Падма (символ) — Википедия
Па́дма (санскр. पद्म, padma IAST; лат. Nelumbo nucifera) — один из древнейших и главных священных символов в форме цветка лотоса в Южной и Юго-Восточной Азии. Почитается в индуизме, буддизме и джайнизме. Первоначально цветок лотоса являлся ранней и распространённой эмблемой Солнца. В последующем он стал олицетворять творящие космические силы, а также незапятнанную чистоту и духовное совершенство. Лотос обладает сложной, постепенно складывавшейся символикой. Его почитание зародилось на древнейшей доземледельческой стадии развития общества. Лотос был одним из важных продуктов питания. Его корни, стебли и листья содержат крахмал, жиры, сахар и клетчатку, а из семян получается мука более высокого качества, чем из хлебных злаков[1].
В индуизме лотос выступает одним из атрибутов Вишну, Брахмы, Лакшми, Сарасвати и Куберы. В индийской культуре он символизирует божественную красоту, духовную чистоту. В индуистской литературе и индийской поэзии лотос выступает эталоном красоты. Вишну и Кришна, например, описываются как лотосоокие, а их стопы подобны лотосам. В мифологии индуизма лотос растёт из пупа Вишну, спящего в йога-нидре. Цветок лотоса является одним из ключевых символов в иконографии индуизма. В буддизме цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов
Образ лотоса стал одним из ведущих в изобразительном искусстве, архитектуре, поэзии. С его названием связаны многие имена божественных и иных персонажей, эпических героев, растений, созвездий и т. д. В древних и современных языках известны десятки названий лотоса. В частности, «кумуда» — белый лотос, или водяная лилия, которая, как считается, распускается только при свете Луны, а «пундарика», или «съедобный белый лотос» стал символом Вишну и Будды[3].
Красный лотос является эмблемой современной Индии[4].
Изображения лотосов в Древнем ЕгиптеЛотос изначально ассоциировался с богом Солнца. Объясняется это тем, что его цветок раскрывается при свете Солнца, а многочисленные лепестки напоминают лучи святила. Лотос участвует во многих космогонических мифах и легендах древней Индии. Он олицетворяет творящее (женское) лоно, является источником божественного принципа и обладает особой сакральной силой. Соотнесенный с женским детородным органом, лотос символизирует творческое начало или матрику (богиню-мать). «Падма» и «камала» — на санскрите синонимы «лотоса» женского лона, мягкого, розового и открытого[5]. Лотос отождествляется с плодородием, процветанием и потомством. Символ находит место в поклонении лотосовым богиням или богиням плодородия в сельских культах. Он также участвует в формировании более сложных мифологических образов, связанных с женским и мужским началами мира
Как священный символ лотос был принят многими великими цивилизациями от Египта до Японии[6]. Символ глубоко внедрился в искусство и архитектуру древнего Востока. Лотос открывается с восходом и закрывается с закатом солнца. В Древнем Египте солнце воспринималось как восходящее из восточного лотоса на рассвете и заходящее в западный лотос на закате[1]. Голубой лотос (лат. Nymphaea caerulea) особенно почитался в Древнем Египте, где его лепестки вымачивались в воде, настаивались в алкоголе или из них делалось эфирное масло для получения сильного омолаживающего и усиливающего половое влечение универсального средства[7].
Лотос и его среда обитания
Падма-пуруша, антропоморфный образ лотосаЛотос, произрастающей в мутной водной трясине, стал символом чистоты и отречения. Он отождествляется с благотворными действиями, совершаемыми без влияния циклов рождения и смерти человеческой души. Лотосовые сиденья или троны, на которых восседают или стоят божества, символизируют их божественное происхождение. Божественные души и существа рождены в безупречности, обладают врождённым совершенством. Лотосовая природа отражает чистоту тела, речи и ума. Хотя божества могут проявляться в ходе кармических циклов, однако они не осквернены и не загрязнены земным миром [8].
Следуя Гопалатапани-упанишаде, лотос представляет собой проявленную вселенную, цветок, который распускается во всей красе в бесформенных и бесконечных водах обусловленности:
В своем сердце я размышляю о материальном мире с его восемью охранителями мира (локапалами) как о распускающемся цветке лотоса, растущего в океане повторяющихся рождений и смертей.
— Гопалатапани-упанишада, глава 2, текст 80
В индуизме лотос ассоциируется с чистотой и саттвой (благостью). Лотос растёт в прибрежной грязи и проходит сквозь толщу воды. Затем он достигает водной поверхности и расцветает. Аналогичным образом духовный искатель поднимается из грязи мирского бытия и, пройдя очищение, достигает праведного поведения (дхармы) и духовного знания (джняны). Таким образом, лотос символизирует просветлённый ум. Вода, из которой растёт лотос, его не касается, точно так же как мирские соблазны, заблуждения и иллюзии, не затрагивают просветлённых существ
В иконографии индуизма и буддизма часто используются орнаменты, розетки, медальоны с изображением лотоса, которые подчёркивают священные аспекты изображаемых существ[5].
Лотос в иконографии божеств
Сурья с лотосами в обеих руках, X—XI век, Бангладеш | Индо-скифская монета с Гаджа-Лакшми (Лакшми со слонами), стоящей на лотосе, I век до н. э. | Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, Камбоджа, VII век | Сарасвати с лотосом, Индия, XIV—XV век | Кубера на лотосном троне, династия Юань, Китай |
Бог солнца Сурья в ведийский период отождествлялся с лотосами. Он держит его цветки в каждой из своих рук, что символизирует путь Солнца по небесам. В индуизме Брахма, бог творения, родился из золотого лотоса, выросшего из пупа Вишну, подобно младенцу, привязанному к материнской пуповине
Белый, или «съедобный лотос» (санскр. pundarika, тиб. pad ma dkar po), — это атрибут Вишну, Брахмы, а также будды Сикхина. Шестнадцатилепестковый белый лотос «утпала» держит в руках Белая Тара. Жёлтый лотос (тиб. pad ma ser po) и золотой лотос (тиб. gser gyi pad ma) в общем известны как «падма», а более распространённый красный или розовый лотос обычно определяется как «камала». Санскритским термином «утпала» обозначают синий, или чёрный «ночной лотос». Однако его транслитерированный тибетский эквивалент (тиб. ut pa la) может быть применим к лотосу любого цвета[5].
