским полом, соединением двух полов, луной, сторонами света, различными богами и т. д. Наиболее распространённая версия — солнце в круговом движении[26].
Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания.[источник не указан 1252 дня] Является одним из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца.[источник не указан 1252 дня ]
В памятниках Индии свастика символизирует солнце[27][28], а солнце (по данным, относящимся ко времени не ранее 2 тыс. до н. э.) представлялось птицей[29]. Аналогично и в доколумбовой Америке свастика считалась эмблемой бога Солнца[30], поэтому изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, трактовалось в эпоху бронзы как символ солнечного божества[31]. В Китае свастика была введена в VII веке как иероглиф, обозначающий Солнце[32].
По мнению А. Голана, в сфере тех культовых воззрений, в которых отмечается почитание солнца, свастика имела то же значение, что и крест, а именно, она являлась символом солнечной птицы. Вероятно, свастика обозначала годовое движение солнца, а крест — суточное. Действительно, у ацтеков иероглиф в виде диска с крестом обозначал «день», а диск со свастикой имел значение «год».
О солярном значении свастики свидетельствуют некоторые графические композиции. Свастика, как и крест, нередко изображалась в круге, который в эпоху бронзы считался изображением солнечного диска, она бывает окружена точками, с зубцами, лучами, которые в эпоху бронзы имели солярное значение. Однако все эти графемы, состоящие из окружности и свастики, имеют неолитическое происхождение: по мнению А. Голана, с точки зрения раннеземледельческой религии они символизируют связь богини неба и бога земли.[33]
Тем не менее, свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли[31]. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, стихий[31], четырёх сторон света, центрированных вокруг оси (это зафиксировано и в средневековых мусульманских рукописях, а также сохранилось до нашего времени у американских индейцев [34])[31], смены времен года, вращения небосвода вокруг небесной оси[35][36]. В западном оккультизме ей придавались вращения зодиака и алхимической идеи превращения элементов[37].
Британский математик Иэн Стюарт высказал предположение о том, что повсеместное распространенность узора подобного свастике обьясняется работой мозга человека. А именно тем, что в состоянии возбуждения квадранты поля зрения отображаются в различных областях мозга, образуя вращающиеся образы, подобные свастике[38].
Правосторонняя и левосторонняя («свастика» и «саувастика»)
Имеются существенные разногласия среди исследователей, относительно утверждения, что правосторонняя и левосторонняя свастики различаются смыслом.
Свастика на знамёнах может быть видна с разных сторон по-разному. Кроме того, если мы по концам свастики определяем направление, то это будет одно, если по углам — это будет другое. Есть древние изображения с концами, повёрнутыми в одну и затем в другую сторону (в трипольской культуре, в индуизме). Когда два вида свастики употреблены одновременно, и рядом, то можно с уверенностью один из них назвать мужским, а другой — женским
При таком различии направления свастику делят на дуальности: «левый — правый», «женский — мужской», «добрый — недобрый». Знак свастики с загибом концов креста влево («женский») символизировал полёт солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо («мужской») — весной и летом на юг, возможно, символизируя два полугодовых состояния солнца[39]. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки.
Левосторонняя «саувастика» и правосторонняя «свастика», соответственно.В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, изображавшие двух женских, а также двух мужских божеств [33]. По мнению А. Голана, эти данные согласуются с дихотомиями (оппозициями) «левый — правый» и «женский — мужской»[33], подобно «Инь» и «Ян». В энциклопедии «Британника» говорится о чётком различии направления в индуизме, где изображение с «вращением» против часовой стрелки называют саувастикой[en] (реже — совастикой, англ. sauvastika)[3]. Генрих Шлиман, обнаруживший много образцов свастик при раскопках найденной им Трои, и профессор-индолог М. Мюллер, в опубликованных Шлиманом разъяснениях, в 1880 году также ограничивали термины «свастика» и «саувастика» индуизмом, и возражали против применения их к похожим западным символам, которые называли просто «знаками»[40]. Они также связывали направления свастики с дихотомиями, согласно индийской традиции. Р. Багдасаров отмечает, что подобной трактовки придерживались и другие авторы, в частности индолог Чарльз Бирдвуд
По данным А. Голана, в русской традиции правая и левая свастика трактуются несколько иначе: одна обозначает движение по солнцу и символизирует добро, другая — движение против солнца и считается недобрым знаком (в данном случае оппозиция «добрый — недобрый» соотносится с «мужской — женский»).[33]
История
Распространение
Свастика как отдельный одноосевой символ встречается со времен неолита и энеолита 8-м тыс. до н. э.[43][7][44] Предположительно свастика произошла из протосвастического ромбо-меандрового орнамента эпохи позднего палеолита в находках мезинской культуры[45][9][46][неавторитетный источник?][47].
В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетий до н. э. На Закавказье с XVI века до н. э., на Северном Кавказе с I тыс. до н. э.[48]
В эпоху бронзы свастика изредка встречается в Центральной и Западной Европе, на Кавказе, в Западной Сибири и Средней Азии[44]. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах. Занимает значимое место в орнаменте предметов, найденных при раскопках Трои и сравнительно часто встречается в памятниках античности. Была известна доколумбовой Америке, в частности в государстве Майя в Центральной Америке[48][44].
Крайне редко свастика встречается в искусстве Древнего Египта, не обнаружена в памятниках Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, а также на территории Австралии, Океании[48][44].
Символ характерен практически для всех культур народов севера Евразии, как индоевропейских, так и финно-угорских, тюркских, кавказских[7].
