Православие и татуировки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, можно ли делать или нет

Содержание

отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, можно ли делать или нет

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч.  Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

О грехах:

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Отношение церкви к татуировкам

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Об отношении православия к другим аспектам жизни:

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Можно ли делать татуировки – ответ священника

отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Во всех религиях есть свои талисманы, которые в современном мире потеряли свою суть и носятся ради моды. Современные люди суеверны и часто скупают обереги, не думая о своей вере. Красная нить на запястье — тренд последних годов в психологии и моде, некоторые надевают ее на себя, на любимых людей и даже на домашних животных.

Красную нить связывают с древним иудейским эзотерическим верованием

История амулета

Считается, что красная нить как оберег, изначально появился у иудеев. В древнеязыческие времена, этот амулет стали использовать славяне, веря в его защиту от порчи и сглаза.

Красная нить считается сильным оберегом, который помогает в осуществлении самых заветных желаний. Амулеты, которые привозятся из Израиля, среди ценителей считаются самыми ценными, так как по некоторым легендам этот оккультный браслет берет начало именно в Иерусалиме.

Читайте о защите от злых сил:

Интересно! Различные эзотерические издания и сайты, советуют приобретать амулеты в Иерусалиме, так как обереги из этого города обладают особой энергетикой и силой и над ней прочитаны специальные каббалистические молитвы.

Каббалисты давно используют красную нить в качестве обозначения приверженности к своей вере. Они верят в магическую силу этого оккультного предмета, который нужно повязывать на левое запястье.

У каббалистов существует своя версия появления оберега. Считается, что такой нитью был обвязан гроб Рахели, которая была прародительницей иудеев. По легендам, Рахель существовала для защиты своих детей от темных сил и негативного влияния магии.

Значение оберега

Красная нить не является безобидным модным аксессуаром, она характеризуется как мощный оберег, несущий в себе иудейское начало.

Отношение Православной церкви к талисману резко отрицательное

Левая рука по учению каббалы, символизирует сторону души и тела, которая принимает, а не отдает. Поэтому красная нить по каббале должна быть одета на левое запястье, чтобы человек получал максимум энергии от талисмана. В данном случае, оберег символизирует защиту души от негативного влияния темных сил.

Еще читайте:

В Индии принято повязывать браслет на правое запястье, это означает, что девушка не состоит в браке.

Можно ли православным носить такой талисман

Красная нить как защитный браслет популярна: у иудеев, болгар, язычников и среди восточных народов. Культура данных народов принимает многие виды талисманов, для православного же человека ношение оберегов недопустимо.

Важно! Отношение церкви и православных священнослужителей к такому виду украшений и талисманов резко отрицательное!

Негативное отношение православной церкви к ношению таких амулетов объясняется следующими принципами:

Пристрастие ко всяким родам оберегам и талисманам — это языческое наследие, от которого нужно отходить. Данный путь лишает душу Божией благодати. Красная нить и ее ношение, с точки зрения Православия, является религиозным поклонением сатане.

Православный человек живет душой с Господом, он должен желать служить только ему одному и верить только в него одного. Верующий христианин не должен совмещать свою веру в Господа с верой в оккультные практики и силы талисманов.

Амулет как дань моде и психологии

Психология называет данное веяние моды — методом переноса, когда человек начинает перекладывать свои проблемы на какой-то предмет и ждать от него помощи.

Современная модная психология, объясняет необходимость оберега на запястье, следующими аспектами:

  • красная нить формирует эффект плацебо, зная о ее значениях, человек начинает ощущать безопасность и защищенность;
  • мозг начинает искренне верить в силу оберега;
  • у человека формируется стойкая вера во все оккультное и магическое.

Сейчас модно дарить такие талисманы с теплыми надписями и пожеланиями родным людям, оберегая их от всяческого зла. Для этих целей лучше выбрать не оккультную красную нить, а какой-либо нейтральный подарок, в основе которого не лечат магические и каббалистические смыслы.

Протоиерей Александр Агейкин о красной нити на запястье

Христианский взгляд на татуировки

В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).
 

***

«Модное» поветрие

С каждым годом, особенно летом, мы замечаем, как много людей, прежде всего молодежь, имеет на своих телах модные «аксессуары» в виде наколок. Число салонов тату в городах становится сопоставимым с числом кафе. Люди дарят друг другу сертификаты на посещение этих салонов. Большинство посетителей там, безусловно, составляет молодежь. Если раньше наколки были элементом тюремной или, реже, армейской субкультуры, то сегодня это стало модным и привычным явлением. Бывает, что сами родители приводят своих подростков в салоны татуировок. Хотя в целом трудно представить себе родителей, желающих таким образом «украсить» своих деток. В Испании запомнился рекламный стенд салона тату. Изображен грудной младенец в памперсе, с ног до головы изрисованный. А вверху надпись: «Мам, прости!» Старшее поколение с недоумением и ужасом смотрит на растущую популярность татуировок. Многие ещё помнят, что наколки наносились насильственно в немецких концлагерях. Но находятся и такие папы и мамы, которые хотят идти в ногу со временем. Известен случай, когда пенсионер в свои 65 лет впервые нанёс себе тату на тело.

Проникает это явление и в церковную среду. Либо люди приходят к Богу, уже имея наколки, либо христиане по незнанию, поддаваясь духу времени, наносят изображения и надписи себе на тело. На курортах работает целая тату индустрия. Причем рассчитанная и на детей тоже: им наносят рисунки хной, они смываемые. Но в сознание подспудно закладывается посыл, что «тату — это круто и стильно, когда вырастишь, ты сделаешь все по-взрослому». Особую распространенность тату получили в Европе. Видимо, массовость этого явления на Западе побудила старообрядческую митрополию в Румынии в 2018 году обсудить эту тему и принять особое соборное решение. Напомним его:

«Считать татуирование тела грехом, не возбраняющим к крещению. Призвать чад Церкви и особенно молодое поколение воздержаться от этого порока» (п. 4 «О возможности принятия в лоно Христовой Церкви людей, имеющих списанное тело (татуировки)»).

Это, кстати, единственное официальное мнение Церкви по этому поводу. Насколько мне известно, ни одна из поместных церквей свою позицию по этому вопросу не высказывала. Мотивировочной части решения Белокриницкой митрополии мы не знаем, поэтому постараемся самостоятельно разобраться, что послужило основанием для такого вывода.
 

Есть ли в Библии сведения о татуировках?

Если обратиться к Священному Писанию, мы увидим, что татуировки прямо запрещены в Библии. В книге Левит сказано:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» (Лев. 19:28).