Лотосовый трон | Брахма, Вишну и Шива со своими супругами (Сарасвати, Лакшми и Парвати) на лотосах, иллюстрация 1770 года | Альтернативное изображение лотосового трона |
Эпитетами и сравнением с лотосом в священных текстах описывается бог Вишну, у которого цветок лотоса является одним из главных атрибутов. Гимн Вишну-сахасранама или тысяча имён Вишну провозглашает[10]:
Оригинал (санскр.) | Перевод |
---|---|
viśveśvaramajaṁ devaṁ jagataḥ prabhavāpyayam bhajanti ye puṣkarākṣaṁ na te yānti parābhavam na tē yāṁti parābhavam ōṁ nama iti | Он [Вишну] никогда не потерпит неудачу, Он тот, кому возносят молитвы как Господу этой Вселенной. У кого нет рождения, Кто всегда неизменен, Кто сияет и сверкает, и имеет глаза, подобные лотосам. Воспеваем имена. |
Arjuna uvāca padmapatra viśālākṣa padmanābha surōttama bhaktānāmanuraktānāṁ trātā bhava janārdana | Арджуна сказал: о, Господь, у кого глаза как лепестки лотоса, о, Господь, у кого произрастает лотос из живота, о, Господь, который видит всё, о, Господь, повелитель всех богов, Пожалуйста, прояви милость и стань прибежищем всем своим преданным, кто придёт к тебе с любовью. |
В Вишну-сахасранаме перечисляются имена Вишну, образовавшиеся в результате синкретизма и слияния культов ведийских, местных и родовых божеств в единое поклонение Вишну. Тот почитается как всепроникающий и пребывающий в сердцах всех живых существ. Лотосовые эпитеты используются для описания красоты Вишну [10]:
Номер имени | Имя (рус) | Имя (IAST) | Значение |
---|---|---|---|
40 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Лотосоокий |
48 | Падманабха | Padmanābhaḥ | Тот, из чьего пупка (набхи) произрастает лотос (падма), источник Вселенной |
111 | Пундарикакша | Puṇḍarīkākṣaḥ | |
344 | Падми | Padmī | Держащий в руке цветок лотоса |
345 | Падма-нибхекшана | Padma-nibhekṣaṇaḥ | Тот, чьи глаза подобны лотосам |
346 | Падманабха | Padma-nābhaḥ | Тот, кто живёт в набхи или в сердце лотоса |
347 | Аравиндакша | Aravindākṣaḥ | Лотосоокий |
348 | Падмагарбха | Padma-garbhaḥ | Тот, кому поклоняются в сердце лотоса |
556 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Тот, кто сияет подобно свету сознания во время медитации на сердце лотоса |
615 | Свакша | Svakṣaḥ | Тот, чьи глаза (акша) красивы как цветы лотоса |
844 | Свасья | Svāsyaḥ | Тот, чьё лицо красиво и красновато подобно сердцевине лотоса |
Цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов (санскр. astamangala; тиб. bkra shis rtags brgyad). К ним относятся белый зонт, пара золотых рыб, сосуд сокровищ, лотос, белая раковина, бесконечный узел, победоносное знамя и золотое колесо. В китайском буддизме восемь благоприятных символов представляют восемь внутренних органов тела Будды. Лотос отождествляется с печенью Будды[2].
Буддийский лотос изображается с четырьмя, восемью, шестнадцатью, тридцатью двумя, шестьдесят четырьмя, сто восемью или тысячу восемью лепестками. Числа символически соотносятся с внутренними лотосами, или чакрами тонкого тела, и с численными составляющими мандалы[5].
Падмасамбхава или «лотосорождённый» тантрический мастер, принёсший буддизм в Тибет, считается рождённым из чудесного лотоса, расцветшим на озере Дханакоша в западном индийском царстве Уддияна. Лотос как божественная утроба или женское лоно почитается как плодородное начало в буддийской тантре. В буддизме ваджра является синонимом мужского органа. Союз ваджры и лотоса — это символ объединения формы и пустоты, искусных средств и мудрости. На духовном плане союз ваджры и лотоса символизирует проникновение и восхождение психических ветров по центральному каналу тонкого тела, которые пронизывают и открывают «лотосы» каналов-колёс, или чакр[11].
Лотос стал символом Амитабхи, красного будды запада и «Владыки Падма, или лотосового семейства». Качества Амитабхи характеризуются как краснота огня, витальные жидкости, вечерние сумерки, лето и преобразование страсти в различающую осознанность. Пандара почитается как супруга Амитабхи. Её атрибутом также является красный лотос. Главенствующий бодхисаттва Амитабхи — это Падмапани Авалокитешвара, «держатель лотоса» и бодхисаттва великого сострадания[5]. Падмапани, что означает «лотосорукий», держит в руках восьмилепестковый белый лотос как символ его безукоризненной чистоты, любви и сострадания. Как эманации Авалокитешвары, все четырнадцать последовательных воплощений Далай-ламы изображаются с белым лотосом сострадания в своих правых руках. Одна из главных женских бодхисаттв лотосового семейства — это Белая Тара. Атрибут Тары в виде шестнадцатилепесткового лотоса символизирует совершенство всех её качеств и её подобие шестнадцатилетней деве[3].
Большой палец и один из трёх первых пальцев на руке божества или держателя линии тибетского буддизма часто находятся на уровне сердца. Они сложены в жесте дарования учения или прибежища. В пальцах они мягко держат нижнюю часть стебля. Затем стебель изящно поднимается вверх, выпуская листья, по мере того как приближается к цветку на уровне уха божества. Это символизирует подобную нектару передачу Будда-дхармы, которая привлекает учеников, как пчёл, к чистому и необусловленному аромату устных или «прошёптанных на ухо» наставлений. Основной стебель лотоса разделяется на три побега, один из которых заканчивается семенной коробочкой, стебель посередине заканчивается цветком, а третий, с другой стороны, — маленьким, нераскрывшимся бутоном. Эти три стадии созревания представляют будд трёх времён — прошедшего, настоящего и будущего соответственно[12].
Семена лотоса используются в буддистских ритуалах, называемых великими четырьмя ритуалами или активностями тантры. В частности, для мирных ритуалов используются хрусталь, жемчуг, белые семена лотоса, белый коралл, раковина и бусины из слоновой кости. Для ритуалов приумножения и накопления используются чётки из семян дерева бодхи, лотосовых семян, золотые, серебряные и бронзовые бусины[13].
Исходная поза лотосаВ честь лотоса названа поза «падмасана» (санскрит: पद्मासन, padmāsana IAST), одна из основных поз в духовной практике и йоге. В падмасане человек сидит, скрестив ноги, в то время как ступни находятся на противоположных бёдрах. Поза известная с древнейших времён и продолжает использоваться в хатха-йоге и медитациях[14].
Считается, что падмасана способствует ментальному покою и концентрации. Поза позволяет телу быть устойчивым в течение длительного периода времени, благодаря чему используется в медитации. Осанка оказывает давление на нижнюю часть позвоночника, что способствует расслаблению. Дыхание замедляется, снижается мышечная напряжённость и кровяное давление. В комбинации с падмасаной могут используются другие позы йоги[15].
Падмасана стала олицетворять практики в индуизме, буддизме и джайнизме. В ней изображаются божества и основатели традиций. В падмасане сидят Сурья, Вишну и Лакшми, Шива, а также Будда Гаутама и тиртханкары[16].