В Азии
Свастика на скобе для стрел — герб клана Хатисука. Япония, эпоха ЭдоБлижний Восток
Первые изображения отдельного символа найдены в Анатолии и Месопотамии и датируются VII—V тыс. до н. э.[49][31] В частности, свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры.
Одна из древнейших форм свастики — малоазийская, в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до н. э. в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах)[31]. Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям — являются знаком земли, также малоазийского происхождения[31].
Много образцов свастики было обнаружено при раскопках Трои Генрихом Шлиманом. Он обратился к профессору Мюллеру М., опубликовав его разъяснения про свастику в своём «Илиосе»[40][50].
Ранние изображения свастики на территории нынешнего Азербайджана встречаются в образцах наскальной живописи Гобустана, относящихся к VI—V тысячелетиям до н. э. На азербайджанских коврах изображение свастики используется в качестве заполняющего элемента композиции срединного поля. Это мы видим на карабахском ковре «Малыбейли», на губинских коврах «Губа» и «Гымыл», на ширванском ковре «Сумах», а также на ворсовом губинском ковре «Билиджи».[51]
Фигурирует свастика (под греко-римским влиянием) и среди иудейских древностей. Мозаичными изображениями свастики украшены, например, полы позднеантичных синагог в Эйн Геди[52] и синагоги близ кибуца Авшалом на Голанских высотах[источник?]. На территории современного Израиля изображения свастики обнаружены при раскопках в мозаиках древних синагог. Так, синагога на месте древнего поселения Эйн-Геди в районе Мертвого моря датируется V—VI веком н. э., а синагога на месте современного кибуца Маоз Хаим на Голанских высотах действовала в период между IV и XI столетиями. В синагоге Хартфорда в США свастичная мозаика присутствовала на полу до Второй мировой войны[53]. Также свастика присутствует на мозаике, устилающей пол Базилики Рождества Христова в Вифлееме.
Южная и Восточная Азия
Лево- и правосторонняя свастики встречаются в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд), древнем Китае и Триалетской культуре[54] Закавказья II тыс. лет до нашей эры.
Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне»[источник не указан 1252 дня]. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии.
Широко используется джайнистами и последователями Вишну[источник не указан 1254 дня]. В джайнизме символ может соответствовать четырём уровням сансары, от которых нужно освободиться или четырём качествам души[55].
На севере Индии в настоящее время свастика используется в ритуалах маркирующих начало (рождение, свадьба)[56][31].
Кроме Индии символ широко используется в Непале, а также Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без неё.
Используется в Китае как часть буддийской традиции со времён династии Тан. Тогда императрица By (684—704) повелела обозначать свастическим иероглифом Солнце, поэтому свастический мотив чрезвычайно распространился в орнаментации[32].
В Китае свастика используется как знак всех божеств[источник не указан 1254 дня], которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна»[источник не указан 1254 дня]. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян»[источник не указан 1254 дня]. В морских цивилизациях[источник не указан 1254 дня] мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце[источник не указан 1254 дня].
Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь» (яп. まんじ, «орнамент, крест, свастика»), считается закрученным против часовой стрелки. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, любовь, сострадание, а устремленность изгибов креста вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой[источник не указан 1254 дня]. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла[источник не указан 1254 дня].
Также свастика — символ эзотерического буддизма. В этом аспекте он называется «Печатью Сердца» и, по преданию, свастика была запечатлена на сердце Будды. Её изображение кладут на сердце посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию[источник не указан 1254 дня].
Свастика широко используется в тибетской религии бон с VII века[57].
В Африке
В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ, которое существовало во II—III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика[источник не указан 1254 дня]. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана).
В Америке
В Северной Америке свастика встречается в археологических материалах миссисипской культуры[58] и датируется 1000[59]-1550 годами н. э.[60][61] Доказательством древности символа там служат находки в горах Хоупвел (округ Росс, Огайо) и Токо (округ Монро, Теннесси): тонкие медные свастики с отверстием посередине, отлитые не менее 2000 лет назад[59].
В колониальный и современный период символ свастики известен у большинства индейских народов Северной Америки. Исключением являются регионы побережья Тихого океана, Аляски и севера Канады.
В Южной Америке встречается свастический орнамент в декоративном искусстве предположительно VII—IX века периода культуры Наска в Перу[62].
Свастику считали древним символом центрально-американские индейцы гуна и использовали его на флаге при создании республики Туле[63].
В доколумбовой Америке свастика считалась эмблемой бога Солнца[30], поэтому изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, трактовалось в эпоху бронзы как символ солнечного божества или как «громовая птица»[31]. По мнению А. Голана, в аспекте верований раннеземледельческой религии этот образ и свастику следует трактовать как бога преисподней, поднявшегося в небо[31].
На территории России
Волк со штандартом, на котором изображена двойная спиралевидная свастика — символ аварского ханства[64].Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте Андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы, XVII—IX века до н. э.), принадлежащей индо-иранским племенам.
Свастикой украшали домашнюю утварь[кто?]. Присутствовала она и на иконах[65]. Вышитая на одежде, свастика могла иметь определённое обережное значение.
В Закавказье встречается с XVI века до н. э., на Северном Кавказе с I тыс. до н. э., наиболее древние находки расположены в районе между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Грузией[48]. Свастику можно увидеть[источник не указан 1254 дня] на камнях Ингушских башен, культовых строений и могильников (некрополей), располагающихся в периметре башенных комплексов, построенных в период между X и XVII веками нашей эры. Такие комплексы расположены преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии, в небольшом количестве имеются также в Сунженском районе Ингушетии. Круговая свастика в виде трехлучевого солярного знака является одним из национальных символов ингушей и помещена на флаге и гербе Ингушетии.
Изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности, на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т. н. «Город мёртвых»). В доисламский период свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).
Солярный знак является одним из элементов башкирского орнамента. Им украшаются еляны, разновидность верхней одежды, служит в качестве тамги некоторых родов, например, кубулякского. У башкир свастика является символом солнца и плодородия[66].
Свастика в виде креста с концами, загнутыми влево (sauwastika[en]), была любимым знаком последней русской императрицы Александры Фёдоровны. Она его ставила повсюду для счастья, в том числе — нарисовала карандашом на стене и в оконном проёме[67] комнаты в доме инженера Ипатьева, служившей местом последнего заключения царской семьи и, без датировки, — на обоях над кроватью, где, очевидно, спал наследник[68]:175.
Логотип АСЕА, «Весь Петроград», 1917 годСвастика использовалась в логотипе Русского электрического акционерного общества АСЕА[69] — дочерней компании шведской электрической акционерной компании ASEA.
В 1917 году свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках, имевших хождение в 1918—1922 годах[70].
В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики[7][71]. Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — «вихрь», «жизненная энергия»[72].
В первые годы революции свастика пользовалась определённой популярностью у художников, искавших новые символы для новой эпохи, но конец её тиражированию положила статья «Предупреждение», опубликованная наркомом просвещения А. В. Луначарским в газете «Известия» в ноябре 1922 года:
На многих украшениях и плакатах по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, который называется свастикой. Так как свастика представляет собой кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации «Оргеш», а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, особенно на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление.[73]
В 1926 году вышла первая часть фундаментального этнографического исследования по народному костюму Русской Мещёры Бориса Алексеевича Куфтина (1892—1953)[74]. Издание содержало богатый иллюстративный материал, в том числе и со свастическими орнаментами. После 1933 года все подобные исследования были свёрнуты, продолжения издания так и не появилось. Разосланные по библиотекам книги, в основной своей массе, были уничтожены[источник не указан 1254 дня], а оставшиеся в центральных библиотеках переведены в закрытый фонд специального хранения (Спецхран).
В современной России, «коловрат»
«Коловрат» на эмблеме «ССО»[20]В настоящее время некоторые русские националисты и неоязыческие приверженцы фолк-хистори используют для свастики название «коловрат». Ему приписывается «древнеславянское языческое» происхождение, и что корень слова «коло» по др.-рус. означает «солнце»[75]. Однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего это[7][23], и «коло» в славянских языках не имеет такого значения[21][22].
В 1990-е годы название свастики «коловратом» было зафиксировано у двух неонацистских групп: в начале 1990-х годов у РНЕ[19][76][77], и в 1997 году у музыкальной группы «Коловрат»[78].
Первым славянским неоязычником-националистом, назвавшим в начале 1990-х годов четырёхлучевую свастику «коловратом», а позже перенёсшим название на введённую им восьмилучевую прямоугольную свастику, был диссидент А. А. Добровольский («волхв» Доброслав)[79]. По мнению религиоведа Р. В. Шиженского, Доброслав воспринял идею свастики из работы[80] нацистского идеолога Г. Ф. Вирта — первого руководителя Аненербе[81]. В 2001 году неоязыческая группа «ССО» сделала эту восьмилучевую свастику-«коловрат» своей эмблемой[20].
Рисунок же этой восьмилучевой прямоугольной вариации свастики впервые нарисовал в 1923 году польский художник Станислав Якубовский[pl] на одной из своих гравюр по языческим мотивам, сам он называл символ «солнышко» (польск. słoneczko)[82][83]. При этом характер его рисунков имел псевдонаучные признаки и являлся художественным вымыслом[84].
В Европе
На мезинской стоянке (Черниговщина) найден браслет из мамонтовой кости с первым зафиксированным протосвастическим орнаментом[9]. Позже свастические мотивы встречаются в тшинецкой, срубной, абашевской и андроновской культурах[85].
Многочисленны находки с изображениями символа трипольской культуры[86].
Начиная с эпохи неолита свастические мотивы встречаются южных и частично восточных районах Европы, получают широкое распространение в период позднемикенского бронзового века[44]. В Западной Европе была известна кельтам[источник не указан 1252 дня].
Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов.
Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения[источник не указан 1252 дня].
Встречается на могильных урнах этрусков и фракийцев[87].
Свастика украшает греческие сосуды геометрического стиля, целый ряд греко-римских архитектурных сооружений, в том числе Алтарь Мира[источник не указан 1254 дня] императора Августа. У греков свастика ассоциировалась с буквой Γ (Гамма) и именовалась чаще всего «Гаммадион», также «тетрагаммадион» («четырехгаммник»). В частности она считалась символом Зевса[
Свастика в Красной Армии: какие части и почему носили этот символ.
Наша страна, как сумела, в условиях пандемии, отметила 75 годовщину великой Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому, я бы хотел поднять одну очень щепетильную тему и хочу быть правильно понятым. Мой отец – 1922 г. рождения, прошёл всю войну в составе частей Ленинградского и Забайкальского фронтов и был награждён несколькими орденами и медалями. Поэтому я бы не хотел прочитать упрёки в свой адрес по поводу данной темы. Но я считаю, что история должна быть интересна людям такая, какая она есть или была, а не «причёсанная» и не выборочные факты из неё. Я, почему-то, уверен в том, что предлагаемую тему знает мало людей.