Очевидно, что данный запрет направлен на то, чтобы отделить богоизбранный народ от язычников. Нельзя сказать, что эта ветхозаветная норма утратила свое значение в Новом Завете. Нередко и нынешние «письмена» носят языческий смысл. Это либо особые тексты с функцией оберега или талисмана, якобы приносящего удачу, либо изображения черепов, змей, пауков и т.п. Для христиан эти символы слишком ясны и не требуют расшифровки. Но главное в том, что язычники не имеют истинного представления об отношениях человека с Богом, о месте человека в мире и сопутствующих вопросах. Соответственно, надо понимать, что запрет на тату исходит из правильного отношения к человеческому телу и потому не только не теряет силы, но получает больший смысл после воплощения и вознесения Христова. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Остановимся на этом подробнее.
 

Зачем люди делают «наколки»?

Прежде всего, попробуем понять, что вообще заставляет людей делать татуировки. Кто-то, очевидно, делает тату осознанно, кто-то просто из подражания сверстникам или «звездам», из позерства. В постмодернистском обществе утрачено понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому распространенность подобных явлений неудивительна. Нет твердой нравственной опоры, в сознании нет ее критерия, нет никакой цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается лишь как внешняя оболочка, с которой можно делать все что угодно. Оно моя собственность, значит, что хочу, то и делаю с ним. Наверное, ход рассуждений таков: «Это модно, это считается стильным, это сделал тот или иной популярный персонаж. Почему бы и мне не сделать?» У молодых людей не хватает зрелости понять, что если наколки нанесены ради моды, то это просто неразумно: сегодня мода одна, завтра другая, а татуировка осталась. При этом тело дряхлеет, и к старости все рисунки на теле будут также безобразно смотреться, как намалеванный труп.

Другая категория — это те, кто сознательно делает тату. Причин для этого может быть множество. Это и желание закрепить таким образом свою принадлежность к определенной группе, музыкальному направлению, и самоутверждение, признание в каких-то кругах, где это принято, и стремление закрепить какой-то этап в жизни и т. п. В нашей стране наколки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой, вызывали неприятие обществом. Наличие таких наколок характеризует человека без лишних слов. В качестве примера можно привести строчку из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой даётся негативная оценка черни у власти, вырвавшейся из грязи в князи:

«Под рубашкой от Brioni,
Наколки на груди,
А убитых журналистов
Без тебя хоть пруд пруди».

Не будем останавливаться на тюремной субкультуре. Отметим только, что у заключенных наколки имеют особый смысл и язык, понимаемый однозначно в их мире. Использование наколок в уголовной среде в крайней степени регламентировано, неточности здесь могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные тату не несут в себе этой смысловой нагрузки. Тем не менее наличие подобных «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологический настрой, определяют модель поведения. Люди с тату, с которыми довелось общаться, признавались, что после нанесения надписей и рисунков «внутренне происходит что-то, что-то меняется». Иначе не может быть. Вспомним философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы.
 

Татуировка и внутренний духовной мир

Форма содержательна, а содержание оформлено. Не только татуировки, но даже одежда может определять поведение. Так, например, в России и многих других странах мира обязательно облачение судьи в мантию. Это передает ощущение торжественности и достоинства происходящего, его испытывают как сами судьи, так и присутствующие лица. То же можно сказать и о священниках в облачении, и о полицейских и т.п.

Рассуждая далее о форме и содержании в этом контексте, становится понятно, что нанесение тату на тело — это всякий раз переход от внутренней работы над собой к внешнему украшательству, своеобразно понимаемому. Нередко это служит признаком внутренней слабости: у человека нет других средств, чтобы поднять свою значимость. Бог дал человеку возможность творчества. Это потребность, но в данном случае она принимает искаженные формы. Если приглядеться, то у всех татуированных людей в глазах наблюдается невыразимая тоска по небесному и вечному, неуверенность в себе, душевная пустота. Это очень тонко уловил Михаил Круг в одной из своих песен, вложив в уста заключенного такие слова:

«Кольщик, наколи мне купола,
Рядом — чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами».

В связи с этим вспоминаются и наши оскверненные в советское время храмы, с рисунками и надписями, тоже выражающими некую форму молитвы. Убогую, греховную, но все же неосознанно направленную на связь с Вечным.

Мне довелось как-то пообщаться с человеком, имеющим свой салон тату в Москве. Он сказал, что нередко выступает в роли психолога, когда к нему приходят люди, не нашедшие себя, не знающие, что им надо, даже не определившиеся, какой рисунок себе нанести. Некоторых он даже отговаривал. Например, подростков, желающих нанести наколки на лицо, назло всем. «Вам не нравится, каков я, посмотрим, каково будет видеть меня таким!»

Очевидно, что в такой ситуации недостаточно просто объявить тату грехом, нужно обоснование. Надо подать руку помощи, а для этого важно дать нечто большее взамен.

Прежде всего, укажем, что человек — творение Божие. Бог сотворил все «весьма хорошо» (Быт. 1:31). Следовательно, внесение изменений в тело, в том числе наколки, — бунт против Бога. В житии святого Петра Галатийского есть такой эпизод. К нему за исцелением приходит женщина, украшенная румянами и белилами.

Что сказала бы ты, — сказал ей старец, — если бы увидела живописца, который портит создание великого художника: станет белить лик, начертанный по его вдохновению, лить краски, чернить брови и ресницы?

Женщина упала на колени и со слезами стала просить прощения.

Помни, дочь моя, — продолжал он, — что если для художника оскорбительны такие поправки, то тем более для Премудрого Творца, так чудно украсившего человека, «умалившего его малым чем от ангелов» (Пс. 8:6), для Великого Художника, Который дал тебе твою красоту.

Объективным критерием нравственности для христианина служит Священное Писание — откровение Божие человеку. Если обратиться к нему, то мы обнаружим, что в нем осуждаются не только татуировки, но даже нескромная одежда и чрезмерное употребление косметики. Бог устами пророка Исаии угрожает следующими наказаниями за эти грехи:

«И будет: вместо благовония — смрад, и вместо пояса — веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча…» (Ис. 3:23-24).

Так было еще в ветхозаветные времена. А христиан за такие грехи ожидает еще большее осуждение. «Если же и тогда, прежде благодати и такого любомудрия, это было осуждаемо, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то какое оправдание могут иметь нынешние жены, которые призваны на небо и к подвигам большим, которые обязываются соревноваться ангелам».

Церковь считает тело человека святыней и храмом Святого Духа. Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что телa ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 19-20).

