Журнал «Человек без границ» — Символика волка
Волк как мифический и символический персонаж встречается почти во всех культурах — от Древнего Египта до Средней Азии и Скандинавии. Без волка обходится редкая сказка: он либо коварный злоумышленник, либо верный помощник. С волком связаны многие легенды о героях и родоначальниках. Он окружен и репутацией мудрого педагога-воспитателя, и сомнительной славой оборотня…
Природа волка двойственна: он символизирует как силу, мужество, защиту, победу, так и зло, коварство, жестокость. Такую дуальность одна из христианских легенд о происхождении волка объясняет следующим образом: бог создал человека, а черт позавидовал удаче творения и тоже решил испробовать свои творческие силы и создать новое существо. Человек не получился — вышел волк. Но, как ни старался черт, оживить свое творение он не смог. И тогда бог, как всегда, пришел на помощь и вдохнул душу в тело волка.
Однако символика волка исторически гораздо более древняя, чем подобные позднехристианские легенды. Исконное значение его имени — «чужой», «иной». Во многих традициях волка считали посредником между людьми и богами, проводником между миром мертвых и миром живых, поэтому ему свойственны характеристики и Солнечной, и Лунной природы. Волк наделен и качествами солнечных божеств — мудростью, верностью, даром прорицания, — и лунной изменчивостью, способностью принимать разные обличия, связью с потусторонними силами.
|
Долон в волчьей шкуре. Краснофигурная роспись |
Так, в египетской мифологии Упуаут — бог в образе волка — почитался как покровитель душ умерших и проводник в загробный мир. Его имена — «вожатый», «тот, кто ведет». Упуаута называли «первым бойцом Осириса» и иногда отождествляли с ним.
В античности в образе волка иногда изображали Аполлона (Аполлон Ликейский, lyceios – «волчий»). Считалось, что солнечный бог, бог-лебедь, несущий миру гармонию форм и звуков, был защитником от волков и одновременно сам мог быть суровым и непреклонным, как волк, завораживающий своей силой, непобедимый в своей чистоте. Символом чистоты волк считается потому, что не ест падали. С культом волка был связан и древнейший праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия. В сражении волк не умеет проигрывать: он либо побеждает, либо умирает, мужественно встречая смерть лицом к лицу.
Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема. Этрусская бронзовая скульптура. |
Кроме того, при определенных обстоятельствах он может стать могучим защитником беспомощных созданий. Именно поэтому в греко-римской традиции
Подобная легенда о воспитании родоначальника племени волками характерна и для других мифологий Евразии, Древнего Ирана. У тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, герой-родоначальник, а вождь племени или дружины мог называться волком или «имеющим голову (тело) волка». Отсюда — изображения волка в качестве эмблемы на штандартах и знаменах. Такие черты, как бдительность и осмотрительность позволили ему, несмотря на всю неоднозначность репутации, попасть и в геральдическую символику Средних веков.
Один на троне |
Мощь и единство волчьей стаи стали идеальным символом для воинской рати. Скандинавский эпос описывает двух волков-помощников верховного бога Одина, Гери и Фреки, которые символизировали его дружину. В хеттской, иранской, греческой, германской идругих индоевропейских культурах воины часто одевались в волчьи шкуры и именовали себя «волками». Изображение головы волка можно было встретить не только на знаменах, но и на разных частях тела в виде татуировок. Приверженность волка своей стае, семье, способность ухаживать и заботиться о своих волчатах, жене-волчице, братьях, сделали волка также символом верности и преданности.
В сказаниях Старшей Эдды встречается еще один гигантский волк — Фенрир, сын великанши Ангрбоды и аса Локи. Он прикован к западной стене Вальхаллы волшебной цепью Глейпнир, которую гномы выковали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны.
Согласно пророчеству, последняя битва богов начнется с того, что на свободу вырвутся хтонические животные. «И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба…» (Младшая Эдда). Освободившийся от пут Фенрир поглотит верховного бога Одина, и мир погибнет. Здесь волк выступает символом хаоса, разрушающего устоявшийся миропорядок. Но разрушение — необходимая стадия развития, предшествующая рождению нового, еще неизведанного. В кельтских легендах волк тоже проглатывает солнце, Небесного отца, после чего наступает темнейшая из ночей. В сакральном календаре любой древней культуры это точка зимнего солнцестояния. Время волка — ночь, тьма, зима, умирание, за которыми последует рождение нового Света.