- ↑ 1 2 Альбедиль, 1996, с. 319.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 23.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 221.
- ↑ Альбедиль, 1996, с. 320.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Бир, 2013, с. 30.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 29.
- ↑ Бир, 2013, с. 222.
- ↑ Бир, 2013, с. 28—29.
- ↑ Pt. Sri Rama Ramanuja. Vaiṣṇava Iconology based on Pañcarātra Āgama (неопр.) (2013).
- ↑ 1 2 Sri Vishnu Sahasaranama Stotram. Sanskrit, Transliteration and English Translation (неопр.). Swami Krishnananda Society (2018).
- ↑ Бир, 2013, с. 29—30.
- ↑ Бир, 2013, с. 220.
- ↑ Бир, 2013, с. 224.
- ↑ Смит, 2006, с. 59.
- ↑ Малиновская и Ткачев, 2017, с. 73.
- ↑ Zimmer, 1952, pp. 209—210.
- на русском языке
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. Справочник / Пер. с англ. Л. Бубенковой. — М: Ориенталия, 2013. — 336 с.
- Альбедиль М. Ф. Падма (лотос) // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 319—320.
- Малиновская В. и Ткачев И. Хатха-йога. — Иллюстрированная Энциклопедия. — К.: Виват, 2017.
- Смит Дж. Йога. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. — М: Эксмо, 2006.
- на других языках
- Dallapiccola A. Dictionary of Hindu Lore and Legend. — New York: Thames & Hudson, 2002.
- Lawlor R. Voices Of The First Day: Awakening in the Aboriginal Dreamtime. — Rochester, Vermont: Inner Traditions International, 1991.
- Sri Gopala-Tapani Upanishad (with the commentaries of Baladeva Vidyabhushana and Vishvanatha Chakravarti)
- Zimmer H. Philosophies of India / Campbell J.. — London: Routledge & Kegan Paul, 1952.
Что символизирует лотос? — Славянская культура
Цветы лотоса обладают едва ли не самой богатой и универсальной символикой в мире и описаны в большом количестве самых сакральных мифов и легенд. Они известны не только своей утончённой красотой и восхитительным ароматом, но и благодаря целительным свойствам — умиротворяющим дух и исцеляющим тело, дарящим жизненные силы и уверенность, привлекательность и долгую молодость. По сути, лотос — самое священное растение стран Востока, единогласно отождествляющих его со светом, первозданной чистотой, целомудрием и самопознанием.
Причин для такого почитания изысканное дитя Флоры имеет достаточно: зарождаясь в илистом дне, бутон лотоса преодолевает толщу воды и распускается на рассвете под первыми лучами солнца — а на закате снова смыкает лепестки и погружается в тёмную прохладную глубину. Так лотос начал олицетворять Солнце, движение небесных светил, смену дня и ночи. Кроме того, этот цветок символизирует Вселенную, вечность и время — прошлое, настоящее и будущее, — ведь одно и то же растение одновременно имеет семена-орешки, цветы и нераспустившиеся ещё бутоны. Плоды лотоса, попавшие в неплодородную почву, могут проспать полтора столетия, — и затем снова дать жизнь прекрасным цветам. Соединяя в себе стихии земли (дна водоёма), воды, воздуха и огня (солнце), лотос оказывается неразделимо связанным с сотворением мира.
Лотос в Египте
У египтян лотос символизировал солнце, воскрешение, красоту, процветание и плодородие, а так же верховную власть. Ароматный цветок гибкими зелёными стеблями вплёлся в мифологию древней цивилизации, став неотъемлемым атрибутом богов. Бог солнца Ра родился из лотоса, распустившегося на поверности Первоначальной Воды. Его сын, Гор, каждое утро поднимался из цветка лотоса с восходом солнца и в него ложился почивать. Бог плодородия и возрождения жизни Осирис с женой Исидой сидели на тронах из лотосов, и их головы венчали сплетённые из прекрасных цветов головные уборы.
Наследуя своих богов, фараоны украшали свои головы цветами «небесной голубой лилии», носили скипетры в виде цветка лотоса на длинном стебле, и его же лепестками были усыпаны гробницы владык – чтобы они воскресли в загробной жизни. Пять лотосов были эмблемой Верхнего Египта, а бутоны были выгравированы на золотых монетах. Венками из лотоса украшали статуи богов, храмы, головы важных гостей, а на пирах слуги разносили свежие цветы наподобие блюд, и заменяли их свежими при первых признаках увядания. Лотос использовался в египетской архитектуре – на колоннах, в качестве украшения стен. Египтяне даже применяли изображение лотоса как иероглиф, обозначающий число 1000.
Египтянки использовали масло из нильского лотоса в любовной магии: они считали, что капнув им на три главные точки – за ушами и в центре лба – образовывали пирамиду, обращённую вершиной к звёздам, — и это делало их особенно обаятельными. Лотос служил так же оберегом: вдыхая аромат цветка, человек получал его защиту, а если постоянно носил на теле стебель, лист, лепесток или орех лотоса — боги одаривали его благословением, счастьем и безсмертием.
Древнеегипетская поговорка гласит: «Много лотосов на воде — велико будет плодородие». А это было уже вполне земным счастьем египетского народа – ведь из богатых крахмалом, клетчаткой и сахарами плодов лотоса пекли сытный хлеб и готовили лекарственные настои.
Лотос в Индии
Древняя Ведическая цивилизация считала Лотос цветком Жизни, поскольку он присутствовал в первоначальном хаосе, и дал начало всему сущему: Упанишады описывают землю как плавающий по поверхности космической бесконечности цветок лотоса. Индусы изображали трон многих индуистских богов в виде лотоса. Из пупа первого в мире бога Вишну некогда вырос лотос, и из этого цветка появился созидающий миры Брахма. Боги впахивали молочный океан – и тогда из его глубин вышла богиня счастья и красоты Лакшми с лотосом в руках, ставшая супругой Вишну.
Из лепестков голубого лотоса заваривали ароматный чай, а так же их курили через кальян. Эмблемой Индии и сегодня является красный лотос — «друг солнца, распускающийся, лишь когда уходит месяц и холод ночи».
Лотос в Китае
В Китае эпохи Даосизма лотос считался священным растением: деву Хэ Синь-гу, одну из восьми Бессмертных, изображали с цветком лотоса в руках. Строение Вселенной в буддистском веровании понимается как бесчисленные лотосы, заключающиеся последовательно один в другом до бесконечности. Изображение этого цветка обязательно присутствовало в китайской живописи – в западной части небосвода художники изображали «небесное лотосовое озеро» — так в Древнем Китае понимали рай, где каждый цветок общался с душами. Если умерший человек был обродетелен – лотос распускался, в обратном же случае вянул.