Подчеркнем здесь два принципиальных момента. Первое. Мы не свои, мы — Божии, наше тело в полном смысле нам не принадлежит, мы не можем делать с ним все, что хотим. Второе, мы можем и должны прославлять Бога не только в душах, но и в телах тоже. Мы знаем, что Бог прославляет тела Своих избранных угодников нетлением мощей и чудесами, проистекающими от них. И эти явления служат неким предначертанием, образом и символом божественной и небесной славы святых, которая откроется после всеобщего воскресения. Отсюда следует, что христианин должен заботиться о своем теле и относиться к нему с благоговением. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

Далее, тело человека освящается в Церкви в Таинствах крещения, миропомазания, причащения, соборования. Христианин в крещении «облекается во Христа» (Гал. 3:27) и во всем должен стремиться следовать «стопам Его» (1 Пет. 2:21). И подобно тому, как мы не можем нанести неподобающие надписи на священных сосудах, так недопустимо это делать на наших телах. Это освящение плоти человеческой основано на великом таинстве Божественного воплощения, смерти, воскресения и вознесения Христова. Господь принял плоть, сделал Своей собственной и обожил ее, по слову Евангелия: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). С воспринятой плотью Христос вознесся на небеса «и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). И поскольку Господь наш Исус Христос соделался совершенным человеком по душе и по телу, подобным нам по всему, кроме греха, то и нам, которые веруем в Него, подает Он от Своего Божества и делает нас сродными Себе по естеству и существу Божества Своего. И нам ли, христианам, имеющим такие дары и обетования, чающим воскресения мертвых, осквернять свою плоть надписями и изображениями?
 

Что делать с татуировками, если они уже есть?

Что же делать, если татуировки нанесены? Для людей, вступающих в Церковь через крещение, это не является препятствием. Упомянутый выше собор Белокриницкой митрополии подчеркнул это в своем решении. Видимо, на практике были случаи, когда священники не знали, как поступить, и требовали свести наколки. Но это очень дорого и не всегда возможно, хотя желательно. Если же человек после крещения осквернил свое тело татуировками, он должен раскаяться в содеянном и нести определенную епитимью. Полагаем, что правильно поступают те духовники, которые обязывают татуированных в качестве покаяния всегда носить одежду, скрывающую надписи и рисунки. Работавшие в этой индустрии должны оставить ее как греховную.

Остаётся ещё вопрос, пока ещё гипотетический: может ли стать священником носитель наколок? Выскажем свое частное мнение, требующее соборного рассмотрения. Думаем, здесь может идти речь о препятствии к рукоположению физического характера, связанном с телесными недостатками ставленника. Подобно тому, как не поставляются в клир скопцы (согласно 1 правилу I Вселенского Собора «Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити»), так и татуированные. Особенно если эти наколки нельзя скрыть. Как может литургисать человек с тату на руках? Да и кто подойдёт к нему под благословение?

Таково наше рассуждение по затронутой  теме. А закончить хотелось бы призывом уклоняться от описанного зла словами великого апостола Павла:

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Татуировки — печальная мода | Православие и мир

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов.

Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток.

Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий, добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда.

Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

* * *

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

Куришь – вон из алтаря. И татуировку сведи

Бледный, растерянный, весь какой-то нескладный. Стоит на исповеди, и трудно ему понять, почему священник называет грехом то, что все вокруг одобряют. Какими словами батюшка может объяснить, что добрачная половая связь – это блуд? Как удержаться, чтобы не сделать резкий выговор за татуировки и запах сигарет? Рассказывает священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново.

Священник Евгений Дорофеев

Любовь вместо системы запретов

Подростковый возраст – это время переоценки многих ценностей. Человек начинает входить во взрослый мир и привносить в него что-то свое, новое. Подросток чувствует реалии времени и живет в соответствии с ними (а они бывают как положительные, так и отрицательные). Взрослый человек ориентируется по реалиям своего поколения. Отсюда – непонимание, отдаление. Перед священником стоит непростая задача принять нового взрослеющего человека, понять его и, не отрывая от современной жизни, показать ее полезные и пагубные стороны, помочь найти свой путь к Богу.

Необходимо искренне заинтересоваться зашедшим в храм юным человеком. А если просто процитировать каноническое правило, то это путь в никуда со всеми последствиями. Для приходских бабушек ты как пастырь, может быть, и непререкаемый авторитет, а для пятнадцатилетних ребят, увы, всё не так однозначно.

Очень важно в беседах с подростками не оказывать на них давления. Прессинг бесперспективен, он отдаляет, заставляет замыкаться в себе, лгать. На них давят везде: в школе и дома; улица тоже давит по-своему плюс зашкаливает поток информации. Юноша или девушка, зашедшие в храм, надеются найти там что-то другое, не такое, как везде. Задача пастыря – дать им почувствовать Христа, Его всеобъемлющую любовь, а не бесконечную систему запретов.

Чтобы грамотно исповедовать подростков, священнику надо читать хорошую литературу по возрастной психологии и педагогике. Не нужно переоценивать себя и рассчитывать, что по наитию сможешь сказать правильные вещи. Переходный возраст – это перестройка практически всех систем человека: и психологической, и душевной, и физической. Чтобы понять своего юного прихожанина и уметь помочь ему, нужно знать принципы работы этих механизмов.

Непринципиальное курение и безобидная татуировка

В первую очередь, священник на исповеди должен отделять главное от второстепенного. К главным вопросам жизни подростка относятся лишь такие, которые глубинно влияют на становление его личности как полноценного христианина. А к мелким временным заблуждениям необходимо быть снисходительным или не акцентировать на них внимание вовсе. Например, то, что подросток сделал татуировку (если она не содержит, конечно, чего-то богохульного или экстремистского) – вообще не тема для претензий. Сейчас это не более чем дань моде, кто их только не делает, от звезд шоу-бизнеса до домохозяек.

Вот курение – это уже хуже, но тоже не принципиально. Огромное количество курящих людей обладают весьма ценными христианскими качествами. Однако следует предупредить, что безобидное увлечение, демонстрация своего взросления, может перерасти в зависимость, греховную страсть. Но повторюсь, это может быть только дружеский совет, а не требование. К сожалению, я знаю случаи, когда священники лишали подростков права алтарничать за то, что они начинали курить. Ребята в знак протеста уходили из храма. Некоторые из них вообще покатились по наклонной. Неужели этот непринципиальный вопрос стоил таких переживаний и потерь? Где ж вести пастырскую работу, как не в алтаре?