В славянской традиции волки считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса. «Велесовы дни» приходились как раз на зимние святки и назывались еще «волчьим праздником». Хтоническая символика волка проявляется в русских народных сказках: волк может доставить героя в иное царство, его облик принимают умершие при встрече с живыми. Солнечная символика связывает волка с Даждьбогом и богиней плодородия Ладой (аналогичным греческим Аполлону Ликейскому и Лето) и с жреческим сословием. Слова «волк» и «волхв» не просто близки по звучанию, а содержат единый корень с фонетическими вариациями. Считалось, что волхвы — жрецы и волшебники — могут принимать образ волка (вспомним образ князя-чародея Волха Всеславьича).
В
«Волчья» столица Литвы По преданию, великий литовский князь Гедиминас охотился у подножия горы на месте слияния рек Вильни и Нярис. Убив огромного тура, он со своими дружинниками решил заночевать вблизи древнего языческого святилища. Во сне ему приснился одетый в железные доспехи волк, который выл как сто волков. Призванный для истолкования сна верховный жрец Лиздейка пояснил, что на этом месте следует построить столицу государства и что слава об этом городе разнесется по всему свету. Гедиминас прислушался к совету жреца, и в 1323 году у Литвы появилась новая столица — Вильнюс, куда Гедиминас перевез свою резиденцию из Тракая. |
В христианстве покровителем волков и одновременно охранителем стад считался св. Георгий (Юрий, Егорий), «волчий пастырь», также имеющий символику солнечного героя, преодолевающего ограничения своей смертной природы (его битва со змеем).
Позднее христианство приписало волку отрицательные характеристики: он стал врагом человека, олицетворением нечистой силы, погубителем паствы. В противовес отцам церкви, считавшими себе верными псами-служителями христианской веры, образ волка стал связываться с инакомыслием и ересью. Тем не менее, волк стал одним из атрибутов святого Франциска Ассизского. Это связано с историей о волке из Губбио, наносившем огромный урон местным жителям. Охотники с ним не справились, а Франциск сумел остановить его следующими словами: «Брат Волк, ты совершил много зла и поэтому заслужил смерть. Видишь, окрестные жители собрались, чтобы отомстить тебе. Но я заключаю мир между тобой и ними. Ты больше не будешь их обижать, а они простят тебе все прошлые обиды и будут кормить тебя всю твою оставшуюся жизнь. Обещай только, что больше не будешь вредить никогда и никому. Обещаешь?» Франциск протянул ладонь, а волк поднял лапу в дружеском приветствии.
Китайский иероглиф волк
[láng] состоит из двух иероглифов: «пес» и «хороший, респектабельный» и буквально означает «достопочтенная собака». Несмотря на это, в восточной культуре, как и в западной, волк имеет двоякую природу, его считают опасным и коварным. Китайская традиция связывала солнечные затмения с Небесным волком, проглатывающим животворящее светило. Чтобы отпугнуть чудовище, во время затмений китайцы направляли луки со стрелами к небу и опускали только тогда, когда солнце снова освещало небосвод.
Созвездие «Волк» Эту мифическую фигуру шумеры называли «чудовищем смерти», а греки – просто «зверем». Созвездие лежит в самом Млечном Пути, и поэтому содержит много ярких звезд. На широте Москвы недоступно для наблюдения, так как почти никогда не восходит полностью над горизонтом. Одной из первых отождествленных исторических вспышек сверхновых была Сверхновая Волка 1006 года. |
В астрологической системе зороастризма каждый год тридцатидвухлетнего цикла имеет свой символ — животное-тотем. С ним связаны качества, которые необходимо развить и воплотить человеку, родившемуся в определенный год под знаком того или иного тотема. Как и всё в этом мире, тотем имеет оборотную сторону: негативные проявления и искушения. По зороастрийской системе, родившийся в год волка — это активный человек, любящий бороться в экстремальных условиях, не боящийся никаких опасностей, человек чести, путешественник, которому трудно усидеть на месте. Ему покровительствует Раман, божество стихийных сил природы, связанное с круговоротом жизни во Вселенной. Раман способен одарить человека силой огня и могущества.