Буддисты связывали лотос с образом Будды: когда он родился, с неба упал щедрый дождь из лотосов. Мальчик сразу сделал семь первых шагов, и где его ноги оставляли следы – выростали лотосы. Самую известную позу йоги, в которой достигается медитативное сосредоточение и наиболее острая концентрация внимания, назвали позой «лотоса» не случайно. Будда так же изображается сидящим на распустившемся цветке лотоса: его корень подобен материи, тянущийся вверх стебель – душе, а не касающийся воды и напоенной солнецем цветок – дух. «Даже живя среди болотной грязи, можно оставаться незапятнанно чистым» — говорил Будда. Поэтому поза лотоса символизирует нирвану — полное раскрытие души и духа. Рай Будды так же предствляли как сады с цветущими белыми, голубыми, жёлтыми, розовыми и красными лотосами в водоёмах.
В популярном сегодня во всём мире течении фен-шуй изображения цветка лотоса или его стеклянные статуэтки используются для пробуждения духовного сознания и умиротворения домашней атмосферы, для активизации зон богатства и партнёрства.
Лотос в Античности
Гомер описал в «Одиссее» давний миф о «лотофагах» — людях, отведавших лотоса, забывшими свою прошлую жизнь и не желающими покидать места цветения магического цветка – Ливию (именно в таком месте спутники Одиссея захотели навсегда остаться). А у древних римлян была легенда о преследуемой Приапом нимфе Лотис, превратившейся в цветок лотоса. Геракл совершал одно из своих путешествий в золотом челне в форме лотоса. Овидий «Метаморфозах» повествует о превращении в лотосовое дерево Дриопы, сорвавшей лотос. Этот цветок так же посвящался Афродите и Гере.
Лотос в Европе
Старая германская легнда рассказывает, что у каждой водяной лилии есть крохотный крылатый друг: якобы из бутона рождается эльф, для которого венчик цветка служит домом – а затем они вместе умирают. Возможно, отсюда и возник сюжет о сказочной Дюймовочке. Впрочем, речь уже не о лотосе, а её родственнице – кувшинке. Древние германские саги рассказывают и о прекрасных русалках – никсах – живущих среди кувшинок, и завлекающих путников в трясину. Чем севернее и дальше от солнечного Востока – тем меньше остаётся божественного света в понимании лотоса, и всё больше добавляется мрачного мистицизма и нечисти.
Лотос в Америке
Зато намного вдохневеннее и эпичней рождение «лотоса» описывает старая легенда североамериканских индейцев: отважный и могущественный вождь племени пустил в небо стрелу, которую захотели получить Полярная звезда и Венера. Когда они бросились её ловить, то столкнулись лбами – на землю посыпались яркие искры и попали в водоём. Из них и появились белые кувшинки.
http://origin.iknowit.ru/paper1254.html
Похожие статьи:
Традиции → Женщина в Родноверии
Традиции → Родные, древние Славянские имена
Культура → Под Тулой пройдет фестиваль народных традиций
Философия → Волхвы
Биографии → Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»
Рейтинг
последние 5
Лотос символ чистоты и просветления
Лотос в руках Будды, «Лотосовая сутра», поза лотоса в йоге, рождённые из лотоса — этот цветок в мифологии и религиях Востока, пожалуй, самый популярный и загадочный. Его образ часто упоминается в древних преданиях и текстах, он использовался и до сих пор используется в религиозных обрядах и духовных практиках.
Обычно растущий в мутной, почти стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Причина этого — особая структура лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Поэтому его сравнивают с духом: также как дух не пятнается материей, так и лотос не пачкается илом, из которого растёт, а потому он олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. Лотос также является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса напоминают солнечные лучи. Вырастающий среди первозданного хаоса, он символизирует центр мироздания.
Лотос в индуизме
В Древней Индии нашу землю представляли как гигантский лотос, распустившийся на поверхности воды. В Упанишадах рассказывается, что когда творец и хранитель мира Вишну отдыхал среди бесформенных первозданных вод, из его пупка вырос божественный гигантский лотос. В нём родился Брахма, создающий миры, от которого и образовалась наша Вселенная. Брахма в обычной иконографии изображается либо стоящим, либо сидящим на лотосовом троне.
С лотосом связана и супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда её имена Падма или Камала («лотосная»).
Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств. В Древней Индии в лотосе усматривали образ творческой силы, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине, – священная гора Меру, которая рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывали небожители и величайшие боги. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлаш.
Лотос в буддизме
Розовый индийский лотос является эмблемой Будды Шакьямуни. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и разразилось чудесным дождем из лотосов , и всюду, где ступала его нога, вырастал огромный лотос. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя.
Гуру Ринпоче, который распространил буддизм на Тибет (VIII в.), известен в буддийской традиции как Лотосорождённый. Говорится, что в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали «рождённый из лотоса» — Падмасамбхава. Гуру Ринпоче был полностью просветлённым, буддой, который появился в этом мире, чтобы помогать всем живым существам.
Одного из учеников Будды Шакьямуни — бодхисаттву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), причём цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»), и он несёт красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведёт из круговорота перерождений. Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — знаменитая шестисложная мантра «Ом мани падме хум» — « О Сокровище в сердцевине лотоса» .
Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств, многие из которых — Белая Тара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие — традиционно изображаются стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.
Лотос — одно из восьми сокровищ или благоприятных символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, указывающих на непосредственную связь его учения с жизнью людей. Лотос, рожденный из грязи незапятнанным, олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.
Современные практики
Образ лотоса напоминает нам о качестве ума — его изначальной светоносной природе, которая присутствует в нас всегда, несмотря на приобретенные силой кармы загрязнения. Для концентрации ума во время медитации, особенно на ранних этапах практики, очень важна правильная поза, которая так и называется «поза лотоса». Выпрямляя спину, скрещивая ноги и складывая руки ладонями вверх, человек действительно становится внешне похож на этот цветок: конечности ассоциируются с лепестками, а прямая как стрела спина — со стеблем.
Позе лотоса обучаются йоги. Визуализируя свою энергетическую систему, они представляют чакры (энергетические центры) в виде лотосов разных цветов, с разным количеством лепестков, повернутыми вверх или вниз. Энергетические потоки, проходя через чакры, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Венечная чакра именуется сахасрарой, то есть тысячелепестковым лотосом.
Растение лотос (которое можно встретить в разных странах, в том числе и в России — в основном, в дельте Волги и на Дальнем Востоке), находит и своё практическое применение в жизни людей. Из семян лотоса, вырастающих величиною с орех, делают чётки. Издревле лотосы давали людям и пищу, и лекарство от многих болезней. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения. Уникальные свойства лотоса как будто символизируют качества бодхисаттв, которые стремятся принести пользу всем живым существам.