Интимная жизнь и первые грехи

К сожалению, у нас сегодня нормы морали общества и нормы морали Церкви иногда очень расходятся. Взять хотя бы интимную сторону жизни человека. Так, например, отношение к онанизму с точки зрения сегодняшней светской жизни (и научной, и общественной) вполне лояльное, как и к добрачным половым связям. Конечно, в таких случаях на исповеди нужно обозначать позицию Церкви, говорить о тяжести подобных грехов, но, объясняя, делать скидку на сегодняшнее состояние общества. Иначе подросток задаст себе вопрос: «Мне до этого все говорили, что в этом нет ничего плохого, а тут этот человек в рясе говорит совсем иное?» И чтобы голос «человека в рясе» перевесил, священник на какое-то время должен дать подростку «аванс любви» – дать добрый совет, попытаться понять его проблемы, примерить его ношу.

Касательно греха рукоблудия (онанизма), который достаточно типичен для рассматриваемого нами возраста, юноше можно посоветовать следующее. Во-первых, сразу сказать, что Церковь, в соответствии с Писанием и Преданием, воспринимает онанизм как грех, производный от блудной страсти. Но тут же необходимо обратить внимание подростка на то, что грех этот паразитирует на естественной потребности человека в интимной жизни. А отказаться от этой интимной жизни могут не многие.

Подростковый период – время полового становления, когда бушуют гормоны. Молодые люди, не имея половых партнеров (кстати, обязательно надо акцентировать, что в христианстве «половые партнеры» – это только законные супруги и никто более!), начинают заниматься мастурбацией. Нужно обратить внимание подростка на то, что это не вполне законное выражение абсолютно естественной составляющей человека. И бороться с этим грехом можно и нужно, но предупредить, что быстрой победы, скорее всего, не будет. И страсть так просто не отступит. И даже оступившийся не один раз подросток всё равно будет оставаться чадом Церкви, если будет после очередного падения снова вставать и идти в бой со своей страстью.

Однако пламя страсти можно основательно уменьшить. А для этого необходимо тщательно работать над собой. Каким образом? Советы необходимо давать из конкретно сложившейся ситуации. Чаще всего это: максимально возможное отсечение интернета, просмотра фильмов, передач и литературы соответствующего содержания, занятие спортом, иной физической работой. Безусловная духовная составляющая: молитва, пост, изучение Священного Писания. Конечно же, частая исповедь и Причастие Святых Христовых Тайн.

Но самое главное – вселить в сердце подростка надежду на милость Божию, приведя слова Писания: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26). И эта надежда, при правильном духовном настрое, будет греть сердце юного человека, вселяя в него мысль, что за ним Любящий Отец, Который не даст его в обиду.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected]

Человек с татуировкой: христианин или собака?

Сайт Горловской и Славянской епархии

1 октября — всемирный день тату. О том, можно ли с наколками участвовать в таинствах Церкви и бывают ли православные татуировки, — руководитель епархиального отдела по сотрудничеству с пенитенциарной службой, настоятельхрама святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов.

 

Тату как ритуал

Церковь относится к татуировкам несколько отрицательно. Татуировки известны с древних времён. Есть мнение, что первая татуировка появилась случайно. У какого-то человека была рана, туда попала грязь и там осталась. Такие «татуировки» есть сейчас практически у всех шахтёров, которые работают под землёй. В надрезы попадает угольная пыль, и остаются отметины.

В древние времена татуировки носили различный смысл. Во-первых, информационный: видя определённую татуировку, человек понимал, из какого рода, племени его собеседник, в каком он находится статусе. Второе значение было мистическим: человек пытался применять её как амулет, думая, что именно эта татуировка будет его защищать от каких-то болезней. Третье значение было ритуальным, магическим: это татуировки, которые делали себе жрецы, вожди.

В Ветхом Завете мы встречаем запрет на использование таких татуировок. Книга Левит говорит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). Книга Второзакония также запрещает их: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). То есть у языческих племён были такие обряды в память об умерших. В Пятикнижии Моисеевом даётся прямой запрет этого, чтобы еврейский народ не следовал варварским традициям, которые вели за собой ритуальные убийства и прочие мерзости.

 

Наколки на Руси

Сегодня у нас в стране наколки ассоциируются с криминальным миром. Исторически на Руси так сложилось, что простые люди их не делали. Татуировки были распространены в Европе среди моряков. Отправляясь в море, они выбивали на себе кресты и иконы, думая, что это будет их оберегом. У нас наколки не были распространены вплоть до конца XIX века. В царские времена их набивали крепостным и каторжным. Определённые символы означали, что человек находится на каторге. В случае побега его таким образом можно было вычислить.

Лишь в советское время в криминальных кругах стала распространяться культура наколок. В 1990-е годы, когда советская власть отошла в небытие, криминальный мир сильно изменился. «Воры в законе» перестали иметь ту власть, которая у них была. И сейчас наколки уже не несут определённого подтекста. Люди стали набивать их, чтобы выделиться, показать свою свободу родителям или обществу. Обыкновенная гордость, желание чем-то отличиться от других, когда нет никаких личных достоинств.

 

Вождь народа маори Тутуреи Карева, конец XIX — начало XX века

Факты о татуаже:

  • В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание.
  • В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867 гг.) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — ещё одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — «собака». И по сей день человеку, имеющему на теле рисунок, запрещено работать в государственном учреждении, купаться в общедоступных местах.
  • В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Также метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег. По сей день в местах лишения свободы по всему миру существует сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбывания наказаний.
  • Древние греки и римляне также использовали тату для подобных целей, помечая рабов. Эту практику возродили испанские конкистадоры в Мексике и Никарагуа.
  • Женщины племени майя наносили татуировку на лицо, что считалось признаком низкого происхождения.
  • Слово «тату» — заимствование из полинезийских языков. Так называли наколки на теле дикие племена, обитавшие на островах Полинезии. Впервые такой способ «украшения» научно описал во время своего путешествия вокруг света английский мореплаватель Джеймс Кук в 1773 году. Он воспользовался словом из языка аборигенов, так как в европейских языках подобного понятия не было.
  • Из своего путешествия Джеймс Кук привёз не только заметки, но и «Великого Омаи» — полинезийца, сплошь покрытого тату. Появление такого чуда вызвало в европейских городах сенсацию. Ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».
  • Именно из бродячих цирков мода на татуаж пошла в массы. Поскольку аборигенов не всегда можно было достать, наколками расписывали себя сами циркачи. Так, в начале XIX века некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы и зарабатывая на этом деньги. Параллельно в том же XIX веке рабочие артелей стали наносить пигментные знаки себе на тело для обозначения своего братства, а моряки — в память о путешествиях.
  • Во время Первой Мировой войны в Великобритании татуировкой «D» метили дезертиров.
  • Татуаж практиковался в эсэсовских дивизиях. Основной темой в татуировках солдат Третьего Рейха была нацистская символика. После капитуляции гитлеровской Германии союзники легко отлавливали эсэсовцев при помощи внешнего осмотра.
  • Ислам запрещает абсолютно любые татуировки, даже религиозного содержания.
  • В Древнем Израиле татуаж как часть одного из языческих ритуалов был прямо запрещён одной из заповедей: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28, также и Втор. 14:1). Этого предписания Библии иудеи и христиане придерживаются и сегодня.