В наше время этот символ прочно ассоциируется с идеологией и философией зла, а ст. 20.3. КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» предусматривает административную ответственность. Однако такое морально-этическое значение свастика имела не во все времена нашего государства. Более того, в определенный период этот знак носили даже красноармейцы — правда, задолго до прихода к власти в Германии бесноватого ефрейтора с мелкими усиками…
Обнаружился этот факт внезапно. Когда я пытался найти в сети Интернет информацию об одном современном юбилейном наградном знаке, нашёл картинку наградного знака РККА с изображением свастики. На пехотной шинели красноармейца, образца 1918 года, я увидел нарукавную нашивку со свастикой.
Знак командира (золотое и серебряное шитье).
Знак рядового красноармейца (простая трафаретная печать).
Все по приказу.
Не будем ходить вокруг да около: алые нарукавные нашивки с золотой свастикой вводились в войсках РККА Юго-Восточного фронта, воевавшего против частей Деникина. Но, во-первых, существовали они очень недолго — с ноября 1919 по 1920 год, а во-вторых, предназначались отнюдь не для всех, а только и исключительно бойцов калмыцкой дивизии — как отличительный знак. Да и названа эта фигура в приказе от утверждении вовсе не свастикой, а знаком «люнгтн».
«Приказ войскам Юго-Восточного фронта №13 гор. Саратов 3 ноября 1919 года»
Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания. Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа Революционного военного совета республики с. г. за №116. Командующий фронтом Шорин
Член Революционного военного совета Трифонов
Врид. начальника штаба Генерального штаба Пугачев».
Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. №213
Описание
Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды — 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» — 27 мм, буква — 6 мм.
Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.
Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)».
Носилась такая нашивка на левом рукаве, на уровне плеча.
Кроме того, для бойцов этой же дивизии был установлен особый наградной знак — тоже со свастикой. То есть, прошу прощения, с «люнгтн».
Таинственный знак люнгтн.
Долгие годы геральдисты-любители считали, что «люнгтн» — это какая-то аббревиатура, а значит, может быть расшифрована. В действительности оказалось все и проще, и сложнее одновременно.
Более удобный для русского уха вариант этого названия — «лунгта». Это характерный для всего буддийского Востока символ, означающий коловращение жизненной энергии, вихрь, приносящий изменения. Калмыки — как раз буддисты, а по своему значению «лунгта» вполне соответствовала духу революционного времени, стоит только вспомнить слова из песни: «весь мир насилья мы разрушим…».
В дальнейшем в СССР любое использование свастики в художественных и геральдических целях было фактически запрещено знаменитым письмом наркома народного просвещения Луначарского от 1922 года. Нарком «зарубил» свастику и любые похожие на нее знаки именно из-за того, что она набирала популярность у немецких крайних правых, которые считались в СССР ярыми реакционерами — у группы «Оргеш».
Оргеш — Оргэш, Оргеш-Орка, «Организация Эшериха» (нем. Organisation Escherich или, сокращенно, нем. Orgesch) — одна из первых фашистских организаций в Германии (главным образом в Баварии), возникшая в 1918 г. Оргеш представляла собой военизированные союзы самообороны[ баварской «гражданской милиции». Основателем организации был Георг Эшерих.
Что впоследствии стало со свастикой, всем хорошо известно…
В ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано (ныне прочно забытое) «Предупреждение» А.В. Луначарского. Нарком просвещения писал:
«На многих украшениях и плакатах» по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево). Т.к. свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление».
Итак, Луначарский по сути прямо запретил использование свастики. И хотя наказание за нарушение не было установлено, все понимали, что в действительности за ним дело не станет – революционное время было слишком кровавым. Свастика постепенно исчезла из наглядной агитации советской повседневности. Хотя до 1924 г. ее все еще продолжали использовать в нарукавных знаках красноармейцев ряда частей.
Накануне Великой Отечественной войны в деревню Вологодской области заехал сотрудник НКВД. Во время ужина он заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в средине которого светом лампады высвечивалась большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических крестов с загнутыми концами. Увидев свастику, глаза у гостя стали от возмущения яростными, хозяину еле удалось его успокоить, объяснив, что помещенный в середине убруса знак не свастика, а «Косматый Ярко», а узоры на боковых полосах – это «гуськи». Сотрудник НКВД обошел всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются в каждом крестьянском доме.
Подобных случаев множество, начиная с 30-х гг. ХХ в. комсомольцы боролись со свастикой. Во время войны спецотряды НКВД изымали у сельского населения вещи со свастикой и уничтожали. До сих пор коренные жители Севера хранят память о 40-х годах прошлого столетия, когда им запретили вышивать крест с загнутыми концами на одеждах, исконно бытовавших в их культуре.
Показателен случай в Демидовском районе, со слов основателя музея «Смоленские украсы» В.И. Грушенко. В 80-х гг. ХХ в. он зашел в местный краеведческий музей к директору, которого застал за любопытным занятием. Директор, немолодой уже мужчина, срезал бритвой кресты с загнутыми концами с музейных божников-полотенец. Нисколько не смутившись, он пояснил, что ему неудобно перед посетителями и гостями, а особенно перед начальством, за «фашистскую свастику» на местных божниках. Пример показывает, сколь сильна была большевистская «антисвастическая прививка» у старшего поколения спустя почти 60 лет после запрета ярги.
Для современного общественного мнения, среди наших соотечественников, также характерно преимущественно недопонимание ярги и ее историко-культурное значение не только для русской культуры, но и для культур большинства народов России, где ярга-свастика является одним из основных знаков одежды, обрядов и обычаев.
Существующий ныне законодательный запрет на фашистскую символику трудно отделить от запрета на использование ярги, и поэтому он, по сути, продолжает социокультурную политику большевиков-ленинцев 20-30-х гг. запрещавших Бога, веру и народную культуру.