значение и символизм. Читаем Oum.ru
Зеркальная гладь озера, отблеск луны в чёрной прохладной воде и белоснежные лепестки лотоса, безмятежно покоящегося на поверхности воды. Лотос — символ совершенства, символ умиротворения, символ чистоты. Лотос берёт своё начало в грязной болотной тине и пробивается сквозь многие слои речного ила, подобно нашему сознанию, которое, пробуждаясь, пробивается сквозь омрачения и «клеши». Так, устремившись вверх, цветок лотоса преодолевает всё сопротивление, и вот его белоснежные лепестки однажды проклёвываются над водной гладью, чтобы раскрыться во всей своей красоте.
Лотос в буддизме символизирует чистый ум, чистое сознание — состояние Будды. Пробиваясь сквозь грязную болотную тину омрачений, лотос раскрывается тысячей лепестков так же, как тысячей совершенных качеств Будды раскрывается наше сознание в процессе духовного развития.
Что же означает лотос в буддизме? Цветок лотоса — это символ духовного развития и самосовершенствования. Символика лотоса часто встречается в буддизме. К примеру, самая известная сутра, в которой изложено учение Махаяны, называется «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы». Почему именно такое название? Потому что лотос — это символ совершенства, символ гармонии. И в этой сутре изложена, если так можно выразиться, самая совершенная версия Дхармы — учения Будды. Цветок лотоса в буддизме также фигурирует и в самой известной (или одной из самых известных) мантре «Ом Мани Падме Хум». Дословный её перевод: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса».
Примечательно, что сама фраза перевода, конечно, очень красивая, но ведь никакого конкретного смысла не несёт. И в этом на самом деле заключена вся ценность мантры. Дело в том, что по мере практики рецитации мантры или медитации с ней, она для каждого практикующего будет раскрываться своим смыслом. И вряд ли можно встретить в мире два одинаковых понимания этой мантры. Потому что словами глубинный смысл мантры выразить вообще невозможно. Но если говорить о примерном понимании мантры, то она означает примерно следующее: «В моём сердце (или в моем сознании) присутствует драгоценная жемчужина — природа Будды — изначальная чистая природа каждого живого существа. И в процессе раскрытия лотоса, который символизирует сознание, в его сердцевине засияет природа Будды». Это, разумеется, лишь одна из вариаций понимания смысла мантры, и описание — весьма условное. Но это, так сказать, определённое направление для ума, чтобы на начальном этапе углубиться в медитативные размышления над этой мантрой. И впоследствии для каждого практикующего она обретает свой смысл, и в лотосе его сознания начинает сиять драгоценная жемчужина — природа Будды.
Значение лотоса в буддизме с трудом укладывается в какие-то определённые концепции, так как школ и направлений в буддизме очень много. Но в большинстве из них лотос занимает центральное положение в символике и олицетворяет собой совершенство тела, речи и ума, которое достигается в тот момент, когда мы осознаём в себе наличие той чистой неизменной изначальной природы — природы Будды. То есть, так или иначе, все живые существа уже имеют в себе само это состояние, но лишь в силу наличия омрачений и «клеш» это состояние не осознаётся на глубинном уровне.
Подобно тому, как тяжёлые серые тучи скрывают солнце, так и «клеши» скрывают в каждом живом существе природу Будды. И когда лотос нашего сердца раскрывается всеми своими благородными качествами, драгоценная жемчужина светом своего сияния озаряет всё вокруг и вдохновляет других встать на путь самосовершенствования. И в этом и есть путь бодхисаттвы, а жемчужиной, сияющей в цветке лотоса, можно назвать бодхичитту — добродетельный настрой ума, который бодхисаттва неустанно взращивает в себе бессчётные кальпы.
Лотос в буддизме — это символ победы над своими извечными врагами — вездесущими «клешами», которые на самом деле и являются причиной всех наших страданий и нашим главным препятствием на пути к обретению состояния совершенства — состояния Будды. На самом деле, всё, что мы можем делать, — это работать со своим умом. Не стоит пытаться изменить этот совершенный мир, ведь лишь в силу собственного несовершенства мы видим его несовершенным. И чтобы увидеть этот мир таким, каким видел его Татхагата, следует неустанно трудиться над тем, чтобы лотос нашего сердца раскрылся тысячей совершенных качеств. Преодолевая болотную тину дна озера, из которого произрастает лотос нашего сознания, мы движемся в самом верном направлении — от несовершенства к совершенству. И именно это стремление и это движение нам, с помощью цветка лотоса, указывает сама природа.
Лотос – символ чистоты и самосовершенствования
Лотос в руках Будды, «Лотосовая сутра», поза лотоса в йоге, рождённые из лотоса — этот цветок в мифологии и религиях Востока, пожалуй, самый популярный и загадочный. Его образ часто упоминается в древних преданиях и текстах, он использовался и до сих пор используется в религиозных обрядах и духовных практиках.
Обычно растущий в мутной, стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Причина этого — особая структура лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Поэтому его сравнивают с духом: также как дух не пятнается материей, так и лотос не пачкается илом, из которого растёт, а потому он олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. Лотос также является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса напоминают солнечные лучи. Вырастающий среди первозданного хаоса, он символизирует центр мироздания.
Я собрала информацию о том, какую роль играет лотос в символике индуизма, буддизма и в современных духовных практиках.
Лотос в индуизме
В Древней Индии нашу землю представляли как гигантский лотос, распустившийся на поверхности воды. В Упанишадах рассказывается, что когда творец и хранитель мира Вишну отдыхал среди бесформенных первозданных вод, из его пупка вырос божественный гигантский лотос. В нём родился Брахма, создающий миры, от которого и образовалась наша Вселенная.
Вишну, из пупка которого родился Брахма, и богиня Лакшми
Брахма в обычной иконографии изображается либо стоящим, либо сидящим на лотосовом троне.
С лотосом связана и супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми.
Богиня Лакшми
По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда её имена Падма или Камала («лотосная»).
Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.
Ганеша — бог богатства и благополучия
В Древней Индии в лотосе усматривали образ творческой силы, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине, – священная гора Меру, которая рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывали небожители и величайшие боги. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлаш.
Лотос в буддизме
Розовый индийский лотос является эмблемой Будды Шакьямуни. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и разразилось чудесным дождем из лотосов, и всюду, где ступала его нога, вырастал огромный лотос. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя.
Рождение царевича Сиддхатртхи Гаутамы
Гуру Ринпоче, который распространил буддизм на Тибет (VIII в.), известен в буддийской традиции как Лотосорождённый. Говорится, что в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали «рождённый из лотоса» — Падмасамбхава. Гуру Ринпоче был полностью просветлённым, буддой, который появился в этом мире, чтобы помогать всем живым существам.
Падмасамбхава
Одного из учеников Будды Шакьямуни — бодхисаттву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), причём цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»), и он несёт красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведёт из круговорота перерождений.
Авалокитешвара
Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — знаменитая шестисложная мантра «Ом мани падме хум» — «О Сокровище в сердцевине лотоса».
Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств, многие из которых — Белая Тара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие — традиционно изображаются стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.
Белая Тара
Лотос — одно из восьми сокровищ или благоприятных символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, указывающих на непосредственную связь его учения с жизнью людей. Лотос, рожденный из грязи незапятнанным, олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.
Современные практики
Образ лотоса напоминает нам о качестве ума — его изначальной светоносной природе, которая присутствует в нас всегда, несмотря на приобретенные силой кармы загрязнения. Для концентрации ума во время медитации, особенно на ранних этапах практики, очень важна правильная поза, которая так и называется «поза лотоса».
Выпрямляя спину, скрещивая ноги и складывая руки ладонями вверх или вниз, человек действительно становится внешне похож на этот цветок: конечности ассоциируются с лепестками, а прямая как стрела спина — со стеблем.
Позе лотоса обучаются йоги. Визуализируя свою энергетическую систему, они представляют чакры (энергетические центры) в виде лотосов разных цветов, с разным количеством лепестков, повернутыми вверх или вниз. Энергетические потоки, проходя через чакры, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Венечная чакра именуется сахасрарой, то есть тысячелепестковым лотосом.
Растение лотос (которое можно встретить в разных странах, в том числе и в России — в основном, в дельте Волги и на Дальнем Востоке), находит и своё практическое применение в жизни людей. Из семян лотоса, вырастающих величиною с орех, делают чётки. Издревле лотосы давали людям и пищу, и лекарство от многих болезней. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения. Уникальные свойства лотоса как будто символизируют качества бодхисаттв, которые стремятся принести пользу всем живым существам.
Цветение лотосов в дельте Волги
Лотос — священный цветок древности.
Лотос- символ совершенствования
Лотос- символ совершенствования. Фото с secretchina.com
Лотос в Америке, Индии, Египте,Китае и России cуществует в огромном разнообразии цвета и вида. Лотос произрастает в водоемах, богатых илом. И несмотря на все сложности своего появления на «свет» из темного ила, сквозь толщу воды цветок лотоса тянется к небу и солнцу. Удивительные по своей красоте цветы будоражат сознание человека , они расцветают вне воды и тянуться к свету не только Солнца , но и Луны. Поэтому наблюдать великолепие цветущих лотосов можно и в лунную ночь.
Листья лотоса покрыты воскообразным веществом, защищающих их от грязи. Это загадка маленьких водяных созданий. Они расцветают по два, один мужской цветок и один женский, что делает лотос символом счастливых пар. Они цветут в течение 3-х или 4-х дней, источая тонкий аромат. Символика лотоса в сознание древних и современных людей очень богата…
Цветок лотоса — священный
Лотос олицетворяет непорочность, совершенство, изящество и стремление к духовной чистоте с древних времен. Вырастая из грязи, он никогда не бывает испачкан. Особая структура его листьев и лепестков могут отталкивать воду, собирая при этом с листа лотоса всю грязь.
И именно это особенное свойство оставаться чистым сделало лотос символом духовного совершенствования: в какой бы среде, хорошей или плохой, не находился человек, он всегда должен сохранять ясное сознание и душевную чистоту. Признак символа совершенствования подтверждает и форма всех составляющих этого цветка. Форма его листьев, лепестков и даже сердцевины стремятся к круглой, т.е. к совершенной форме.
Лотос — один из древнейших цветов в мире
Его долгожительство впечатляет. Появление цветков лотоса радовало еще древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие». В 1881 году при раскопках гробницы фараона Рамсеса II нашли несколько бутонов голубого лотоса, которые хранились в течение 3000 лет и даже в засушенном состоянии сохранили свой необыкновенный цвет. Сознание того, что засушенные цветы лотоса произвели наибольшее впечатление, чем роскошь ослепительных богатств гробницы говорит о действительной таинственной силе и обаянии цветов. А найденные в Японии семена лотоса, возраст которых составлял 2000 лет. После посадки семени вновь проросли и зацвели, напоминая всем о совершенствовании. Кроме того, собранные семена лотоса были съедобны, как и остаток растения.
Лотос употребляют в пищу с древних времен
Лотос- символ совершенствования. Фото с secretchina.com
Египетский голубой лотос выращивался в Древнем Египте из-за его корневищ и макоподобных семян, добываемых из середины лотоса которые использовали для выпечки хлеба и приготовления хмельного напитка. Засахаренные корни лотоса напоминают на вкус мармелад, цветы же лотоса используют для приготовления элитного чая, а также в парфюмерии. Аромат лотоса издавна считается квинтэссенцией всего самого ценного в этом мире. Поэтому в старину во Вьетнаме чай с ароматом лотоса был привилегированным напитком королевского двора, аристократов и богатых людей. Кроме того, китайцы едят тычинки и стебель, в их сознании есть убеждение, что эта еда возвращает старикам былую молодость. Растение лотоса давало людям не только вкусную пищу, но лекарство от многих болезней для совершенствования человеческого тела..
Легенда о напитке забвения
В сочинениях Геродота и поэме «Одиссея» говориться о стране, где едят лотосы. Жители этой страны- «лотофаги» («поедатели лотоса»)делали из лотоса напиток забвения: всякий, кто его выпьет, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка. Из сознания этого человека сотрется память о настоящей родине и первоначальных намерениях. Покидая остров, Одиссею пришлось применить силу и привязать своих людей, находящихся под действием цветочных чар, к скамьям своего корабля. В середине XX века историки привели доказательства того, что мифологическая земля лотофагов — это небольшой утопающий в зелени остров Джерба, где растет несколько видов лотоса и кувшинок.
Лотосы используют как подношение богам
Мы часто находим лотос, изображенным на обычных предметах, в элементах архитектуры и живописи. Будды (Просветленные на древнем санскрите) часто изображаются сидящими на лотосах. Цветы использовались в качестве подношения богам. Легенда гласит, что солнце родилось из цветка гигантского лотоса, где боги солнца вновь обретают свою молодость. Японская богиня природы также сидит на лотосе. Красивые и душистые цветы лотоса часто сравнивают с женской чистотой и целомудрием и совершенствованием.
В сознании индийцев таится легенда о том, что боги Брахма и Савасвати родились из цветка лотоса. В Индии почитают лотос и до сих пор воспевая его в ритуальных танцах. Если танцовщица складывает руки на уровне лица пальцами вверх, это означает спящий бутон лотоса, если разъединяет пальцы с соединенными кистями рук — распускающееся растение как символ совершенствования. Красный лотос и на сегодняшний день остается эмблемой Индии.
Отношение современников к символу совершенствования
Лотос- символ совершенствования. Фото с secretchina.com
Лотос недаром практически во всех традициях является символом чистоты и совершенствования. Ему придают мистические свойства и в современном материальном мире, далеком от трепетных верований наших предков. Лотос способен очищать энергетическое поле вокруг себя от негативных вибраций. Аура помещения, где находится символ совершенствования, уже от одного его присутствия становится положительной, говорят знатоки и чувствительные люди.