 

Почему Церковь против тату?

В наше время набивают татуировки с ликами Христа, Богородицы. Люди, которые не имеют отношения к криминальному миру, думают, что это будет своего рода их талисманом. Церковь негативно относится к этому. Господь создал человека совершенным. Пытаясь дополнить чем-то это совершенство, мы берём на себя миссию Бога — пытаемся показать, что мы лучше Него знаем и больше умеем. В основном те, кто делают наколки, имеют желание показать себя, отличиться.

 

Коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?

У христиан на Востоке есть традиция наколок. В Африке и странах Ближнего Востока христиане набивают себе на руке небольшие кресты. Они живут в постоянной опасности. Мусульманский мир очень агрессивно относится к христианам. Нанося на себя такое крестное знамение, христиане показывают твёрдость своей веры, готовность идти со Христом даже на смерть. В случае смерти этот знак поможет тому, чтобы их похоронили по-христиански.

Это отличается от наших зоновских традиций выбивать кресты во всю спину — там набивается небольшой крестик, который прячется где-то под одеждой, наподобие нашего нательного креста. Окружающие люди его не видят, если мы специально его не выставляем напоказ. В то же время мы знаем, что этот символ нашей веры всегда с нами.

В XII веке вторгшиеся в Египет арабские завоеватели начали насильно обращать христиан в свою религию. Одной из форм сопротивления этому стало то, что христиане-копты стали делать себе татуировки на внутренней стороне правого запястья — изображение креста. Так как ислам прямо запрещает татуировки, а наколотое изображение креста невозможно удалить, насильственное обращение в мусульманство для коптов стало невозможным.

Прошло уже много столетий, но напряжённость в отношениях между христианами и мусульманами на Востоке не исчезла. Христиане до сих пор накалывают себе крест на руку, выражая этим готовность принять мученическую смерть за Христа и отказ обратиться в ислам.

За все наши действия мы будем нести ответ. Я встречал очень много людей, которые, особенно в армии, делали себе такие наколки. Потом, приходя к вере, они стеснялись этой наколки и не хотели, чтобы окружающие люди видели её. Выводить её — очень болезненный процесс, немногие на это шли. Человеку, который только приходит к Богу и хочет сделать себе наколку, я бы советовал поразмыслить, насколько ему это нужно. Любой браслет, медальон мы можем снять. Сегодня он мне нравится, а завтра уже нет. Наколку человек снять не сможет. Выжигать её — очень больно.

 

Православные символы в криминальной культуре

Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.

Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.

Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка — с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере — камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.

Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.

Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.

Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, — человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.

Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки — не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.

 

Раковое образование на месте татуировки

Опасность татуировки — то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны

Яд под кожу

В красной краске, используемой для тату, содержится ртутный сульфид, в других оттенках — титан, хром, свинец и кадмий. Самой опасной считается синяя краска. В её состав входят кобальт и алюминий. Не менее опасные яды — парафенилендиамин и мышьяк, которые входят в состав чёрных чернил. Последний компонент легко может спровоцировать рак, а все остальные отравляют организм и приводят к поражению мышечной ткани. Пигменты, используемые в тату-салонах, не контролируются органами здравоохранения.

Смерть на конце иглы

С помощью иглы для тату тысячи людей заразились ВИЧ, гепатитом В и С. Очень многие вирусы не убиваются кипячением или другими видами стерилизации.

Рак, которого могло не быть

Его вызывает не только мышьяк, входящий в состав краски. Очень многие стремятся при помощи тату скрыть родинки и другие дефекты кожи. Между тем, делать это категорически запрещено. В принципе, не только родинка, но и любая тату под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей может спровоцировать рак кожи.

Согласно исследованию, проведённому в Европе, с негативными последствиями татуировок столкнулась одна треть клиентов салонов и частных мастеров.

Шрамы

Татуировку невозможно вывести бесследно. Даже при удалении лазером остаются шрамы. При удалении другими средствами размер шрамов будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Фактически, свести татуировку — значит лишиться фрагмента собственной кожи.

 

Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?

Наколка не может ни приблизить человека к Богу, ни отдалить от Него. Никаких препятствий для участия в таинствах нет. В тюрьмах, которые я окормляю, очень много людей с наколками. Они у них есть, и с этим уже ничего не сделаешь. Там не поймут, почему татуировки осуждаются. Бывает наоборот — осуждённый набивает икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что он встал на путь исправления. Возможно, эта наколка даже в чём-то ему поможет.

Если человек никогда не попадал на зону, но имеет тату, не будет лишним сказать на исповеди о том, что было у него по молодости желание выделиться, и он сделал наколку. Часто это одно из проявлений гордости, и исповедь поможет священнику найти правильный подход к человеку.

 

Может ли человек с тату быть священником?

Да, может. У нас даже есть пример татуированного священника — Иван Охлобыстин. Но наколка может в дальнейшем осложнять жизнь. У нашего народа очень сильно убеждение, что если у человека есть наколки, значит, он принадлежит к криминальному миру. Священнику, если у него есть татуировка на каком-то открытом месте, это может очень сильно мешать в общении с людьми. Кто-то отнесётся равнодушно, но многих это настораживает.

На священника обычно смотрят как на какого-то идеального человека, в котором всё должно быть прекрасно. Люди часто не хотят принимать во внимание, что он такой же человек, как и остальные, поэтому священника с наколками могут ждать различные неприятности. Хотя от Бога его это никак не отдалит.

Беседовала Мария Цырлина

Сайт Горловской и Славянской епархии

Простое Православие | Христианство, политика и культура

Подлинность и расточительность: ответ на «Блудную церковь» Брэндона МакГинли

Ed. Примечание. Это первый ответ из трех, которые мы опубликуем в рамках краткого симпозиума по книге Брэндона МакГинли «Блудная церковь». Один из способов, которым католики рассказывают историю современности — подумайте, например, о Карле …

После евангелизма

Недавно я разговаривал с моим дорогим другом о том, как дар, который дал нам наш конкретный университетский опыт, можно резюмировать следующим образом: он позволил нам отделить «христианство» от «глупого американского евангелического дерьма.”