Волк — часть стаи, несущий ее принципы сплоченности и единства. Вместе с тем, его ассоциируют с одиночеством, индивидуальностью и самостоятельностью. Он не такой, как все, непохожий на других, иной. Волка всегда связывали с пограничными ситуациями, моментами преодоления. Хетты говорили о человеке незаурядных качеств, отличившемся каким-то выдающимся поступком: «Он сделался Волком». А в Древней Индии в похожих случаях характеристика была еще лаконичнее: «Он есть Волк».
www.bez-granic.ru
Немного о волках и волчицах. Мифология.
Мчащийся волк и восходящее над ним солнце. С появлением Солнца я спасаюсь бегством..
В ранних скотоводческих сообществах, волк представлен как хищное творение природы. Огромный ужасный волк одновременно символизирует прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием. Волк. Священен как для Аполлона, так и Марса и потому иногда является их атрибутом. Волки могут везти колесницу последнего.
Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера в то, что некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви.
Согласно красивой легенде, Ромула и Рема вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев. Удивительные сообщения о “волчьих детях”, т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. “Маугли” Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны этой римской легендой о Капитолийской волчице.
В древности считалось, что волчицы необычайно сексуальны; поэтому в Древнем Риме «волчицами» (лат. lupae) называли проституток.
Волчица — это животное-тотем, Lupa, истинная мать Ромула и Рема. Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. На латыни бордель назывался волчьим логовом (lupanar).
Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами — науке неизвестно, но факт есть факт.
Волчица, выкормившая основателей Рима, — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре. Это может объяснить многочисленные истории о волках-прародителях — например, легенда о Чингисхане
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в “набожность». В позднеантичном раннехристианском “Физиологусе” волк “есть хитрый и коварный зверь”, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. “Святой Василий сказал: “Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства”. “Волк в овечьей шкуре” — символ лжепророков-соблазнителей, цель которых — погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.
В средневековой книге о животных (“Бестиарий”) волк характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, “потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются”
Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед “злым волком” преобладает.
Волк. Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Считающийся ненасытным чудовищем,— один из мистических символов древнего солярного культа. Это животное, чье имя означает “свет” в переводе с греческого, почитался в образе Аполлона, светоносного божества. Материнский символ, ассоциируемый с идеей плодородия (волчица вскормила Ромула и Рема).
Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца, и кельтской мифологией, представляющей Локи, великого разрушителя, в образе волка.
Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.
Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев.
Этот архетипический образ разгулявшегося либидо близок чудовищу из легенд и воплощает прожорливость, эгоистические тенденции, асоциальные, необузданные, разрушительные тенденции “Эго”.
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.) Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
В природе волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает.
О том, что у самки наступает течка, самец узнаёт по запаху феромонов. С наступлением брачного периода, который в зависимости от широты приходится на январь—апрель, в стае нарастает напряжённость: самец и самка доминирующей пары агрессивно охраняют своего партнёра от других членов стаи, а вокруг молодых и одиночных старых волчиц собирается группа самцов, между которыми возникают ожесточённые драки, порой со смертельным исходом.
В Древнем Китае волк также воплощал алчность и жестокость; “волчий взгляд” означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.
Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
drakoshkas.livejournal.com
значение у славян, у скандинавов
Волк — распространенный вид животного. Встречается символ волка у славян, эллинов, скандинавов, индейцев и у других народностей. Не удивительно, что во времена тотемизма многие этносы наделили зверя (как символ) определенными свойствами. Поскольку у людей с этим хищником ассоциируются такие качества, как сила, смелость, бдительность, многие племена выбирали именно это животное в качестве своего тотема.
Значение волка в мифологии и культуре разных стран
Нельзя сказать, что в мифах это всегда положительный персонаж. Иногда он олицетворяет жестокость и коварство («Красная Шапочка»). Но все же встречается проявление хороших черт, таких как храбрость и победа — если это волк, и защита — если волчица. В славянских сказках этот хищник часто выступал добрым советчиком и проводником («Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке»).
Евразийская мифология была склонна ассоциировать волка и волчицу с главами рода. То есть, волчица покровительствовала женщинам как хранительницам и заступницам рода, а зверь был символом смелого и непобедимого воина. Поэтому распространенным было использование либо знака обозначающего волка (треугольник) на оберегах. Часто для защиты использовалась нарисованная в виде татуировки голова волка.