Во время Великой Отечественной войны работники Каргопольского краеведческого музея уничтожили целый ряд редчайших вышивок, содержащих свастики. Подобное истребление музейных ценностей, содержащих свастику, проводилось повсеместно, и не только в музеях. Эти действия к культуре были закономерны. Они вырастали из политики Советской России, провозгласившей воспитание нового человека и построение нового мира, в котором русской истории и народной культуре места не предусматривалось. В военные годы был и дополнительный предлог в усилении давних намерений по искоренению народной культуры – в грозное военное время свастика показывалась знаком врага, представлялась знаком изуверства и не человечности.
В 1980-е издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея». На одной из цветных вкладок был изображен подвес, на котором среди других узоров встречались кресты с загнутыми концами. При изготовлении пробных отпечатков в типографии ГДР немецкие исполнители обвели их на контрольном отпечатке и поставили знак вопроса. В результате вышедший из печати альбом уже не содержал изображений «крестов с загнутыми концами».
Просьба к читателям — не пытайтесь меня упрекнуть в пропаганде фашистской символики. Я написал о символах нашего — Российского государства, а из истории, как из песни — слов не выбросишь.
Свастика — Википедия
Ожерелье I тысячелетия до н. э., найденное при раскопках в ИранeСва́стика (ярга[1], символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи[2], благоденствие[2][3], от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»[4]) — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся»)[5] либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ sauwastika[en] и даже приписывают ему иной смысл[⇨]).
Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, у многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов[5][6]. Символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите[⇨].
У свастики как символа много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории.
В XX веке свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией[5].
Изображения
Традиционные изображения свастики бывают разными, как с загнутыми под прямым углом концами, так и с плавными или спиралевидными очертаниями[7]. Выделяют так же 3-, 5-, 6- и подобные n-конечные свастики, которые не являются крестами, но выражают ту же идею вращения[8]. Исходя из теории симметрии свастику рассматривают не только как розетку, но и как другие симметричные фигуры — бордюр и сетчатый орнамент[9].
Происхождение и значение
Этимология и синонимы
Слово «свастика» индийского происхождения, однако сам символ древний и впервые встречается не в Индии. Слово состоит из двух санскритских корней: सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»[4], то есть «благосостояние» или «благополучие». Кроме этого названия, на санскрите существуют десятки других названий символа, связанные с разными мифологическими легендами, преданиями[7].
Название «свастика» ввёл не позже 1852 г. Эжен Бурнуф[10][11]. Греческое название свастики — «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον, тетрагамма), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ). В Европе свастику называли tetraskelion («четвероногий»), triskelion («трёхногий»), гамматический крест (в дореволюционном руководстве для духовных семинарий[7])[11]. По-французски свастика порою звалась, особенно в старой литературе, croix gammée либо gammadion[12], croix cramponnée, croix pattée, croix à crochet, но позднее установился термин свастика[13].
Сомнительно происхождение такого устаревшего названия свастики как «филфот» — многоножка (англ. fylfot: от др.-сканд. fjôl, соответствующего др.-англ. fêla и нем. viel — много + др.-сканд. fotr — нога[14]; или от др.-англ. fêowerfôt «четыре лапы»[15][16])[11]. Вероятно, это было местное прозвище свастики несколькими британскими учёными и скандинавскими антикварами[13].
В нацистской Германии Гитлер называл символ «хакенкройц» (нем. Hakenkreuz, буквально — «крюковый крест», иногда «мотыгообразный крест», и тому подобное)[7].
Название некоторыми[5][3] исследователями свастики «молотом Тора» было признано ошибочным[13][17][18][8].
Некоторые неонацисты[19] и неоязыческие[20] приверженцы фолк-хистори утверждают, что русское название свастики — «коловрат»[⇨], однако нет ни одного этнографического источника, подтверждающего это[7][21][22]. В традиционном просторечии свастика называлась по-разному. Например, «ветерок» — поскольку в христианстве свастика обозначает некое духовное движение, схождение Святого Духа, и поэтому «ветер» и «дух» — слова с одним смыслом[7]. Или: «гуськами», «огневцами», «зайцами» (полотенце со свастикой называлось полотенце с «зайцами»), «конями», «коняшками», потому что такой вот загнутый крест[7][23]
Трактовки
Одно из самых ранних употреблений ромбо-меандрового свастического орнамента отмечено в эпоху па
Почему в Японии есть свастики?
В свободное время я просматриваю множество веб-сайтов, связанных с Японией (надеюсь, по очевидным причинам), и то и дело вижу такие сообщения:
И эти вопросы задают не только японские сайты; вы можете найти их на сайтах с общими вопросами, таких как Yahoo! Ответы тоже.
Многие люди, когда видят свастику, сразу думают о нацистах. Я их не виню; Вторая мировая война и нацистская Германия обычно привлекают внимание популярных СМИ (я смотрю на вас, History Channel).
Но в Японии (и большей части Азии) свастика не означает нацистов, антисемитизм или что-то в этом роде.
Откуда взялась свастика?
Свастика использовалась в самых разных культурах по всему миру на протяжении десятков тысяч лет. Просто кажется, что это один из тех простых геометрических символов, которые независимо развивались в разных местах и в разные времена на протяжении всей истории.
Свастика обычно использовалась в религиозных или культурных целях.Индейские племена (например, навахо) использовали свастику в лечебных ритуалах. В европейской истории этот символ ассоциировался со скандинавскими богами, такими как Тор и Один. А в Азии этот символ имел прочные связи с индуизмом и буддизмом.