Лотос нередко применяют и для избавления от депрессий и тоски. Причем свойство лотоса таково, что из состояния подавленности он выводит постепенно. Это свойство никак несравнимо с современными антидепрессантами, вызывающими моментальную смену настроения и зависимость. Это дает возможность человеческой психике и сознанию адаптироваться к окружающей действительности без последствий и побочных эффектов.
Способность менять сознание человека
Аура лотоса способна улучшать сознание человека, направлять его помыслы к более духовным сферам. По мнению духовно развивающихся людей, использовать « лотосотерапию» особенно рекомендуется тем людям, которые слишком погрязли в материальном мире, которые думают только о карьере, деньгах и славе совершенно забывая о второй духовной стороне своей личности. Если такой человек будет носить при себе лепестки лотоса или хотя бы по полчаса наблюдать за этим растением, то постепенно его сознание изменится. Натура его станет более утонченной, он постепенно начнет обращать свой взгляд и на духовное совершенствование. Не стоит забывать и о древних практиках, где лотос имеет более широкое значение, чем цветок, который можно увидеть и понюхать. Ведь способность сохранить ясное сознание и спокойный ум даже современного человека позволяет техника медитации, опять-таки со скрещенными в положении лотоса ногами.
Поговорка гласит: «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение».
Ксения Величко. Великая Эпоха http://www.epochtimes.com.ua/ru/life/life/sovershenstvo-lotosa-otrazheno-v-soznanyy-sovremenn-h-y-drevnyh-ljudej-89124.html
Лотос в китайской живописи
Лотос в китайской живописи
О любви к лотосу — перевод В.М.Алексеева Чжоу Дуньи
«На суше, на воде, в траве, на дереве — повсюду цветов есть очень много всяких, которые достойны любованья. В эпоху Цзинь жил Тао Юаньмин — поэт, который полюбил одну лишь хризантему. С династии же Тан и вплоть до наших дней любовь людей сильней всего — к пиону.
А я так люблю один только лотос — за то, что из грязи выходит, но ею отнюдь не замаран, и, чистой рябью омытый, капризных причуд он не знает. Сквозной внутри, снаружи прям… Не расползается и не ветвится. И запах от него чем далее, тем чище…»
Он строек и высок, он чисто так растет. Прилично издали им любоваться, но забавляться с ним, как с пошлою игрушкою, отнюдь нельзя.
И вот я так скажу:
«Хризантема среди цветов — то отшельник, мир презревший. А пион среди цветов — то богач, вельможа знатный. Лотос — он среди цветов — рыцарь чести, благородный человек. Да! Да! Любовью к хризантеме, с тех пор как Дао нет, прославлен редко кто. Любовью к лотосу живет со мною вместе. Какой поэт? Любовь к пиону подойдет к поэту из толпы».
Ветер спросил у Лотоса: «В чем Суть Тайная твоя?» Лотос ответил: «Суть моя в том, Что для Себя Сам -Тайна я» Рабиндранат Тагор
С древних времен, лотос был божественным символом в азиатских традициях. Это один из восьми Благоприятных знаков (Ashtamangala), относящихся к ряду дхармических традиций, таких как индуизм и буддизм. В буддийской
символике, лотос символизирует чистоту тела, речи и ума. Он как будто плывет над мутными водами привязанности и желания. Многие божества азиатских религий изображены сидящими на цветке лотоса. Говорят, что Будда Гаутама
сразу же после рождения получил способность ходить, и цветы лотоса расцвели везде где он проходил. В даосизме и буддизме цветок лотоса священен. В буддизме лотос символизирует верность. Золотой Цветок лотоса-это символ достижения просветления.
В классической письменной и устной литературе многих азиатских культур, лотос присутствует в образной форме, представляющей элегантность, красоту, совершенство, чистоту и благодать.
Цветок лотос поднимается со дна водоема через мутную воду, чтобы стать чистым и светлым, символизируя возрождение, воскресение и очищение. В Китае лотос является популярной темой живописи. Цветок лотоса означает весну. Предвестник весны он так же считается символом счастья, любви и надежды. Это символ перемен или трансформации, радости и любви. Цветок лотоса будет способствовать духовному понимание и любви.
Картины, изображающие лотос, показывают стремление китайского народа к красоте. Тематика лотоса в современных живописных работах красочна и разнообразна по технике и стилям изображения в китайском искусстве. Такие картины всегда ценны. Они имеют особый культурный подтекст.
Тысячи лет культура развивала уникальные эстетические идеалы изображения лотоса.
Китайские картины с цветами лотоса могут включать кроме того изображение рыбы (процветание) и птиц. Благодаря буддийскому влиянию, лотос имеет уникальное значение в китайском фольклоре и символике. Это символ психической чистоты.
В китайской живописи лотоса, рыбы заигрывают с лотосами. Эта комбинация имеет смысл «жить в достатке» и «каждый год можете получить больше, чем даже хотите». В древнем Китае лотос представлял женщину и рыба — мужчину, так что эта комбинация также подразумевает соединение мужского и женского пола.
Лотос в живописи эпохи Юань
Розовый и белый лотосы.XIV век. Музей искусства. Кимбел.
Цянь СюаньЦянь Сюань. Зимородок и цветы лотоса в пруду (середина 13 века).
Лотос в живописи династии Мин. О живописи в это время в Китае: Китайская живопись в эпоху Мин
Ву Бин (Wu Bin), Розовый лотос появляется из воды
Картина Ву Бина, художника династии Мин (1368-1644) выставленная в музее дворца в Пекине, считается старейшим изображением лотоса в собрании музея.
Цю Ин (ок. 1475 — ок. 1552 гг).Собирая лотосы (приписывается). Мастер работал в стиле Гунби. Его работам присущи тонкосто изящество и гармрничность.
Цю Ин (ок. 1475 — ок. 1552 гг).Собирая лотосыЛотос в живописи династии Цин: Китайская живопись эпохи Цин
Изображение лотоса в книге «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»:
О Чень Хуншоу: Чень Хуншоу
Чжу Да или иначе Бада Шанрен (1626–1705) жил вначале правления династии Цин. Он скрывал свое происхождение по линии принцев династии Мин от маньчжурских завоевателей и стал монахом и художником. Он писал картины на традиционные темы. В том числе лотосы часто фигурируют на них. В своих картинах он часто пренебрегает внешним сходством. Его цель передать резкими штрихами внутреннее состояние и впечатление более, чем сам облик цветка.
О его живописи:
Китайская живопись эпохи Цин
Ли Шань -художник группы так называемых «чудаков или эксцентриков из Янчжоу».