Вернуться к оглавлениюДревние Рим и Греция
Во времена Древней Греции бог Аполлон отождествлялся с данным животным.У эллинов этот вид млекопитающего часто выступал символом какого-нибудь бога и довольно часто встречается в мифологии. Так греки ассоциировали его с Апполоном, а римляне — с Марсом. Хищник вообще занимает заметное место в культуре римлян. По легенде именно волчица своим молоком кормила младенцев Ромула и Рема — основателей Рима. Более того, волку посвятили отдельный праздник — Луперкалии. В то же время спартанцы имели несколько иное отношение к упомянутому млекопитающему. По верованиям, появление хищника перед боем не предвещало ничего хорошего и вообще увидеть волка считалось дурным знаком.
Вернуться к оглавлениюЗначение у славян
Волк у славянских народов считался проявлением потустороннего мира. Он был проводником, в облике которого умершие могли возродиться в мире живых. Славянский народ верил, что произнеся имена трех умерших предков, можно обезопасить себя от нападения этого хищника, так как умершие духи не принесут вреда потомкам, если узнают их.
В своих сказках они наделяли волка мудростью, используя которую он помогал главному герою в его нелегком деле. К тому же хищник принадлежал божеству Семарглу, функции которого так и остались тайной. По Б. А. Рыбакову он был хранителем растительности и в этой версии может быть зерно истины, так как хищник, который был его слугой, символизировал хороший урожай. Это обозначение зверь приобрел из того, что контролируя популяцию слабых быстро размножающихся животных, он очищает лес, сад или рощу.
Знахари нередко использовали символ для того, чтобы получать больше новых знаний.Символ хищника использовался воинами, которые украшали ним обмундирование. Это означало, что воитель во время сражения проявит мужество и доблесть, а также проявит мудрость в своем бесстрашии, не совершая необдуманных поступков. Украшала руна этого хищника и одеяния знахарей, так как подобные магические знаки также символизировали бесконечный поиск истинных знаний.
Вернуться к оглавлениюИндейская интерпретация
У индейцев это млекопитающие занимало пост покровителя помощника шамана. Носить рисунок хищника на теле могли только особые представители племени — шаман, вождь и лучший охотник. Магический знак — глаз этого животного использовался против порчи, сглаза и другого возможного вреда. Он мог служить много лет, но прекратить использование стоило как только глаз почернел. Считалось, что это из-за перенасыщения негативом.
Стоит заметить, что у коренных жителей Северной и Южной Америки этот хищник носит название «койот».
В мифах индейцев это млекопитающие выступает как божество Трикстер, причем довольно хитрое и проказливое. Изображается сидячим или в антропоморфном виде с музыкальными инструментами в руках. Покровительствовал разного рода смутьянам и тому, кто любил посплетничать. По легендам, Трикстер любил совершать противоправные действия, которые не принимало общество.
Вернуться к оглавлениюЗначение у скандинавов
Гери и Фреки были слугами бога Одина, что является положительной стороной такого символа у скандинавов.В Скандинавии хищник выступал знаменателем зла и хаоса. В легенде народа говорится о том, что огромный волк Фенвир (чьим отцом является Локи) проглотил солнце, напустив на мир тьму, и только Одину оказалось под силу спасти людей от напасти. Однако это не означает, что хищник олицетворяет исключительно зло. У того же Одина среди слуг есть два волка — Гери и Фреки, также хищник выступал, как спутник владыки мертвых именуемое Псом Преисподней.
Вернуться к оглавлениюМалоизвестные значения
Народность | Значение |
Ацтеки | Воющий волк — бог танца |
Христианство | Зло, Дьявол, ересь и жестокость |
Иудаизм | Кровожадность, преследующий дух |
Египтяне | Атрибут Кхенти, Аменти, Упуат |
Алхимия | Двойственная природа Меркурия |
protalismany.ru
Образы волка в славянской мифологии
Наши древние предки передали нам свою философию через разные образы волка. Это сильное и опасное животное вызывало у славян двойственные чувства. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых.
Самый распространенный образ волка у славян Семаргл, который считался хранителем Вечно живого Огня. Это огненный волк с крыльями сокола. В каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, поэтому заболевает и умирает.
Воины часто отождествляли себя с волками и в своих оберегах использовали образ волка, ведь ему присущи качества настоящего борца. В первую очередь он представляет собой образ свободы, самостоятельности и бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого, что делает его символом справедливости и честолюбия.
Ещё волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. Он живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Но волк может быть и одиноким, поэтому славяне отождествляли холостяка с волком. А жених считался волком, который хочет украсть свою невесту, а все друзья и родственники жениха тоже волки, которые ему упорно помогают в этом нелегком деле. И девушки знали, если во сне приснился волк, то обязательно жди сватов.
Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. В образе волка могут появляться умершие предки, и своими советами помогать и направлять в нужное русло. Чтобы уберечься при встрече с волком, у славян нужно было назвать три имени умерших родных, и тогда волк пройдет мимо. Это также связано с ролью проводника в иной мир.
И в заключении хотелось бы сказать, что волк имеет разные и противоречивые образы. Он может быть связан с силами добра и света, может оказывать помощь и быть защитником, но в свою очередь он имеет отношение и к темным силам. Эта подборка — мой взгляд на образ волка. А каким его видите вы, пусть каждый решает сам.
www.livemaster.ru
Немного о волках и волчицах. Мифология.: werewolf_dol — LiveJournal
В ранних скотоводческих сообществах, волк представлен как хищное творение природы. Огромный ужасный волк одновременно символизирует прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием. Волк. Священен как для Аполлона, так и Марса и потому иногда является их атрибутом. Волки могут везти колесницу последнего.Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера в то, что некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви.
Согласно красивой легенде, Ромула и Рема вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев. Удивительные сообщения о “волчьих детях”, т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. “Маугли” Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны этой римской легендой о Капитолийской волчице.
В древности считалось, что волчицы необычайно сексуальны; поэтому в Древнем Риме «волчицами» (лат. lupae) называли проституток.
Волчица — это животное-тотем, Lupa, истинная мать Ромула и Рема. Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. На латыни бордель назывался волчьим логовом (lupanar).
Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами — науке неизвестно, но факт есть факт.
Волчица, выкормившая основателей Рима, — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре. Это может объяснить многочисленные истории о волках-прародителях — например, легенда о Чингисхане
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в “набожность». В позднеантичном раннехристианском “Физиологусе” волк “есть хитрый и коварный зверь”, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. “Святой Василий сказал: “Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства”. “Волк в овечьей шкуре” — символ лжепророков-соблазнителей, цель которых — погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.
В средневековой книге о животных (“Бестиарий”) волк характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, “потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются”
Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед “злым волком” преобладает.
Волк. Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Считающийся ненасытным чудовищем,— один из мистических символов древнего солярного культа. Это животное, чье имя означает “свет” в переводе с греческого, почитался в образе Аполлона, светоносного божества. Материнский символ, ассоциируемый с идеей плодородия (волчица вскормила Ромула и Рема).
Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца, и кельтской мифологией, представляющей Локи, великого разрушителя, в образе волка.
Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.
Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев.
Этот архетипический образ разгулявшегося либидо близок чудовищу из легенд и воплощает прожорливость, эгоистические тенденции, асоциальные, необузданные, разрушительные тенденции “Эго”.
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.) Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
В природе волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает.
О том, что у самки наступает течка, самец узнаёт по запаху феромонов. С наступлением брачного периода, который в зависимости от широты приходится на январь—апрель, в стае нарастает напряжённость: самец и самка доминирующей пары агрессивно охраняют своего партнёра от других членов стаи, а вокруг молодых и одиночных старых волчиц собирается группа самцов, между которыми возникают ожесточённые драки, порой со смертельным исходом.
В Древнем Китае волк также воплощал алчность и жестокость; “волчий взгляд” означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.
Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
werewolf-dol.livejournal.com
Символ «Волк» — aristo | Дневники.Ykt.Ru
•
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)
•
Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
•
Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.
•
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. — Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
•
Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
А что у разных народов означает
волк как символ:
• У большинства народов волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых.
• У алхимиков волк вместе с собакой символизирует двойственную природу Меркурия, философскую ртуть и ноус.
• У ацтеков воющий волк — бог танца.
• В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. У китайцев он символизирует прожорливость и алчность.
• В христианстве волк — зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио.
• У египтян он является атрибутом Кхенти Аменти и Упуат.
• В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвану. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.
• Волк символизирует также доблесть. У евреев волк олицетворяет кровожадность, жестокость, преследующий дух (Бытие, 49:17).
• У индийцев ашвины спасают перепела дня от волка ночи.
• Волк является ездовым животным ведьм и чернокнижников, его облик принимает оборотень или вервольф.
[img]
[/img
Настроение: усталое
Музыка: И.Тальков — В океане непонимания
dnevniki.ykt.ru
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
В целом образ волка связывается с символикой войны, Он являлся животным, посвященным богу войны Марсу, олицетворял воинскую доблесть у римлян и египтян.