Лучшее из чистого православия 2020

Как и в предыдущие годы, вот подборка лучших работ, которые мы опубликовали в 2020 году. Бог милостиво относится к нам в этом году, поскольку мы сейчас завершаем наш лучший год для трафика с …

Радость конца года, пандемия

По мере того, как 2020 год заканчивается и начинается 2021 год, весь актерский состав и съемочная группа Mere Fidelity собрались, чтобы исследовать неповторимым образом, как этот год повлиял как на церковь в целом, так и на отдельных христиан.Мэтт, Дерек, Эндрю, …

Награды Элиота 2020

С 2017 года у меня появилась привычка возвращаться в конце года, чтобы просмотреть и узнать некоторые из моих любимых статей в журналах и Интернете за последние 12 месяцев. Вдохновленный старым Сиднеем Дэвида Брукса …

Тихо на Рождество

Я смотрел баскетбольный матч без звука, прислушиваясь к звукам жизни.«Кливленд Кавальерс» в рождественском матче против «Голден Стэйт Уорриорз» выглядели вялыми. Две команды шли явно противоположными путями: кавалеры, окруженные внутренними …

Деменция и Бог, который помнит

Лишение. Если зло — это лишение добра, как многие считают в истории христианского богословия, это не означает, что оно пассивно. Слишком активная сила, зло может быть сродни ненасытной черной дыре…

Рождественские гимны

С Рождеством Христовым! В рождественском шоу «Простая верность» в этом году Мэтт, Дерек и Аластер изучают теологию трех неизменно любимых рождественских гимнов. Прокрутите этот пост, чтобы читать тексты песен во время прослушивания. Простая верность …

Адвент IV: Пришествие Христа и наша надежда

Послание к Евреям, возможно, не первое место, куда мы обращаемся для чтения Адвента.Мы ничего не слышим о Марии или младенце, закутанном в пеленки. Фактически, Послание к Евреям не предлагает никаких размышлений о рождении Иисуса и …

Если г-н Кристоф берет имена, Apple должна быть следующей

четвёртое декабря, Нью-Йорк Таймс Николас Кристоф написал мощный выставить на ошеломляющее количество детской порнографии, доступной на PornHub. Статья содержала политически острый подзаголовок: «Почему Канада позволяет этой компании получать прибыль от видео?..

Бесстыдное Православие | Посвящение православному христианству и его всемирной истории

«Мудрые скрывают знание, а уста глупых близки к заблуждению». — Притчи 10:14

У меня признание. Я с необузданной страстью презираю христианскую апологетику онлайн. Это парадоксальное чувство, учитывая, что многое из того, что я здесь написал, квалифицируется как апологетика, по крайней мере, в некотором смысле. Когда я впервые начал этот блог, я сделал это в ответ на некоторую католическую поп-апологетику.В то время я не только хотел спорить о своей вере, я также хотел вести людей к тому, что я считал правильным. Я почти два года не был православным. В каком-то смысле мой подход был неправильным, и результаты тоже это показали. Скорее всего, я оттолкнул друга от Православия из-за своей склонности к спорам. Более того, я говорил много нехристианских вещей на форумах, например, обвинял людей в ереси или утверждал, что я лучше других, из-за этой «потребности» быть правым в споре.Во многом слова о. Стивен Фриман описал меня в то время и в аналогичной манере, как и слова Фредерики Мэтьюз-Грин, подробно описывая фетиши, которые часто принимают новообращенные. Меня часто мотивировала гордость, а не любовь. А те, кто не знает любви, не могут познать Бога (1 Иоанна 4: 8). То, что я считал разумным, на самом деле было ложным разумом, не более чем серией правдоподобия. Зрелые православные не чувствуют необходимости доказывать свою веру или, по крайней мере, не ищут аргументов.

С годами я все больше уклонялся от апологетики. Мой последний явно извиняющийся пост датирован почти трехлетней давностью, моим продолжением моего первого поста о разводе и повторном браке. Сегодняшний пост и его предшественник остаются моими наиболее часто читаемыми статьями. В эти посты было вложено много хорошей работы и исследований, но мои побуждения были легкомысленными и жалкими — всегда превозносить свой интеллект, всегда искать победы в споре. С тех пор большинство моих постов касались моих плавающих интересов — философии, видеоигр и некоторых лакомых кусочков теологии, таких как свобода воли и другие экуменические вопросы.Иногда я возвращался к апологетике против католика и против другого православного. Я не могу сказать, что сожалею о том, что написал их, какими бы ошибочными они ни были, потому что я написал их не в духе «показать этому сукиному сыну, кто прав». Я написал их только потому, что у меня были свои мысли, и я хотел просто служить отправной точкой для других, чтобы они могли изучить сами вещи, можно сказать, чтобы быть приблизительным указателем или аннотированной библиографией. Мой тон в них, конечно, едкий, но если они не работают, они не работают.Большое дело. Тертуллиан скептически относился к результатам такого рода встреч, написав, что они часто неубедительны, особенно в глазах сторонних наблюдателей ( De praescriptione haereticorum 18-19).

Все эти мысли подводят меня к обсуждаемой теме — православным, вопрошающим или тем, кто никогда не должен заменять извиняющиеся блоги реальным обсуждением, реальным обучением, реальной жизнью. Мы, под которыми я подразумеваю апологетов, включая меня, слишком часто являемся горделивым и жаждущим ренты расой.Спросите себя, какая польза от споров о вере? Возможно, есть некоторая ясность, но в остальном польза в лучшем случае совсем небольшая. Как однажды написал св. Августин Гиппопотам: «[Святой] путь — это то, что приведет к Богу, если мы будем твердо держаться его в жизни; и если мы не будем твердо придерживаться этого в жизни, мы не придем к Богу »( De ordine PL 32: 0990). Короче говоря, святая жизнь откроет истину. Интеллектуализация веры, чтение веры и т. Д. Не могут заменить консультации со священником, они не могут заменить обычное богослужение или божественную литургию, они не могут заменить молитву и, конечно же, не могут заменить отношения к ближнему согласно образу Божьему, найденному в них — все формы реального обсуждения, реального обучения, реальной жизни.За годы работы в православной апологетике я не только много раз попадал в эту ошибку, но и видел, как мои коллеги-апологеты тоже впадали в нее. Я сейчас назову их имена, потому что хочу, чтобы люди меньше нас слушали, перестали подбадривать нас в прямых трансляциях, перестали относиться к нам как к рок-звездам на банальных серверах Discord, чтобы перестали принимать чью-то сторону, как фанатки в мелочах. интернет-бои. Мы ничего этого не заслуживаем, потому что мы худшие.