Джин Нун (金农, 1687 —1764. Молодой человек смотрит на лотосы в прудуДжин Нун тоже художник из Янчжоу. Он один из ведущих художников-так называемых эксцентриков из Янчжоу.
Другой живописец эпохи Цин и его лотосы: Ван Су ( Wang Su), Лотосы.
Художник Жэнь Бонянь (1840—1896), работавший познецинский художник, представитель шанхайской школы писал среди всего прочего и цветы. На его стиль оказал большое влияние Джу Да.
Жэнь Бонянь Лотосы и птица
Маленькая птица с распростертыми крыльями снует среди стеблей лотоса, растущих в пруду, это переносит зрителя вниз к поверхности воды, оставляя зрителя практически с глазу на глаз с крошечным существом. Широкие, сине-зеленые листья лотоса и пышные белые цветы огромны, они маячат над птицей, а густой лес стеблей почти скрывает ее.
Лотос в современной живописи изображали многие художники. Прекрасные произведения живописи у Ци Байши.
Ци Байши (1863-1957 ). Лотос и СтрекозаХотя лотос хорошо известен в качестве священного буддийского символа, он также имеет коннотации с долголетием, здоровьем, элегантностью и благородством. Еще одна ассоциация-это седьмой месяц, или лето. Ци Байши известен спонтанным и энергичным стилем живописи. Из-за болезни он не мог работать на полях с остальной частью его семьи в сельской местности в провинции Хунань, и он стал подмастерьем плотника. Хотя у него не было формального образования, он приобрел глубокое знание живописи, каллиграфии, поэзии — все занятия, которые сделали его традиционным китайским художником «литератором».
Постоянно меняющиеся цвета естественного света и тени слилась вместе в этих картинах с лотосами и создают невероятное очарование. Это работы современного китайского мастера Лам Тиан Ксинга (Lam Tian Xing).
Его картины с сайта: http://www.cityu.edu.hk/gallery/2013_lam_tianxing-e.shtml
Лю Хайсу (Liu Haisu) (1896-1994) — китайский художник и учитель, который сочетал традиционные
китайские методы живописи с европейскими методами, особенно Ван Гога и Сезанна,а также содействовал развитию этого стиля как модели для революционизирования художественного образования в Китае. Он работал в разных жанрах. В том числе писал цветы. Его изображения лотоса привлекают красочностью и выразительностью.
Лю Хайсу. Лотосы
Чжан Дацань Лотос
О Дацане тут: Чжан Дацань
Ян Яньпин Голубой лотосОчень много различных стилистических подходов существует в современной китайской живописи, которые развивались в течение последних 30 лет. Работы их в настоящее время варьируются от тех, которые на первый взгляд выглядят вполне традиционным, но на самом деле воплощают мощные новые эстетические инициативы. К таким мастерам относятся и Ян Яньпин.
Цзян Дэбинь 蒋德斌 (р. 1963)
Линь Хукуй 林湖奎 (р. 1945)
Линь Хукуй 林湖奎 (р. 1945)Жао Шао-ань
Чжао Шао-ань (1905 — 28 января, 1) художник из провинции Гуандун. Чжао является известным китайским художником,
Учителем Чжао был мастер Линнаньской школы Гао Цифэн (1889-1933). Он также был обучался у знаменитого мастера Гао Цзяньфу.
«Линнаньская школа живописи была создана в начале 20 века. Основателями были три выдающихся художника на юге Китая. Они стояли за новаторство, считали необходимо сочетать западные, японские элементы с традиционными, чтобы создать стили нового времени. Ситез запада и востока, поиск их гармонии —центральная идея Линнаньской школы. Благодаря усилиям художников первого и второго поколения, Линнаньская школа хорошо развивалась и распространялась.
Худож. Особенности 1. Следуя традиции. Внимание на пустоту, её расположение. 2. Многообразие техники. Например традиционными техниками и их вариантами изображать эффект западной живописи. 3. Яркие цвета: влияние импрессионизма, внимание на свет. Наоборот, кит. традиция говорит о безцветности. 4. Цвета оттеняют монохроматический стиль —Обновление традиционных манер.
5. Сохранение традиционной простоты, нежной ловкости и тонкостей. 6. Новые темы, соответствующие той эпохе. 7. Бодрость Многие Линнаньские художники учились за границей. В общем, считали важно много путешествовать и понимать различные культуры, впитывать их элементы на практическую деятельность искусства.»
Чжао хорош в живописи цветов, птиц, насекомых, животных и пейзажей. В 26 лет он основал образовательное заведение по искусству всю жизнь работал учителем. Во время войны он продал свои картины на помощь народу при бедствиях.
Чжан ДэцюаньWang Xuetao (王雪濤, 1903-1982)
Любимые темы мастера – лотосы, дикая слива, хризантемы, виноград, магнолии, нарциссы, глициния, различные овощи и фрукты, сосна, журавли, рыбы, зимородки, фазаны, насекомые.
Особое место в его творчестве занимает живопись пионов, его вариации написания картин на эту тему исчисляются сотнями. знаменитый художник в жанре цветы -птицы , ранее известный как Тинджунь. Ван изображал цветы и птиц красочно. Он был учеником нескольких известных художников, таких как Ци Бай Ши (1864-1957) и Чэн Бан Дин (1876-1970) Он стал членом Академии живописи в Пекине.
Ван Сюэтаою Wang Xuetao (王雪濤, 1903-1982)
Л
Хуан Юнюй -современный китайский художник. Популярность этого мастера в родном Китае просто феноменальна. Он известен не только своими гравюрами, резьбой, картинами и рисунками тушью.
Этот мульти-талантливый человек опубликовал множество стихотворений, эссе, романов, киносценариев и фотоальбомов. При этом он никогда не учился в традиционных арт-школах.
Лотосы также увлекают его.
Хуан Юн-Юй. Лотосы
Поговаривают, что цены на свои произведения Хуан Юнюй устанавливает по настроению: в хорошем расположении духа — низкие, в дурном — высокие. На стене его дома висит объявление, что все покупки должны быть оплачены только наличными, которые пойдут на восстановление живописных мест в его родном городе. Тем не менее, причуды 91-летнего старика не помешали аукционистам выручить за его работы 98 млн долларов за четыре последних года.
Лотос у Фен Зикая -художника XX века:
Фен Зикай (Feng Zikai)
О Цюньби:
https://turisheva.ru/2017/11/30/huan-tszyunbi-huang-junbi-1898-1991-geniy-oblakov-i-vodopadov/
Хуан Цзюньби (黃君璧 HUANG JUNBI (1898-1991) Хуан Цзюньси — пейзажная живопись, но его роспись цветов лотоса также удивительно красива.
Великолепны работы художника Хуана Юню (Huang Yongyu) род.1924г.
Хуан создал массу работ тушью с изображением пейзажей, цветов и птиц с использованием техники свободной руки
Huang Yongyu. Лотос и птица