Источник: Питер Л. БаркерСамо название «свастика» происходит от санскритского слова स्वस्तिक, которое в основном переводится как «талисман на удачу» (не путать с восхитительными хлопьями для завтрака).
На протяжении большей части истории человечества свастика была священным положительным символом.Затем пришли нацисты.
Нацисты и свастика
В свое время нацисты разграбили и присвоили множество изображений из разных культур для своих целей. Это включало не только свастику (которая, по их мнению, олицетворяла арийскую гордость), но и символы норвежской, немецкой, кельтской и других европейских культур.
Источник: ВикипедияНацисты специально использовали этот символ зубцами вправо и во многих случаях наклоняли его так, как будто он вращался.Символы, которые вы увидите в Японии, почти всегда обращены влево. Если у вас проблемы с запоминанием, что есть что, просто подумайте (Левый = Любовь, Правый = Райх).
При всех ужасных вещах, которые творили нацисты, стало трудно не ассоциировать свастику с нацистским клеймом террора и ненависти. В конце концов, нацисты использовали свастику на своем флаге и наклеили ее на все, о чем вы можете подумать — автомобили, баннеры, униформу, повязки и так далее.
Это действительно удивительно — менее чем за 30 лет нацисты превратили символ, который существовал тысячи лет, из положительного в отрицательный.И из-за этого влияния в таких странах, как Соединенные Штаты, в частности, неонацисты и KKK до сих пор используют его как символ ненависти и нетерпимости.
Что означает свастика в
Что означает свастика?
Представьте, что по соседству к вам переезжает новая семья, и в качестве дружеского жеста вы повесили на ее дверь плакат со словом «Добро пожаловать» и изображением смайлика. Однако, когда соседи приходят и видят ваш знак, женщина теряет сознание, мужчина подозрительно оглядывается, а сын топает ногами, выкрикивая проклятия в воздух.
Вы быстро выбегаете на улицу, чтобы посмотреть, в чем дело. Затем молодая, но разумно выглядящая дочь семьи объясняет, что в их родной стране изображение бестелесной головы с улыбкой означает: «Желаю тебе скорейшего покоя в своей могиле!» и это универсально ненавидимый символ, предназначенный только для самых ненавистных врагов.
Как ты себя чувствуешь? Нарушенный? Сердитый? Смущает? Какова бы ни была ваша реакция, она, несомненно, похожа на то, что почувствовал бы кто-то из Индии до Второй мировой войны, увидев реакцию большинства современных людей на другой символ: печально известную свастику.
Санскритское слово свасти означает «благословения», «удача» или «благоприятные условия». Он олицетворяет все добрые пожелания другому. svastika — это священная диаграмма, которая должна воплощать и привлекать эту положительную энергию. Один из 108 символов, связанных с Господом Вишну, это изображение солнца и его животворных лучей. Современные индусы помещают svastika s повсюду — на зданиях, подарках, транспортных средствах, канцелярских принадлежностях — но версии также встречаются среди других культур, включая древних кельтов, навахо и хопи коренных американцев, современных монголов и даже древних евреев. !
Невинная репутация свастики начала порочить на рубеже прошлого века, когда немецкие элиты использовали ее как своего рода семейный геральдический символ арийской суперрасы, а когда Адольф Гитлер и его Третий Рейх приняли ее как с эмблемой нацистской партии процесс был завершен: мягкая svastika удачи превратилась в гнусную свастику расовых злодеяний.
Однако, если бы не этот краткий исторический момент, он остался бы ведическим эквивалентом смайлика. Вот почему главный раввинат Израиля в 2008 году издал декларацию, подтверждающую священную природу свастики , несмотря на ее использование во время Второй мировой войны в Германии. В конце концов, это не вина svastika , если его похитили, не так ли?
— Навина-Шьяма Даса (Навин Джани) вырос в храмах ИСККОН, сначала в Кливленде, штат Огайо, а затем в Лагуна-Бич, штат Калифорния.Он с отличием окончил Стэнфордский университет, получил степень магистра городского планирования в Университете Флориды и степень Бхакти Шастри в Институте высшего образования Маяпура. В настоящее время он получает степень в области права в Университете Темпл. Он страстно увлечен ведическими искусствами и науками, особенно Васту-ведой, для которой он предлагает консультационные услуги через свой веб-сайт VastuShyam.Com.
(на снимке — буддийская свастика на бронзовом элементе в Сэнсо-дзи в Асакуса, Токио, Япония)
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Свастика — это крест с руками, согнутыми под прямым углом, в левой или правой форме. Это широко используемый религиозный символ в индуизме, буддизме и джайнизме. В 1920-х годах Хакенкройц стал символом нацистской партии в западном мире. Он использовался как символ финских ВВС до 1945 года. Он очень похож на свастику, и люди часто называют Хакенкройц свастикой.
Древнее изображение свастики
Свастика — священный символ в индуизме, буддизме и джайнизме. [1] Это тоже знак духовной чистоты.Свастика была буквой на древнем санскрите. Это означало удачу или благополучие. [1] Он также встречается в византийских зданиях, древнегреческой чеканке и в захоронениях коренных американцев. [1] В 20 веке Адольф Гитлер принял символ нацистской партии. [2] С 1935 по 1945 год использовался на немецком флаге. [2] Символ стал стигматизированным из-за его связи с нацистскими военными преступлениями. [2]
Hakenkreuz, производное от свастики, было символом, используемым нацистской партией в Германии, а затем и в Третьем рейхе. Адольф Гитлер выбрал его как символ Немецкой рабочей партии после того, как присоединился к ней. До Гитлера члены уже носили нарукавные повязки Hakenkreuz. Гитлер отвечал за его красный, белый и черный цвет.