Избегайте Джея Дайера. Повторяю, не имею никакого отношения к Джею Дайеру.Несмотря на все свое чтение и предполагаемое образование, Дайер — не что иное, как теоретик заговора и торгаш, балующийся широкой сетью предметов, чтобы получить доступ к как можно большему количеству приманок. Он вместе с другими презренными типами, такими как Алекс Джонс, выдвигает теории заговора о глобалистской элите, попустительствуя разрушить вашу жизнь. Он сеет раздор среди людей, побуждая их не доверять и не подчиняться надлежащим властям, даже в самые тяжелые и отчаянные времена. Не предостерегает ли апостол Петр от такого поведения? Он говорит:

Господь знает, как избавить благочестивых от искушения, но в день суда будут мучить неправедные.И особенно те, которые ходят по плоти в похоти нечистоты и презирают власть: дерзкие, своенравные, они не боятся вводить секты и богохульствовать.

2 Петра 2: 9-10

То же говорит и апостол Павел:

Пусть каждая душа подчинится высшим силам. Ибо нет силы, кроме как от Бога и тех, кто назначен Богом. Следовательно, тот, кто сопротивляется магистрату, противится постановлению Бога. А те, кто сопротивляется, купят себе проклятие.Ибо князья страшны не для добрых дел, а для зла. Неужели вы не будете бояться власти? Делай доброе, и ты получишь хвалу от того же.

Римлянам 13: 1-3

Даже наш Господь говорит: «Итак отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Богу» (Марка 12:17).

Смелость, своенравие — вот признаки гордости. Святой Амвросий Миланский предостерегает нас от этого греха, говоря: «Самый большой грех в человеке — это гордыня.Воистину, отсюда проистекает происхождение нашего греха »( Expositio в Псалме PL 15: 1283A). Бог не поставил Дайера в управление, но он стремится подражать управлению во имя свободы, побуждая других думать и вести себя как он сам. Нет свободы выставлять напоказ то, что установил Бог. Истинная свобода — это свобода от греха (Римлянам 6:22).

Затем избегайте страницы Facebook «Ортодоксальная апологетика». Это личное, но, как показывает опыт, в нем нет ничего похожего на милосердие или любовь.Людей регулярно отвергают, клевещут и запрещают без провокации — хотя последнее, вероятно, избавит вас от неприятностей. В нем нет ничего, кроме споров и банальной мастурбации духовности. Неудивительно, что им руководят так называемые «истинные православные», все существование которых сосредоточено вокруг их раскола и невротической навязчивой идеи быть «более православным, чем ты».

И, наконец, избегайте Крейга Труглиа. Действительно, он был более-менее катализатором этого самого поста. Если оставить в стороне свои личные ссоры со мной (здесь и здесь), Трулья за последние несколько месяцев все больше проявляет нехристианское поведение по отношению к другим.К таким действиям относятся такие вещи, как обвинение священника во лжи и ереси, высокомерное и саркастическое обращение к священнику, клевета и подрыв епископов Православной церкви как в России, так и в Соединенных Штатах, объявление священных синодов Православной церкви развращены модернизмом и рядом других болезней, тем самым поносив их, и так далее, и тому подобное. Хотя в прошлом я публично критиковал церковных иерархов, я сожалею об этом. Это не было ни мудро, ни справедливо.В любом случае, эти дела должны быть задокументированы, чтобы подчеркнуть тот факт, что вам следует меньше слушать нас, апологетов! Постараюсь быть кратким.

по пт. Блог Кимела «Эклектичное православие», Трулья публично обвинил о. Кимел лжи. Соответствующие изображения перечислены ниже, четвертое изображение взято из блога Труглиа:

Здесь можно увидеть, как Труглия публично обвиняет священника во лжи, хотя на самом деле туфля находится на другой ноге. Кроме того, он обращается к отцу в самой дерзкой манере, высмеивая его ссылками на песни Бон Джови.Насколько разумно такое поведение, не говоря уже о благотворительности? Ответ в том, что это не так.

Затем Трулья публично раскритиковал епископа Звенигородского Питирима Русской православной церкви за утверждение, что Covid-19 заставил его заболеть в стенах его церкви. В своем письме епископ Питирим подробно описывает ужасную трагедию, которую эта чума обрушила на Русскую Православную Церковь, убив многих священнослужителей. Труглия критикует епископа, потому что это обосновывает рассказ, который ему не нравится (см. Изображение ниже) — что существуют рациональные и благочестивые причины для ограничения или закрытия церквей в разгар глобальной пандемии.Он поддерживает скептицизм в отношении заявлений епископа, спрашивая, откуда он знает, что епископ Питирим заразился этой болезнью именно в стенах церкви. При таком уровне скептицизма можно так же легко спросить, откуда Трулья знает, что он не живет в Матрице. Труглия не задает себе второй вопрос, потому что точная причина, чтобы задать первый вопрос, состоит в том, чтобы раздуть его чувство гордости и права, а не приверженность скептицизму. Епископ мудро выступил со своим письмом, потому что хотел посоветовать своей пастве быть более осторожными и не слушать волков в овцах, блуждающих по Интернету.Как говорит пророк Соломон: «Между гордыми всегда бывают раздоры; а все делающие по совету управляются мудростью» (Притчи 13:10).

Между тем, на своем канале YouTube Труглия публично раскритиковал архиепископа Далласского Александра, члена Православной церкви в Америке, за так называемое детское поведение. В своем письме архиепископ Александр предостерегает свою паству, как своими словами, так и словами одного из своих священников, от тех, кто критикует епископальные и синодальные решения относительно Covid-19.По мнению Труглии, тон архиепископа неправильный, слишком подлый, слишком детский. Если бы Труглия когда-либо заранее читал епископское письмо, он бы знал, что тон архиепископа в точности соответствует тому, как епископы говорили на протяжении тысячелетий. Посмотрите только первые слова Св. Льва Римского в его знаменитом фолианте! По сравнению с этим архиепископ гораздо более ручной.

В другом месте Труглия активно призывает православных христиан целовать иконы во время этой глобальной пандемии, несмотря на то, что священный синод ПЦА прямо запретил это действие.Он даже заходит так далеко, что говорит, что если смерть наступит, это может быть замаскированным благословением. Как удобно для него скрывать свою гордость и высокомерие одеждой воли Божией! Труглия рискует кровью на собственных руках! Сам Труглия не является членом ПЦА, но нужно задаться вопросом, кто он такой, чтобы функционально проповедовать другим по таким вопросам, независимо от юрисдикции? От кого он получает это разрешение? Никуда. Даже если его собственный епископ наделил его властью (в чем я сомневаюсь), это не дает ему права активно поощрять православных, особенно за пределами его юрисдикции, рисковать духовной и физической смертью, искушая таким образом Господа Бога твоего (Матфея 4: 7) .