В то же время в рамках большинства архаических скотоводческих культур волк — это образ врага. Так, например, в Библии он выступает олицетворением хищности и злобы; волк — это злейший враг пастыря, похититель овец (то есть людей как паствы), воины «как от волков» защищают от врагов народ. Волк — враг христианства, так как он предпочитает свободу и никогда не будет существовать в стаде овец. А это не есть хорошо с точки зрения церковных служителей. Вот поэтому Волк и является символом свободы и бесстрашия.
Волк хищное животное, чем-то напоминающее собаку, но вместе с тем, имеющее ум скорее хитрой лисы. Это животное, жестокость, ярость, коварство, зло, но вместе с тем воинскую доблесть, храбрость и победу.
Очень часто волку приписывают двойственность характеров то он добрый, то он злой, причем это замечание встречается практически у всех народов. Это может быть связано с тем, что волк и собака находятся в родстве, и как бы темная сторона этого зверя волчья, а светлая досталась ему от собаки. А как утверждают мифы и сказки это позволяет волку жить как Яви так и Нави. Во многих мифологиях именно волк является сопроводителе душ в иное царство.
Воинская доблесть волка, его стремление защищать слабых, и умение быть вождем породили много легенд, согласно которым, именно волки были прародителями многих племен. Об этом говорит и римская легенда о капитолийское волчице вскормившей братьев — близнецов Ромула и Рема, древнеиранская легенда, о волчице вскормившей Кира, и многие другие легенды. Так у многих народов Азии (особенно тюрков), волк был родовым тотемом, а глава рода или племени, воспринимался не иначе как волк, как вожак своей стаи, которому все должны подчиняться, и который не потерпит нарушения племенных (волчьих) традиций и законов.
Каждый народ воспринимал волка по своему и привносил в понимание его образа что-то новое. Египтяне называли волка вожатым или «тем кто ведет». Ведь они считали волка проводником в мир умерших. Его покровителем был бог Упуат, который был покровителем умершим, а также первым воином Осириса.
Олицетворялся волк и с другим богом, а именно Марсом (Арэсом). Он символизировал воинскую доблесть, и служил счастливым предзнаменованием победы. А у греков с волком был связан особый праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия. Еще же иногда Апполона называли ликейским, то есть волчьим. С одной стороны вероятно указывалась его сила и могущество, как великого воина волка, а с другой вполне вероятно, что он был защитником простых людей от волков, и получил такое прозвище.
У скандинавов Волки были спутниками скандинавского бога Одина, наделявшегося функцией военного вождя. У них это Гери — жадный и Фреки — прожорливый, волки которые были помощниками, самого Одина, и выполняли его поручения, но и за это они получают еду из рук самого верховного бога, который самые лучшие куски делит с близкими ему помощниками и даже друзьями.
Скандинавская мифология рассказывает и о гигантском волке Фенрире, сидящем на крепчайшей цепи в недрах земли. Перед концом мира, согласно Эдде, Фенрир вырвется из заточения и поглотит главу богов Одина и солнце, после чего на земле воцарится хаос вплоть до нового рождения мира. В этом контексте волк выступает символом деструктивного, хаотического начала, заключенного в оковы ради сохранения космического порядка и обретающего свободу в конце каждой эпохи.
Гораздо интереснее просматривается образ волка у славян, славянская традиция приписывает волку хтоническую символику. В образе волка могут появляться умершие, и своими советами помогать и направлять в нужное русло. Чтобы уберечься при встрече с волком, у славян нужно было назвать три имени умерших родных, и тогда волк пройдет мимо. Это опять таки связано с ролью проводника в иной мир.
Волк может быть и одиноким, считали славяне, потому отождествляли холостяка с волком. А потом стали сравнивать и женихом. Жених считался волком который хочет украсть свою невесту, а все друзья и родственники жениха тоже волки, которые ему упорно помогают в этом нелегком деле. И девушки знали, если во сне приснился волк, то обязательно жди сватов.
В итоге хотелось бы сказать, что волк это многогранный символ, который связан с силами добра и света, и может оказывать помощь и быть защитником, но в свою очередь он имеет отношение и к темным силам, бывает злым, жестоким и алчным. Но на мой взгляд, волк будет таким, каким он тебе кажется, и каким ты его сделаешь сам.
www.inpearls.ru