Нацистский «Хакенкройц», где свастика находится под углом. Он был создан Адольфом Гитлером и использовался как символ национал-социализма.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Свастика . |
- ↑ 1.0 1.1 1.2 Суреш Чандра, Энциклопедия индуистских богов и богинь (Нью-Дели: Sarup & Sons, 1998), стр. 333
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Марта Чунг Пуи Ю; Lin Wusun, Anhology of Chinese Discourse on Translation (Oxford; New York: Routledge, 2014), стр. 202, п. 328
Что означает свастика | undefined Новости
Английский- हिन्दी
- मराठी
- বাংলা
- ગુજરાતી
- ಕನ್ನಡ
- தமிழ்
- తెలుగు
- മലയാളം
2
Новости Домой
- Город
- Умные города
- Индия
- Выборы 2020
- Политика
- Мир
- Citizen Reporter
- NRI
- Заголовки новостей Заголовки новостей
- Sunday Times
- Хорошие новости
- Характеристики TOI
- Специальные предложения
- Times Fact Check
- Хорошее управление
Передовые статьи
- Передовые статьи TOI
- Передовые статьи ET
Развлечения
- Обзоры фильмов
- Фото (ETIMES )
- Музыка
- Конкурсы красоты
- События
Почему нацисты захватили свастику?
Читатель Скотт из Вермонта написал, чтобы спросить: «Почему нацисты приняли древний священный символ свастики в качестве своей эмблемы?»
До того, как нацисты начали ее использовать и разрушили для всех, свастика имела долгую историю во всем мире. Археологи нашли доказательства использования символа повсюду, от Европы до Африки и Азии, начиная с тысячелетий до железного и бронзового веков.
По данным Мемориального музея Холокоста в США, свастика вернулась в широкое употребление в Европе в конце 1800-х годов после «обширных археологических работ, таких как работа известного археолога Генриха Шлимана».
«Шлиман обнаружил крючковатый крест на месте древней Трои», — говорится в сообщении музея, и связал его с похожими формами, найденными на немецких артефактах.Он пришел к выводу, что это был «важный религиозный символ наших далеких предков». После этих открытий свастика стала обычным символом удачи в Европе и за рубежом.
«Довольно скоро свастики стали повсюду, вращаясь как по часовой, так и против часовой стрелки», — написала Сара Боксер в New York Times . Они появлялись в подписи Редьярда Киплинга, на подвесках Coca-Cola, пивных бутылках Carlsberg, нарукавных нашивках американской армии и даже на значках бойскаутов.
В то же время некоторые люди и группы приняли этот символ по менее веским причинам.Немецкие националистические движения рассматривали свастику как связь немцев с арийской «расой господ» и как «символ« арийской идентичности »и немецкой националистической гордости», — говорит Музей Холокоста, и вскоре «стали ассоциироваться с идеей расового «чистое» состояние ».
Гитлер писал в Mein Kampf , что нацистская эмблема должна быть одновременно «символом нашей собственной борьбы» и «эффективной как большой плакат», и что свастика, как ее использовали националистические движения, соответствовала всем требованиям.
Нацисты официально приняли красный флаг с белым кругом и черной свастикой в 1920 году.Гитлер писал о флаге (выделено мной): «Мы, национал-социалисты, считали наш флаг воплощением нашей партийной программы. Красный цвет выражал общественную мысль, лежащую в основе движения. Белая национальная мысль. И свастика означала возложенную на нас миссию — борьбу за победу арийского человечества и одновременно торжество идеала творчества, который сам по себе и всегда будет антисемитским ».
После того, как миллионы людей были систематически убиты под флагами со свастикой людьми, носившими свастику на своей униформе, этот символ стал символом геноцида, фашизма и расизма, а любые другие коннотации, которые он мог иметь, были потеряны на Западе.Как и усы зубной щетки в стиле Чаплина, которые носил Гитлер, свастика в значительной степени запрещена, хотя некоторые люди пытаются реабилитировать ее.
Свастика — RationalWiki
Свастика (санскрит), также известная как Hakenkreuz (немецкий) или fylfot (древнеанглийский), представляет собой крестообразную эмблему с изогнутыми руками, встречающуюся в большинстве культур по всему миру.Никто не болтал об этом более 10 000 лет, пока один психопат не овладел этим.
Использование в религиозных и культурных целях [править]
Дхармические религии [править]
До нацистов свастика использовалась как декоративный мотив для обозначения Индии, как в этих книгах Киплинга .Изображения, похожие на свастику, были обнаружены в древних культурах. В частности, это был символ плодородия в Индии и других странах и имел положительные коннотации в индуизме, буддизме, джайнизме и некоторых других религиях.Индусская свастика была и остается эмблемой религиозных конструкций, но в остальном она довольно безвредна.
Самая распространенная буддийская свастика имеет стрелки против часовой стрелки, и ее можно увидеть в многочисленных храмах на Дальнем Востоке; Однако в индуизме и джайнизме почти всегда используется свастика, изображающая стрелки по часовой стрелке. Существует множество удобных мифов о том, что свастика Гитлера была «обратной», но даже в буддийской иконографии свастика, обращенная вправо, сто лет назад была гораздо более распространена, чем сегодня.Поскольку левосторонняя свастика редко встречается в индуизме (имейте в виду, что пытался передать Гитлер) и отсутствует в джайнизме, этот миф потенциально может быть очень опасным.