Наконец, Труглия богохульствует против Православной церкви и ее святых синодов, заявляя, что причина того, что иерархи не обязали осуждать тех, кого Труглия считает еретиками в наши дни, заключается в том, что в современном мире существует обширная коррупция и заговор модернистов. церковь (здесь и здесь). Он никогда не обосновывает такие утверждения. Вместо этого он довольствуется осуждением церковной иерархии и академических ученых как коррумпированных, несмотря на тот факт, что он полагается на их переводы и их опыт даже при чтении источников, которые он использует в качестве основания для разногласий.Это случай не только гордого антиинтеллектуализма, но и лицемерия. В своем стремлении быть правым Труглия оскорбил.

В заключение — и я мог бы сказать больше, но этот пост уже достаточно длинный — перестаньте так много читать нам, апологетам! Слушайте нас меньше! Не относитесь к нам как к кумирам! Мы не можем привести вас к более глубокой духовности! Слушайте своего священника и начальников, молитесь, поститесь, посещайте божественную литургию, когда можете, и относитесь к своему ближнему в соответствии с образом Бога внутри них.Если обязательно читать, то читайте книги, написанные православным духовенством и богословами. Если вы должны прочитать нас, относитесь к нам как к не более чем случайному любопытству или простому указателю, потому что мы миряне, причем худшего из них. Слишком часто апологетами являются великие обманщики, о которых св. Григорий Турский подробно описывает в свое время ( Libri decem Historiarum, Книга 9, Глава 6). Когда дело доходит до апологетов, caveat fidelis — пусть верный остерегается! И если вы боитесь проиграть спор о вере в Интернете или лично, не волнуйтесь.Некоторые потери возместит любовь Бога.

Радикальное православие: богословие, философия, политика

RO: TPP — это международный онлайн-журнал, рецензируемый рецензируемым журналом, посвященный исследованию христианства в современном мире, уделяя внимание классическим выражениям христианства и учитывающим его далеко идущие последствия. для всех сфер современной жизни. Перспектива радикального православия состоит в том, что христианское богословие, подкрепленное и поддерживаемое посредством возрождения («возвращение к источникам», к корням), возрождения классической христианской традиции, может проникнуть в глубины смысла и связности Христианское исповедание.Такое богословие противостоит всякому четкому дуализму между священным и светским, распространяя сферу своего внимания на все области культуры. Такая широта открывает перспективу понимания мира, наших культур и нашего нынешнего теологического времени — с точки зрения последовательного христианского взгляда на мир.

«Теология» включает в себя теологии всех видов, помимо преобладающей озабоченности, в частности, последствий ортодоксального христианского богословия. «Философия» предназначена в самом широком смысле и включает в себя все различные школы (восточные и западные, древние, средневековые и современные, континентальные и аналитические) и дисциплины.«Политика» используется для обозначения не только всей практической ветви философии, но, в частности, способов, которыми такое широко истолкованное христианское философское богословие может действовать среди ситуаций, практик, отношений, порядков живого существования.

РО: ТПП стремится объединить академическое и текущее, интеллектуальное и популярное. С этой целью в журнале будут представлены статьи различной длины (в полной мере используя гибкость, предлагаемую онлайн-форматом), а также будут публиковаться работы более художественного или поэтического характера — будь то художественная литература, поэзия или искусство.Мы надеемся включить статьи как ученых (уже существующих и начинающих), так и тех, кто занимается другими способами письма и деятельности.

ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО ЛЮБОВЬ ╰⊰¸¸. • ¨ * СВЯТОЙ ИОАНН МАКСИМОВИЧ И СВЯТОЙ БРИГИТ ИРЛАНДИИ

http://easternorthodoxchurch.blogspot.com

ВОСТОЧНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Каково происхождение разных рас?

Библия не сообщает нам явным образом происхождение различных «рас» или цвета кожи в человечестве.На самом деле существует только одна раса — человеческая раса. Человечество отличается разнообразием цвета кожи и других физических характеристик. Некоторые предполагают, что, когда Бог смешал языки у Вавилонской башни (Бытие 11: 1-9), Он также создал расовое разнообразие. Возможно, что Бог внес генетические изменения в человечество, чтобы люди могли лучше выживать в различных экологических условиях, например, более темная кожа африканцев была лучше генетически подготовлена ​​для выживания в условиях чрезмерной жары в Африке. Согласно этой точке зрения, Бог смешал языки, вызвав лингвистическую сегрегацию человечества, а затем создал генетические расовые различия в зависимости от того, где в конечном итоге поселилась каждая расовая группа.Хотя это возможно, для этой точки зрения нет явного библейского основания. Расы / цвета кожи человечества нигде не упоминаются в связи с Вавилонской башней.

У Вавилонской башни, когда возникли разные языки, группы, говорящие на одном языке, отошли от других, говорящих на том же языке. При этом генофонд для определенной группы резко сократился, поскольку в группе больше не было возможности смешиваться со всей человеческой популяцией. Произошел более близкий инбридинг, и со временем в этих разных группах были подчеркнуты определенные особенности (все из которых присутствовали как возможность в генетическом коде).По мере дальнейшего инбридинга из поколения в поколение генофонд становился все меньше и меньше до такой степени, что все люди одной языковой семьи имели одинаковые или похожие черты.

Другое объяснение состоит в том, что Адам и Ева обладали генами, производящими черное, коричневое и белое потомство (и все остальное между ними). Это было бы похоже на то, как иногда у пары смешанной расы есть дети разного цвета. Поскольку Бог явно желал, чтобы человечество было разнообразным по внешнему виду, вполне логично, что Бог дал Адаму и Еве способность производить детей с разными оттенками кожи.Позже единственными выжившими во время потопа были Ной и его жена, трое сыновей Ноя и их жены — всего восемь человек (Бытие 7:13). Возможно, невестки Ноя принадлежали к разным расам. Также возможно, что жена Ноя принадлежала к другой расе, чем Ной. Возможно, все восемь из них были представителями смешанной расы, что означало бы, что они обладали генетикой, позволяющей производить детей разных рас. Каким бы ни было объяснение, наиболее важным аспектом этого вопроса является то, что все мы — одна раса, все созданы одним и тем же Богом, все созданы для одной цели — прославить Его.

Источник: Элмер Л. Таунс, Библейские ответы почти на все ваши вопросы, ТОМАС НЕЛЬСОН / 2003 / PAPERBACK

Нравится:

Нравится Загрузка …

Татуировки Мумбаи