Религия коренных американцев [править]
В Северной Америке найдены петроглифы со свастикой. Пока нет единого мнения относительно значения символа. Штат Аризона воздал должное этому наследию на своих государственных дорожных знаках 1920-х и 30-х годов. [1] Во время Второй мировой войны Министерство транспорта штата Аризона начало установку государственных дорожных знаков без свастики . [2]
Раэлизм [править]
Свастика в сочетании со Звездой Давида используется в раэлийском движении. Они считают, что весь символ представляет собой бесконечность пространства и времени. Однако раэлицы в конечном итоге изменили свой символ, когда израильское правительство запретило им строить посольство для своих инопланетных богов в Иерусалиме. Кто знает почему?
Асатру [править]
Смотрите основную статью по этой теме: Асатру Баннер, используемый на сайтах AsatruСвастика также используется в качестве символа в германском неоязычестве, и среди германских неоязычников существует движение за «реабилитацию» свастики как религиозного символа, а не расистского. [3] [4] Многие веб-сайты Асатру показывают баннер со свастикой вместе с лозунгом «Наследие, а не ненависть», очевидно, не подозревая, что это создает ассоциацию, что на самом деле не помогает их делу.
Политическое использование и стигматизация [править]
Хотя свастика изначально была относительно безобидным символом, крайне правое общество Туле присвоило ее. Многие из первых нацистов были вовлечены в эту группу и в результате превратили ее в эмблему расизма.Таким образом, это один из самых узнаваемых символов в мире. Такова сила эмблемы: любая форма, отдаленно напоминающая ее, часто считается одной, а ее владельца или дизайнера обвиняют в том, что он нацист. В большинстве случаев это фактически не отличается от лица Иисуса, появившегося на бутерброде с сыром.
Если вы когда-нибудь увидите, как это происходит, не будь придурком. Информируйте людей, но помните, что нельзя помогать нацистам защищать их использование. Кроме того, будьте внимательны и осведомлены о культурном контексте. Свастики на азиатских изделиях и структурах или зданиях, которые были изображены до Второй мировой войны, скорее всего, невинны. Людям из Азии, например, уже приходится иметь дело с шокированными невежественными людьми, не подозревающими о повсеместном распространении свастики во всем мире, которые призывают удалить их символ.
Были попытки вернуть свастике ее первоначальные, более позитивные корни. Обычно они получают ответную реакцию или невольно получают поддержку неонацистов, но большинство попыток вернуть себе свастику решительно отвергают нацизм и даже представляют его как аргумент в борьбе с нацизмом.
В Германии [править]
Постнацистская Германия запретила использование свастики в нацистском контексте до такой степени, что даже антифашистское использование вызвало споры (в конце концов, это было разрешено, если анти-намерение было несомненно ясным). В 2007 году Германия попыталась убедить Европейский Союз принять новые законы, вводящие аналогичный запрет во всем ЕС, но потерпела неудачу из-за возражений индуистов. Индуистские общины освобождены от запрета и в Германии.
Еще одно исключение — если свастика отображается в целях обучения, исследований или других занятий, направленных на staatsbürgerliche Aufklärung (гражданское образование).Однако материалы, которые не считаются образовательными, такие как компьютерные игры на тему Второй мировой войны и наборы пластиковых моделей, должны продаваться в специальных версиях без свастики. В некоторых случаях компании, не желающие выпускать две версии своего программного обеспечения / модели, могут в конечном итоге распространить версию без свастики на всех рынках, а не только в Германии и других рынках, где свастика запрещена.
По состоянию на март 2020 года видеоигра « Сквозь самые темные времена » является первой и единственной игрой в Германии, которая на законных основаниях содержит свастику и нацистское приветствие.Это связано с характером игры, в которой игрок возглавил ячейку сопротивления в довоенной нацистской Германии. Поскольку цель игры также состоит в том, чтобы познакомить молодых игроков с развитием Gleichschaltung, ее символы несут значение, важное для понимания исторического контекста. Однако некоторые также раскритиковали это решение, в частности посол Израиля Джереми Иссахаров. [5]
Примечание: нацисты никогда не называли свастику «свастикой», а называли ее hakenkreuz (крест-накрест).
В Финляндии [править]
Свастика финских ВВС 1918 годаСвастика всегда была популярна в Финляндии. Он был символом ВВС Финляндии с 1918 года, а также является государственным символом. После Второй мировой войны самолеты и символы ВВС больше не показывают его, как того требует коалиция союзников. Он выживает хотя бы в значках, наградах, символах; даже Президентский Орден Креста Свободы демонстрирует свастику. Многие картины национального художника Галлен-Каллелы включают этот символ, а это означает, что необходимо заранее уведомить и договориться, когда они будут предоставлены для выставок за рубежом.
Не помогает то, что Финляндия объединилась с нацистской Германией для борьбы с Советским Союзом.
реконструкция Второй мировой войны [править]
Большинство групп, воссоздающих военные события времен Второй мировой войны, по понятным причинам не решаются использовать свастику публично, играя роль немцев. Вместо него часто используется Balkenkreuz [6] («балочный крест» или «балочный крест»). [7] . Некоторые, однако, вполне довольны полетом свастики и рун СС.
Псевдоистория [править]
Некоторые утверждают, что их страна является домом для древнейшей свастики в мире, и, следовательно, она является колыбелью цивилизации, а их этническая группа — арийская (или какая-либо другая) господствующая раса. Конечно, учитывая, что такие аргументы приводятся националистами в нескольких разных странах, утверждения о том, какие свастики «самые старые», почти всегда ложны.